«Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья детей»
консультация по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультвция для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №19 «Олененок»
Консультация для педагогов
«Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья детей»
Ляшко Светлана Александровна
В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Здоровьесберегающие технологии помогают формировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является: сохранение и совершенствование здоровья ребенка.
- обеспечение условий для сохранения и совершенствования здоровья,
- формирование необходимых знаний здорового образа жизни,
- умение использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Критериями оценки здоровья служат:
- рациональное питание,
- оптимальный двигательный режим,
- закаливание и личная гигиена,
- положительные эмоции,
- социальное благополучие,
- уровень работоспособности.
Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то и реализация данных направлений происходит через игру. Мы оздоравливаемся, играя! Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время, общее название – «Здоровьесберегающие технологии».
Особое внимание уделяется обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни:
- ритмопластика
- динамические паузы (физминутки)
- подвижные и спортивные игры
- релаксация
Различные виды гимнастики:
- дыхательная,
- пальчиковая,
- гимнастика для глаз
Большую роль отводим технологиям обучению здоровому образу жизни, которые включают в себя:
- ежедневную утреннюю гимнастику
- тематические физкультурные занятия
- физкультурные и музыкальные досуги
- праздники
Дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом развивается ловкость, быстрота, координация движений. Все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние воспитанников. Дети ведут себя более раскованно, что позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом, используются те двигательные навыки и умения, которыми они прочно овладели, проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
- Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.
- Выполнение таких упражнений очень нравятся детям, так как все они содержат элементы игры.
- Решая задачи здоровьесбережения, мы опираемся на принцип единства взаимодействия:
Родитель – ребенок – педагог
Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:
— специальные оздоровительные игры
— проведение гимнастики после сна
— ходьба по массажной дорожке
— обливание рук прохладной водой
Основное средство воздействия — пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
— участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья
— посещение родителями занятий
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
В игре «Холодно-жарко» дети группируются (холодно, подул северный ветер). Выглянуло солнышко, можно загорать. Дети расслабляются, обмахиваются платочками, происходит напряжение и расслабление мышц.
Система развития воображения через нестандартные формы двигательной активности, производит оздоровительный эффект, влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы.
Выполняя упражнения гимнастики для ушных раковин «Чебурашка», дети поглаживают, растирают, разминают их различные сегменты, тем самым воздействуют на проекционные точки внутренних органов, выходящих на ушные раковины.
В процессе проведения игры «Заводим машину» дети проявляют различные эмоции, учатся переключать их, могут вволю покричать и погримасничать. Эти игровые упражнения, которые включаются в разные формы физического воспитания, учат детей проявлять свои эмоции и управлять ими.
Игры с элементами массажа дают возможность целенаправленно воздействовать на биологически активные точки кожи, но ребенок здесь не просто «работает», а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты.
Когда ребенок «лепит» красивое лицо, он поглаживает лоб, щеки, крылья носа. Для упругости кожи надавливает пальцами на активные точки переносицы, середины бровей, разглаживает брови, проводит по векам, похлопывает по щекам, подергивает носом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду достаточно оборудован спортивный зал. Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.
- Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является профилактикой плоскостопия у детей.
- Султанчики, вертушки, ленточки, косички.
После сна проводится оздоровительная гимнастика босиком под музыку.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, с раннего детства приучим ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены: мы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка – здоровье. А этот бонус, несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни.
Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач, как родителей, так и педагогов. Ведь здоровые дети – это здоровая страна!
Источник
Охрана и укрепление здоровья в детском саду
консультация (младшая группа) на тему
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_i_ukreplenie_zdorovya_detey_v_detskom_sadu.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Охрана и укрепление здоровья детей в детском саду
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (дуги, мишени для попадания в цель, классики), гимнастическими стенкам, футбольными воротами.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы
Система профилактической и коррекционной работы
по оздоровлению дошкольников
- Точечный массаж
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки)
- Прогулки
- Закаливание:
- Ходьба босиком
- Чистка зубов и полоскание полости рта
- Обширное умывание
- Оптимальный двигательный режим
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Чесночные медальоны
- Полоскание полости рта прохладной водой
- Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную неперегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов С.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
- В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- Занятия по традиционной схеме
- Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- Занятия-тренировки в основных видах движений
- Ритмическая гимнастика
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
- Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
- Сюжетно-игровые занятия
Источник