Меню

Охрана прав здоровья обучаемых

Статья на тему: «Правовое обеспечение деятельности образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся»
статья на тему

Статья посвящена правовому регулированию деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся. В статье было отмечено, что частью современных требований к профессиональным кадрам, предъявляемых предприятиями различных секторов экономики, является способность по состоянию здоровья исполнять свои трудовые функции, а также умение специалиста использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, в связи с чем, приобретает все большее значение деятельность профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи. В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы правового регулирования деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, а также намечены пути их решения.

Скачать:

Вложение Размер
statya_26.02_agapov.docx 18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «Красногорский колледж»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Происходящие сегодня изменения в различных сферах жизни общества требуют корректировки, а возможно и пересмотра, подходов к управлению современной профессиональной образовательной организацией и системой профессионального образования в целом.

Частью современных требований к профессиональным кадрам, предъявляемых предприятиями различных секторов экономики, является способность по состоянию здоровья исполнять свои трудовые функции, а также умение специалиста использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В связи с изложенным, приобретает все большее значение деятельность профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи.

Предметом рассмотрения в настоящей статье является правовое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся.

Характер деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся, во многом придает её правовой основе такую специфическую черту, как множественность субъектов регулирования и нормативных источников, последовательность рассмотрения которых целесообразно определить в соответствии с их юридической силой.

Так, Конституция РФ, являясь ядром правовой системы государства устанавливает основные права граждан в сфере охраны здоровья.

На основании ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, как следует из рассматриваемой нормы, в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.

Федеральные законы, являясь юридическими актами, принятыми высшим представительным органом, определяют основы правового регулирования различных сфер жизни общества. Федеральными законами определяются основные понятия, принципы, права, обязанности, а также разграничение полномочий и ответственности участников тех или иных правоотношений.

По определению Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» под здоровьем понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Кроме того, как определяет рассматриваемый Федеральный закон, под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых различными субъектами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Как следует из п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», в компетенцию образовательных организаций входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Деятельность образовательной организации по охране здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. е ч.1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, нормативные акты регионального уровня являются частью правовой основы деятельности образовательных организаций по охране здоровья граждан.

Давая общую характеристику нормативным актам регионального уровня можно отметить, что они устанавливают порядок и условия реализации права граждан на охрану здоровья, а также порядок реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере охраны здоровья граждан.

Учитывая, что в компетенцию образовательных организаций входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, локальные акты указанных организаций являются частью правовой основы деятельности по охране здоровья обучающихся.

Характеризуя локальные акты образовательных организаций, можно отметить, что они устанавливают порядок и условия реализации соответствующими организациями мероприятий по охране здоровья обучающихся.

Достижение такой задачи, как охрана здоровья обучающихся, невозможно без комплексного, последовательного и основанного на нормах права осуществления профессиональной образовательной организацией, а также системой профессионального образования в целом своих полномочий в указанной сфере.

Нормативное регулирование деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся должно строиться с учетом особенностей конкретного субъекта РФ, а также соответствующей образовательной организации. Выполнение указанного условия не всегда возможно, так как полномочия по нормативному регулированию концентрируются, в значительной степени, на федеральном уровне.

Одним из способов решения проблемы учета особенностей различных субъектов РФ и образовательных организаций при нормативно правовом регулировании деятельности по охране здоровья обучающихся, может являться рассмотрение вопроса о передачи большинства полномочий в указанной сфере на уровень субъекта РФ. Целесообразным представляется и расширение компетенции образовательных организаций по изданию локальных актов в сфере охраны здоровья обучающихся.

Таким образом, в настоящем докладе были рассмотрены некоторые вопросы правового обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся.

Представляется, что реализация на практике выработанной рекомендации по перераспределению полномочий в сфере охраны здоровья обучающихся, может способствовать совершенствованию нормативного регулирования в указанной сфере.

1 Общая и профессиональная педагогика : учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с. : ил. – (ПРОФИль).

Источник

Охрана прав здоровья обучаемых

Старооскольский индустриальный техникум

Основная задача учебного учреждения – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье ученикам. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения . За последнее время частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. Поэтому одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является сохранение здоровья обучающимся.

Все это требует внимательного отношения к организации учебного процесса: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Один из важнейших факторов здоровья — это организация учебной деятельности:

1.строгая дозировка учебной нагрузки

2. построение урока с учетом особенностей обучающихся

3. проведение физкультминуток

4. соблюдение гигиенических требований

5. благоприятный эмоциональный настрой[2]э

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования» предусматривает создание условий для повышения качества общего и профессионального образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Перед преподавателем неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации обучающихся. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Однако здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. В настоящее время, к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании учащихся по вопросам здоровья [3].

Для преподавателя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого обучающегося. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося.

Охрана здоровья обучающего предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики, практически, любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением в различных бытовых ситуациях.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, разнообразные игровые технологии.

Планируя урок, преподаватель должен помнить, что у обучающихся преобладает непроизвольное внимание, и они могут сосредоточиться только на том, что им интересно. Поэтому одной из задач учителя на уроке является умение помочь ученику преодолеть усталость, для этого нужно большое внимание нужно уделять смене видов деятельности. Необходимо учитывать знания учащихся при подборе заданий, все задания должны быть посильными, вызывать интерес учащихся. Нормой считается смена 4 – 5 видов деятельности, например компьютерные презентации, уроки с использованием дидактических игр, их дидактическая роль — повторение материала, уроки конференции, семинары [4].

Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

Поэтому учитель, как и врач, должен придерживаться принципа « Не навреди ребенку!»

  1. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М.: Елен и К., 1997.
  2. Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007.
  3. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
  4. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.

Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

Источник

Читайте также:  Спорт физкультура здоровье активный отдых
Adblock
detector