Охрана здоровья
Об охране здоровья детей
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав ребенка на охрану здоровья в Российской Федерации.
Настоящий закон направлен на комплексное регулирование вопросов, связанных с особенностями охраны здоровья детей, с учетом специфики их возраста, устанавливает основные гарантии прав ребенка на защиту здоровья, способствует формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, наркомании, токсикомании, суицида.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
защита материнства и детства – система государственных, общественных и медико-социальных мероприятий, обеспечивающих условия для рождения здорового ребенка, всестороннего развития подрастающего поколения, предупреждения и лечения болезней у женщин и детей;
здоровое питание детей — рациональное, сбалансированное питание, обеспечивающее поступление пищевых, биологически активных веществ, в соответствии с физиологическими потребностями и возрастными особенностями, поддерживающее функциональное состояние организма на высоком уровне, организованное с учетом принципов щадящего питания;
здоровье детей – состояние физического, психического и нравственного благополучия ребенка, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
здоровый образ жизни детей – научно обоснованная, индивидуальная система поведения ребенка, обеспечивающая его физическое совершенство, благоприятные условия для успешной учебы, дальнейшего эффективного труда и жизнедеятельности.
охрана здоровья детей – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также организациями всех форм собственности, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, предоставления ему медицинской помощи;
новорожденный – ребенок с момента рождения до 28 дня жизни.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей
Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья детей.
Статья 4. Цели и задачи государственной политики в сфере охраны здоровья детей
1. Сбережение здоровья детей и создание условий для нормального физического, психического и нравственного развития подрастающего поколения является важнейшей функций семьи и государства и составляет цель государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
2. Задачами государственной политики в сфере охраны здоровья детей являются:
формирование правовых основ гарантий прав ребенка на защиту здоровья;
содействие физическому, психическому и нравственному развитию детей,
развитие сети экспериментальных площадок в различных регионах России по формированию здорового образа жизни у детей;
разработка научных основ профилактики наиболее распространенных заболеваний детей, подростков и молодежи;
комплексное изучение здоровья детского населения России по материалам профилактических медицинских осмотров и материалам выборочных научных исследований;
изучение закономерностей изменений соматического и психического здоровья подростков, особенностей их физического и психофизиологического развития на современном этапе;
формирование здорового образа жизни у детей, организации работы школ, содействующих укреплению здоровья;
разработка предложений по охране репродуктивного здоровья детей;
установление общих закономерностей и механизмов влияния факторов окружающей ребенка среды на здоровье детей с целью обоснования и разработки современных научно-методических основ подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья детей, требований санитарно-эпидемиологического надзора за предметами детского обихода;
повышение уровня оплаты труда участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейной медицины);
развитие сети современных центров высоких медицинских технологий в Российской Федерации;
улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации с целью снижения уровня заболеваемости детей.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья детей относятся:
установление общих принципов государственной политики в сфере охраны здоровья детей;
выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению охраны здоровья детей;
формирование и реализация федеральных целевых программ охраны здоровья детей и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений, организаций и должностных лиц;
софинансирование совместно с соответствующим субъектом Российской Федерации строительства центров высоких медицинских технологий для детей.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты здоровья детей относятся:
реализация государственной политики защиты здоровья детей, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);
софинансирование строительства центров высоких медицинских технологий для детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Источник
Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты
Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.
Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.
Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков
Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.
Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:
- «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
- «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.
Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.
Организация системы охраны здоровья детей в России
Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.
Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.
Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:
- перинатальное наблюдение:
- антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
- интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));
Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.
Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:
- Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
- Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.
К направлениям социальной защиты относят:
- профориентация и трудоустройство;
- выплату пособий;
- реабилитацию и адаптацию детей;
- реализацию права на жилище;
- содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
- организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.
В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:
- медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
- обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
- определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
- популяризация правильного образа жизни;
- меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
- содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
- профилактика девиантного поведения;
- обеспечение безопасности детей в период занятий;
- обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.
Дополнительная информация
Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.
Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению. Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:
- эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
- экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
- природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
- социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
- социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).
В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.
Проведение мониторинга здоровья обучающихся
Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:
- первоклассников;
- учеников пятых классов;
- выпускников 9-го и 11-го классов.
Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:
В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.
Консультирование подростков и профилактическое образование
Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.
Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:
- по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
- по вопросам нарушения межличностных отношений;
- по проблемам нарушения внутренней гармонии;
- по развитию самосознания.
Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.
Подведем итоги
Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.
Источник