Меню

Ограниченные возможности здоровья по слуху

Лекция №7. Люди с нарушениями слуха

Согласно статистической информации, опубликованной в открытом доступе, в Российской Федерации проживает порядка 300 тысяч тотально глухих граждан и около 13 миллионов людей, испытывающих проблемы со слухом. На самом деле, слабослышащих людей, не учтенных министерством здравоохранения и Федеральной службой государственной статистики, гораздо больше. Особенно остро эта проблема касается людей старше 65 лет, которые страдают от нарушения слуха в три раза чаще людей более молодого возраста.

На сегодняшний день зафиксировано большое количество заболеваний, имеющих тесную взаимосвязь с постепенной потерей слуха, — это и рецидивирующие инфекции среднего и внутреннего уха, и хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, и сахарный диабет, и различные аутоиммунные заболевания, и некоторые виды вирусов, а также опухоли и травмы. Врожденная потеря слуха напрямую связана с генетической предрасположенностью или в качестве осложнения в процессе родов.

Увеличение продолжительности и улучшение качества жизни влечет за собой рост числа слабослышащих и тотально глухих людей. В настоящее время никто из нас не застрахован от появления так называемой тугоухости или полной потери слуха из-за чрезмерного воздействия шума и старения.

Люди с ограниченной функцией слуха очень часто сталкиваются с проблемой беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. В основном, это происходит из-за недостатка визуальной информации и отсутствия информации, передаваемой через специальные беспроводные системы в слуховой аппарат или кохлеарный имплантат человеку с нарушением слуха, в местах общественного пользования.

Людям с ослабленным слухом непросто без посторонней помощи передвигаться в городской среде. В процессе подготовки социально-значимого объекта, адаптированного для всех категорий маломобильного населения, нужно учитывать большое количество особенностей, помогающих обеспечить равенство и удобство всем.

Объект социального назначения должен предоставлять возможность посетителям с дисфункцией слуха самостоятельно перемещаться внутри помещения и пользоваться оборудованием. Сегодня в России действует широкая нормативно-правовая база, в которой закреплены все материалы комплексного подхода к организации доступного пространства на объектах трудовой, учебной, творческой и досуговой деятельности граждан с инвалидностью.

Для успешной реализации на практике государственной программы по доступной среде необходимо учитывать все условия, которые делают приоритетные сферы жизни людей, страдающих тугоухостью или вовсе неслышащих, полностью доступными.

Очень важно предусматривать ситуационную помощь, которая будет оказываться квалифицированными работниками в том случае, если глухому человеку она потребуется.

Организация пространства без барьеров для слабослышащих и глухих людей в социально-культурных учреждениях начинается с прилегающего к зданию участка. Для людей с инвалидностью по слуху при движении к доступному входу в здание рекомендуется предусматривать световые маяки с яркой визуальной индикацией, периодически меняющей информацию. Такие световые маяки помогают в обозначении доступных для всех МГН путей движения, маршрутов и зон целевого назначения в здании социального объекта.

Читайте также:  Дыхание для укрепления здоровья

При адаптации входной группы для людей, испытывающих проблемы со слухом, а также для других категорий маломобильных граждан, отлично подойдет визуально-акустическое табло. Акустическая и визуальная информация синхронизируется в момент записи на данное устройство, блоки которой легко переключаются при помощи пульта дистанционного управления, входящего в комплект. Также устройство оснащено разъемом для загрузки визуальной информации, речевым информатором, слотом для USB-носителя, картой памяти и регулятором громкости.

Для обеспечения легкой идентификации доступного входа, направлений движения, основных структурно-функциональных зон и мест получения услуги людям, имеющим нарушения слуха, важно оснащать территорию и само помещение объекта системой навигации. Информационные пиктограммы, изготовленные в соответствии с ГОСТ Р 52131-2019, служат универсальными средствами ориентирования, удобными для всех МГН.

Внутри помещения социального назначения для людей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты, необходимо предусматривать информационные терминалы с встроенной индукционной петлей, которые обеспечат информацией о назначении учреждения, режиме его работы, всех доступных услугах. Благодаря встроенной индукционной петле терминал может транслировать звук напрямую в звукоусиливающие приборы слабослышащего человека.

Также удобны в применении, которые помогают лицам, испытывающим проблемы со слухом, получить подробную информацию об особенностях помещения, путях движения, необходимых зонах целевого назначения. А при оснащении мнемосхемы индукционным контуром слабослышащий человек получает звуковую информацию непосредственно в слуховой аппарат или кохлеарный имплантат.

Для адаптации зоны получения какой-либо услуги людьми с ограничениями по слуху рекомендуется использовать специальные индукционные системы Vert, которые, в зависимости от разновидности, могут охватывать расстояние от 2 до 500 метров. Такие индукционные петли подходят для применения как в кассовой зоне банка или ресепшена гостиницы, так и в зале ожидания вокзала или учебной аудитории ВУЗа.

При создании безбарьерного пространства для людей с инвалидностью по слуху крайне важно предусматривать получение визуальной информации в случае возникновения экстренной ситуации (эвакуация, пожар, тревога). позволяет организовать доступную форму информирования для всех категорий людей с ограниченными возможностями. А благодаря модульной системе к «Сурдоцентру» можно подключать неограниченное количество информационных табло. Система оповещения «Сурдоцентр» легко устанавливается и подходит для любых типов зданий, обеспечивая информационную доступность для любых посетителей.

Первоочередной задачей организации доступной среды является возможность комфортного и самостоятельного перемещения людей с ограниченной мобильностью внутри помещения и эксплуатации оборудования наравне со всеми, не испытывая информационных преград.

Автономная некоммерческая организация «Центр «Эксперт» проводит обучения в области создания доступного пространства для маломобильных категорий населения на бесплатной основе. Мы поможем вам задать правильный вектор в работе по организации городской инфраструктуры, доступной для всех.

Источник

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
статья

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях СПО составляют лица с нарушением слуха и речи.

Читайте также:  Щитовидная железа какие проблемы со здоровьем

Скачать:

Вложение Размер
statya_vorontseva.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И

(из опыта преподавания Информатики и ИКТ)

Н.В. Воронцева, 1 категория, преподаватель специальных дисциплин,

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Г. Энгельс (Россия)

Ключевые слова: обучение лиц с нарушением слуха и речи, специальные приемы и методы подачи материала, инклюзивное образование

Аннотация: В данной статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху и речи

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ.

Достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях СПО составляют лица с нарушением слуха и речи.

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха осуществляется в различных формах. Учитывая особенности слабослышащих студентов, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют развитию речевых умений и навыков.

С 1 курса студенты с нарушением слуха и речи находятся под особым вниманием преподавателей нашего техникума. Работая со слабослышащими и плохо говорящими уместно мнение, что такие студенты могут реализовать в полной мере свой творческий потенциал именно при изучении информатики и ИКТ.

Применение активных методов при обучении слабослышащих и плохо говорящих студентов информатике позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса студентов к изучаемому предмету.

Обучение студентов с нарушением слуха и речи рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.

В «Энгельсском политехникуме» на данный момент обучаются 6 студентов с нарушением слуха и речи. В группе по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» — 1 студент, в группе по профессии 23.01.03 «Автомеханик» — 5 студентов. Для них разработаны и внедрены адаптированные формы и методы в теоретическом и практическом обучении.

Преподавателям приходится учитывать личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс их обучения. Чтобы обучающиеся с нарушенным слухом получали информацию в полном объеме, звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной. Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к обучающимся с нарушенным слухом, играют видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом.

Эффективные способы обучения студентов с нарушением слуха на уроках:

1 . Использование интерактивной доски для личного показа и пояснения преподавателем приемов и способов выполнения заданий;

2 . Организация взаимообучения, путем прикрепления студентов, освоивших приемы выполнения работ, к тем, кто их еще не освоил;

3 .Самостоятельные наблюдения обучающихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов (экскурсии, производственная практика);

4 .Использование производственного инструктажа сопровождающим видеотекстом по освоению новых устройств ПК, новых редакторов и новых технологий.

5 . Использование на уроках интеллект — карт, с помощью которых происходит формирование познавательных учебных действий обучающихся.

6. Технологические карты урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся. У нас имеется опыт использования технологических карт, разработанных для детей с ОВЗ по слуху.

7 . Практический показ приемов работы на компьютере;

8 . Разноуровневые индивидуальные карточки;

9 . Мультимедийные презентации;

10 . Видеоматериалы с бегущей строкой;

Текущий контроль за деятельностью студентов осуществляется в виде практических работ; тестовых заданий, позволяющих оценить степень усвоения темы. Одно из направлений работы – это развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением слуха – работа над расширением словарного запаса.

Учет индивидуальных особенностей, обучающихся с нарушением слуха и речи является необходимым условием в процессе теоретического и практического обучения.

Студенты нашего техникума выступают на различных профессиональных конкурсах как среди лиц с инвалидностью (Абилимпикс), так и наряду со своими слышащими сверстниками. Осуществляются выходы и на всероссийские и международные конкурсы, в которых люди с ограниченными возможностями здоровья могут проявить себя.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017)
  1. Ахметова, Д.З. Инклюзивное образование реальное и мнимое… / Д.З. Ахметова // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования. Материалы III международной научно-практической конференции. — Казань: Познание, 2015 г. – С. 3-7.
  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и.

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов.

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 «Музыкальное образование». Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «О.

Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики н.

«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики».

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п.

Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н.

Источник

Adblock
detector