Меню

Ограниченные возможности здоровья поликультурное

Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Скачать:

Вложение Размер
statya_sotsiokulturnaya_adaptatsiya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация — сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) [3].

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик [4].

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве [2].

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. — 2003. — № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. — Кемерово, 1992.

Источник

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)
статья

В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.

Скачать:

Вложение Размер
statya_iz_sbornika.docx 36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного

«Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-
экономический университет»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ Региональная научно-практическая конференция Элиста, 31 января 2018 года Материалы, доклады, выступления

Особые дети на литературных занятиях 146

Специфика адаптации родителей, имеющих детей с особенностями в развитии, к

Формирование толерантного отношения в социуме образовательного учреждения 152

Инклюзивное обучение — комплексный процесс обеспечения равного доступа к

качественному образованию детей с ОВЗ 153

Инклюзивное образование в современной школе 157

Годжурова С.А., Сарангова Г.М.

Организационные технологии создания инклюзивной образовательной среды МБОУ «СОШ

№10» им. Бембетова В.А 159

Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования 163

Обучение обучающихся с ОВЗ в начальной школе 168

Манджиева Е.М., Буваева С.К.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в КОУ РК «Цаган Аманская

санаторная школа-интернат» 173

Создание условий для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ в МБОУ «Русская национальная гимназия им. преподобного С.Радонежского» (из опыта

Формирование инклюзивной образовательной среды на примере общеобразовательной

Убушаева В.М., Бамбуджаева Э.Э.

Формы организации инклюзивного обучения в МОБУ «Троицкая гимназия имени

Инклюзивная культура в поликультурной образовательной среде (из опыта работы МБОУ

«СОШ №2» г.Элисты) 186

Организация работы по социализации слабослышащих детей в группе комбинированной

направленности для детей с ОВЗ (слабослышащие) 190

Организация доступного образовательного пространства в детском саду 195

Оздоровительная фитбол-гимнастика для детей с ОВЗ (слабослышащие) 198

Лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением

Инклюзивная среда обучения в ДОУ с детьми РАС 205

Инклюзия детей с синдромом Дауна в ДОУ (из опыта работы) 208

«Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия». Сборник материалов региональной научно-практической конференции — г. Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарноэкономический университет», 2018. — 239 с.

В сборник включены статьи участников региональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия по актуальным проблемам развития инклюзивного образования, инклюзивной культуры и практики в Республике Калмыкия. Представлены теоретико-методологические исследования, региональный опыт реализации моделей и технологий инклюзивного образования, излагаются проблемы психолого-педагогического сопровождения, преемственности в организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ресурсного обеспечения и подготовки кадров для инклюзивного образования на разных уровнях системы дошкольного, общего и профессионального образования.

Статьи публикуются в авторской редакции.

В.В.Новгородова — зам.директора по УМР КФ МГГЭУ Б.Н.Бюрчиева — зам.директора по СВР

Г.В. Лагаева — старший методист КФ МГГЭУ А.Э.Санджиева — преподаватель КФ МГГЭУ

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)

ЭРДЕЕВА Зинаида Сангаджиевна — зам.директора по УВР МБОУ «СОШ №2» г. Элисты

В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию. Основные принципы инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Инклюзивное образование – это гибкая система, учитывающая потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной группе.

Одной из основных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано со сложившимся стереотипом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» означало «непригодный к деятельности», и для государства, вынужденного затрачивать на инвалидов определенные средства, они становились иждивенцами. Определенные трудности во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, следовательно, к ним формировалось предвзятое, не всегда заслуженное отношение. Проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), формированием инклюзивной культуры, является очень важной.

Опираясь на определение философского энциклопедического словаря, можно дать определение понятия «инклюзивная культура» – это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом, отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются инклюзивные ценности. Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Инклюзивная культура – это построение такого школьного сообщества, в котором каждый знает, что ему в школе рады, относятся доброжелательно и с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть препятствия на пути обучения и полноценного, равнозначного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Таким образом, инклюзивное образование — это образование детей с особыми образовательными возможностями в условиях обычной общеобразовательной школы.

Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.

В педагогике понятие «поликультурное образование» определяется как образование, которое строится на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель такого образования — формирование умения общения и сотрудничества людей разных национальностей, рас, вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям другой культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, быть готовым к активному взаимодействию. Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, ее представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении своей культуры — основная задача в развитии поликультурного образования в России, так как мы живем в многонациональной стране.

Между инклюзивным образованием и поликультурным образованием прослеживается определенная взаимосвязь, отражающаяся в общности идей, концепций, в их целях и задачах.

Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как и входит в состав инклюзивного образования. Все это можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания, культуры или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве очень важного основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.

В МБОУ «СОШ №2» обучается 456 детей 16-ти национальностей. И, как и во многих школах у нас есть «особые» дети, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 – 2013 уч. году — 11 человек, 5 на дому; в 2013 – 2014 уч. году — 7 человек, 2 на дому; в 2014 – 2015 уч. году — 8 человек, 3 на дому; в 2015 – 2016 уч. году — 8 человек, 3 на дому; в 2016 – 2017 уч. году – 11 человек, 3 на дому; в 2017 – 2018 уч. году –7 человек, 2 на дому.

Учебно — воспитательная работа нашего образовательного учреждения направлена, в том числе, и на осуществление деятельности по интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и для этого используются непосредственные контакты между учащимися с разными возможностями здоровья, а также неформальное общение детей – общение во внеурочное время, во время проведения общешкольных мероприятий, в бытовой сфере, так называемый «опыт совместной деятельности».

В широком смысле слова, инклюзивное обучение — это не только обучение детей-инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные особенности личности – это и дети с временной задержкой психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию.

Соприкосновение здоровых детей и детей с ОВЗ во время и вне учебного процесса вызывает различные реакции – неприятие друг друга, насмешки, но в большинстве своем учащиеся не относятся к детям с ОВЗ, как к детям с особенностями.

Выпускница 2012-2013 уч. года МБОУ «СОШ №2» Васильченко Надежда, находясь на надомной форме обучения, принимала активное участие во многих мероприятиях разного уровня: «Радонежские чтения – 2011», город, победитель; «Старт в науку», город, 2011, победитель; «Виртуальный альбом», номинация «История моей семьи», республика, диплом 3 степени, 2012г. Также данная работа была отмечена и на Всероссийском уровне. Васильченко Н., являясь членом школьного поискового объединения «Память», выступила инициатором переписки Совета музея истории школы с представителями Красного Креста. Целью переписки стал вопрос сохранности могилы в Польше Раисы Веткаловой, героини Великой Отечественной войны. Надежда на протяжении многих лет посещала кружок бисероплетения «Чудеса из бисера своими руками». Результативное участие Надежды в выставках, конкурсах неоднократно отмечалось грамотами и дипломами.

В настоящее время в 9б учится Данил Орендаренко. В 5б класс нашей школы Данил поступил в 2013г. Вот что Данил говорит о себе: «Я, Орендаренко Данил, родился 23 ноября 2001 года в городе Элиста Республики Калмыкия. При рождении у меня обнаружилась родовая травма. В 4 года я пошел в детский сад №2 реабилитационного центра Республики Калмыкия в г. Элиста. В первый класс я поступил в 2009 году при этом же центре. В центре я проучился до 4 класса, начальную школу окончил на «хорошо» и «отлично». Я рано стал читать. В детстве очень любил народные сказки, затем полюбил стихи. Я заучивал их наизусть. Стал активно участвовать во всех мероприятиях, занимал призовые места. Награжден грамотами за хорошую учебу и активное участие в общественной жизни центра. В пятый класс я пошел в МБОУ «СОШ №2» города Элисты. В школе я нашел настоящих друзей. Вместе мы ходим в кино, на концерты, в театр, обсуждаем книги, фильмы. С одноклассниками ровные, доброжелательные отношения, никаких трудностей в общении со сверстниками у меня нет. С учебой никаких проблем не возникает. Учусь также хорошо, участвую в олимпиадах. Принимаю активное участие в общественной жизни школы и класса. В этом году я стал заниматься спортом. Мой наставник – Ефимова Екатерина Владимировна, мастер спорта по пауэрлифтингу, очень требовательный и добрый учитель. Мне очень нравятся наши тренировки. У меня большая и дружная семья: мама, папа, бабушка и брат. Я очень благодарен своим родным за поддержку и понимание.

Ежегодно я выезжаю в санатории с целью лечения своего заболевания. В санаториях принимаю активное участие во всех мероприятиях. Я считаю, что моя активная жизненная позиция поможет мне преодолеть все операции, боли, трудности в жизни. Я люблю своих родителей, друзей, учителей. Я знаю, и они любят меня, каким бы я ни был».

Данил имеет множество наград. Среди них самые значимые: диплом 1 степени Первого Межрегионального интегрированного фестиваля самодеятельного и декоративно-прикладного творчества «Звезды России»; Диплом Лауреата I Республиканского фестиваля творчества детей-инвалидов «Талисман удачи» (2014г.). Также Данил в составе команды Республики Калмыкия в 2015 г. побывал в г. Москве на Параспартакиаде. Юноша является Лауреатом Именной Премии Главы Администрации г. Элисты «За активную жизненную позицию» в номинации «Образование и наука» (2016г). В 2016г. Данил стал победителем Городского конкурса чтецов среди детей-инвалидов «Энкр мини келм». В январе 2018г. Данил стал обладателем денежной премии Конкурса чтецов среди учащихся общеобразовательных организаций города Элисты «Неизвестный солдат», посвященного 75-летию Сталинградской битвы.

Успех и Данила, и Надежды, это, безусловно, успех педагогов: Пугачевой Т.П., Рощиной Т.С., Ефимовой Е.В. и успех их классных руководителей: Канаевой Н.М. и Бадмаевой Н.Б. Но главным достижением в обучении и воспитании Васильченко Надежды и Орендаренко Данила является их психологическое состояние, их ощущение в социуме. Им нравится, им комфортно в школе, они активны, они не чувствуют себя обделенными. Это очень важно, как и важно то, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Тема, над которой работает в настоящее время педагогический коллектив школы: «Формирование поликультурного образовательного пространства как условие жизненного успеха участников учебно-воспитательного процесса». Цель поликультурного образования – взаимодействие культур, способность к взаимопониманию, интеграции, взаимодействие между детьми разных национальностей. Также педагогический коллектив МБОУ «СОШ №2» г. Элисты продолжает работать над такими задачами, как: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников; активное вовлечение таких детей в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, НПК и др. на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях; разработка системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования детей. Роль школы, школьного сообщества в воспитании каждого ребенка независимым, активным, уверенным в своих силах и способностях, гражданином современного общества очень важна. Все члены школьной команды должны способствовать созданию благоприятной рабочей атмосферы.

Все дети, независимо от национальности, вероисповедания, способностей и возможностей к обучению должны быть приняты всеми членами школьного коллектива как равные участники образовательного процесса, должна быть исключена любая форма дискриминации в классе и школе, обучение должно быть направлено не только на получение академических знаний, но и развитие практических умений, позволяющих детям успешно адаптироваться к социальным условиям и жизни в обществе.

«Особые дети», также как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. Это возможно в каждой обычной общеобразовательной школе, в которой мы, ее педагоги, призваны обеспечить развитие и саморазвитие личности каждого ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставлять каждому ребенку с учетом способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта возможность реализовать себя в познании, поведении, творчестве. Так же следует отметить, что организуя инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.

Выбор поликультурного контекста для рассмотрения проблемы инклюзивного обучения не случаен, он переводит понятие «терпимости» до «интереса» к другому человеку, не такому, как другие, принятие, уважение и восприятие иной культуры, признание ценности разных культур.

Современное общество должно научиться принимать каждого человека таким, какой он есть, независимо от его национальности, вероисповедания, непохожести на других и в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Если все современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.

1. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. –С. 31–35.

2. Лебедева, Н.М. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. – М., 2005. – С. 28-32.

Источник

Читайте также:  Что такое социальный градиент здоровья
Adblock
detector