Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ
Дата публикации: 21.06.2020 2020-06-21
Статья просмотрена: 660 раз
Библиографическое описание:
Шелегова, Д. А. Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ / Д. А. Шелегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71969/ (дата обращения: 09.06.2021).
В статье автор определяет некоторые проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ. По мнению автора, в ближайшее время предстоит обеспечить эффективное правовое регулирование электронной торговли лекарствами, решить проблемы дефицита медицинских кадров и повысить уровень заработной платы медицинских работников в масштабах страны.
Ключевые слова: здравоохранение, реализация права, охрана здоровья, проблемы.
Несмотря на то, что законодательная база в сфере охраны здоровья граждан в России довольно хорошо развита: права граждан в сфере охраны здоровья регулируются 20 Федеральными законами, 37 Постановлениями Правительства, 156 ведомственными нормативными актами федеральных органов государственной власти РФ, существует ряд пробелов в законодательстве, а также ряд серьезных проблем при реализации установленных норм. На мой взгляд, важно подчеркнуть проблему явного несоответствия правового баланса между декларируемыми законом правами и реальной экономической ситуацией.
В первую очередь, очевиден пробел в точности толкования понятия «доступность» в статье 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [3]. В частности, говорится о доступности медицинской помощи и раскрывается данное понятие, однако, существует ряд недоработок данной статьи. Было бы целесообразным внести поправки в статью 10, основываясь на Замечании общего порядка № 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам [5], в котором более точно и полно расшифровывается термин «доступность». Помимо физической досягаемости и наличности медицинских учреждений в стране Комитет, во-первых, толкует «доступность» в соответствии с принципом недискриминации. Он означает равный доступ всех слоев населения (включая наиболее уязвимых групп лиц) de jura и de facto, без дискриминации по какому-либо из запрещенных оснований. Поэтому в целях недопущения дискриминации необходимо внести данный пункт в статью 10. Во-вторых, необходимо также внесение следующего толкования, как экономическая доступность, которая с точки зрения расходов означает, что помимо физической доступности для всех, медицинские учреждения, товары и услуги должны базироваться на принципе справедливости, гарантирующем нормальную стоимость услуг и товаров. В-третьих, в российском законе отсутствует доступность информации, согласно Замечанию Комитета, включает в себя право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здравоохранения. Однако данный элемент должен исключать ущемление права на конфиденциальность персональных медицинских данных.
Еще одна из наиболее важных проблем на сегодняшний день — всестороннее регулирование продажи лекарственных средств посредством сети Интернет. Почти во всех странах Европы продажа лекарств через интернет разрешена уже давно. Сейчас особенно ярко чувствуется необходимость регулирования данной сферы в условиях непростой эпидемиологической обстановки в России и мире.
Совсем недавно были внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, [2] в связи с чем допускается продажа лекарственных препаратов для медицинского применения за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту. Таким образом, необходимо внести в данный закон следующую поправку, разрешающую продажу также рецептурных лекарств. В связи с чем, нужно разработать систему отправки онлайн рецептов для получения рецептурного препарата. Далее необходимо разработать достаточную нормативную базу для предотвращения фальсификации, начиная с единой системой маркировки лекарственных средств. Для этого, помимо маркировки, необходимо создать единый сайт в сети Интернет с открытым доступом для всех граждан, где была бы возможность внесения данных с маркировки лекарственного препарата и проверки подлинности данного изделия.
В случае выявления подделки, такое средство подлежит возвращению в организацию с возвратом средств покупателю. Но вместе с этим, при выявлении поддельного средства, сайт должен автоматически отправлять уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения для дальнейшего разбирательства и уголовного преследования. Далее мы считаем важным создание понятия «Интернет-аптеки», для последующей конкретизации объема прав и обязанностей занятых новым видом торговли. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» дополнить пунктом: 4. Интернет-аптека. Также, базируясь на опыте европейских стран, необходимо создать единую систему проверки подлинности интернет-сайтов. Например, в Германии, на каждом зарегистрированном сайте Интернет-аптеки есть специальный символ, нажатие на который перенаправляет на сайт Министерства здравоохранения и подтверждает законность данного сайта.
Более того нельзя не обратить внимание на наличие таких проблем как: необоснованное невыполнение медицинских услуг, отсутствие в медицинской организации условий необходимых для оказания медицинской помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, необоснованная оплата гражданами медицинских услуг, оказываемых в рамках программы государственных гарантий, отсутствие диагностических методик, внесенных в стандарт медицинской помощи, медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина [1].
Также нельзя не подчеркнуть проблему дефицита кадров, в связи с тем, что уровень заработной платы медицинских сотрудников, не учитывая Москву и Московскую область, снижается с каждым годом, при учете постоянного роста цен. В данном свете, у молодого поколения просто отсутствует желание и мотивация обучаться этой профессии. Имеющийся кадровый дефицит в ближайшем будущем может только усилиться, т. к. результаты исследований показывают, что темпы увеличения численности врачей и среднего медперсонала сравнительно невелики, а это говорит о невысокой эффективности принимаемых властями мер. Уровень оплаты труда врачей и среднего медперсонала зачастую не превышает среднюю зарплату по соответствующему региону, а престиж труда медработника в последние годы сравнительно невысок. Так, в настоящее время возраст более 50 % врачей старше 50 лет, что уже в ближайшее время только усилит кадровый дефицит. На сегодняшний день уровень реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ, может быть охарактеризован как недостаточно высокий.
Причиной данных проблем в целом является недостаток финансирования сферы здравоохранения. Таким образом, приоритетным направлением для РФ в данный момент является повышение финансирования сферы здравоохранения, поскольку суммы расходов федерального бюджета на здравоохранение в РФ с каждым годом заметно снижаются, а также оснащение государственных медицинских учреждений хотя бы минимально качественным оборудованием, создание приемлемых условий труда и заработной платы для врачей по всем регионам РФ. Дальнейшее последовательное законодательное регулирование охраны здоровья граждан в России является важной темой для изучения и перспективным для совершенствования направлением, поскольку на сегодняшний день существует множество проблем, которые необходимо решить.
Источник
Подробнее про Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
4,91 (Проголосовало: 23)
Государственная политика в области обеспечения охраны здоровья граждан реализуется в соответствии с федеральным законодательством. Ее основные принципы прописаны в особом нормативном документе: мы имеем в виду федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года. Этот закон содержит все основные нормы и правила, которые используются в рамках регулирования деятельности по предоставлению медицинской помощи гражданам на всех уровнях, а также требования к организации работы профильных учреждений и в смежных направлениях. Проанализируем содержание этого правового документа более предметно.
Статус закона
Закон № 323-ФЗ вступил в силу в 2011 году после прохождения всех необходимых формальных процедур, включая принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации. Приведенный нормативный документ содержит понятное описание механизмов функционирования системы охраны здоровья граждан в нашей стране. В этой связи с его принятием был упразднен длинный ряд правовых актов, включая те, которые были приняты еще во времена СССР. Общий список упраздненных и утративших силу документов приведен в статье 99 этого федерального закона.
Анализируемый нормативный документ применяется в нашем государстве уже почти 10 лет. Ясно, что за это время ситуация в области здравоохранения и охраны здоровья существенно изменилась – и в России, и во в других государствах. Поэтому текст интересующего нас закона регулярно пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечить его соответствие текущей ситуации в этой области, а также гарантировать применение действенных технологий и методик для обеспечения благоприятной обстановки в этой области.
Этот правовой акт имеет статус федерального закона. Поэтому согласно существующему порядку для его изменения требуется принятие правовых актов, которые имели бы аналогичный статус. В общей сложности с 2011 года таких законов было принято более пятидесяти. Кроме этого, в содержании документа также учитываются позиции судебной власти, сформулированные в ходе рассмотрения прецедентных вопросов. Кроме этого, закон № 323-ФЗ гармонизирован с другими компонентами правовой базы, составляющей нормативную основу охраны здоровья граждан Российской Федерации, включая основной закон нашей стране – Конституцию РФ. При этом в пункте 3 статьи 3 анализируемого закона уточняется, что если по темам, связанным с областью здравоохранения, в федеральном, региональном или ином законодательстве присутствуют расхождения с текстом 323-ФЗ, то последний имеет приоритет перед другими нормативными актами.
Заказать расчет стоимости
Принципы охраны здоровья
Статья 4 323-ФЗ устанавливает, что на территории нашей страны должны соблюдаться основные принципы достижения благополучной обстановки в области здравоохранения. В их число входят:
- обязательный характер соблюдения прав граждан в области охраны здоровья, установленных федеральным и иным законодательством;
- ориентация на интересы пациента при подборе способов предоставления медицинской помощи и решении иных спорных вопросов;
- безусловный приоритет здоровья несовершеннолетних детей при предоставление медицинской помощи;
- гарантия социальной защиты для граждан, которые частично или полностью утратили здоровье в силу любых причин;
- установление ответственности федеральной и муниципальной власти, а также должностных лиц профильных учреждений за выполнение необходимых операций в целях сохранности здоровья граждан;
- гарантия высокого качества и доступности медицинской помощи для всех категорий граждан;
- запрет на отказ в предоставлении требуемой помощи медицинского характера;
- первоочередная ориентация на применение профилактических мер;
- обязательный характер соблюдения врачебной тайны при выполнении медицинской деятельности.
При этом государство берет на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи всем нуждающимся гражданам вне связи с их социально-демографическими или другими характеристиками. Любая дискриминация в этой области запрещена на законодательном уровне.
Сферы, регулируемые законом
Федеральный закон № 323-ФЗ покрывает все основные области, связанные с основной целью его применения – гарантией сохранности здоровья граждан страны. Текст нормативного документа разделен на несколько ключевых информационных блоков, каждый из которых посвящен конкретной сфере медицины. К ним относятся:
- общие положения, связанные с применением интересующего нас нормативного акта;
- основные принципы охраны здоровья;
- права и обязанности российских граждан в области сохранности их здоровья;
- деятельность в области организации работ по здравоохранению и достижению необходимых целей в сопутствующих направлениях;
- вопросы репродуктивного здоровья, а также организация предоставления требуемой помощи в связи с материнством;
- выполнение специализированных процедур, включая медицинские экспертизы и освидетельствования;
- обязательные меры, выполняемые в случае смерти человека;
- деятельность медицинских работников, фармацевтов и медицинских организаций;
- предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы обязательного страхования и условия выполнения этой государственной программы;
- финансирование деятельности в области здравоохранения;
- организация контроля и выполнение надзорных мер в этой области;
- ответственность за результаты работы, нацеленной на сохранность здоровья граждан;
- заключительные вопросы, связанные со спецификой применения изучаемого нормативного документа.
В общей сложности в перечисленных разделах содержится более 100 статей закона. Каждая из них используется для регулирования отдельных вопросов, в которых она имеет приоритет перед другими правовыми актами.
Основные права граждан
В соответствии с главой 4 приведенного федерального закона каждый гражданин Российской Федерации имеет ряд безусловных прав в области сохранности его здоровья. Они гарантированы ему действующим законодательством. Их список включает права на:
- охрану здоровья;
- получение медицинской помощи в соответствии с имеющимися нуждами и проблемами;
- добровольное принятие решения о согласии на выполнение медицинского вмешательства или об отказе от такого вмешательства. В соответствии с действующим порядком такое действие со стороны пациента должно быть зафиксировано в письменном виде;
- выбор медицинского персонала и организации, которые будут осуществлять предоставление медицинских услуг конкретному пациенту. Такой выбор производится в порядке и с ограничениями, предусмотренными статьей 21 федерального закона № 323-ФЗ;
- получение достоверной и своевременной информации о состоянии своего здоровья от уполномоченных представителей медицинской организации, осуществляющей лечение или другие процедуры;
- получение достоверной и своевременной информации о присутствии факторов, которые могут оказать воздействие на состояние здоровья пациента, и механизмах их влияния.
Задать вопрос
Перечисленные права становятся общими для всех категорий граждан независимо от их социальных, экономических или других характеристик. Кроме этого, статья 21 323-ФЗ предусматривает также ряд особых прав для отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, заключенных и иных.
Виды медицинской помощи, предусмотренной законодательством
Интересующий нас правовой документ регулирует порядок работы всех медицинских организаций, оказывающих пациентам услуги в области здравоохранения. С целью конкретизации областей применения этого нормативного акта в статьях 30-36 перечислены конкретные виды медицинской помощи, на которые может рассчитывать гражданин, имеющий проблемы со здоровьем:
- профилактические меры и действия, ориентированные на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления заболеваний и травм;
- первая помощь при острых состояниях или форс-мажорных обстоятельствах, направленная на ликвидацию последствий таких состояний как отравление, ожог, травма и проч.;
- медицинская помощь, то есть основная деятельность по лечению и реабилитации патологий;
- первичная медико-санитарная;
- специализированная помощь, включая предоставление высокотехнологичных медицинских услуг;
- скорая помощь при необходимости ликвидации острых состояний, включая профильную и особую медпомощь;
- паллиативная помощь, нацеленная на облегчение состояния и улучшение качества жизни пациентов, имеющих неизлечимые заболевания.
Все перечисленные нами виды помощи должны предоставляться пациентам с соблюдением установленных стандартов. Они включают такие нормативы как оснащенность медицинской организации высокотехнологичным оборудованием, количество и уровень квалификации медицинского персонала, вовлеченного в предоставление медуслуг, правила организации врачебной работы и проч.
Регистрация медицинских товаров
Особую значимость для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг получила статья 38 федерального закона № 323-ФЗ. Этот раздел правового документа представляет собой комплекс основных принципов и правил, которые используются для организации процедуры регистрации товаров медицинского назначения. В Российской Федерации ее прохождение становится необходимым условием для вывода на рынок таких продуктов.
Заказать расчет стоимости
Конкретный алгоритм ее выполнения и другие требования зафиксированы в отдельном постановлении Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416. Товар, прошедший регистрацию, получает особое регистрационное удостоверение, которое становится документальным подтверждением этого факта. Сведения о таком продукте вносятся в реестр, опубликованный на сайте Росздравнадзора. При этом продукты, изготовленные для применения конкретным пациентом с учетом назначений его лечащего врача освобождены от обязательной госрегистрации.
Источник