28 апреля – Всемирный день охраны труда
В вопросах охраны труда усилия Минтруда России сосредоточены на решении основных задач – cохранение жизни и здоровья работников, а также снижение смертности в трудоспособном возрасте.
Более десяти лет в Российской Федерации отмечается устойчивая положительная динамика снижения уровня производственного травматизма, в том числе уменьшение числа смертельных несчастных случаев на производстве. Так, общее количество несчастных случаев на производстве сократилось в 2,3 раза – с 85 тыс. случаев в 2007 году до 37,6 тыс. в 2017 году. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом) снизилось в 2,3 раза – с 13,7 тыс. случаев в 2007 году до 5,96 тыс. в 2017 году (по оперативным данным).
В 2017 году на производстве по оперативным данным погибли 1,6 тыс. работников, что в 2,9 раза ниже показателя 2007 года (4,6 тыс. человек) и на 23 % ниже показателя 2016 года.
В течение 2013-2015 годов сформирован институт специальной оценки условий труда. Внедрение специальной оценки условий труда обеспечило объективное выявление и независимую оценку условий труда на каждом рабочем месте.
Минтруд России на постоянной основе проводит мониторинг применения законодательства о специальной оценке условий труда, по результатам которого вносятся необходимые изменения в законодательство. Всего на конец 2017 года специальная оценка условий труда проведена на более чем 11 млн рабочих мест (22 % от общего числа рабочих мест), на которых занято свыше 15 млн работников. Улучшены условия труда более чем на 1,7 млн рабочих мест.
В конце 2017 года Минтруд России подписал Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению Концепции «нулевого травматизма» с Международной ассоциацией социального обеспечения. Стороны договорились сотрудничать с целью поощрения и развития глобальной кампании Концепции «нулевого травматизма», приоритетом которой является повышение безопасности, гигиены труда, условий труда и общих условий работы в контексте их соответствующих миссий, стратегий, компетенций и ресурсов.
Согласно меморандуму Минтруд России стал официальным партнером глобальной кампании Концепции «нулевого травматизма», которая была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. Главная цель меморандума – привлечение национальных компаний к участию в глобальной кампании Концепции «нулевого травматизма» и реализация стратегии профилактики Концепции «нулевого травматизма» на уровне компаний.
В 2018 году усилия Минтруда России, как и ранее, направлены на снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте путем формирования навыков безопасного труда.
С целью формирования культуры безопасного труда и ее внедрения в систему трудовых отношений в госпрограмму «Содействие занятости населения» включена подпрограмма «Безопасный труд», предусматривающая разработку и внедрение предупредительной модели управления охраной труда, модернизацию инструментов государственного управления охраной труда, стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.
В настоящее время Минтруд России разрабатывает законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), который предусматривает совершенствование законодательства в части формирования превентивно-профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве. Планируется, что законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации в августе текущего года.
Предлагаемые изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Изменения в Трудовой кодекс РФ предусматривают:
- структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
- повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;
- внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;
- модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;
- совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений.
Также Минтруд России проводит комплексную работу по разработке и актуализации правил по охране труда, а также типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Сейчас в Российской Федерации существуют более ста правил по охране труда. Большинство из них приняты в 1997–2003 годах различными федеральными органами исполнительной власти.
В 2013–2017 годах утверждены 27 правил по охране труда для разных видов деятельности и видов выполняемых работ, в том числе для наиболее травмоопасных видов деятельности, таких как строительство, работы на высоте и др. Разработка правил по охране труда ведется с учетом Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.
При разработке правил по охране труда учитывается так называемый «рейтинг травматизма», то есть в первую очередь правила по охране труда разрабатываются для тех видов экономической деятельности, в которых фиксируется максимальный уровень травматизма.
С целью обеспечения работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, отвечающими всем требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», актуализируются нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам различных профессий и должностей.
Для обеспечения открытости федерального надзора в сфере труда создан портал «Онлайнинспекция.рф», имеющий высокую востребованность и включающий такие сервисы как: «Дежурный инспектор», «Перечень требований трудового законодательства», «Электронный инспектор» и «Памятки для работников и работодателей».
Сервис «Дежурный инспектор» позволяет работникам и работодателям задать вопрос и получить консультацию по любой теме трудового законодательства в течение трех рабочих дней.
С помощью сервиса «Перечень требований трудового законодательства» впервые сделаны публичными обязательные требования в сфере труда. Опубликованный на портале «Онлайнинспекция.рф» перечень содержит 209 базовых требований законодательства в сфере труда, исполнение которых подлежит проверке, един для поднадзорных субъектов и проверяющих органов.
Сервис «Электронный инспектор» запущен в «пилотную» эксплуатацию, для него сформированы 122 проверочных листа (всего планируется более 200). Работодатель с помощью данного сервиса анализирует ситуацию с выполнением на своем предприятии всех обязательных требований так же, как это делал бы инспектор труда при проверке каждого требования трудового законодательства.
Сервис «Памятки для работников и работодателей» содержит 100 памяток по вопросам соблюдения законодательства о труде, удобный рубрикатор, используемый для решения конкретных вопросов.
Запущено приложение для фотофиксации нарушений на стройках. Пользователям мобильных телефонов стало доступно бесплатное приложение «Я – инспектор», позволяющее любому гражданину, заметившему нарушение требований охраны труда на строительной площадке, угрожающее жизни и здоровью работников, зафиксировать его на свой телефон и сообщить об этом в орган надзора в сфере труда. Приложение размещено на площадках наиболее популярных магазинов приложений для смартфонов. Данное приложение интегрировано с уже успешно функционирующим на портале «Онлайнинспекция.рф» сервисом «Сообщить о проблеме». То есть обращение гражданина и фото, в том числе информационного щита застройщика, будут направляться на рассмотрение в орган надзор в сфере труда региона.
В дальнейшем планируется модернизация системы государственного надзора (контроля) основанная на эффективном взаимодействии между Рострудом, работодателями и работниками. Работодатели получат возможность внедрения в свою деятельность системы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства, в том числе за состоянием условий и охраны труда – «режима самоинспектирования».
Источник
ОХРАНА ТРУДА ПО ТК РФ: ПОНЯТИЕ И ТРЕБОВАНИЯ
Работодатели обязаны соблюдать правила и требования охраны труда. За любое нарушение – штраф от 50 000 руб. А если с работником произойдет несчастный случай, руководителю компании грозит уголовная ответственность.
Понятие охраны труда
Что такое охрана труда на предприятии и для чего она нужна, сказано в статье 209 Трудового кодекса.
Охрана труда в России – это система или комплекс мероприятий, направленных на защиту здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Основные мероприятия охраны труда можно разделить на пять групп:
- правовые (оформление документации);
- социально-экономические (обязательное страхование работников, выплата компенсаций, предоставление льгот и т. п.);
- организационно-технические (спецоценка условий труда на рабочих местах, оптимизация персонала и т. п.);
- санитарно-гигиенические (обеспечение работников спецодеждой, обувью и иными средствами защиты).
- профилактические (медосмотры, сотрудников, создание системы спортивного оздоровления работников).
Таким образом, охрана труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий занятости для сотрудников и предприятия в целом.
Система охраны труда
Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.
Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).
Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).
Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.
В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).
Кроме того, компании необходимо разработать локальные нормативные акты по вопросам охраны труда. Во-первых, положение об охране труда. Во-вторых, программу проведения инструктажа по охране труда. В-третьих, инструкцию по охране труда. Ее разрабатывают исходя из должности или профессии работников. За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет
За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток
Также должностным лицам компании грозит уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение здоровью тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ). Санкции такие:
- штраф до 400 000 рублей или же штраф в размере зарплат либо другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев;
- обязательные работы на сроки 180-240 часов;
- исправительные работы на сроки максимум до двух лет;
- принудительные работы на срок максимум до одного года;
- заключение под стражу на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности (или без такового).
Если нарушение правил и норм охраны привело к смерти человека, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до четырех лет. Либо его могут заключить под стражу на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового.
Если в результате несчастного случая на производстве пострадало два и более человек, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (или без такового).
Источник
Обзор новостей по охране труда с 22 по 29 марта 2021 года
Обзор новостей по охране труда с 22 по 29 марта 2021 года
Минтруд опубликовал новое положение системы управления охраной труда
Минтруд разработал проект примерного положения системы управления охраной труда. Он заменит действующее типовое положение, которое утверждено приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.
В новом положении определили порядок консультации и взаимодействия по охране труда. Для этого разработали три механизма, которые работодатель должен обеспечить. Например, предоставить время и выделить ресурсы работникам для участия в обсуждении и решении вопросов по охране труда. Кроме того, работодателя обязали разработать и развивать культуру безопасного труда. Это должно стать одним из ключевых элементов работы СУОТ, который поможет снизить уровни профессиональных рисков.
Кроме того, в новом положении определили, кому можно не разрабатывать систему управления охраной труда или разработать в упрощенном виде, ввели новые обязательные процедуры по ОТ, по которым нужно разработать регламенты, выделили блок по управлению профрисками, ввели новые мероприятия, которые нужно вносить в план мероприятий по ОТ, прописали требования к обучению и развитию компетенций по ОТ.
Кому можно не разрабатывать СУОТ
По проекту СУОТ можно не разрабатывать:
- физлицам, которые не зарегистрированы как ИП;
- ИП с численностью работников не более 35 человек либо не больше 20 человек для ИП, которые занимаются розничной торговлей;
- работодателям с численностью не более 100 человек, которые не занимаются производственной деятельностью и без производственного оборудования;
- работодателям с численностью от 100 до 500 человек, которые не занимаются производственной деятельностью и без производственного оборудования, но со специалистом по охране труда;
- малым предприятиям.
Структуру СУОТ можно делать упрощенной, если в организации работает не более 100 человек. По действующему типовому положению о СУОТ упростить СУОТ можно в случае, когда в компании не более 15 человек.
Новые процедуры по охране труда
По новому положению необходимо прописать в ЛНА организации порядок разработки и реализации еще 11 процедур по ОТ:
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений;
- обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов, эксплуатации применяемого производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов;
- социальное страхование работников;
- расследование, оформление, учет аварий, инцидентов, несчастных случаев и микроповреждений (микротравм), профзаболеваний и реагированию на них в рамках СУОТ;
- взаимодействие с органами госнадзора, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- организация и проведение работ повышенной опасности;
- электронный документооборот по охране труда;
- контроль соблюдения требований охраны труда;
- аудио-, видео-, фотофиксация производственных процессов;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
- разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда.
Управление профессиональными рисками
По новому положению система управления охраной труда будет считаться работающей, если работодатель внедрил процедуру управления профрисками. Для этого работодатель может использовать методики для оценки профрисков. В Минтруде должны разработать рекомендации, которые помогут работодателям выбрать нужную методику оценки профрисков.
План мероприятий по охране труда
В плане мероприятий по охране труда дополнительно нужно будет указать восемь мероприятий:
Кроме того, о результатах исполнения мероприятий нужно будет вносить информацию в специальные государственные информационные системы.
Обучение и развитие компетенций по охране труда
Работодателю придется прописать в ЛНА:
- требования к профподготовке по ОТ работников, к проверке, поддержанию и развитию профподготовки;
- перечень профессий работников и тех, кто выполняет работы повышенной опасности, которые проходят стажировку по охране труда и которые проходят подготовку по ОТ в УЦ;
- перечень работников, которых освободили от первичного и повторного инструктажа и стажировки;
- ответственных за инструктажи на рабочем месте и стажировки по ОТ;
- вопросы по программе инструктажей по ОТ;
- состав комиссии по проверке знаний требований ОТ и правила ее работы;
- перечень вопросов, по которым работникам будут проводить проверку знаний;
- порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи;
- порядок организации и проведения инструктажей и стажировки.
Если проект примут, он начнет действовать с 1 сентября.
Поучаствовать в обсуждении положения можно на официальном сайте.
Минтруд разъяснил, по какому перечню направлять на медосмотр – по приказу № 988н/1420н или по приказу № 29н
Направлять на медосмотр можно по видам работ, которые перечислены в приказе Минтруда, Минздрава № 988н/1420н и в приказе Минздрава № 29н. Такое мнение высказали в Минтруде.
В ведомстве указали, что если в приказе № 29н есть виды работ, которые отсутствуют в новом перечне, то направлять на медосмотр нужно по приказу № 29н.
Напомним, что в приказе № 29н есть виды работ, которых нет в приказе № 988н/1420н:
- работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации;
- работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- работы в медицинских организациях.
Минтруд уточнил, что разница в перечнях связана с тем, что в приказе № 29н указан список работ, при выполнении которых обязательные медосмотры проводят в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Эти работы не входят в полномочия Минтруда и поэтому не указаны в приказе № 988н/1420н.
Роструд разъяснил, можно ли новому работнику выдать использованные СИЗ
Роструд пояснил, можно ли выдавать новым работникам средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые использовались ранее. По мнению ведомства, выдавать такие СИЗ можно, если им провели стирку, обезвреживание, ремонт и другие мероприятия по уходу.
Роструд напомнил, что определять мероприятия по уходу, процент износа и пригодность СИЗ к использованию может комиссия по охране труда или ответственный за такую работу работник.
Планируют изменить требования к охране здоровья работников в угольной промышленности
Правительство подготовило проект, в котором планируют изменить требования к охране здоровья для работников, которые работают во вредных и опасных условиях труда. В нем определили виды медосмотров для работников и какие документы должен разработать работодатель.
Какие медосмотры нужно проводить работникам
В новых требованиях необходимо проводить предсменные, внутрисменные и послесменные медосмотры для работников, которые заняты на подземных работах. После смены работникам нужно обеспечить послесменную реабилитацию.
На медосмотрах будут проводить химико-токсикологическое исследование. Это мероприятие определяет наличие или отсутствие наркотических средств и психотропных веществ у работников. Такое исследование нужно проводить два раза в год с работниками, которые заняты на подземных работах.
В проекте предусмотрели возможность использовать телемедицину при проведении медосмотров и исследований на наркотические средства и психотропные вещества.
Какие документы должны разработать работодатели
Работодатели должны разработать и организовать работу программ укрепления здоровья. Они должны информировать работников о рисках для здоровья, мотивировать вести здоровый образ жизни и создать условия, которые помогут вести такой образ жизни. Например, в организации могут проводить спортивные занятия.
Если изменения примут, они вступят в силу 1 июля.
Минздрав обновил требования к знакам о запрете курения
Утвердили новые требования к знаку о запрете курения, потребления никотиносодержащей продукции или использования кальянов. Новые требования начнут действовать 1 сентября и заменят требования, которые утверждены приказом Минздрава от 12.05.2014 № 214н.
Знаки нужно размещать в помещениях, где нельзя курить табак, потреблять никотиносодержащую продукцию и использовать кальян. В действующих требованиях знак вешают там, где нельзя курить табак.
По новым требованиям на знаке может быть надпись: «Курение табака, потребление никотиносодержащей продукции и табака, потребление никотиносодержащей продукции и использование кальянов запрещено».
Кроме того, определили размер знака, который нужно разместить в транспорте. Он должен быть не менее 5 × 5 мм.
Минприроды объяснило, как платить за НВОЗ, если нет действующих разрешений
Если у работодателя нет разрешительной документации, то платить за негативное воздействие на окружающую среду надо как за сверхлимитное. Об этом Минприроды рассказало в официальном письме. Также к работодателям будут применять стимулирующий коэффициент Кпр 100, если у них нет комплексного экологического разрешения (КЭР). Это касается объектов I и II категорий.
Минприроды уточнило, что коэффициент 100 применят к объектам I категории, если у них истек срок действия разрешительных документов и нет возможности получить КЭР.
Планируют новые поправки в правила противопожарного режима
Правительство опубликовало новый проект изменений в правила противопожарного режима. В него внесли 49 правок.
По новым правилам руководители должны обеспечить исправность, утепление и очистку от снега и льда пожарных гидрантов. Также должны организовать проезд пожарных машин к гидрантам. В действующих правилах работодатели оповещали пожарную охрану, если для гидрантов отключали воду или давление в сети было небольшим.
Дополнили список помещений, в которых эвакуационные выходы должны открываться без ключа. Планируют распространить это требование на помещения, в которых находится более 15 человек.
На объектах защиты можно будет проводить изменения в системах противопожарной защиты без проектных документов. В действующих правилах такие изменения нужно проводить по разработанным проектным документам.
Если проект примут, он начнет действовать с 11 ноября.
Источник: проект постановления Правительства от 11.11.2020.
Утвердили правила противоаварийных тренировок в электроэнергетике
Минэнерго утвердило новые правила проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики.
В правилах указан перечень профессий и виды тренировок. Диспетчеры по новым правилам проходят учебные, контрольные, межсистемные, общесистемные и диспетчерские тренировки. Оперативный персонал электростанции проходит учебные, контрольные, станционные и цеховые тренировки.
По новым правилам работодателям нужно разработать программу проведения тренировок, ее результаты оформлять в протоколе, а также вести журнал учета противоаварийных тренировок.
Правила вступают в силу с 1 сентября.
С 1 апреля стартует пилотный проект по профилактике профзаболеваний
Председатель Правительства М. Мишустин подписал указ о пилотном проекте по профилактике профессиональных заболеваний. В нем примут участие работники ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», АО «Авиакомпания «Сибирь»» и ОАО «Российские железные дороги».
В организациях – участниках пилотного проекта проведут мониторинг, чтобы выявить работников, которые нуждаются в профилактике профзаболеваний. Этих работников направят на профилактическое лечение в центрах реабилитации ФСС на 18 дней. Работникам выделят дополнительные оплачиваемые отпуска и возместят расходы на проезд к месту лечения и обратно домой.
Результаты лечения будут храниться в медорганизациях, которые приняли участие в проекте. На их основе будет проведен мониторинг состояния здоровья работников, а затем будет дана оценка эффективности проекта. После этого будут решать, нужно ли подключать к проекту других работодателей.
Проект запустят с 1 апреля.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
Письмо Минтруда России от 12.03.2021 № 15-2/ООГ-708
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 марта 2021 года № 15-2/ООГ-708
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определены категории работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров. Необходимость прохождения обязательных медицинских осмотров при установлена для определения пригодности (определения соответствия состояния здоровья) работников для выполнения поручаемой работы (допуска к работе), а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения (или выявления) профессиональных заболеваний.
С 1 апреля 2021 г. вступают в силу совместный приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31 декабря 2020 г. «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее — соответственно Перечень факторов, Перечень работ, Приказ № 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ № 29н), разработанные взамен действующего приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.
Необходимо отметить, что Приказ № 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью 1 статьи 213 Кодекса в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний (в том числе работы: в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения; в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей; где имеется контакт с пищевыми продуктами и др.), не является компетенцией Минтруда России, в связи с чем данный перечень включен в Приказ № 29н.
В соответствии с пунктами 10, 21 главы III Приказа № 29н при составлении списка работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, должны быть указаны: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименование вредных и (или) опасных производственных факторов, виды работ в соответствии с приложением к главе III Приказа № 29н, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
При составлении списка контингентов необходимо пользоваться наименованием вредных и (или) опасных производственных факторов и списком выполняемых работ, содержащимися как в Приказе № 988н/1420н, так и в Приказе № 29н.
Таким образом, в случае, если работник выполняет работы, перечисленные в Перечне работ или в Приказе № 29н, а также в случае, если он подвергается воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, перечисленных в Перечне факторов, то он подлежит направлению на обязательные медицинские осмотры.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, вопросы, связанные с порядком проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, отнесены к компетенции Минздрава России. В этой связи за дополнительными разъяснениями по вопросам, связанным с порядком прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников (работников организаций пищевой промышленности, сельского хозяйства, водопроводных сооружений и др.) в соответствии с Приказом № 29, Вам необходимо обратиться по компетенции в Минздрав России.
Одновременно сообщаем, что ответ Департамента на Ваше обращение не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.
Источник
➤ Adblockdetector