Меню

Охрана здоровья детей принципы ответственность

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

ГАРАНТ:

Статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 7 . Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Источник

Охрана здоровья

Об охране здоровья детей

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав ребенка на охрану здоровья в Российской Федерации.

Настоящий закон направлен на комплексное регулирование вопросов, связанных с особенностями охраны здоровья детей, с учетом специфики их возраста, устанавливает основные гарантии прав ребенка на защиту здоровья, способствует формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, наркомании, токсикомании, суицида.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

защита материнства и детства – система государственных, общественных и медико-социальных мероприятий, обеспечивающих условия для рождения здорового ребенка, всестороннего развития подрастающего поколения, предупреждения и лечения болезней у женщин и детей;

здоровое питание детей — рациональное, сбалансированное питание, обеспечивающее поступление пищевых, биологически активных веществ, в соответствии с физиологическими потребностями и возрастными особенностями, поддерживающее функциональное состояние организма на высоком уровне, организованное с учетом принципов щадящего питания;

здоровье детей – состояние физического, психического и нравственного благополучия ребенка, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

здоровый образ жизни детей – научно обоснованная, индивидуальная система поведения ребенка, обеспечивающая его физическое совершенство, благоприятные условия для успешной учебы, дальнейшего эффективного труда и жизнедеятельности.

охрана здоровья детей – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также организациями всех форм собственности, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, предоставления ему медицинской помощи;

новорожденный – ребенок с момента рождения до 28 дня жизни.

Читайте также:  Чем полезен для здоровья коньки

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья детей.

Статья 4. Цели и задачи государственной политики в сфере охраны здоровья детей

1. Сбережение здоровья детей и создание условий для нормального физического, психического и нравственного развития подрастающего поколения является важнейшей функций семьи и государства и составляет цель государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

2. Задачами государственной политики в сфере охраны здоровья детей являются:

формирование правовых основ гарантий прав ребенка на защиту здоровья;

содействие физическому, психическому и нравственному развитию детей,

развитие сети экспериментальных площадок в различных регионах России по формированию здорового образа жизни у детей;

разработка научных основ профилактики наиболее распространенных заболеваний детей, подростков и молодежи;

комплексное изучение здоровья детского населения России по материалам профилактических медицинских осмотров и материалам выборочных научных исследований;

изучение закономерностей изменений соматического и психического здоровья подростков, особенностей их физического и психофизиологического развития на современном этапе;

формирование здорового образа жизни у детей, организации работы школ, содействующих укреплению здоровья;

разработка предложений по охране репродуктивного здоровья детей;

установление общих закономерностей и механизмов влияния факторов окружающей ребенка среды на здоровье детей с целью обоснования и разработки современных научно-методических основ подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья детей, требований санитарно-эпидемиологического надзора за предметами детского обихода;

повышение уровня оплаты труда участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейной медицины);

развитие сети современных центров высоких медицинских технологий в Российской Федерации;

улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации с целью снижения уровня заболеваемости детей.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья детей относятся:

установление общих принципов государственной политики в сфере охраны здоровья детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению охраны здоровья детей;

формирование и реализация федеральных целевых программ охраны здоровья детей и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений, организаций и должностных лиц;

софинансирование совместно с соответствующим субъектом Российской Федерации строительства центров высоких медицинских технологий для детей.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты здоровья детей относятся:

реализация государственной политики защиты здоровья детей, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);

софинансирование строительства центров высоких медицинских технологий для детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Источник

Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты

Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.

Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.

Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков

Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.

Читайте также:  Монстера вредна для здоровья

Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:

  • «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
  • «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
  • «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.

Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.

Организация системы охраны здоровья детей в России

Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.

Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.

Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:

  • перинатальное наблюдение:
    • антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
    • интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));

    Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.

    Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:

    1. Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
    2. Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.

    К направлениям социальной защиты относят:

    • профориентация и трудоустройство;
    • выплату пособий;
    • реабилитацию и адаптацию детей;
    • реализацию права на жилище;
    • содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
    • организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.

    В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:

    • медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
    • обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
    • определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
    • популяризация правильного образа жизни;
    • меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
    • содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
    • профилактика девиантного поведения;
    • обеспечение безопасности детей в период занятий;
    • обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.

    Дополнительная информация

    Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

    Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.

    Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению. Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.

    Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

    Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:

    • эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
    • экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
    • природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
    • социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
    • социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).

    В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.

    Проведение мониторинга здоровья обучающихся

    Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:

    • первоклассников;
    • учеников пятых классов;
    • выпускников 9-го и 11-го классов.

    Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:

    В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.

    Консультирование подростков и профилактическое образование

    Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.

    Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:

    • по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
    • по вопросам нарушения межличностных отношений;
    • по проблемам нарушения внутренней гармонии;
    • по развитию самосознания.

    Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.

    Подведем итоги

    Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.

    Источник

Adblock
detector