Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Статья 41 . Охрана здоровья обучающихся
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 41 настоящего Федерального закона
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 41 настоящего Федерального закона внесены изменения
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
ГАРАНТ:
См. методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях РФ, направленные письмом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. N 08-2228
См. разъяснения по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, направленные письмом Минобрнауки России от 31 августа 2015 г. N ВК-2101/07
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ
7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ часть 1 статьи 41 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ в часть 2 статьи 41 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ часть 3 статьи 41 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ пункт 1 части 4 статьи 41 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Источник
Охрана здоровья обучающихся правовые основы
Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется позитивными тенденциями в решении проблем сохранения, укрепления здоровья обучающихся, обеспечения безопасной здоровьеформирующей образовательной среды, базирующимися в основе своей на конкретизации и систематизации требований к образовательным организациям в выделенных императивах и подготовке педагогических кадров, обладающих здоровьесберегающей компетентностью [2].
Проблема охраны жизни и здоровья обучающихся в отечественной системе образования впервые возникла на рубеже XIX – XX вв. вследствие понимания ведущей роли учителя в организации здоровьесберегающего образовательного процесса. А.С. Виренеус выделял особую роль в гигиеническом переустройстве школы врачу-педагогу (прообраз валеолога), вводимому в штат школы, которому предписывались профилактическая, лечебная, образовательная и исследовательская функции. Однако врач-педагог, вводимый в штат школы, со своей миссией не справлялся, исполняя лишь лечебные обязанности, не участвовал ни в хозяйственном комитете, ни в педагогическом совете – школьные программы, планы преподавания, распределение занятий проходили без участия врачей [1, с. 34]. Тогда с упразднением врача-валеолога велась серьезная подготовка учителей по школьной гигиене. А.П. Доброславин разработал программу преподавания гигиены, вопрос о ее преподавании был поднят на III Пироговском съезде (1888), в середине 90-х г. – разработана программа для женских средних учебных заведений.
На рубеже XX-XXI вв. проблема охраны жизни и здоровья обучающихся вновь актуализируется. 1996 г. — утвержден ГОС ВПО по специальности 040700 — «Валеология» (квалификация: врач-валеолог-преподаватель и педагог-валеолог), с этого времени в вузах открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы, выпускаются специализированные журналы, учебно-методические труды, проводятся научные исследования валеологической тематики, форумы, конференции, семинары для педагогических работников, дисциплина «Валеология» внедряется в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России. Однако в декабре 1999 г. ведущими учеными, общественными и религиозными деятелями подписано открытое письмо министру образования РФ с требованием упразднения дисциплины, в 2001 г. — дисциплина «Валеология» исключена из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «Педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
Несмотря на формальную ликвидацию валеологии, начало XXI в. ознаменовано ориентацией образовательной политики на проблему охраны жизни и здоровья обучающихся с валеологических позиций.
Сегодня система образования рассматривается как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная наряду с обучением, воспитанием и развитием выполнять функции здоровьесбережения, обеспечения безопасности, социальной защиты, культурного сохранения и воспроизводства, определяя пути развития общества. Наряду с гуманистическим ярко проявляется ее социально-личностный характер под воздействием социальной среды, усиливая актуальность задач воспитания. Общепризнанно, что современное образование должно носить опережающий характер, поскольку готовит нынешних обучающихся — будущих граждан, работников, деятельность которых в различных социальных сферах российского общества будет определяющим фактором национальной безопасности государства [2].
Среди нормативных документов, определяющих направленность российской системы образования в отношении здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, необходимо отметить: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель))», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. [3; 7-10].
Контент-анализ нормативно-правовых документов общего образования позволяет выделить требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах как основы для здоровьеформирующей деятельности педагогического сообщества и учителя.
В примерных ООП общего образования обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся представлено дуально: с одной стороны, как самоцель – осуществление охранных мероприятий и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, с другой — как условия для познавательного и эмоционального развития обучающихся, достижения планируемых результатов образования, обеспечения его качества. В документах выделены направления деятельности образовательной организации, которые комплексно интегрируют всю профессиональную деятельность работников в направлениях: обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации, рациональной организации труда и отдыха, организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации дополнительных образовательных программ, осуществление работы с родителями и педагогическими работниками по вопросам здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности [2].
Требования к системной организации обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся носят непрерывный характер и охватывают все ступени общего образования. На начальной ступени общего образования (помимо содержания образовательных предметов, ориентированных на формирование здоровьесберегающих компетенций и компетенций в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, таких, например, как «Окружающий мир», «Физическая культура») обязательным требованием является разработка и реализация комплексной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечивающей системный характер деятельности педагогических работников в обозначенном контексте, способствующей формированию у обучающихся личностных ориентиров, установок, знаний о нормах поведения, детерминирующих сохранение и укрепление здоровья в триединстве его составляющих — физического, психического, социального. На ступенях основного и среднего общего образования обязательной является разработка и реализация программы воспитания и социализации обучающихся, направленной на духовно-нравственное развитие, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в контексте целевых приоритетов воспитания, социализации и профессиональной ориентации.
Система базовых национальных ценностей в основе воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни включает в себя: жизнь во всем ее многообразии; экологическую грамотность, культуру, этику, ответственность, ресурсосбережение, обеспечивающие безопасность; здоровье в единстве его составляющих: физическое, психическое, социально-психологическое, физиологическое, репродуктивное, духовное; гармонию с природой, обеспечивающую устойчивое развитие общества.
Таким образом, с переходом системы общего образования на новые стандарты требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в деятельности образовательной организации приобрели системный характер.
Вместе с тем в нормативном поле, регламентирующем деятельность общеобразовательных организаций по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, имеется допущение, обусловливающее инертность здоровьесберегающих и здоровьеформирующих процессов в образовании — отсутствие в их управлении нормативно закрепленной системы оценки качества. В реалиях основными направлениями и целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся, оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Вокруг умения учиться строится и основное содержание оценки метапредметных результатов обучающихся. Вместе с тем результаты здоровьеформирующего образования обучающихся (сформированность ценностных ориентаций, знаний, универсальных действий как компонентов экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, проявляющихся в самоопределении, смыслообразовании, морально‑этической ориентации) в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Успешность реализации выделенных направлений зависит от учителей, их умения не только системно организовать здоровьесберегающую работу в урочное и внеурочное время, но и от здоровьесберегающей компетентности, обусловливающей качество педагогической тактики по охране жизни и здоровья, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в контексте формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Однако «шаг новизны» с введением ФГОС общего образования нового поколения, масштабы культурных новшеств оказались больше приемлемы для основной массы педагогической общественности, обладающей программами воспроизводственной деятельности, сформированными в конце прошлого века, не удовлетворяющими социокультурную ситуацию сегодняшнего дня, и тем более не обеспечивающими опережающее развитие. Опыт педагогов системы образования (в т.ч. высшего педагогического), в большей части приобретенный в период господства знаниевой парадигмы, под идеологическим давлением однопартийной системы в изоляции страны от внешнего мира, детерминирует инерционность охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате. Часть педагогической общественности не способна к обновлению культурных программ воспроизводственной профессиональной деятельности, что приводит к нарушениям требований СанПиН [7] к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, выражающимся в иррациональной организации учебных и внеучебных занятий (учет статической и динамической нагрузки в течение дня, недели, четверти, года, шкалы трудности предметов, частоты и плотности проведения контрольно-измерительных процедур и т.д.), игнорировании норм использования ТСО, недостаточности физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработки и реализации здоровьесберегающих технологий, реализации дополнительных образовательных программ развивающей направленности и т.д.
Инертность охраны жизни и здоровья обучающихся усугубляется в силу субъективных (личностных) причин, ведущая из которых — амбивалентность профессиональных мотивов, вызванная недостаточной представленностью (или полным отсутствием) здоровьесберегающей компоненты в оценке качества педагогического труда и стимулирования педагогических работников на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся (в единстве физического, психического, социального аспектов), как внешней мотивации ее реализации. Качество труда учителя, как правило, оценивается по образовательным достижениям обучающихся, фиксируемым результатами ЕГЭ, победами в олимпиадах и конкурсах и т.д. Это провоцирует возникновение ситуации амбивалентности мотивов при осуществлении профессиональной деятельности – мотивы здоровьесбережения уступают мотивам достижения качества обученности (в знаниевом формате). К субъективным причинам также можно отнести недостаточную когнитивную, методическую, организационную, технологическую, диагностическую подготовленность, выражающуюся в неумении разрабатывать и реализовывать образовательный процесс в контексте гармонизации связи «образование – здоровье».
Таким образом, современные требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в системе общего образования отражают объективную потребность к полифункциональной подготовке учителя как педагога, воспитателя, организатора, методиста, исследователя, готового к реализации охранной, развивающей и формирующей стратегий по воспроизводству здорового народонаселения нашей страны, что отражено в ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование», Профессиональном стандарте «Педагог».
Так, ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование» ориентирует на подготовку педагогических кадров, обладающих: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (общекультурной компетенцией ОК-9), готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (общепрофессиональной компетенцией ОПК-6).
Компетентностноориентированная подготовка будущих педагогов в аспектах охраны жизни и здоровья соотнесена с требованиями ФГОС общего образования и с трудовыми функциями Профессионального стандарта «Педагог» [6]. Предполагается, что современный выпускник педагогического вуза будет готов к:
- участию в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- освоению и применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся;
- оказанию адресной помощи обучающимся;
- взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
- освоению и адекватному применению специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
Однако реализация требований ФГОС ВО по воспроизводству педагогических кадров, готовых к охране жизни и здоровья обучающихся, требует обновления научных, организационных, технологических, методических основ деятельности современных вузов.
Резюмируя вышеизложенное, можно перейти к следующим обобщениям.
Охрана жизни и здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений образовательной политики в деле воспроизводства жизнеспособного населения.
В нормативных документах системы общего образования обозначены требования в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах, обусловливающие системность и комплексность охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате, как процесс и результат интериоризации школьниками ценностей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие опыта и универсальных действий обучающихся в деле наращивания и экономного расходования здоровьесберегающего потенциала, обеспечивающих жизнеспособность.
В контексте достижения результатов охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате возрастает роль и ответственность учителя как организатора управления взаимодействием участников образовательного процесса по интериоризации ценностей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, что отражено в ФГОС ВО, Профессиональном стандарте «Педагог».
Ведущими направлениями деятельности общеобразовательных организаций по реализации требований ФГОС общего образования в аспектах охраны жизни и здоровья обучающихся выступают следующие:
- создание и реализация системы мониторинга эффективности деятельности по охране жизни и здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (региональный, муниципальный, локальный уровень);
- повышение квалификации учителей, распространение передового педагогического опыта через конгрессную и грантовую деятельность;
- учебно-методическое обеспечение;
- система стимулирования и поощрения;
- минимизация стрессогенной обстановки, забота о здоровье педагогических работников.
Источник