Охрана жизни и здоровья в ДОУ
Полина Мироненко
Охрана жизни и здоровья в ДОУ
В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей.
Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующая.
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности.
В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек.
Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил.
Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.
Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют.
Все ямы на участка засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.
Все игровые снаряды находятся в исправности.
Во время зимы все здания и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.
О наличии заболеваний воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Поэтому так важно нам — педагогам и вам — родителям именно на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в нашем в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
• Рациональная двигательная активность
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4 Формирование культурно-гигиенических навыков.
5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6 Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим — он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например постепенный подъём после сна.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1 Обеспечение баланса
2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3 Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4 Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей
Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
— формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровьяосуществляется по нескольким направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня,применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.)
-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).
Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.
Памятка для родителей «Охрана жизни и здоровья ребенка в ДОУ» 1 Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передавайте ребенка лицам, не достигшим 16-ти летнего возраста. Необходимо заранее.
Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Источник
Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ
статья по обж по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_zhizni_detey.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Председатель профсоюза Заведующий МБДОУ №13
_________ М.В.Зенина ___________С.З.Тлехусеж
____ _____ 201__г. ____ _________201__г.
Инструкция
по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ
1. Общие требования безопасности.
1.1. Приступая к трудовой деятельности, воспитатель в дошкольном образовательном учреждении должен знать настоящую инструкцию по охране жизни и здоровья детей в ДОУ (детском саду), постоянно помнить, что охрана жизни и здоровья детей является его постоянной обязанностью, поэтому воспитателю категорически запрещается оставлять детей без присмотра. При необходимости отлучиться от детей на некоторый период воспитатель обязан предупредить младшего воспитателя, куда и насколько ему надо выйти из группы и попросить его оставить на время свои дела, чтобы присмотреть за детьми.
1.2. Воспитатель должен знать состояние здоровья каждого ребенка, организовывать свою работу с учетом его индивидуальных способностей, возможностей, а также здоровья.
1.3. Внешний вид воспитателя обязан служить образцом для подражания детей и их родителей.
1.4. Следует внимательно следить за влажностью воздуха, температурным режимом в группе и освещением.
1.5. Ежедневно до начала своей трудовой деятельности воспитатель должен сделать осмотр групповой комнаты, туалетной комнаты и спальни. Обо всех обнаруженных неисправностях мебели, оборудования или помещений нужно немедленно поставить в известность заведующего хозяйством или заведующего ДОУ.
1.6. Строго соблюдать карантины в дошкольном образовательном учреждении, правила санитарно эпидемического режима.
1.7. Правила, которые изложены в данной инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ (детском саду), являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками детского сада.
2. Требования безопасности во время нахождения детей в группе.
2.1. Все имеющиеся предметы в группе, шкафы, полки, пианино или фортепиано, зеркала, подставки для цветов должны быть прочно закреплены; строго запрещается вбивать крючки, гвозди на уровне глаз детей.
2.2. Необходимо тщательно следить за исправностью физкультурного оборудования, которое находится в группе. Важно своевременно сообщать о неисправностях заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу).
2.3. Категорически запрещается использовать канцелярские кнопки, скрепки, швейные булавки. Иглы, булавки воспитатель обязан по счету хранить в недоступном для детей месте. Пользоваться иглами и ножницами дети могут лишь под контролем воспитателя.
2.4. Запрещается производить открытие окон и проветривание в присутствии детей: в летний период только с защитной марлевой рамой или сеткой.
2.5. В группе нельзя пользоваться: электроприборами, чайниками, электрическими кипятильниками, утюгами и т.д.
2.6. Не оставлять на длительный период включенными электроприборы (фильмоскопы, проигрыватель, магнитофон, телевизор, мультимедийный проектор), штепсельную вилку вынимать из розетки можно только чистыми сухими руками.
2.7. Строго запрещается приносить в групповые комнаты кипяток. Подавать пищу из кухни нужно лишь в то время, когда в коридорах и на лестницах отсутствуют дети. Для питья разрешено использовать только кипяченую воду.
2.8. Употреблять в пищу продукты (торты, пирожные, конфеты и так далее), принесенные в группу посторонними людьми, нельзя.
2.9. Важно строго соблюдать маркировку мебели, посуды, ветоши, ведер, уборочного инвентаря.
2.10. Каждый ребенок в детском саду должен иметь индивидуальное полотенце, расческу, салфетку, постель, шкафчик; в ясельной группе необходим также горшок.
2.11. Категорически запрещается посылать детей с каким-либо поручением без присмотра.
2.12. Запрещается брать детей на процедуры и занятия без уведомления воспитателя.
2.13. При проведении дезинфекции помещений растворами и кварцем следует соблюдать необходимые меры предосторожности: при кварцевании надо надеть солнцезащитные очки, проветрить помещение, не находиться вблизи кварцевой лампы.
2.14. Нельзя приносить в группу растворы или жидкости, пары которых могут быть опасны для здоровья, а также лекарства и таблетки.
2.15. Воспитатели в дошкольном образовательном учреждении должны вести специальную тетрадь здоровья и карту стула в ясельных группах или во время карантина в дошкольных группах.
2.16. Воспитатель обязан содержать свое рабочее место в чистоте, обеспечивать наличие свободного доступа ко всем входам, выход из помещения группы должен быть незахламлен и всегда свободен для возможной экстренной эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
2.17. Запрещается входить в группу с детьми в верхней одежде, посещать группу посторонними лицами.
2.18. Воспитатель должен требовать от родителей, чтобы детская обувь имела задники. Не разрешается носить в детском саду тапки домашние и чешки, обувь, которая подлежит влажной обработке. Воспитатель должен следить, чтобы обувь у детей была всегда застегнута.
2.19. Воспитатель обязан проводить работу с родителями по вопросам контроля наличия в карманах детей острых предметов, спичек и лекарств.
2.20. В соответствии с инструкцией по охране жизни и здоровья детей в ДОУ (детском саду) воспитатель должен отдавать детей только их родителям, либо взрослым родственникам по просьбе родителей, которые не моложе 16-ти лет.
2.21. Воспитателю необходимо тщательно закрывать наружные двери после приема всех детей.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
3.1. В случае возникновения каких-либо аварийных ситуаций, необходимо принять соответствующие меры, немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, сообщить об этом заведующему дошкольным образовательным учреждений (при отсутствии – иному должностному лицу), при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, позвонив по телефону 103.
3.2. Не приступать к трудовой деятельности при плохом самочувствии или внезапной болезни.
3.3. В случае появления неисправности электрических приборов (посторонний шум, искрение и запах гари) надо немедленно отключить электроприбор от электросети и сообщить об этом заведующему хозяйством или иному должностному лицу при его отсутствии; работу продолжать только после полного устранения возникшей неисправности.
3.4. При возникновении пожара следует немедленно сообщить об этом заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии — иному должностному лицу) и в ближайшую пожарную часть по телефону 101, приступить к экстренной эвакуации воспитанников (согласно плану эвакуации и инструкции по эвакуации).
3.5. При получении травмы необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет детского сада и сообщить об инциденте заведующему ДОУ.
4. Общие правила.
4.1. В дошкольной образовательной организации лестницы на второй этаж должны иметь высокие перила с прямыми вертикальными, часто расставленными планками.
4.2. Все окна, которые открываются, должны открываться внутрь, закрепляться крючками или шпингалетами.
4.3. Не следует допускать наличия в дверях пружин и блоков. Двери должны быть на автоматическом доводчике.
4.4. Технические осмотры здания детского сада обязаны проводиться систематически (осмотр штукатурки потолков, прочности балок, полов, лестниц, оконных рам, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в санитарных комнатах). Необходимо осуществлять систематический контроль исправности водопровода, канализации, следить за устойчивостью и исправностью фрамуг, форточек, физкультурных приборов и оборудования, имеющейся мебели. Портреты, картины, огнетушители, шкафы для игрового, строительного, методического и дидактического материала, а также шкафы для одежды и прочих детских вещей, вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к полу или стене.
4.5.
- В , совершают обязательный обход своего участка и всех помещений группы. В случае обнаружения опасных предметов (стёкла, бутылки, шприцы, палки и прочее) педагог должен незамедлительно аккуратно убрать их с территории, либо сообщить о найденном дворнику и убедиться в очистке участка. Не допускается приём детей в непроверенное помещение или участок. В случае обнаружения травмоопасных построек, явлений (наледи, треснувшее дерево), мебели или оборудования, которое воспитатель не способен убрать самостоятельно, необходимо принять экстренные меры по недопущению детей к травмоопасному месту или оборудованию, следует чем-нибудь оградить это место.
- З совершает технический осмотр всех помещений и территории дошкольного образовательного учреждения, принимает необходимые меры по устранению травмоопасных ситуаций. Доводит до сведения заведующего ДОУ и воспитателя о возможности использовать помещение, оборудование или участок для работы с детьми.
- П всё имеющееся оборудование и помещение пищеблока.
- Д , которые работают в отдельных помещениях или кабинетах (прачка, бухгалтер, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, медсестра) производят осмотр закреплённых за ними кабинетов или помещений. В случае обнаружения какой-либо поломки или неисправности немедленно принимают соответствующие меры по обеспечению безопасности детей.
- Обо всех поломках и неисправностях оперативно сообщают заведующему хозяйством.
4.6. Не разрешается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещениях детского сада, в постройках, навесах на участке.
4.7. Подставки для цветов в групповых комнатах, музыкальном зале и кабинетах обязательно должны быть устойчивыми. Цветочные горшки с комнатными растениями должны находиться на высоте ниже роста детей.
4.8. В детском саду всеми сотрудниками должны строго соблюдаться правила пожарной безопасности. Каждый сотрудник должен знать установленные правила пожарной безопасности, инструкцию о мерах пожарной безопасности в ДОУ , уметь обращаться с огнетушителями, знать план экстренной эвакуации детей на случай пожара, инструкцию по проведении эвакуации.
4.9. В дошкольном образовательном учреждении должны быть вывешены на видном месте адреса и номера телефонов заведующего ДОУ, медицинской сестры, пункта скорой помощи, заведующего хозяйством, пожарной службы, ОМОНа, МЧС.
4.10. Персонал детского сада должен быть подготовлен к оказанию первой доврачебной помощи при возникновении внезапного заболевания ребёнка или произошедшем несчастном случае.
4.11. Запрещено вносить в групповые комнаты кипяток. Не разрешается мытьё столовой и чайной посуды в присутствии детей. Получать питание, температура которого не выше 40 градусов. В момент раздачи пищи дети не должны находиться за столами. Запрещается брать детей на пищевой блок за получением питания, поручать им выносить мусор и отходы к общему контейнеру, доверять детям осуществлять мытье полов и посуды.
4.12. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений заведующий дошкольным образовательным учреждением, медицинский персонал и повар обязаны ежедневно производить контроль доброкачественности выдаваемых на кухню продуктов. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим детским садом, медицинским персоналом перед подачей её детям, с отметкой результатов в специально предназначенной для этого тетради.
4.13. Хранение и приготовление пищи нужно осуществлять в полном соответствии с «Санитарно-эпидемическими требования к устройству, содержанию и организации режима труда в дошкольных образовательных организациях».
4.14. Сотрудники пищевого блока обеспечивают недоступность проникновения каких-либо посторонних лиц на пищеблок.
4.15. Воспитателю необходимо тщательно следить за тем, чтобы дети без разрешения не ели никаких растений (ягод, грибов, трав), не приносили в детский сад жевательную резинку, не брали в рот посторонние предметы (детали конструктора, косточки от ягод и фруктов, пуговицы, монетки и так далее); необходимо внимательно следить за тем, чтобы во рту детей ничего не было во время занятий, игр, движений и сна.
4.16. Каждый ребёнок в детском саду должен обладать индивидуальной расчёской, полотенцем, зубной щёткой.
4.17. Воспитатель, соблюдая инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников в ДОУ (детском саду), обязан следить за тем, чтобы дети не приносили из дома никаких лекарственных препаратов, спичек, различных химических веществ. Воспитатель также несёт ответственность за разъяснительную работу родителям по недопущению принесения в дошкольное образовательное учреждение опасных для жизни и здоровья детей предметов и веществ, не хранили их в своих шкафчиках в раздевальной комнате, карманах и личных вещах.
4.18. Электропроводка в помещениях ДОУ должна быть тщательно изолированной, а электроприборы – недоступны для детей. Запрещается использование в присутствии детей электрочайников, электрических щипцов для завивки волос, электрокипятильников и других электрических нагревательных приборов, установки (кулеры) для обеспечения водно-питьевого режима детей не должны иметь подключение в электросеть.
4.19. Иглы, булавки следует хранить в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с воспитанниками детского сада должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими детям разрешается только под руководством и непосредственном присутствии и наблюдении воспитателя. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы дети не приносили в дошкольную образовательную организацию колющие и режущие предметы, не хранили их в своих шкафчиках в раздевальной комнате и личных вещах. Недопустимо сотрудникам оставлять колющие и режущие предметы без присмотра в местах, которые доступны для детей.
4.20. Земельный участок дошкольного образовательного учреждения должен иметь ограждение высотой не меньше 1,6 метра.
4.21. Ямы на участке детского сада необходимо засыпать; мусорные ящики нужно держать на запоре. На участке не должно быть опасных для жизни и здоровья детей предметов (не струганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывков электропровода, битого стекла, посуды, шприцев и др.). Нужно с систематической регулярностью проверять, нет ли на участке дошкольного заведения сухостойных деревьев, не допускать торчащих веток растений на участке. Перед приёмом детей и выходом детей на участок ДОУ осмотр делает воспитатель, устраняет мелкие неполадки по необходимости или сообщает заведующему хозяйством, в случае если не может самостоятельно исправить сложные неполадки и неисправности. Запрещается делать кирпичные барьеры вокруг цветочных клумб.
4.22. На участке детского сада воспитатель обязан постоянно находиться вместе с детьми: проводить подвижные игры, физические упражнения, игры по желанию детей и другую педагогическую воспитательную работу. Сотрудник дошкольного образовательного учреждения обеспечивает безопасность каждого ребёнка в группе. Обучает детей правилам безопасного поведения, производит страховку детей в момент выполнения воспитанниками сложных или опасных упражнений: лазанья по лестницам, подъём и скатывание с гор, бег, прыжки, качание на качелях, катание по ледяным дорожкам и др.
Воспитатель ни в коем случае не допускает нахождения детей без своего присутствия за верандами, кустарниками, стенами построек и т.д.
4.23. Физкультурное и игровое оборудование на участке (горки, лесенки, шведские стенки, качалки и прочие малые архитектурные формы) должны быть устойчивыми, иметь прочные рейки, а также перила. Воспитатель систематически должен осуществляться контроль за сохранностью и исправностью этого оборудования.
4.24. Воспитатель, прежде чем допустить детей на то или иное имеющееся оборудование или снаряд должен проверить его устойчивость, прочность и безопасность для жизни и здоровья детей. При выполнении физических упражнений в ходе физкультурных мероприятий (занятий, досугов, праздников и так далее) воспитатель и инструктор по физическому воспитанию обязаны совместно обеспечивать полную безопасность и страховку детей во время проводимых занятий.
4.25. Не допускается самостоятельное, без непосредственного присутствия и страховки воспитателя, выполнение детьми упражнений на лестницах, ледяных дорожках, горках, качелях и т.д. Всё оборудование участка ДОУ для игр и занятий детей должно строго соответствовать требованиям действующих СанПин и технике безопасности.
4.26. Крыши всех построек должны своевременно очищаться от снежных масс; нельзя допускать образования по краям крыш свисающих глыб снега и сосулек. Необходимо очищать от снега и льда, а также посыпать песком дорожки, наружные лестницы и детские площадки на участке. Нельзя разрешать воспитанникам дошкольной организации катание на ногах с ледяных горок.
4.27. Воспитатель организует тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не покидали пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребёнка с территории ДОУ нужно немедленно: оповестить заведующего дошкольным образовательным учреждением, отправлять на его розыски сотрудника детского сада, а также сообщить об уходе ребёнка в ближайшее отделение полиции и родителям. Воспитатель не имеет права допускать самостоятельные выходы из помещения детского сада или с участка в помещение детей без их сопровождения. О сопровождении ребёнка воспитатель должен договориться заранее с другими сотрудниками ДОУ: учитель-логопед, младший воспитателя, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель и др..
4.28. Входные двери дошкольного заведения должны быть снабжены звонком, иметь запор на высоте, которая недоступна ребёнку, постоянно закрываться.
4.29. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребёнка в детский сад, должны лично передавать ребёнка воспитателю, принимающему воспитанников в этот день. Вечером при уходе детей из ДОУ воспитатель обязан лично передавать ребёнка матери, отцу или другому лицу, которое пришло за ним. Родители заранее договариваются относительно тех лиц, которым они доверяют забирать ребёнка из детского сада: родители предъявляют письменное заявление и лично знакомят воспитателя с человеком, который будет забирать ребёнка.
4.30. Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улице, воспитатель обязан знать точное число детей, которых он берёт с собой. Если в детском саду по какой-то причине остаются дети из группы, то они должны по указанию заведующего дошкольного учреждения находиться под присмотром определённого сотрудника.
4.31. В случае дальней прогулки группы с воспитателем следует направлять ещё кого-то из персонала детского сада (младшего воспитателя, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель). В этом случае один взрослый идёт впереди колонны детей, другой сзади, оба с красными флажками. Воспитатель имеет право привлекать родителей воспитанников ДОУ к их сопровождению. О выходе детей за пределы территории детского сада и по их возвращении воспитатель делает соответствующую запись в специально предназначенной для этого тетради. Воспитатель должен обеспечить детям группы питьевой режим.
4.32. При переходе с детьми через улицу необходимо обеспечить соблюдение осторожности и строго выполнять правила уличного движения, а также соблюдать инструкцию «О выходе детей за пределы детского сада».
4.33. Экскурсии на водоём, пруд, лесную поляну, игровую площадку, магазин, парикмахерскую и так далее могут проводиться только после предварительного посещения места экскурсии воспитателем, выбора безопасного пути следования и удобного места. О безопасном пути, выбранном месте воспитатель обязательно оповещает заведующего ДОУ.
4.34. В жаркое время во избежание перегрева воспитанники детского сада должны носить лёгкие головные уборы. Солнечные ванные делаются только по назначению врача и под наблюдением медицинского персонала.
4.35. Следует постоянно и внимательно следить за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и искусственным освещением детских помещений. Не допускается сквозное или одностороннее (боковое) проветривание помещений в присутствие детей. Воспитатель и другие сотрудники группы никогда не допускают хождения детей босиком в проветриваемом помещении.
4.36. Во время бодрствования, занятий, кормления и сна детей воспитатель не должен оставлять группу без присмотра . Для того, чтобы дети хорошо и вовремя засыпали воспитатель должен соблюдать режим дня, занятий, отдыха и двигательной активности детей, то есть движениям детей должно отводиться не менее 50-ти процентов времени пребывания в ДОУ, а также необходимо соблюдать требования методики организации разных видов детской деятельности.
4.37. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и прочее) должна занимать не менее трех-четырех часов.
4.38. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен соответствовать программам и технологиям обучения и воспитания, методам и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей. Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
4.39. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов, видеофильмов в младшей и средней группах не превышает 20-ти минут, в старшей и подготовительной – не больше 30 минут. Экран телевизора должен находиться на уровне глаз сидящего ребёнка или чуть ниже. Если ребёнок носит очки, то во время просмотра каких-либо передач их следует обязательно надеть. Просмотр телевизора в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом или местным источником света, размещенным вне поля зрения детей. В дневное время окна в помещении следует закрывать легкими светлыми шторами.
4.40. Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп по продолжительности не должен превышать 20-ти минут в день.
4.41. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста – составляет 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится для дневного сна. Перед сном не рекомендуется проведение с воспитанниками подвижных и эмоциональных игр. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать в первую очередь и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают немного раньше.
4.42. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальной комнате обязательно. Не допускается удерживание в постели детей, которые проснулись незадолго до окончания сончаса, также недопустимо запрещать детям покидать свою постель с целью посещения туалета.
4.43. С целью сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольной образовательной организации проводятся прогулки на открытом воздухе, которые должны осуществляться не реже двух раз в день в соответствии с СанПиН, требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду. Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять 4-4,5 часов. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 метров в секунду продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15 метров в секунду для детей до 4-х лет, а для детей в возрасте 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра более 15 метров в секунду. Для обеспечения наиболее высокого оздоровительного эффекта прогулки воспитателю необходимо:
- Не допускать беспричинного сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе;
- Обеспечивать достаточно высокую двигательную активность воспитанников ДОУ во время прогулки при условии рациональной одежды детей, соблюдать методические требования и методику организации и проведения прогулок на свежем воздухе (наблюдение, подвижные игры с группой, с подгруппой, труд, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей по их интересам). Подвижные игры и физические упражнения на прогулке должны проводиться не менее 10-15 минут каждый день с учётом возрастных особенностей.
4.44. По указанию медицинской сестры необходимо обеспечивать строгое соблюдение карантина.
4.45. Во избежание заноса какой-либо инфекции строго запрещается передача из одного детского сада в другой во временное пользование праздничных костюмов и других атрибутов для праздника.
4.46. Категорически запрещается впускать на территорию детского сада особенно в здание неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.
4.47. В детском саду необходимо строго соблюдать действующие «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН., правила по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности.
4.48. Работникам дошкольного образовательного учреждения запрещается забирать своих детей на рабочее место до окончания смены.
4.49. Заведующий детским садом несет ответственность за выполнение настоящей инструкции по охране жизни и здоровья детей в ДОУ (детском саду), организацию работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей в дошкольном учреждении.
4.50. Старший воспитатель ДОУ является ответственным за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий при проведении воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками.
4.51. Воспитатель строго соблюдает положения должностной инструкции воспитателя в ДОУ .
4.52. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения учебных занятий , режимных моментов, трудовой и игровой деятельности, а другие сотрудники детского сада (инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководители кружков, студий и другие) во время работы с детьми.
С инструкцией ознакомлен (а), второй экземпляр получил (а)
«___»_____20___г. __________ (_______________________)
Источник