Меню

Охрана здоровья развитие общества

Основные принципы развития национального здравоохранения. Социально-профилактическое направление охраны здоровья населения

Здраиоохранение развивалось не хаотически, а в соответствии с наиболее рациональными социально-экономическим и политичес­ким условиями и потребностями охраны и укрепления здоровья на­селения и его отдельных групп, т.е. в соответствии с определенны­ми предпосылками, исходными позициями, характерными для каждого периода, — определенными теоретическими и организа­ционными принципами.

Уже на I Съезде медико-санитарных отделов в июне 1918г. были обсуждены и приняты принципы здравоохранения нового обще­ства: государственный характер, плановое развитие, единство, са­нитарная самодеятельность населения — его активное участие в здравоохранении и, прежде всего, профилактическое направление. Эти основные принципы считались теоретическим и организаци­онным базисом и своего рода вектором развития здравоохранения в советский период. Опыт показал, что они имеют прямое отноше­ние к здравоохранению не только в нашей стране, но и во многом в любой другой стране.

Это подтвердило коллективное решение Всемирной ассамблеи ВОЗ в 1970 г. Ассамблея по инициативе делегации нашей страны приняла резолюцию, обобщившую опыт строительства здравоох­ранения в СССР и ряде других стран, «Основные принципы разви­тия национального здравоохранения». Приводим ее текст с неко­торыми сокращениями.

1. Провозглашение ответственности государства, общества за ох­рану здоровья.

2. Организация рациональной подготовки национальных кад­ров здравоохранения и осознание всеми медицинскими работни­ками своей высокой социальной ответственности перед обще­ством.

3. Развитие здравоохранения в первую очередь на основе широ­кого проведения мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики.

4. Обеспечение всему населению страны наивысшего возмож­ного уровня квалифицированной, общедоступной профилактичес­кой и лечебной помощи.

5. Широкое использование в каждой стране достижений меди­цинской науки и практики здравоохранения.

6. Санитарное просвещение и привлечение к участию в прове­дении всех программ широких кругов населения, являющееся вы­ражением личной и коллективной ответственности всех членов общества за охрану здоровья людей.

Главные исходные позиции — государственная, общественная ответственность за охрану и укрепление здоровья, профилакти­ческая направленность, участие населения в здравоохранении сохраняют свое значение до сих пор. Вместе с тем в жизни нашего общества происходят новые процессы, которые не отменяют, а до­полняют и реформируют прежние принципы. Это:

1. Ответственность общества и государства за охрану и укрепле­ние здоровья населения, создание общественной системы, интег­рирующей деятельность учреждений и организаций всех форм собственности, всех форм и структур (государственных, муници­пальных, частных, страховых и Др.), гарантирующей охрану и ук­репление здоровья населения.

2. Обеспечение со стороны государства и общества всех граж­дан общедоступной квалифицированной медицинской помощью, бесплатной по ее основным видам.

3. Сохранение и развитие социально-профилактического на­правления охраны и укрепления здоровья на основе санитарно-ги­гиенических, противоэпидемических, общественных и индивиду­альных мер, формирования здорового образа жизни, охраны и воспроизводства здоровья здоровых — санологии (валеологии).

4. Личная (персональная) ответственность за свое здоровье и здо­ровье окружающих.

5. Интеграция охраны здоровья в комплексе мер (программ) по защите, охране окружающей среды, экологической политике, де­мографической политике, ресурсосберегательной, ресурсоохран-ной политике.

6. Сохранение и развитие планирования (программирования) в соответствии с целями (целевое планирование) и задачами разви­тия общества и государства, стратегии здравоохранения как отрас­ли государства и функции общества.

7. Интеграция науки и практики здравоохранения. Использова­ние достижений науки в практике здравоохранения.

8. Развитие медицинской самодеятельности — участия населе­ния в охране здоровья.

9. Охрана и улучшение здоровья как интернациональная зада­ча, глобальная проблема, сфера международного сотрудничества.

10. Гуманизм медицинской профессии, соблюдение норм и пра­вил врачебной этики и медицинской деонтологии.

Из всех перечисленных принципов главным остается профилак­тика,о которой скажем дополнительно.

Профилактика вмедицине — широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и по­вреждений, их искоренению или ослаблению у отдельных людей, их групп и всего населения. Выделяют индивидуальную (личную)и общественную профилактику.В зависимости от объекта приложе­ния профилактических мер говорят о первичной профилактике,ког­да меры направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения, и о вторичной профилактикев случаях воздей­ствия на условия и факторы, способствующие развитию уже воз­никшего заболевания или повреждения.

Меры и первичной, и вторичной профилактики самые разно­образные: медицинские, психологические, биологические, гигие­нические (вакцинация, соблюдение режима труда, отдыха, рацио­нальное питание, физическая активность, преодоление вредных привычек и др.), социальные, социально-экономические.

Наиболее демонстративным примером первичной профилакти­ки являются санитарно-гигиенические и эпидемиологические ме­роприятия, иммунизация, вакцинация как средства предупрежде­ния инфекционных заболеваний. Первостепенное значение для первичной профилактики приобретает концепция образа жизни, которая определяет пути предупреждения, прежде всего, хроничес­ких неэпидемических заболеваний (сердечно-сосудистых, онколо­гических, эндокринных, нейропсихических и др.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголем, гипо­динамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Читайте также:  Сценарий мероприятия про здоровье для детей

Выделение первичной и вторичной профилактики соответству­ет и двум аспектам социально-профилактического направления охраны здоровья населения — социально-экономическим мероп­риятиям и медицинским. Такое разделение условно, но профилак­тическое направление нельзя сводить лишь к отдельным гигиеническим мероприятиям — к кампании по вакцинации, по оздоров­лению внешней среды, соблюдению санитарного законодательства

Профилактическое направление заключается, по словам НА. Се­машко, в заботе общества о здоровье населения, путем осуществ­ления социально-экономических мероприятий по улучшению, пре­образованию условий труда, быта, самого образа жизни населения, направленных на охрану здоровья населения, предупреждение при­чин и факторов риска заболеваний и повреждений, на осуществле­ние определенной социальной политики.

В таком широком аспекте профилактика превращается в соци­ально-профилактическое направление в деле охраны и улучшения здоровья народа, включающее в себя медицинские, санитарно-тех-нические, гигиенические, т.е. специфические для здравоохранения, профессиональные меры и социально-экономические, осуществ­ляемые не только системой (службой) здравоохранения, но и всем обществом, всем государственным аппаратом, его органами и учреждениями. Такое направление становится основой стратегии проведения социальной политики в охране и укреплении здоровья населения. Его значение усиливается в современный период эко­логического кризиса, в период перестройки и коренных реформ в экономике, политике, образе жизни.

Социально-профилактическое направление здравоохранения оз­начает осуществление комплекса социально-экономических и меди­цинских мер, обращенных на предотвращение и искоренение причин возникновения и развития заболеваний, создание наиболее благопри­ятных условий для охраны и укрепления здоровья.

Подчеркивая значение общественной, государственной систем здравоохранения в развитии профилактического направления, Н.А. Семашко, З.П. Соловьев и их соратники указывали, что оно не сводится к мерам индивидуальной санитарно-технической про­филактики, примером которой может быть соблюдение правил ан­тисептики и асептики, обработки рук хирурга перед операцией и т.п. Нередко приходилось разъяснять это положение ряду извест­ных клиницистов того времени.

Нельзя было сводить профилактическое направление и к исклю­чительно медицинским мерам борьбы с рядом заболеваний, прежде всего инфекционных. Однако именно так понимали профилакти­ку многие клиницисты. Не случайно совокупность мер по борьбе с инфекционными заболеваниями, включая кампанию вакцинаций, получила в прошлом наименование «профилактической», или «пре­вентивной» медицины в противоположность медицине лечебной. Еще в 1927 г. в докладе «Вопросы профилактики в преподавании клинических дисциплин» З.П. Соловьев отмечал, что у некоторых ведущих клиницистов не было четкого представления о задачах в области профилактики, что они не понимают и извращают идеи общественной профилактики, сводя ее к техническим, санитарным мерам и приемам. «Нельзя, — говорил З.П. Соловьев, — сводить про­филактику только к работе санитарного врача, санитарной орга­низации, это вернуло бы нас к земской медицине». Профилактика -это разносторонняя деятельность, направленная на оздоровление внешней среды, условий жизни. Это, прежде всего, широкое раз­витие методов социальной помощи в самых разнообразных ее формах и проявлениях».

Профилактическое направление, полностью себя оправдываю­щее в борьбе с так называемыми социальными болезнями, эпиде­мическими заболеваниями, внедрялось в работу всех лечебных уч­реждений, перед которыми были поставлены задачи оздоровления условий труда и быта, проведения диспансеризации, профилакти­ческих осмотров и других мер. В числе первых клиницистов, при­знавших профилактическое направление, диспансеризацию, важ­ность изучения этиологических факторов внешней среды, условий труда, быта, роли социальных воздействий, трудового прогноза, выявления и устранения ранних, начальных форм заболевания и других аспектов профилактики, были терапевты М.П. Кончалов-ский, Г.Ф. Ланг, педиатр А.А. Кисель, хирурги Н.Н. Бурденко, А.В. Вишневский и др. Подчеркивая значение профилактики в кли­нике, М.П. Кончаловский говорил: «. если конечной задачей кли­ники является предупреждение болезней, то профилактические задачи могут быть разрешены лишь глубоким знанием этиологии в широком смысле, изучением как эндогенных факторов (наслед­ственность и пр.), так, главным образом, экзогенных факторов, т.е. той среды, которая окружает больного. В сферу последнего изуче­ния входят социально-бытовые факторы, а также те вредности, которые связаны с неблагоприятными условиями труда».

За рубежом идеи индивидуальной профилактики заболеваний в последние годы все больше подкрепляются высказываниями о роли социальных факторов, значении общественных мер и программ предупреждения болезней. Становятся практикой отдельные програм­мы профилактики не только инфекционных, но и неэпидемических, хронических заболеваний.

Читайте также:  Мобильное приложение здоровье для андроид

На Всемирных ассамблеях ВОЗ неоднократно обсуждались про­филактические программы, специальное внимание уделялось свя­зи профилактической и клинической медицины, говорилось о вы­работке новой стратегии здравоохранения для большинства стран мира на основе развития профилактики, интеграции профилакти­ческих служб со всей системой здравоохранения.

Значение профилактической направленности медицины подчер­кнула Международная конференция по первичной медико-сани­тарной помощи в Алма-Ате (1978). На конференции Генеральный директор ВОЗ Х.Маллер говорил, что успехи Советского Союза в создании всеобъемлющей системы здравоохранения в немалой сте­пени обусловлены тем вниманием, которое уделялось ее профилак­тическим аспектам.

В книге, посвященной здравоохранению в Советском Союзе, из­вестный историк медицины Г.Э.Сигерист писал: «То, что происхо­дит в Советском Союзе сегодня, — начало нового периода в исто­рии медицины. Все, что было достигнуто до сих пор за 5 тысяч лет истории медицины, является только первой эпохой — периодом ле­чебной медицины. Теперь новая эра, период профилактической ме­дицины, началась в Советском Союзе».

Исследователь развития здравоохранения, основатель и редак­тор журнала, освещающего проблемы профилактики, М. Террис оп­ределил профилактическое направление медицины как решающее условие успехов здравоохранения в период, который он назвал пер­вой эпидемиологической революцией, связанной с преодолением массовых, главным образом инфекционных заболеваний.

Другой аспект профилактики — медицинские профилактичес­кие меры. Профилактическая работа обязательна для всех меди­цинских учреждений. Идеи профилактики завоевывают умы наших зарубежных коллег, вызывают растущее внимание международных организаций, в том числе ВОЗ. «Профилактика может и должна пронизывать любой вид деятельности в области медицины», — под­черкивают эксперты ВОЗ. Профилактика выражается в контроле за соблюдением гигиенических норм на промышленных предпри­ятиях, в быту, в юроде, деревне, в охране труда, атмосферного воз­духа, почвы, водоемов, продуктов питания, проведении массовых и индивидуальных профилактических прививок, осуществлении многих других санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдении предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, загрязняющих атмосферный воздух, почву, водо­емы, продукты питания и предельно допустимых уровней (ПДУ). Мероприятия по охране, оздоровлению внешней среды, соблюде­нию гигиенических норм и требований обязательны для всех орга­низаций и учреждений, предусмотрены государственным законо­дательством. Санитарное законодательство дополняется новыми положениями, направленными на улучшение охраны труда, оздо­ровление внешней среды, микроклимата предприятий и учрежде­ний, новыми правовыми регламентами и положениями.

Санитарное дело и гигиенические меры сами являются профи­лактикой. Профилактика в лечебном деле — наиболее трудная сфе­ра профилактики. Нередко работники больниц, поликлиник лишь говорят о профилактической деятельности, даже (например, в по­ликлиниках) вводят специальные профилактические дни, отчиты­ваются о проценте посещений с профилактическими целями, но на практике не проводят такую работу. Разделение лечебной и про­филактической работы, количественная оценка профилактики в процентах — это омертвление профилактики, забвение ее сущнос­ти, бюрократическая отписка. Профилактика в работе практичес­кого врача, клинициста — это синтез лечебных и собственно про­филактических, гигиенических и других мер. Она должна быть постоянной заботой врача, образно говоря, она начинается в его голове с психологической установки. Пока этой заботы нет, про­филактика останется декларацией или, того хуже, профанацией. Так и произошло. Как справедливо говорил акад. Е.И.Чазов на I Все­союзном съезде врачей (1988), профилактика, «сыгравшая большую роль на первом этапе здравоохранения в борьбе с эпидемиями, по­степенно обросла пустыми декларациями, общими лозунгами и благими пожеланиями, на деле перестала быть основным методом активной борьбы за сохранение здоровья народа». Сегодня осуще­ствление профилактики в системе здравоохранения зависит, прежде всего, от наиболее массовой медицинской организации — первич­ной медико-социальной помощи (ПМСП), первичных звеньев здравоохранения .

Главной фигурой профилактики становится участковый врач и особенно врач общей практики, семейный врач. Знание условий и

образа жизни пациентов и их семей позволяет конкретно занимать­ся профилактикой и гигиеническим воспитанием.

Основным методом профилактики считается диспансеризация.

Н.А. Семашко называл этот метод ведущим в осуществлении синтеза профилактики и лечения. Сегодня лишь примерно десятая часть больных и столько же здоровых охвачены диспансеризаци­ей. В 1984 г. была поставлена нереальная задача осуществления ежегодной диспансеризации всего населения, которая в основном должна быть завершена в 1995 г.

Нередко диспансеризацией считают профилактические осмотры. На самом деле под диспансеризацией следует понимать комплекс различных диагностических, лечебных, собственно профилактичес­ких и социальных мер. К ним относятся активное систематическое наблюдение за состоянием здоровья, выявление ранних форм забо­леваний, своевременное направление больных на лечение, про­ведение профилактических мероприятий по предотвращению возникновения или развития заболеваний вплоть до перевода за­болевших на другую работу, изменение условий труда и быта и др. При активном наблюдении, которое мы рассматриваем как ведущий момент диспансеризации, врачи и другой медицинский персонал посещают пациентов, вызывают их на консультации в медицинс­кие учреждения, ведут контроль за систематическим обследовани­ем и своевременным принятием профилактических и лечебных мер.

Читайте также:  Природные факторы снижения здоровья человека

Этот метод, как и вообще профилактические меры, должен на­ходить полное отражение в работе врачей на участках как синтез лечебного и профилактического начала. Участковый метод распро­странен на всей территории страны. Он означает, что территория городов и сельских мест разделена на врачебные участки. В горо­дах на территории участка на одного терапевта приходится не бо­лее 2000 человек, на педиатрических участках — 700—800 детей. На промышленных предприятиях существуют так называемые цехо­вые участки. Величина цехового участка различна в зависимости от условий труда; один врач обслуживает от 600 до 2000 работаю­щих. Участковые врачи не только занимаются лечением, но выпол­няют ряд профилактических обязанностей, наиболее полно про­филактическая работа должна выполняться врачом общей практики и семейным врачом.

Профилактика выполняется также в гигиеническом воспитании и санитарном просвещении. Ими обязаны заниматься все медицинские работники (беседы на приеме в поликлинике, у постели больного в стационаре, в семье, патронажные посещения медицин­скими работниками семей и др.). В клубах жилищных управлений, на предприятиях демонстрируются специальные кинофильмы, организуются передачи по радио и телевидению.

В последние годы пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и соответственно этому его организаци­онная структура. Акцент просвещения, информации перенесен на различные формы гигиенического воспитания, начиная с де­тей раннего возраста, которым прививают гигиенические навыки. В основу воспитания положена концепция формирования здоро­вого образа жизни, которая должна находить конкретное вопло­щение в различных гигиенических, профилактических программах. Соответственно изменена организация санитарного просвещения: на базе бывших домов санитарного просвещения открываются цен­тры медицинской профилактики. Центральный институт санитар­ного просвещения, который был преобразован в Институт меди­цинских проблем здорового образа жизни, передал свои функции Научно-исследовательскому центру медицинских проблем форми­рования здоровья. Активно работает с Центром профилактики Минздрава, координируя профилактические программы, в том чис­ле программы профилактики неэпидемических хронических забо­леваний. Министерством здравоохранения определены меры по усилению деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике; была установлена новая структура учреждений фор­мирования здорового образа жизни системы здравоохранения, включая центры здоровья и медицинской профилактики, а также врачебно-физкультурные диспансеры, кабинеты здорового образа жизни отделения профилактики поликлиник, кабинеты санитарного просвещения, университеты, институты или школы здоровья и т.д.

Профилактическое направление в медицине имеет прямое от­ношение к научным исследованиям, в том числе фундаментальным, и всей системе медицинского образования — гигиеническим, про­филактическим и другим дисциплинам.

Профилактика стимулировала создание новых комплексных на­правлений, связанных с лечением и предупреждением не только соматических, но и психических заболеваний, — психогигиены, психопрофилактики. В медицинской науке и системе образования первостепенное значение для профилактики имеют концепции этиологии заболеваний, доктрина о первостепенной роли внешней природной и социальной среды в происхождении заболеваний, о необходимости раннего выявления причин болезней для своевре­менного их устранения. И.П. Павлов говорил: «. разве обыкновен­но причины болезни не закрадываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинско­го внимания? А знание причин, конечно, существеннейшее дело медицины. Во-первых, только зная причину, можно метко устрем­ляться против нее, а во-вторых, — и это еще важнее, — можно не допустить ее до действия, до вторжения в организм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в ме­дицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле слова». Разви­тию профилактики способствовало возникновение учения о так называемых преморбидных (или донозологических), т.е. предше­ствующих развитию заболеваний состояниях.

В системе медицинского образования и в организации научных исследований в нашей стране представлены факультеты профилак­тики с комплексом гигиенических кафедр и кафедры обществен­ного здоровья и здравоохранения, эпидемиологии во всех медицин­ских вузах, многих научно-исследовательских институтах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector