Меню

Охрана здоровья населения является задачей граждан государства

Системы охраны здоровья граждан: понятие и основные принципы

Каждый гражданин нашей страны имеет право на бесплатную качественную медицинскую помощь. Так как каждый человек является потенциальным пациентом и периодически обращается за помощью медиков, он должен знать, какие законы защищают его право на эту помощь.

Законодательная база

Право граждан на медицинскую помощь прописано в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года.

Данный законодательный акт регулирует отношения, которые действуют в области здравоохранения. Он определяет правовые основы здравоохранения, права гражданина в области получения помощи и гарантии реализации существующих у него прав, а также полномочия органов государственной власти и самоуправления в сфере здравоохранения.

Законодательство в области охраны здоровья базируется на главном документе страны — Конституции РФ. Органы местного самоуправления имеют право издавать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, однако эти акты не должны противоречить Конституции и закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

ВАЖНО! Согласно действующему законодательству, приоритетными являются права пациента. Поэтому в случае, если ваши права по тем или иным причинам не соблюдаются, вы имеете право подавать жалобу в Минздрав или в Прокуратуру: закон будет на вашей стороне.

Концепция охраны здоровья в Российской Федерации

Главная цель Концепции охраны здоровья — улучшение здоровья населения и реализация мер, направленных на улучшение образа жизни граждан.

Согласно Концепции, главными задачами система здравоохранения должны быть:

  • улучшение качества медицинской помощи;
  • создание системы доступной медицинской помощи;
  • разработка и реализация программ, главной целью которую является санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • минимизация факторов риска, оказывающих вредоносное влияние на здоровье население;
  • создание условий для вовлечения различных групп населения в занятия спортом и физической культурой;
  • — пропаганда здорового образа жизни.

ВАЖНО! Первоочередной задачей в современных условиях становится профилактика заболеваний: пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Каждый человек должен понимать, что его здоровье зависит прежде всего от него самого.

Охрана здоровья: понятия и определение

Здоровье определяется как состояние социального, психологического и физического благополучия. Здоровым может быть только тот человек, у которого отсутствуют заболевания, негативно сказывающиеся на его адаптации.

Под охраной здоровья подразумевается комплекс мер (экономических, социальных и политических), которые осуществляются на федеральном и местном уровне с целью предотвращения заболеваний, улучшения здоровья граждан, а также для обеспечения всем гражданам доступа к качественной, бесплатной медицинской помощи.

Медицинская помощь — это мероприятия, которые необходимы для профилактики болезней и возвращения гражданину здоровья. Помощь эта представляет собой комплекс медицинских услуг и вмешательств, которые выполняются врачами, медсестрами, фельдшерами и другими специалистами, имеющими медицинское образование.

Важнейшими понятиями являются профилактика и диагностика. Профилактика представляет собой меры, которые направлены на укрепление здоровья и предотвращение развития заболеваний. Диагностика же — это комплекс вмешательств, которые необходимы для постановки правильного диагноза. Диагностика включает в себя сбор анамнеза, анализ жалоб пациента, а также инструментальные вмешательства (рентген, компьютерная томография, фиброгастродуоденоскопия, ультразвуковое исследование и т. д.).

Пациентом, согласно закону, является любой человек, который обратился в лечебно-профилактическое учреждения за помощью.

Государственная политика в области охраны здоровья граждан

Политика в области здравоохранения регулирует вопросы демографии, охрану здоровья граждан, а также развитие физической культуры.

Главная цель политики в области демографии — снижение смертности и создание условий для прироста населения. Кроме того, демографическая политика должна быть направлена на улучшение качества жизни населения и увеличение ее продолжительности.

Реализуется это путем укрепления института семьи, развития системы поддержки семьи после рождения детей или их усыновления, улучшения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и т. д.

Развитие физической культуры в России включает в себя создание организаций, где любой желающий может заниматься спортом, пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний о пользе физической активности и ряд других мер.

Правовой механизм охраны здоровья граждан

Одна из основных задач государства — гарантия охраны здоровья каждого гражданина. При этом право на доступную медицинскую помощь регламентируется не только законами Российской Федерации, но и международными законами и договорами.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, первоочередной задачей политики которого является обеспечение каждому гражданину достойной жизни и условий для развития. Труд и здоровье человека, согласно этой статье, должны охраняться путем гарантированной минимальной оплаты труда, поддержки семьи, всевозможных мер, направленных на социальную защиту.

В статье 41 конституции прописано право граждан на доступную качественную медицинскую помощь, которая должна оказываться за счет страховок, федерального и регионального бюджетов. Также любой человек может обратиться за помощью в коммерческую частную организацию. Важно, что при первичном обращении за платной помощью гражданин должен быть проинформирован о том, что может получить аналогичные услуги на бесплатной основе (конечно, если это представляется возможным).

ВАЖНО! Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основную ответственность за оказание качественной медицинской помощи и ее доступность несут региональные власти.

Управление в области охраны здоровья граждан

Согласно закону, каждый человек должен иметь право на медицинскую помощь, что обеспечивается следующими мерами:

  • помощь должна оказываться по принципу близости к месту проживания, работы или учебы;
  • в лечебно-профилактических учреждениях не должно быть дефицита кадров. Медики, оказывающие помощь, должны обладать достаточным уровнем квалификации;
  • человек может выбирать врача по собственному желанию. Так же можно выбирать учреждение, где будут проводиться диагностика и лечение;
  • гражданину не может быть отказано в оказании помощи. При этом экстренная помощь оказывается в срочном порядке и бесплатно.

ВАЖНО! За отказ в оказании срочной медицинской помощи организация несет серьезную ответственность. Экстренная помощь оказывается даже в том случае, если пациент из-за своего состояние не может дать информированное согласие и не имеет при себе документов, удостоверяющих его личность.

Содержание управление в области охраны здоровья граждан

В области здравоохранения должны соблюдаться права человека и гражданина. Государство гарантирует оказание помощи, а также регламентирует приоритет профилактических мер в сфере здравоохранения. В случае утраты здоровья и работоспособности гражданин должен получить все необходимые меры социальной поддержки.

Читайте также:  Здоровья клад набор растущий светильник фитосветильник здоровья клад 16 вт

Система здравоохранения в России имеет несколько уровней управления:

  • федеральная система. Сюда относятся федеральные учреждения, в том числе и Академия медицинских наук, где разрабатываются основные меры по укреплению здоровья населения. В задачи федеральных учреждений входит проведение государственной политики в области охраны здоровья населения и разработка соответствующих программ, управление федеральной собственностью, которая используется в области здравоохранения, организация санитарно-эпидемиологического надзора, создание норм оказания помощи, которым должны следовать медицинские работники, и т. д. Кроме того, федеральные органы занимаются выдачей лицензий на услуги медицинского характера как организациям, так и частным лицам;
  • государственная система объединяет учреждения, которые находятся в собственности государства: больницы, госпитали, аптеки, органы санитарного и эпидемиологического надзора и т. д. Именно в этих организациях осуществляется охрана здоровья граждан, и здесь должны соблюдаться принципы, принимаемые на федеральном уровне;
  • муниципальная система включает муниципальные учреждения системы здравоохранения, а также организации, которые находятся в собственности юридических лиц. Такие организации финансируются как за счет ОМС, так и из других источников;
  • частная система. К частной системе относятся учреждения, которые находятся в частной собственности. Кроме того, она включает специалистов, имеющих частную медицинскую практику. Специфика частных организация состоит в том, что они не финансируются из бюджета и функционируют за счет других источников.

ВАЖНО! На законодательном уровне регулируется не только качество медицинской помощи, но и некоторые этические вопросы. Одним из них является принцип неразглашения врачебной тайна. Специалист, который разгласил врачебную тайну, согласно российским законам, несет административную и уголовную ответственность.

Охрана здоровья граждан — это множество мер, которые направлены на улучшение здоровья населения, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Каждый человек имеет право на качественную медицинскую помощь, и право это гарантируется государством.

Источник

Основные принципы и задачи по охране здоровья граждан

Основные принципы охраны здоровьяизложены в ст. 2 «Основ. ». Это:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно ст. 4 «Основ. »задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеральным договором, а также определение ответственности и компетентности органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

Читайте также:  Ходить ежедневно по 10000 шагов для здоровья это система амосова

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Компетенция государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления в разработке и осуществлении государственных, региональных и муниципальных программ по охране здоровья. Важной особенностью правового регулирования в сфере здравоохранения является распределение полномочий в области охраны здоровья граждан по уровням – компетенция федерального уровня, компетенция на уровне субъекта РФ и компетенция органов местного самоуправления.

Компетенция государства, субъектов РФ и органов местного самоуправленияпрописана в ст. 5, 6 и 8 «Основ. ».

На федеральном уровне в области охраны здоровья граждан осуществляется:

– принятие и изменений федеральных законов;

– установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан;

– защита их прав и свобод;

– формирование республиканского бюджета;

– установление структуры федеральных органов управления государственной системы здравоохранения, управления федеральной собственностью;

– организация санитарно-эпидемиологической службы;

– решение вопросов стандартизации качества медицинской помощи и ее контроля;

утверждение государственных стандартов подготовки медицинских работников; порядок лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности; утверждение базовой программы ОМС.

На уровне субъектов РФ в области охраны здоровья граждан осуществляется:

– принятие в пределах их компетенции законодательных и иных правовых актов;

– контроль соблюдения федерального законодательства;

– законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;

– защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

– осуществление государственной политики РФ в области охраны здоровья граждан;

– реализация федеральных программ по развитию здравоохранения;

– разработка и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

– предоставление льгот по налогам и сборам и иным платежам в бюджет в установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

– защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

– охрана окружающей природной среды;

– обеспечение экологической безопасности;

– охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

– санитарно-гигиеническое образование населения;

– реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях;

– информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

– лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности;

– другие вопросы охраны здоровья, не относящиеся к компетенции РФ.

На уровне органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан осуществляется:

– контроль соблюдения законодательства в области охраны здоровья граждан;

– защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

– формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;

– развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения;

– определение характера и объема их деятельности;

– создание условий для развития частной системы здравоохранения;

– организация первичной медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности;

– контроль соблюдения стандартов качества медицинской помощи;

– обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

– охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;

– ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;

– создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организации их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства; создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных людей;

– регулярное информирование населения о распространении социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

– реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, а также санитарно-гигиеническое образование населения.

Общие принципы и организация охраны здоровья граждан в РФ (полномочия органов законодательной и исполнительной власти в деле охраны здоровья; компетенция различных систем здравоохранения; порядок и условия лицензирования, система финансирования).Основные направления федеральной политики в области охраны здоровья граждан определяют депутаты Государственной Думы Совета Федерации Российской Федерации. Они же принимают и утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан. Кроме того, Государственной Думой утверждается бюджет РФ, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролируется его исполнение.

Правительство РФ: осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения. В пределах компетенций, предусмотренных законодательством, Правительство РФ: координирует деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области охраны здоровья граждан.

Читайте также:  Итоги конкурса мы выбираем здоровье

При этом источниками финансирования охраны здоровья граждан(ст. 10 «Основ. ») являются:

– средства бюджетов всех уровней;

– средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование, в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

– средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан;

– средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

– доходы от ценных бумаг;

– кредиты банков и других кредиторов;

– безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

К государственной системе здравоохранения(ст. 12 «Основ. ») относятся: Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Российская Академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (реорганизованный в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека),которые в пределах компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, выполнению программ в области здравоохранения по развитию медицинской науки.

К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят: лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями РФ, помимо Министерства здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ.

К муниципальной системе здравоохранения(ст. 13 «Основ. ») относятся: муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

К частной системе здравоохранения(ст. 14 «Основ. ») относятся: лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждении, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предпринимателями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Порядок и условия лицензированиярегламентированы ст. 15 «Основ. ». Предприятия, учреждения, организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения получают лицензию на основании сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам. В случаях оказания медицинской помощи по нескольким профилям в лицензии указывается отдельно каждый вид деятельности.

Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта РФ или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта РФ. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.

При несоответствии условий деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются. При этом лицензионные комиссии могут определить допустимые виды деятельности либо установить срок повторного лицензирования.

Лишение лицензий, а также приостановление их действия осуществляется лицензионными комиссиями при несоблюдении предприятиями, учреждениями и организациями требований стандартов качества медицинской помощи. Решение лицензионной комиссии может быть обжаловано в суд должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действует созданная Министерством здравоохранения и социального развития РФ согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, занимающаяся лицензированием медицинской и фармацевтической деятельности.

Источник

Adblock
detector