Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
ГАРАНТ:
Статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 7 . Приоритет охраны здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона
Источник
Статья «Здоровье детей — приоритетное направление работы ГОУ»
Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove_detey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филютчик Валентина Георгиевна воспитатель по физической культуре ГОУ детский сад № 863 ЗАО;
Статья «Здоровье детей — приоритетное направление работы ГОУ»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Дошкольное образование как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном мире. Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания. Обеспечение здоровья и гармонического развития детей является зоологом и высокой работоспособности взрослых.
С давних времён отечественные педиатры ( С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф.Филатов, А.А.Кисель, Н.П.Гундобин и др.) обращали внимание на использование природных факторов в целях оздоровления детей. В дальнейшем, по мере развития науки и более детального изучения физиологии детского возраста, разрабатывались научно обоснованные рекомендации. Большая роль в этом направлении принадлежит Г.Н. Сперанскому, А.Ф.Туру, М.С. Маслову, С.М. Громбаху, М.И.Олевскому и руководимым мим коллективам научных работников. Всё более детально изучаются и разрабатываются пути и средства оздоровления детей, создание условий, предупреждающих возникновение заболеваний. Такие условия могут быть созданы только при совместной деятельности медико – педагогического персонала дошкольных учреждений и семьи. Главное здесь – взаимопонимание, единство действий в организации всей жизни ребёнка. Правильное понимание индивидуальных особенностей каждого ребёнка позволит соответственно конструировать меры воздействий, направленных на улучшение здоровья и развития.
Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры сегодня рассматривается как важный ресурс, обеспечивающий поиск решения социально значимой проблемы формирования здоровья с последующим внедрением в образовательную практику новых подходов к здоровьесбережению детей.
В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи по интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формированию мотивации культуры здоровья воспитанников; улучшению качества личностно – ориентированной образовательной среде, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников; по активному включению родителей в работу по профилактике и предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и формированию необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Сегодня специалисты выражают большую тревогу по поводу социального, педагогического, эмоционального нездоровья семьи. Родители ответственны за защиту своего ребёнка от социальных неурядиц и деформаций. Ведь в социально нездоровой семье начинают вырастать дети, нездоровые физически и психологически. Вот почему современному родителю требуется больше педагогической изобретательности и творчества в воспитании здоровых детей, чем прежним поколениям. Профессиональная поддержка способствует стабильности, прочности и идёт во благо здорового семейного воспитания.
К сожалению, тенденция последних лет – значительное ухудшение состояния здоровья детей в мегаполисах, в связи с современными социально – экономическими, экологическими проблемами, безграмотностью родителей в вопросах сохранения здоровья детей дефицитом двигательной активности.
В связи с этой тенденцией очень важно в своей работе опираться на труд выдающихся учёных и педагогов прошлых лет. Одним из первых исследователей, кто говорил об образовательной функции физической культуры для дошкольников, был Е.А.Аркин, известный отечественный врач и педагог первой половины двадцатого столетия. Физическую культуру он рассматривал как основное средство оздоровления ребёнка, так как все вопросы физического воспитания непосредственно связаны со здоровьем. Во всех работах Е.А.Аркина центральное место занимает психическое и физическое здоровье детей.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В связи с этим перед работниками дошкольных учреждений встали задачи по охране и укреплению здоровья детей. Основными направлениями этой работы являются:
- создание комфортной предметно – развивающей среды в детском саду и дома;
- благоприятный эмоциональный микроклимат в группе и семье;
- совершенствование физического развития;
- обеспечение охраны и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;
- широкое внедрение в практику в работе с детьми здоровьесберегающих технологий;
- рациональная организация двигательной активности детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей, привлечение их к занятиям физической культуры и спорта.
Важнейшим компонентом организации физкультурно- образовательной работы с детьми является двигательный режим.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении от неё во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала, наконец, настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Выявлена также зависимость между двигательной активностью и умственной работоспособностью, развитием восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений, школьной зрелостью.
В связи с этим в детских садах разработан двигательный режим для каждой возрастной группы. Туда вошли: утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, досуги, игры.
- Праздников В.П. Закаливание детей раннего и дошкольного возрастаю – М.: Медицина, 1983.
- Сборник. Преемственность. «Развитие здоровьесберегающего пространства – основа преемственности дошкольного и начального образования». – М., 2010г, 140с.
- В.А.Шишкина Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.: ил.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.( Здоровый малыш).
- Е.А.Аркин «Ребёнок в дошкольные годы» под ред. А.В. Запарожца и В.В.Давыдова — М.: Просвещение, 1968.
Источник
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Активное развитие процессов глобализации и интеграции России в мировое образовательное пространство детерминировало переориентацию целей и содержания отечественной системы образования. Инновационные изменения, как отмечает Е.Н. Яркова, происходят «на фоне кризисов традиционных программ деятельности, неизбежных в современных условиях» [1, с. 89]. Состоявшиеся реформы свидетельствуют о том, что внимание государства на современном этапе в основном направлено на повышение эффективности и качества предоставляемых населению образовательных услуг.
Традиционное представление образовательной системы как средства передачи знаний от старшего поколения младшему трансформировалось в ее понимание как социального института, способного решать комплексные проблемы безнадзорности, сиротства, усыновления, опекунства, девиантного поведения подрастающего поколения. Одним из основных направлений деятельности этого института можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирования у них стремления к здоровому образу жизни. Такая направленность обусловлена тем, что система образования тесно сотрудничает с системами социальной защиты, здравоохранения и культуры. В совокупности, рассматриваемые системы в значительной мере влияют как на социальное, так и на физическое самочувствие детей и подростков.
В настоящее время согласно статистическим данным, более 500 тысяч детей от общего количества – инвалиды [2]. Кроме того, число беспризорников, от общего числа детей составляет 2,17%, то есть каждый 50-й ребенок в России является беспризорным. Из них так называемые «социальные сироты» — 90%. Регулярно не посещают школу 3 млн. детей, около 5 млн. живут на улице. В детских домах находится 67000 воспитанников. Еще 27 тысяч детей учится в школах-интернатах [3]. В связи с этим, современная система образования должна актуализировать технологии формирования и сохранения у ребенка социального и физического здоровья.
Очевидно, что первичные социальные навыки, в том числе формирование здорового образа жизни, прививаются в первые годы жизни человека. Задача взрослых – научить детей с самого раннего детства беречь и укреплять свое здоровье. В связи с этим сфера дошкольного образования не должна быть упущена из общего контекста образовательной системы, направленной на укрепление здоровья детей.
В детских дошкольных учреждениях Оренбургской области сотрудники понимают важность заявленной позиции. В детских садах проводится систематическая работа, направленная на снижение влияния различных негативных факторов на здоровье детей.
Так, по результатам наблюдений педагогического коллектива дошкольного учреждения № 125 Южного округа г. Оренбурга отрицательно на здоровье детей влияют такие объективные факторы, как:
- низкая физическая активность;
- большая зрительная нагрузка;
- полученные травмы (во время падений и драк);
- недостаточный рацион питания.
Среди субъективных факторов выделены:
- образ жизни семьи;
- наличие в доме системы кондиционирования;
- наличие у ребенка компьютера, планшета, сотового телефона и т.д.
Дополнительно педагоги отметили, что трансформационные изменения, затронувшие в последние десятилетия наше общество, переструктурировали как сферу досуга, так сферу и дополнительного образования дошкольников. Расширение спектра образовательных и развлекательных услуг, как это ни парадоксально, усилили физическую и эмоциональную нагрузку на детей. Поэтому развитие здоровьесберегающих технологий работы с детьми в системе дошкольного образования вполне обосновано. Главной задачей таких технологий можно назвать компенсацию мышечного и нервного напряжения, снижение психоэмоционального напряжения, а также их оздоровительно-профилактическую направленность.
Среди наиболее эффективных технологий, сотрудники дошкольного учреждения указывают на утреннюю гимнастику, гимнастику после дневного сна, спортивные мероприятия и праздники.
Однако, не смотря на активное участие детских дошкольных учреждений в здоровьесберегающнй деятельности образовательной системы ее нельзя назвать достаточной. Проведенный теоретико-прикладной анализ указал на необходимость формирования осмысленного отношения к своему здоровью у ребенка. Оно должно реализовываться на всех этапах воспитания дошкольника с учетом специфики его моторно-речевого развития. При этом заметим, что живое коллективное творчество детей является обязательным условием реализации поставленных задач. Творческая активность детей в процессе воспитания здорового образа жизни может реализовываться в рисунках, рассказах и сказках о здоровье и пр.
Дальнейшее развитие здоровьесберегающего направления деятельности учреждений дошкольного образования должно решить проблему ухудшения социального и физического здоровья детей и сформировать у них ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Источник
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики
статья на тему
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_detey_kak_prioritetnoe_napravlenie_gosudarstvennoy_politiki.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад «золотой ключик» г. Зернограда
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики
Рубцова Марина Владимировна
Свое выступление я начну со стихотворения «Золотое детство».
Почему мы называем наше детство золотым?
Потому что мы играем, веселимся и шалим.
Потому что окружает нас заботою семья,
Потому что обожают нас родные и друзья!
На эти все «потому что» ребенок имеет право, и это право подтверждено «Декларацией прав ребенка». А права эти обеспечивают прежде всего семья, образовательные учреждения и в конечном счете все наше государство. Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровы и физически, и нравственно.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено в ФГОС ДО и одна из задач которого звучит: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Усилия педагогов детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на приобщение его к здоровому образу жизни.
Мы несем ответственность за здоровье подрастающего поколения, так как значительную часть активного времени жизни ребёнок проводит в дошкольной образовательной организации.
В нашем ДОУ особое место отводится анализу заболеваемости детей, различных факторов и местных условий (отсутствие природных водоемов, суховеи, значительные перепады температуры воздуха), влияющих на состояние здоровья детей и обусловливающих специфику содержания здоровьесохранной работы. Именно поэтому мы выбрали направление «физическое развитие» и стали по приказу минобразования Ростовской области № 791 от 30.10.2017 областной инновационной площадкой, реализующей проект «В ариативность здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом национально-культурных и климатических условий».
Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в МБДОУ ЦРР -д/с «Золотой ключик» г. Зернограда.
- изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов;
- изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
— физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности);
— коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.);
— лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации);
— создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей;
- разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции деятельности специалистов, содержания и методов обучения здоровью.
- разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ.
Проект рассчитан на 3 года. Сейчас мы находимся на диагностико-прогностическом этапе работы , а он включает в себя:
- анализ структуры заболеваемости детей;
- обоснование специфики мезофакторов, местных условий (экологических, демографических, культурологических и др.);
- анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обусловливающих специфику содержания инновационной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ);
- анализ возможностей участников проекта;
- выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию инновационной деятельности;
- разработка программы проекта;
- распределение профессиональных обязанностей между участниками проекта.
Далее следуют организационно-практический, обобщающий и внедренческий этапы.
Работа в нашем ДОУ идет как минимум в трех направлениях:
- освоение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
- активное взаимодействие с детьми, с целью формирования ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения здоровья;
- взаимодействие с родителями с целью осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура:
— физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы;
— в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении;
— имеется картотека п/игр, игр с правилами, физкультминутками, считалками с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей у каждого педагога.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ осуществляется в игровой форме, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Сравнительный анализ структуры заболеваемости детей вы видите на экране :
За последние 3 учебные года он показывает снижение инфекционных заболеваний, но повышение соматических. Возможными причинами, на наш взгляд, считаем набор 2-х групп (одна из них 1 младшая) с прошедшим не для всех в легкой степени адаптационным периодом; не всегда сбалансированное питание детей в домашних условиях, аллергическая реакция на пищу; не ставшими традицией семьи ежедневные физические нагрузки по возрасту, закаливающие процедуры; необоснованное применение иммуномодуляторов и антибиотиков; сбой в режиме дня детей во время выходных и праздничных дней.
На новый учебный год педагогический коллектив д/с «Золотой ключик» ставит задачу — продолжать профилактику простудных заболеваний, системно подходить к физкультурно-оздоровительной работе на основе игровой деятельности и разнообразных форм физического развития. Мы планируем значительно снизить уровень заболеваемости у детей , усилить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.
Мы выявили факторы, влияющие на здоровье:
- соблюдение режима дня ;
- организация двигательной активности, длительность прогулки ;
- полноценный сон ;
- полноценное и рациональное питание ;
- условия жизни в семье ; выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи ; наследственность.
- закаливание;
- влияние окружающей среды, экология ;
- уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
Проанализировав опыт нашего дошкольного учреждения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности вновь поступивших детей, нашими педагогами создана здоровьесберегающая среда, зона двигательной активности, систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Мы подобрали и активно используем здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как:
- технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика утренняя, пальчиковая, дыхательная, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дорожки закаливания);
- технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, самомассаж, точечный массаж);
- коррекционно-развивающие технологии (арт-терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом).
Ежедневно проводится оперативный контроль по сбалансированному питанию, проводится витаминизация блюд. Для оздоровления детей также используются бактерицидные облучатели.
Ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваемости обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости и профилактике простудных заболеваний (луково-чесночный салат, зеленый огород на подоконнике, закаливание ). Большое внимание уделяется в течение года иммунопрофилактике детей ДОУ.
Для поддержания детского интереса включены сюжетно-игровые физкультурные занятия. Игровое пространство, наполненное атрибутикой и соответствующей музыкой, помогает решать на занятии задачи не только физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия.
Вместе с выполнением двигательных задач дети получают знания о животных, временах года, профессиях и т.д., а также основные представления об этике, эстетике и морали, приобретают опыт в двигательной деятельности, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, получают начальные представления о некоторых видах спорта, в том числе зимних. На прилежащей к зданию территории оборудована спортивная площадка, включающая в себя оборудование для организации занятий физкультурой на свежем воздухе, спортивных игр и развлечений.
В первую очередь, говоря о просветительской работе с семьями воспитанников, мы систематически работаем над повышением профессионализма педагогов, уделяем большое внимание саморазвитию – изучение методической литературы, прослушивание вебинаров, участие в викторинах, олимпиадах по данному направлению.
В целях приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни проводятся совместные физкультурные развлечения и праздники:
- «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
- музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню Защиты детей;
- спортивный летний праздник «Здравствуй, лето!»;
- «День Нептуна»;
- физкультурно-оздоровительный проект в старшей группе «Наше здоровье в наших руках!», который был реализован летом.
Также для родителей осуществляется просветительская работа через информационные стенды «Здоровье и спорт», «Советы родителям от инструктора по физической культуре» а также папки-передвижки в группах, создание лэпбука «Быть здоровым здорово». Информация для родителей меняется ежемесячно.
В ДОУ результативно развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (кружок «Здоровичок» для детей подготовительной группы, танцевальный кружок «Микс» для старшего дошкольного возраста).
Основы здоровья ребёнка закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребёнка соматическими и нервно-психическими заболеваниями, поэтому решить проблему сохранения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждение возможно лишь при активном взаимодействии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.
Для этого мы используем анкетирование . Анализируя анкетные данные, обсуждаем с родителями проблемы здоровьесбережения. Важно помочь им разобраться с сутью понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура» и расширить их знания и представления по вопросам воспитания здорового ребёнка. Также изучаем микроклимат семьи, создаем атмосферу доверия между педагогами и родителям.
На втором этапе педагоги обучают родителей конкретным приемам оздоровления детей. В ДОУ организована консультативная помощь семьям на актуальные, тревожащие вопросы, такие как: «Как уберечь ребенка от ОРВИ», «Как подготовить ребенка к школьным нагрузкам», «Сколько времени можно ребенку заниматься за компьютером» и др.
Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здоровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоровления детей.
Результатом проекта мы видим создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности, снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников и родительской общественности в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности.
Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно, с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.
Источник