Меню

Охрана психического здоровья дошкольника что это

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему

Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
vorobeva_-_statya.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.

Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.

Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.

Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.

Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.

Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –

  • психогимнастика «Гимнастика для ума»
  • мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
  • релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
  • дыхательные упражнения
  • использование полифункционального интерактивного оборудования

Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.

«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.

«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.

Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:

— снятие эмоционального напряжения,

— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,

— формирование адекватной самооценки у детей,

— привитие новых форм поведения.

— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,

— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,

— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.

— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,

— развитие навыков общения,

— формирование адекватных форм поведения,

— стимуляция познавательной активности.

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
  • Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
  • рефлексия.
  1. Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.

— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного

— снятие эмоционального напряжения

— активизация работы всех органов и систем

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.

Совместная с педагогом деятельность заключается:

— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;

— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:

  1. Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
  2. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
  3. Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
  4. Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.

В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.

  1. Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
  2. Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
  3. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
  4. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
  5. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
  6. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
  7. Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
  8. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
  9. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
  10. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
  11. Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
  12. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
  13. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
  14. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.

сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Источник

Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ

Ольга Попкова
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ

В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток на страны, народы и каждого человека в отдельности. Разные люди совершенно по-разному относятся к тем или иным переменам и преобразованиям.

Ребенок постигает мир через нас, взрослых и от нас зависит насколько легко он войдет в этот сложный мир. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научный лексикон был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и физического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. В качестве примера можно взять исследования Джюэтта, который изучал психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем этим людям характерны такие качества: эмоциональное спокойствие, оптимизм, самодостаточность, способность радоваться, умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, играют и беседуют с ним, поддерживают дисциплину. Ребенку нужно предоставлять больше независимости и самостоятельности.

Одним из важных условий укрепления психического здоровья детей в ДОУ является система специальных психолого-педагогических коррекционных занятий, целью которых является обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а так же формирование потребности в саморазвитии.

С целью сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников в нашем детском саду я провожу коррекционно-развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программа групповых занятий с дошкольниками, разработанная О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым и И. М. Первушиной, изложенная в книге «Тропинка к своему Я». Согласно данной программе дети младшего дошкольноговозраста на занятиях знакомятся с различными чувствами: полезными и вредными, говорят о том какие чувства живут в природе, какие чувства приводят к ссоре, учатся жалеть обиженного, учатся мириться. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся любить свою семью, учатся не драться, не обзывать других, управлять своими чувствами. Старшие дошкольники говорят на занятиях о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг, о том, как можно изменить чувства другого человека, о том, что школа – это трудный и радостный путь к знаниям.

Занятия включают в себя коммуникативные, психогимнастические, ролевые игры, игры направленные на развитие произвольности, терапевтические сказки. На занятиях дети с удовольствием принимают участие в играх, слушают сказки. Использование сказок в работе с детьми имеет большое значение. Ведь именно сказка так близка и понятна маленькому ребенку, с ее помощью он может поставить себя на место героя, и найти выход из той или иной затруднительной ситуации. В сказках поднимаются важные проблемы для детского мировосприятия, в них дети находят отголоски своей собственной жизни. Сказки дают детям множество вариантов выхода из различных жизненных ситуаций, а так же они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают и готовы ему помочь. Ролевые игры обеспечивают необходимое ролевое развитие ребенка. С помощью психогимнастических упражнений дети изучают различные эмоции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Дети 3-4 лет на занятиях с помощью картинок знакомятся с такими чувствами, как злость, радость, страх. Затем мы вместе с детьми показываем эти чувства руками, пальчики прыгают по столу – радуются, толкают, кусают друг друга – злятся, сжимаются в кулачки и дрожат – боятся. Очень нравится детям упражнение «Пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, как он грустит. Я предлагаю ребятам пожалеть птичку. Все подходят и жалеют птичку, гладят ее и говорят «Птичка Маша – хорошая».

На занятии со старшими детьми проводилась игра «Мы потерялись». Я просила детей представить, что они потерялись в глухом лесу и очень испугались. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий). Куда детям деваться?Они просят ее: «Покажи, куда нам надо идти?»А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажите, в чем каждый из вас самый-самый». Далее ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество. В начале этой игры некоторые дети затруднялись говорить свои хорошие качества. Но когда мы поиграли в эту игру несколько раз, это уже не вызывало у детей затруднений.

Результативность данных занятий отслеживается в системном мониторинге сопровождения детей. Анализ диагностических исследований показал, что признаки агрессивности снизились у 15% детей, внимание у гиперактивных детей улучшилось на 18%, тревожность снизилась на 9% .

Таким образом, данные занятия способствуют сохранению и укреплению психического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе психолога ДОУ.

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду» «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» Антон Павлович Чехов. Актуальность. «Здоровье – это состояние полного.

Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.

«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет.

«Здравствуйте, дети». Психологическое здоровье дошкольников. Планирование тематической недели Понедельник «Вежливость на каждый день» Цели: — обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией;.

Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.

Консультация «Здоровье дошкольников» ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.

Источник

Читайте также:  Здоровье человека причина заболеваний с
Adblock
detector