Меню

Охрана здоровья артиста балета

Охрана здоровья артиста балета

Значительное участие в деле борьбы с травматизмом и перегрузками принимают здравпункты и медико-санитарные части промышленных предприятий. Большое участие в этой работе принимают хирурги и травматологи. Пропаганда безопасных методов труда должна стать основной тематикой саиитарно-просветительной работы. Следовательно, причиной некоторых травм и перегрузок является недостаточно добросовестное выполнение медицинскими работниками, в том числе и травматологами, мероприятии по предупреждению травм и заболеваний. По нашим данным, у артистов балета эти причины составляют 9,6%.

Отсутствие или недостаточность врачебного контроля. Для систематического наблюдения за артистами балета и осуществления совместного врачебно-педагогического контроля необходима организация в городах страны, где есть балетные и танцевальные коллективы, врачебно-балетных диспансеров, в штате которых должны быть терапевт, травматолог-ортопед, физиолог и диетолог. Такие медицинские учреждения должны осуществлять контроль за здоровьем артистов балета, выявлять признаки утомления и предпатологические состояния со стороны сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Преждсвременнный допуск к занятиям артистов балета после перерыва в работе по поводу заболевания, травмы или родов. Наши наблюдения показали, что уже через 2 нед после прекращения занятий у артистов балета наступают явления детренированности (растрепировка): атрофия мышц, снижение силы и выносливости их, нарушение динамического стереотипа, теряется быстрота, ловкость, легкость исполнения движений. Неоднократно причиной травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата было раннее (без тщательной подготовки и разрешения врача) включение артиста балета в работу с полной нагрузкой.

Это приводило к повторному повреждению в связи с тем, что обычная нагрузка оказалась чрезмерной для ослабленного связочно-мышечного аппарата. Врачам и педагогам следует знать правила ввода артиста балета в полную нагрузку с учетом ее постепенности по мере восстановления мышц и связок.

Необеспечение мест выступлений медицинским персоналом. Опыт врачебно-балетного диспансерного отделения поликлиники Большого театра РФ показал, что присутствие травматолога и массажиста на балетных спектаклях необходимо для наблюдения за артистами балета и оказания им как консультативной, так и первой помощи при возникших болевых ощущениях в том или ином отделе опорно-двигательного аппарата. Балетные труппы Советского Союза часто выезжают на гастроли в зарубежные страны. Эти гастроли очень напряженные, так как осуществляются небольшим количеством участников, связаны с ежедневными выступлениями, географическими особенностями страны, отсутствием времени для акклиматизации и адаптации, особенностями танцевальной площадки и отсутствием медицинской помощи.

В эти поездки необходимо брать врача, который хорошо знает танцевальный коллектив и при необходимости своевременно окажет квалифицированную помощь, а также массажиста для оказания помощи при усталости и перегрузках.

Отсутствие или недостаточная санитарно-просветительная работа как среди педагогов, так и среди артистов балета. Отсутствие пропаганды медицинских знаний является причиной травм и заболеваний и осложнений после мелких травм. Не последняя роль принадлежит хирургам и травматологам в пропаганде безопасных методов труда и вопросов оздоровления труда и быта советских людей, повышения травматологической грамотности широких слоев населения.
Санитарное просвещение составляет обязательную часть работы врачей и фельдшеров на предприятиях и оно должно проводиться планомерно.

В хореографических училищах еще недостаточно хорошо поставлено изучение анатомических сведений применительно к хореографии; недостаточные сведения получают и учащиеся хореографических училищ и студенты институтов культуры и театрального искусства — будущие педагоги и хореографы — по режиму дня, правильному чередованию труда и отдыха, режиму питания, гигиене стопы, основам восстановительного периода после перерыва в работе. Эти вопросы являются узловыми в деле профилактики профессиональных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. С этой целью и введен предмет по «Охране труда и здоровья артистов балета».
В Московском хореографическом училище этот предмет уже преподается педагогам-стажерам на первом году обучения.

Источник

Охрана здоровья артиста балета

Организация квалифицированного медицинского обслуживания артистов балета смогла встать на научную основу только с организацией специализированной клиники спортивной и балетной травмы при Центральном ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н, Н. Приорова в 1952 г. и врачебно-балетного диспансерного отделения при поликлинике Большого театра РФ в 1965 г.

Читайте также:  Мужское здоровье потенция питание

Важным профилактическим мероприятием травматизма и развития последствий травм, хронических микротравм у артистов балета является диспансеризация, которая проводится в диспансерном отделении специализированных театральных поликлиник или врачебно-физкультурном диспансере (приказ министра здравоохранения СССР № 1 от 4 января 1976 г.).

Опыт первого в России врачебно-балетного диспансерного отделения при Большом театре РФ, такого же отделения при Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде показал эффективность метода диспансерного наблюдения. На каждого артиста балета заведена «Карта диспансерного наблюдения», где имеются сведения об артисте балета, включая и сведения о бывших травмах и заболеваниях, сроках нетрудоспособности, физическом развитии.

В задачи диспансерного отделения входит: профилактический осмотр — 2 раза в год (в начале и конце сезона), осмотр перед каждой гастрольной поездкой, диагностический минимум обследования для оценки физического состояния артиста балета и выявление предпатологических состояний, проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий в течение театрального сезона, дача рекомендаций по режиму тренировок, питания, изучение причины каждой полученной травмы и проведение мероприятий по предупреждению повторных травм.

В штате диспансерного отделения 2 терапевта, травматолог-ортопед, 3 медицинские сестры, 3 массажиста, 2 из которых являются тренерами-методистами, 1 из них с высшим физкультурным образованием. К диспансерному отделению прикреплена финская баня сауна, за работой которой организован медицинский контроль.

Проведенный анализ значительного количества повреждений различных отделов опорно-двигательного аппарата у артистов балета позволил выявить некоторые закономерности возникновения травм и заболеваний и дать врачам, занимающимся лечением артистов балета, рекомендации по диагностике, тактике ведения больного и профилактике повторных травм у того же больного.

Своевременному и правильному диагнозу повреждения или заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета помогает в основном тщательно собранный анамнез по механизму травмы или появлению болей, месту травм, динамике изменений симптомов и течению болевого синдрома.

Основная задача врачей, наблюдающих артиста балета с момента травмы или заболевания, состоит в сокращении срока восстановления профессиональной трудоспособности, что возможно только при знании особенностей течения травмы и заболевания у артистов балета и сроков включения в систему реабилитации некоторых элементов профессиональной нагрузки.

Значительный эффект приносит дежурство врача за кулисами во время балетного спектакля, когда приходится решать вопросы организационного характера — может ли артист балета продолжать спектакль или необходим вызов дублера.

Хорошим обезболивающим, кровоостанавливающим средством является хлорэтил. Первая струя его направляется на поврежденное место, которое затем орошается через тонкое полотенце или бинт, сложенный в четыре слоя, для исключения жгучего действия хлорэтиловой струи.

Часто возникает необходимость более эффективного и длительного обезболивания поврежденного места с тем, чтобы артист балета продолжил выступление. В этих случаях хорошо помогает блокада 1% раствором новокаина, иногда с добавлением 96% этилового спирта в пропорции 1 : 20, т. е. получается спиртоновокаиновая блокада пролонгированного действия. После оказания первой помощи накладывается фиксирующая бинтовая повязка, иногда необходима шина для фиксации места предполагаемого перелома и пострадавший доставляется в травматологическое учреждение, где диагноз повреждения уточняется рентгенологически и решается вопрос об амбулаторном или стационарном лечении больного.

Источник

Охрана здоровья артиста балета

Для проведения профилактических мероприятий по борьбе с травмами и профессиональными заболеваниями необходимы их регистрация и учет на основании специального положения, утвержденного Президиумом ВЦСПС 20 мая 1966 г., которое распространяется на все производственные предприятия (в редакции постановления Президиума ВЦСПС).

Регистрации подлежат все травмы на производстве, которые вызывают утрату трудоспособности не менее чем на 1 рабочий день. Администрация составляет форму Н-1 «Акт о несчастном случае на производстве» в 4 экземплярах в течение 24 ч. с момента травмы. В расследовании вместе с администрацией и профсоюзной организацией принимают участие и медицинские работники.

Читайте также:  Грецкий орех вреден для здоровья или

Регистрация и учет производственных травм у артистов балета ведутся в медицинских пунктах театров и училищ. Необходимо регистрировать травмы как с потерей дней трудоспособности, так и те, в связи с которыми больничный лист не выдается, т. е. учитывать так называемые мелкие травмы, поскольку увеличение количества мелких травм может привести к появлению более серьезных и тяжелых повреждений. Мелкие травмы являются своего рода сигналом для принятия экстренных профилактических мер.

Все существующие классификации производственных травм приемлемы для производства с механизацией труда, использованием орудий производства. Нами предложена классификация причин профессиональных травм у артистов балета, где все причины разделяются на три группы: организационно-технические, педагогические и медико-санитарные.

Организационно-технические причины объединяют организационные и технические факторы, ведущие к травмам и заболеваниям.

Недостатки технического состояния танцевальной площадки:
1) неровности танцевальной площадки в виде прибитых реек на сцене, выступающие покрытия сцены, выбоины, широкие щели;
2) отсутствие наклона планшета сцены в 4—7° по существующим правилам для площадок для исполнения классического танца, что облегчает работу артистам балета;
3) недостаточное или избыточное наканифоливание танцевальной площадки;
4) отсутствие оградительных приспособлений. В постановках некоторых спектаклей применяется сложное оформление с большим количеством танцующих актеров, местонахождение которых на возвышении должно быть ограждено, иначе возникает опасность падения с высоты;
5) загроможденность закулисной части. При отсутствии специальных помещений, для хранения декораций и другого театрального реквизита администрация вынуждена хранить их за кулисами, что создает загроможденность и тесноту в закулисной части, где освещение во время действия слабое и возможны падения и ушибы о декорации и реквизит.

Недостаточное количество реквизита и оборудования:
1) некачественная обувь — несоответствие балетных туфель размеру и строению стопы, ее индивидуальным особенностям. Грубая внутренняя отделка туфель ведет к возникновению потертостей, болезненным ощущениям, нарушению координации во время танца и возможным травмам и заболеваниям;
2) характер костюма имеет немаловажное значение в профилактике травм и заболеваний, так как большая нагрузка во время танцев ведет к большому теплообразованию и возможности перегревания организма при наличии тяжелого костюма, а это в свою очередь ведет к быстрому утомлению, нарушению координации и перенапряжению опорно-двигательного аппарата. Балетный костюм не должен быть тяжелым, стеснять движения; он должен выявлять объемно-пластическую структуру тела танцора, подчеркивать его форму, помогать танцу. В связи с этим костюм должен быть легким, не вызывать перегревания;
3) громоздкие декорации являются нередко причиной мелких и крупных травм. Громоздкие декорации прибивают гвоздями к полу, сколачивают между собой, в результате во время танцев происходят травмы при ударе о декорации, гвозди, которые остаются на сцене после вынужденной спешки в смене декораций в короткие периоды между картинами или в антрактах. Более удобны применяемые в некоторых театрах страны декоративные панно.

Перегрузка залов большим количеством занимающихся артистов балета из-за недостатка помещении для занятий и репетиций.

Недостаточное обеспечение спектаклей дублерами. Некоторые спектакли идут с 1—2 исполнителями ведущих партий, что явно недостаточно. При болезни единственного исполнителя или невозможности его участия администрация вынуждена заменять спектакль или быстро готовить исполнителя, что связано со спешкой, некачественной подготовкой, а отсюда и возможностью получения травмы или перегрузки опорно-двигательного аппарата.

Частая смена партнера также может быть причиной травмы или перегрузки. Дуэт в хореографии — это станцованность двух персонажен, в котором раскрываются не только личные отношения двух действующих лиц, но и общее сюжетное развитие балета, поэтому дуэтный танец требует постоянного участия танцовщика и балерины вместе в тех спектаклях, в которых они заняты. Замена одного из партнеров требует познания танцевальных особенностей нового партнера и за короткий срок, конечно, они не могут качественно «станцеваться», что создает опасность получения травмы или перенапряжения того или иного отдела опорно-двигательного аппарата.

Читайте также:  Как сделать плакат ко дню здоровья

Неравномерное распределение нагрузок в балетной труппе. Нередко один артист получает за сезон 2—3 партии, а другой ни одной, что приводит к перегрузке одного артиста балета при неполной занятости другого.

Источник

Охрана здоровья артиста балета

Еще не во всех театрах страны введены охранные нормы труда, которые бы регламентировали рабочий день артиста балета. Несмотря на особенности хореографического искусства, необходим строгий режим труда артистов балета, чередующийся с отдыхом. В противном случае возникают перегрузки и перенапряжения ие только физические, но и психологические, требующие еще более длительного времени для полного восстановления психологического равновесия. В Большом театре РФ трудовой день артиста балета складывается из класса, репетиций и спектакля.

Класс продолжается с 10 до 11 ч (первая смена) и с 11 до 12 ч (вторая смена). Это профессиональный заряд на весь рабочий день. Затем до 15 ч идут репетиции, с 15 до 18 ч — перерыв на отдых. После этого часть артистов балета приходит на вечерний спектакль, другая часть — на вечерние репетиции. Заканчивается трудовой день в 22—23 ч. В общем это не лучший вариант регламентированного труда артистов балета.

Кроме основной работы артисты балета привлекаются к съемкам в фильмах, концертной деятельности. В течение театрального сезона часть балетной труппы выезжает на гастроли. Оставшаяся часть труппы обеспечивает спектакли в театре. Недопустимо, когда администрация некоторых театров организует гастроли в период отпуска артистов балета. Такая напряженная работа без летнего отдыха — благоприятная почва для травм, заболеваний и перегрузок.

Отсутствие врачебного осмотра танцевальной площадки перед спектаклем. Опыт работы в театре показывает, что данное мероприятие необходимо проводить врачу перед выступлением балетной труппы. Осмотр сценической площадки обычно проводит инженер по охране труда и техники безопасности, который обследует сцену с технической точки зрения ее оборудования. Врач же осматривает сцену с точки зрения гигиенических норм — наличие засоренности, зазубрин и неровностей, выступающих деталей планшета сцены, т. е. всего того, что может быть причиной травмы и неблагоприятного воздействия на организм артиста балета, например, сквозняки в зимнее время.

Отсутствие контакта врача с педагогом. Свою работу по предупреждению травм, перегрузок и заболеваний врач должен проводить в тесном контакте с педагогом, своевременно информировать его о состоянии здоровья артистов балета, находящихся на диспансерном учете, помогать советами по режиму нагрузок артисту балета, перенесшему травму или заболевание.

В заключение следует отметить несостоятельность выводов педагогов о том, что травматизм среди артистов балета неизбежен, что он является их спутником и с этим следует мириться. Большое число травм отмечается в том балетном коллективе, где борьбе с их причинами уделяется мало внимания руководством театра, педагогами, репетиторами и особенно врачом. Нельзя считать, что за здоровьем артистов балета должны следить только медицинские работники. Они без помощи администрации не могут влиять на ликвидацию травматизма и перегрузок в балетном коллективе.

С полученной травмой артист балета впервые обращается к врачу, который обязан первый выяснить причину травмы или перегрузки, нарушения в состоянии здоровья артиста, причину нарушения санитарно-гигиенического режима. Изучение причин травматизма и перегрузок показало, что часто эти состояния возникают в результате действия не одного, а ряда факторов. Но из этого ряда необходимо выделять основной, который и будет являться определяющим для принятия профилактических мероприятий.

Источник

Adblock
detector