Репродуктивные права гражданина Российской Федерации
Рубрика: 10. Медицинское право
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 3348 раз
Библиографическое описание:
Балакирева, К. В. Репродуктивные права гражданина Российской Федерации / К. В. Балакирева. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12332/ (дата обращения: 09.06.2021).
Поистине уникальными возможностями характеризуются последние десятилетия: биомедицинские экспериментальные исследования зачатия, рождения человека, лечения бесплодия стали целью технологических производств и репродуктивного бизнеса в целом.
Именно эти исследования стали причиной появления таких видов деятельности, как суррогатное материнство, анонимное донорство половых клеток и другие практики, направленные на улучшение репродуктивной обстановки в стране, в том числе и в юридической плоскости. Но готово ли российское законодательство для таких перемен?
Всемирная организация здравоохранения определяет репродуктивные права как «право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка» [5].
В целом репродуктивные права в той или иной степени включают право на контроль за рождаемостью (использование контрацептивов), безопасный и законный аборт, право на доступ к качественной акушерско-гинекологической помощи, на информацию и сексуальное образование. Репродуктивные права призваны достичь максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, преодолеть бесплодие, защищать человека от принудительной стерилизации и абортов, а также обезопасить от распространённых в религиозных и обрядных культах увечий гениталий [7].
Концепция осуществления репродуктивной деятельности была признана в решении ООН в 1968 году, в частности право на репродуктивный выбор было сформулировано в 16 пункте Воззвания Тегеранской международной конференции по правам человека [2]. Непосредственное закрепление и дальнейшее развитие этих прав произошло на Международных конференциях по народонаселению и развитию, которые проходили в Бухаресте (1974), Мехико (1985) и Каире (1995), в программе действий которой впервые были определено место репродуктивных права в системе прав человека. Также Каирской программой действий был представлен и рекомендован план действий, предусматривающий меры по снижению числа абортов и разработку законов по защите репродуктивного здоровья населения. А на Пекинской всемирной конференции по положению женщин (1995) была определена правовая природа репродуктивных прав, который являются порождением права на охрану здоровья [3].
В действующем законодательстве Российской Федерации репродуктивные права представляют собой комплекс личных прав, закреплённых в международных документах о правах человека и Конституции РФ. На международном уровне это такие документы как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка», Декларация «Об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человека», Всеобщая декларация от 11 ноября 1997 г. «О геноме человека и правах человека», Европейская конвенция от 4 апреля 1997 г. «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» и Дополнительный протокол к ней от 12 января 1998 г.
В Конституции репродуктивные права представлены совокупностью таких прав как право на жизнь (ст. 20), охрану личного достоинства (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), получение информации (ст. 29), государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на охрану здоровья (ст. 41) [3].
Репродуктивные процессы не могут существовать отдельно от права, так как, например, зачатие ребёнка парой, находящейся в браке, порождает отличные от не находящихся в браке людей юридические последствия. В первом случае отцовство будет признано автоматическим, во втором — необходимо его установление. М. Н. Босанац для этого описания свойства этих отношений вводит понятие «юридической жизнедеятельности», закрепляющее репродуктивные права и пределы из реализации. Так, такого рода жизнедеятельность — это «государственно-правовое вмешательство в воспроизводство населения, которое осуществляется путем правового регулирования, прямо или косвенно влияющего на рождаемость и сохранение потомства» [1, с. 24]. Фактически это означает право государства регулировать отношения, которые возникают во время оплодотворения, стерилизации, аборта и так далее. Демографическая политика России считает своей главным задачей развитие системы мер по охране репродуктивного здоровья [8].
Но здесь происходит столкновение первоначальной составляющей репродуктивного права — права человека на жизнь. И именно эта составляющая, по мнению Г. Б. Романовского, нуждается в особой защите как в международном, так и национальном законодательстве. Так, все мы знаем, что мужчина не обладает правом законного требования от женщины, чтобы она ему родила ребенка. И никакое решение суда не может предоставить ему это право. Здесь действует известное правило, согласно которому свобода оборот человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Ситуация осложняется и тем, что помимо права на жизнь ребёнка, у родителей есть право и на свою жизнь. При таком подходе ребёнок превращается в объект правоотношений, так как рождение нового человека, который станет субъектом права, возможно при сознательном действии взрослых. В давние времена люди решали этот вопрос довольно-таки просто: потомство — это собственность семьи. Гуго Гроций в «О праве войны и мира» описал эту ситуацию так: «Путем рождения родители приобретают право в отношении детей», а выдающийся богослов и философ Моисей Египетский в комментариях на правилах «О кающихся» сказал: «Дети в этом возрасте так же принадлежат родителям, как и прочее их достояние». Детей отцы продавали в рабство, совершенно обычным было дело убийства девочек при рождении. Такая практика существовала у раджпутов и некоторых другие индусов, которые убивают дочерей тотчас после рождения, чтобы через пятнадцать лет избежать свадебных издержек. В начале 19 века британское правительство провело исследование, которое показало, что в Западном Раджпутане при населении в 10000 человек не было ни одной девочки [6, с. 145–146].
Интересен случай, приведённый в книге «Философия здоровья», где подросток с врожденными дефектами, которые привели к инвалидности, подал судебный иск к своим родителям за то, что те его родили, тем самым обрекли на физические и нравственные страдания, несмотря на то, что матери было рекомендовано искусственное прерывание беременности [9, с. 83].
Таким образом, репродуктивные права в Российской Федерации представляют собой не один институт, а комплекс правомочий в репродуктивной сфере. И сегодня становится очевидно, что законодательство на современном этапе не способно обеспечить реализацию условий и возможностей в репродуктивной сфере, так как в в полной мере не были раскрыты права/обязанности/ответственность физических лиц, государственных органов власти, а также медицинских учреждений.
Логичным бы казалось идея о принятии закона, регулирующих репродуктивную деятельность человека и механизм их реализации. Также этот закон смог бы систематизировать нормативно-правовые акты в сфере репродуктивного здоровья и репродуктивного выбора. Однако такая попытка уже была предпринята — Государственной Думе был представлен проект федерального закона «О репродуктивных правах гражданина и гарантиях их осуществления». Но он был назван Д. К. Радшихановой «пиаракцией», так как был отозван самим автором.
Нескорое признание репродуктивных прав объясняется наличием некоторых причин. К ним относится непонимание специфика регулировании сферы деятельности, смещение акцента с прав человека на деятельность медицинских организаций, невозможность урегулировать любовные отношения посредством закона (никто не может заставить одного человека любить другого, даже если ставится вопрос о будущем брака). Наконец, законодательное закрепление репродуктивных прав не отвечает современным потребностям российского сообщества. Оно пока не готово к таким переменам. Вопросы регулирования деятельности медицинских организаций возможно разрешить в рамках ведомственных актов.
Источник
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЕМЬЕ. Законодательные положения, касающиеся вопросов репродуктивного здоровья
I.
Принят Верховным Советом РФ 22 июля 1993г.
Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
Статья. 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
II. Закон Ивановской области
Настоящий Закон исходит из признания конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и обеспечивает гарантии получения услуг по созданию здоровой семьи и ее планированию.
Статья 1. Правовая основа настоящего Закона
Правовую основу настоящего Закона составляют:
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе и законодательстве области в социальной сфере используются понятия:
1. репродуктивное здоровье это состояние физического, психического здоровья и социального благополучия, определяющее способность к воспроизводству потомства;
2. репродуктивные права это права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака, а также информационную и консультативную помощь в этой сфере;
3. планирование семьи это система социальных, культурных, правовых и медицинских мер, направленных на рождение здоровых и желанных детей, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, сохранение репродуктивного здоровья, усвоение основ знаний о взаимоотношениях полов;
4. иные понятия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Основные принципы реализации репродуктивных прав
Граждане вправе реализовать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах. Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Вопросы планирования семьи являются ее частным делом. Иностранные организации и инвесторы могут осуществлять деятельность в сфере репродуктивного здоровья населения, если она не противоречит законодательству Российской Федерации и правилам международных договоров в сфере охраны здоровья граждан.
При обеспечении реализации гражданами своих репродуктивных прав гарантируется соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманности, конфиденциальности и уважительного отношения, исключающее унижение человеческого достоинства.
В области обеспечивается гарантированный государством объем, качество и доступность услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, а также объем услуг, расширяющих гарантированный минимум, в том числе по реабилитации репродуктивного здоровья лиц, завершивших военную службу, семей, потерявших ребенка в перинатальный период, семей с риском рождения детей с врожденной патологией и иных контингентов с целевой социальной поддержкой, в соответствии с утвержденным бюджетным финансированием.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон действует на всей территории области и распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Ивановской области (далее граждан), и применяется в отношении всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с реализацией гражданами репродуктивных прав.
Статья 5. Право на свободный репродуктивный выбор
Граждане имеют право свободно принимать решения относительно числа детей и времени их рождения в браке или вне брака. Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления гарантируют невмешательство в реализацию гражданами права на свободный репродуктивный выбор.
Статья 6. Иные права по охране здоровья и созданию семьи
1.Граждане имеют право на получение в государственных, муниципальных, негосударственных организациях, у частных лиц, имеющих лицензии на соответствующие виды деятельности, полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья и рекомендаций по рациональному созданию семьи.
2.Граждане имеют право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья, планированию семьи. Услуги по охране и укреплению здоровья и планированию семьи гражданам предоставляют государственные, муниципальные, негосударственные организации и частные лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Гарантированные услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи предоставляются бесплатно всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Перечень гарантированных услуг по охране здоровья и планированию семьи утверждается Главой администрации области в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
3.Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, в том числе медицинский, а также отказ от них. помощь по индивидуальному подбору методов предупреждения нежелательной беременности с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей с предупреждением о возможных нежелательных для граждан последствиях оказывается учреждениями здравоохранения, имеющими право на данный вид деятельности. При наличии медицинских и социальных показаний граждане имеют право на предоставление им средств предупреждения нежелательной беременности в рамках программ обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и иных незапрещенных законами источников.
4.Медицинская стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности производится только после проведения обязательного консультирования, с согласия пациентки, по основаниям и при наличии условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.Женщина имеет право на бесплатное искусственное прерывание беременности. В целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить беседы, направленные на разъяснение психологических и физиологических негативных последствий аборта. Искусственное прерывание беременности производится организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, в максимально безопасных условиях на основе современных технологий. Бесплатное консультирование проводится женщине по ее желанию в периодах до и после искусственного прерывания беременности всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, включая индивидуальный подбор средств предупреждения нежелательной беременности.
Статья 7. Право несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья
Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на образование и воспитание в сфере подготовки к семейной жизни, обращая особое внимание на ее духовную и нравственную сторону. Подготовка несовершеннолетних к семейной жизни осуществляется преимущественно в семье, а также по выбору детей и с согласия родителей проводится в образовательных учреждениях в соответствии с их решениями и со специально разработанными и утвержденными образовательными программами с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних, начиная с 14 лет, ранее в исключительных случаях по индивидуальным программам. Учебу проводят лица, имеющие специальную подготовку, а также может использоваться помощь и консультации психологов, школьных медицинских работников и иных специалистов в образовательных учреждениях. Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия для получения несовершеннолетними услуг по охране репродуктивного здоровья и образования в сфере подготовки к семейной жизни. Услуги по охране репродуктивного здоровья, гарантированные законодательством Российской Федерации, оказываются несовершеннолетним бесплатно соответствующими государственными и муниципальными учреждениями.
Статья 8. Обеспечение права на получение информации
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия:
Статья 9. Право на материнство
Женщина имеет право на охрану здоровья в период беременности, помощь в родах и послеродовом периоде с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья, здоровья плода и новорожденного.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине во всех организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем гарантированных услуг.
Статья 10. Право на лечение бесплодия
1.Граждане имеют право на:
лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных технологий, разрешенных в Российской Федерации, производится как в рамках обязательного медицинского страхования, так и с привлечением иных средств;
получение информации о сущности вспомогательных репродуктивных технологий, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов лечения бесплодия.
2.Граждане, состоящие в зарегистрированном браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий только по взаимному согласию.
3.Лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Статья 11. Право на сохранение тайны при обеспечении реализации репродуктивных прав
1.Органы, организации и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию, связанную с фактом обращения к ним граждан по поводу реализации ими своих репродуктивных прав, охраны здоровья и создания семьи.
2.Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии их здоровья и планировании семьи.
3.Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящих государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Обеспечение реализации прав граждан на репродукцию и создание семьи
1.Консультирование и оказание помощи гражданам при реализации их прав на создание семьи и репродукцию возлагается на учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Специалисты указанных учреждений должны иметь сертификат установленного образца.
2.Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют контроль за организациями и учреждениями по оказанию населению услуг по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи.
Статья 13. Финансирование деятельности организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и созданию семьи
Финансирование деятельности государственных и муниципальных организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи осуществляется в рамках средств федерального, областного, местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования, а также иных источников, не запрещенных законами.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава администрации Ивановской области
В. Тихомиров
г. Иваново
15 декабря 1998 г.
№ 82−ОЗ
В редакции Закона
от 27 апреля 1999 г.
№ 9−03
Источник