Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты
Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.
Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.
Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков
Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.
Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:
- «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
- «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.
Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.
Организация системы охраны здоровья детей в России
Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.
Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.
Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:
- перинатальное наблюдение:
- антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
- интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));
Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.
Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:
- Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
- Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.
К направлениям социальной защиты относят:
- профориентация и трудоустройство;
- выплату пособий;
- реабилитацию и адаптацию детей;
- реализацию права на жилище;
- содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
- организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.
В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:
- медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
- обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
- определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
- популяризация правильного образа жизни;
- меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
- содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
- профилактика девиантного поведения;
- обеспечение безопасности детей в период занятий;
- обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.
Дополнительная информация
Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.
Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению. Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:
- эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
- экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
- природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
- социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
- социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).
В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.
Проведение мониторинга здоровья обучающихся
Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:
- первоклассников;
- учеников пятых классов;
- выпускников 9-го и 11-го классов.
Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:
В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.
Консультирование подростков и профилактическое образование
Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.
Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:
- по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
- по вопросам нарушения межличностных отношений;
- по проблемам нарушения внутренней гармонии;
- по развитию самосознания.
Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.
Подведем итоги
Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.
Источник
Федеральный закон об охране здоровья детей Глава I. Общие положения
Главная > Документ
Информация о документе Дата добавления: Размер: Доступные форматы для скачивания: Об охране здоровья детей
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав ребенка на охрану здоровья в Российской Федерации.
Настоящий закон направлен на комплексное регулирование вопросов, связанных с особенностями охраны здоровья детей, с учетом специфики их возраста, устанавливает основные гарантии прав ребенка на защиту здоровья, способствует формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, наркомании, токсикомании, суицида.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
защита материнства и детства – система государственных, общественных и медико-социальных мероприятий, обеспечивающих условия для рождения здорового ребенка, всестороннего развития подрастающего поколения, предупреждения и лечения болезней у женщин и детей;
здоровое питание детей — рациональное, сбалансированное питание, обеспечивающее поступление пищевых, биологически активных веществ, в соответствии с физиологическими потребностями и возрастными особенностями, поддерживающее функциональное состояние организма на высоком уровне, организованное с учетом принципов щадящего питания;
здоровье детей – состояние физического, психического и нравственного благополучия ребенка, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
здоровый образ жизни детей – научно обоснованная, индивидуальная система поведения ребенка, обеспечивающая его физическое совершенство, благоприятные условия для успешной учебы, дальнейшего эффективного труда и жизнедеятельности.
охрана здоровья детей – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также организациями всех форм собственности, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, предоставления ему медицинской помощи;
новорожденный – ребенок с момента рождения до 28 дня жизни.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей
Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья детей.
Статья 4. Цели и задачи государственной политики в сфере охраны здоровья детей
1. Сбережение здоровья детей и создание условий для нормального физического, психического и нравственного развития подрастающего поколения является важнейшей функций семьи и государства и составляет цель государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
2. Задачами государственной политики в сфере охраны здоровья детей являются:
формирование правовых основ гарантий прав ребенка на защиту здоровья;
содействие физическому, психическому и нравственному развитию детей,
развитие сети экспериментальных площадок в различных регионах России по формированию здорового образа жизни у детей;
разработка научных основ профилактики наиболее распространенных заболеваний детей, подростков и молодежи;
комплексное изучение здоровья детского населения России по материалам профилактических медицинских осмотров и материалам выборочных научных исследований;
изучение закономерностей изменений соматического и психического здоровья подростков, особенностей их физического и психофизиологического развития на современном этапе;
формирование здорового образа жизни у детей, организации работы школ, содействующих укреплению здоровья;
разработка предложений по охране репродуктивного здоровья детей;
установление общих закономерностей и механизмов влияния факторов окружающей ребенка среды на здоровье детей с целью обоснования и разработки современных научно-методических основ подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья детей, требований санитарно-эпидемиологического надзора за предметами детского обихода;
повышение уровня оплаты труда участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейной медицины);
развитие сети современных центров высоких медицинских технологий в Российской Федерации;
улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации с целью снижения уровня заболеваемости детей.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья детей относятся:
установление общих принципов государственной политики в сфере охраны здоровья детей;
выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению охраны здоровья детей;
формирование и реализация федеральных целевых программ охраны здоровья детей и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений, организаций и должностных лиц;
софинансирование совместно с соответствующим субъектом Российской Федерации строительства центров высоких медицинских технологий для детей.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты здоровья детей относятся:
реализация государственной политики защиты здоровья детей, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);
софинансирование строительства центров высоких медицинских технологий для детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Источник