Психологическое здоровье детей
материал на тему
Что такое» психологическое здоровье» и факторы, влияющие на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_detey.docx | 17.23 КБ |
psihol._zdorove_chast_1.ppt | 2.19 МБ |
psihol._zdorove_chast_2.ppt | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье детей
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает жизнь, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон психологами не так давно. Они считают, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Что же характеризует психологически здорового человека?
В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования, в рамках которого изучались психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Специфика психологического здоровья ребенка.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
- К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
- К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
- К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска психологического здоровья детей.
Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.
Безусловно всем нам надо помнить и о возрастных особенностях детей. Как сказал В.А.Сухомлинский: «На человека надо учиться всю жизнь».
В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.
Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.
Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того, какие взрослые их окружают. Таким образом, чтобы наши дети были здоровы, необходимо взрослым в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Источник
1.3 ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ РИСКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся
от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. (Гово-
ря об аномалии, мы будем иметь в виду нарушения развития, которые явля-
ются типичными для психически здоровых детей. Это осложнения психиче-
ского и личностного развития ребенка, которые являются лишь отклонением
от нормы, а не симптомом психического заболевания.) В психологической
литературе такие нарушения иногда называют факторами риска (Г. С. Аб-
рамова).
В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особен-
ности поведения ребенка:
8
• выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тор-
мозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организа-
ции поведения даже в игровых ситуациях;
• склонность ребенка к «космической» лжи — приукрашиванию ситуации, в
которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он ис-
пользует как средство выхода из затруднительного положения или конфлик-
та; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное
к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников,
более старших детей и взрослых;
• инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками,
громким настойчивым плачем и криком;
• импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость,
которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
• прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на
наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие
особенности поведения:
• сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, ко-
торые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьни-
ка;
• неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфори-
ческим настроением;
• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и
бездумным впечатлениям;
• акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим аг-
рессию, жестокость;
• наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрыв-
чатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных
«неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная
реакция;
• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от за-
нятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий на-
зло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на
себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований
учителя;
• выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких
пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения даль-
нейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия ин-
тереса к учебе;
• нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием
более старших детей и взрослых;
• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой ав-
торитарности, асоциального поведения членов семьи.
9
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние
на психическое развитие, оказываются:
• инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособ-
ность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, сла-
бость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость
функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированно-
сти основных образований подросткового возраста;
• сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аф-
фективной возбуждаемостью;
• ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным
проблемам; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжни-
честву;
• сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов,
отрицательным отношением к учебе;
• переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к ими-
тации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные экс-
цессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);
• неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведе-
ние как основа реакции имитации либо протеста;
• неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К.
С. Лебединская, Г. С. Абрамова).
Как определить, является ли поведение ребенка лишь отклонением от
нормы или симптомом психического заболевания?
Каковы возрастные особенности проявления отклонений?
Несмотря на сложность проблемы, существуют подходы к ее решению.
Богатый эмпирический материал, накопленный в клинической психологии,
лечебной педагогике, психиатрии, дает возможность дифференцировать от-
клоняющееся от нормы поведение от поведения патологического, несмотря
на общность проявлений этих нарушений.
Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиат-
ров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявля-
ются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере (А. Ф. Лазур-
ский, В. П. Кащенко, М. И. Буянов, А. И. Захаров, А. Е. Личко и др.). В лите-
ратуре выделяются различные характерологические и поведенческие откло-
нения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них.
Расторможенность, гиперактивность, двигательная растормо-
женность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто рас-
торможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют
инфантилизмом (М. И. Буянов).
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективностъ). Аффек-
тивное поведение — не медицинский диагноз, а склонность Детей к частым,
острым и разрушительные эмоциональным состояниям. Проявляется в по-
10
вышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах,
упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсив-
ности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, стра-
хи и асоциальное поведение.
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий),
пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они Могут
быть выражены в разной степени и разных формах.
Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только
плохое) в юношеском возрасте — тоже аномалия, так же как и его противопо-
ложность — чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство со-
бой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизнен-
ных задач.
Особую группу составляют дети с аутичным поведением (ауто —
погружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к ка-
тегории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспита-
тельные воздействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается
и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие
непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулиро-
вать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может прини-
маться за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное дей-
ствие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, тре-
бующим длительного усилия.
Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной
внушаемостью — некритической податливостью действию внушения, готов-
ностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому
влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реак-
ция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от
выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В
психологической литературе называются две формы негативизма — пассив-
ный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и актив-
ный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные ре-
акции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать
качествами его личности.
Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру-
шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить
11
слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, пря-
мая и косвенная.
Бесцельная ложь – когда ребенок не знает причины своей не-
правдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная
ложь, от которой ребенок не может воздержаться.
Бесцельное воровство – зачаточная форма явления, которое спе-
циалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые
необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. На-
пример, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной не-
ожиданностью для его родителей. По характеристике мамы, это был спокой-
ный и незлобивый мальчик, имел хобби – коллекционировал трубки от улич-
ных таксофонов.
Страсть к бродяжничеству – может быть патологическим влечением
психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой
при отсутствии болезненного предрасположения. В.П.Кащенко констатирует,
что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начина-
ется с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и
до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привыч-
кой со всеми сопутствующими ему явлениями — нищенством, кражами и т.п.
Лень – как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности
тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической.
Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей,
большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у неко-
торых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными при-
знаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстрой-
ство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой при-
чиной такого состояния бывает «соматогенная астения, т. е. физическая и
психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием». Она вполне
преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников
чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики
К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к ко-
торой взрослый призывает ребенка. Причины такого нерасположения тоже
различны, но в них, говорит педагог, виновато само воспитание. Так, нередки
случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается
множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению
которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное
внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обрат-
ное действие.
12
В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой ус-
певаемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциаль-
ном поведении.
Источник