Охрана здоровья работников
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья, поддержания долголетней активной жизни работающих граждан страны; совокупность мер политического, экономического, правового, социального и медицинского характера. Решение комплексных проблем О. з. р. возложено на государство и общество в целом, медицинские аспекты входят в компетенцию системы здравоохранения. Медицинские учреждения осуществляют лечебно-профилактическую помощь работающим на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Муниципальный уровень: учреждения первичного звена здравоохранения (врачи общей практики, врачи-терапевты, участковые, специалисты).
профессиональная ориентация работников с учетом индивидуальных и групповых рисков развития профзаболеваний;
контроль за состоянием здоровья работников и допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья;
проведение экономически и клинически эффективных профилактических, оздоровительных, лечебных и реабилитационных мероприятий;
разработка и научное обоснование порядка осуществления экспертизы связи заболевания с профессией и необходимых нормативных и правовых актов;
осуществление системных мер медико-социальной реабилитации больных и инвалидов.
Региональный уровень: центры профпатологии (врачи-профпатологи).
организация и контроль за деятельностью медицинских учреждений и специалистов общей лечебной сети по медицинскому обеспечению работников, оказание им методической и практической помощи;
организация взаимодействия с органами и подразделениями Минтруда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, хозяйствующими субъектами и др. организациями по усилению медико-социальной защиты работников;
проведение углубленных медицинских осмотров тех, кто работает в течение длительного времени во вредных и опасных условиях труда;
проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией;
участие в проведении лечения, медицинской реабилитации больных и инвалидов по профзаболеванию.
Федеральный уровень: Центр профпатологии Минздравсоцразвития России, клиники профпатологии РАМН и профильных НИИ Минздравсоцразвития России.
организационное и научно-методическое сопровождение деятельности системы медицинского обеспечения работающих и пострадавших;
развитие службы профпатологии в РФ;
консультирование специалистов и пострадавших в сложных диагностических и экспертных вопросах;
проведение экспертизы связи заболевания с профессией в сложных и конфликтных ситуациях;
участие в разработке и реализации государственной и отраслевой политики медико-социального обеспечения работающих и пострадавших.
Источник
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. N 911н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. N 911н
«Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях»
С изменениями и дополнениями от:
21 февраля 2020 г.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 233н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2011 г., регистрационный N 20715).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.
Регистрационный N 26268
Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. N 911н)
С изменениями и дополнениями от:
21 февраля 2020 г.
ГАРАНТ:
О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку
1. Настоящий порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, за исключением вопросов оказания медицинской помощи водолазам и другим работникам, работающим в условиях повышенного давления окружающей газовой и водной среды, при заболеваниях и травмах, связанных с профессиональной деятельностью.
2. Медицинская помощь при острых и хронических профессиональных заболеваниях оказывается в рамках:
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
3. Медицинская помощь при острых и хронических профессиональных заболеваниях оказывается медицинскими работниками врачебного (фельдшерского) здравпункта, профпатологических кабинетов, профпатологических отделений, а также центров профпатологии, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 — 12 к настоящему Порядку.
4. Больные доставляются во врачебный (фельдшерский) здравпункт, а в случае его отсутствия в ближайшее место, доступное для выездных бригад скорой медицинской помощи.
5. Медицинские работники врачебного (фельдшерского) здравпункта при выявлении больных с признаками острого профессионального заболевания вызывают бригаду скорой медицинской помощи и оказывают больному медицинскую помощь до ее приезда.
6. Скорая медицинская помощь больным с признаками острого профессионального заболевания оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи на месте выезда, а также по пути следования в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с острыми профессиональными заболеваниями.
Скорая специализированная медицинская помощь оказывается специализированными выездными врачебными бригадами по профилю заболевания.
7. Больные с предварительным диагнозом острого профессионального заболевания доставляются выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации по профилю заболевания, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях.
8. В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, больным с предварительным диагнозом острого профессионального заболевания оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
9. Специализированная медицинская помощь при острых профессиональных заболеваниях, а также при наличии предварительного диагноза острого профессионального заболевания от воздействия ионизирующего излучения и других особо вредных производственных факторов осуществляется в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую помощь пострадавшим от воздействия указанных факторов, и их структурных подразделениях (токсикологические отделения, центры острых отравлений, специализированные центры профессиональной патологии).
10. Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствии эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенным в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2010 г., регистрационный N 17175), а также при наличии у больного медицинских показаний в федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2005 г., регистрационный N 7115).
11. При наличии у больного медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23164).
12. В случае невозможности уточнения клинического диагноза и (или) невозможности оказания специализированной медицинской помощи больным с острым профессиональным заболеванием в условиях медицинской организации, в которую они направлены, при наличии медицинских показаний в указанную медицинскую организацию привлекаются врачи-специалисты из иных медицинских организаций либо больной направляется в иную медицинскую организацию, имеющую в своем составе соответствующие специализированные отделения для проведения необходимых лечебно-диагностических мероприятий.
13. Больные с признаками острого профессионального заболевания после оказания специализированной медицинской помощи направляются:
в медицинские организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации) для проведения лечения в амбулаторных условиях и (или) восстановительно-реабилитационных мероприятий;
в центр профессиональной патологии или иную медицинскую организацию, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям «профпатология», «экспертиза связи заболевания с профессией», «экспертиза профессиональной пригодности», для прохождения экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
14. В центре профессиональной патологии проводится экспертиза связи заболевания с профессией в установленном порядке.
Больной с установленным заключительным диагнозом острого профессионального заболевания:
направляется врачом-профпатологом медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации) для освидетельствования в учреждение медико-социальной экспертизы при наличии признаков временной или стойкой утраты трудоспособности;
регистрируется и ставится на учет в организационно-методическом отделе центра профессиональной патологии;
подлежит диспансерному наблюдению у врача-профпатолога по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации).
15. В случае выявления у больного признаков ранее не установленного хронического профессионального заболевания врач-специалист, выявивший указанные признаки, в течение суток с момента их выявления направляет больного на консультацию в кабинет врача-профпатолога медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации). Больной в случае подозрения на наличие признаков хронического профессионального заболевания вправе самостоятельно с целью консультации обратиться в кабинет врача-профпатолога.
16. В случае выявления признаков ранее не установленного хронического профессионального заболевания врач-профпатолог устанавливает предварительный диагноз хронического профессионального заболевания и направляет больного в центр профессиональной патологии или иную медицинскую организацию, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям «профпатология», «экспертиза связи заболевания с профессией», «экспертиза профессиональной пригодности», для оказания при наличии показаний медицинской помощи, а также проведения экспертизы связи заболевания с профессией и экспертизы профессиональной пригодности.
17. При осуществлении направления приоритет должен быть отдан центрам профессиональной патологии, специализированным по профилю заболевания.
18. В центре профессиональной патологии проводится экспертиза связи заболевания с профессией в установленном порядке.
Больной с установленным заключительным диагнозом хронического профессионального заболевания после оказания медицинской помощи:
направляется в медицинскую организацию по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации) для проведения лечения в амбулаторных условиях и (или) восстановительно-реабилитационных мероприятий;
направляется врачом-профпатологом медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации) для освидетельствования в учреждение медико-социальной экспертизы;
регистрируется и ставится на учет в организационно-методическом отделе центра профессиональной патологии;
подлежит диспансерному наблюдению у врача-профпатолога по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации).
Правила организации деятельности врачебного здравпункта
1. Настоящие правила определяют порядок организации деятельности врачебного здравпункта (далее — здравпункт), который создается в виде структурного подразделения организации, осуществляющей наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
2. Здравпункт создается в организациях с численностью работников свыше 1201 человека в первую смену, свыше 301 человека во вторую смену, свыше 201 человека в третью смену и свыше 101 человека в четвертую смену.
3. Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого контингента и рекомендованных штатных нормативов, установленных согласно приложению N 2 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
4. Здравпункт оснащается в соответствии со стандартом оснащения, установленным согласно приложению N 3 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
5. Основными функциями здравпункта являются:
оказание первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи;
экспертиза временной нетрудоспособности;
организация направления по медицинским показаниям работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультацию к врачам-специалистам;
выдача справок о факте обращения за медицинской помощью;
участие в подготовке списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодических медицинских осмотров;
участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодических медицинских осмотров;
проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменных, послесменных осмотров;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;
проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;
охрана здоровья работников организации;
участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;
ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации;
оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;
повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
изучение и соблюдение правил охраны труда;
предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах.
Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта
Источник