VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ C ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность по оказанию помощи детям c ограниченными возможностями здоровья для образовательного процесса — одна из наиболее важных государственных задач, которая требует от специалистов терпения, самоотдачи, профессиональных знаний, умений, навыков, чувства такта, эмпатичности. Статистика показывает, число детей с отклонениями в развитии велико и год за годом неуклонно возрастает. По оценкам ряда международных докладов, по крайней мере, один ребенок из десяти имеет серьезный врожденный дефект или приобретает его в процессе своей жизни. По данным международной организации по образованию ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками. В России в данное время 1,6 миллионов детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в общем образовании и социальной помощи в воспитании, соответствующих их потребностям [1].
Значимость проблемы повышается ещё и в связи с тем, что физически полноценные дети часто не могут спокойно воспринимать ребёнка, не похожего на них. В этом случае, мы полагаем, что все педагоги и психологи должны создать условия для успешной социализации детей.
Принимая во внимание масштабы и наиболее вероятные негативные последствия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно считать, что адаптация ребёнка в социуме – достаточно серьёзная и актуальная проблема современности, требующая активных поисков эффективного решения в практической деятельности.
Заметим, что исследованием проблемы социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, А.Ю. Коджаспиров, В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, Н.Ф. Дементьева, А.С. Спиваковская, Х.С. Замский, М.В. Иполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ньюмен Сара, Н.В. Андрущенко, А.А. Наумов, Т.Э. Токарева, И.В. Возняк, Л.В. Годовникова, Е.Ю. Журавлева, Е.А. Янушко, Е.М. Мастюкова и др.
Социально-педагогическая деятельность — это понятие многоаспектное и может быть рассмотрено с разных точек зрения.
Н.Ф. Басов, характеризуя первобытный период развития общества, отмечает, что это было время зарождения предпосылок становления социально-педагогической практики, а период появления цивилизаций на Древнем Востоке, по его мнению, можно считать временем формирования социально-педагогической мысли [3, с.21].
По мнению Ю.В. Васильковой, социально — педагогическая деятельность — это социальная работа, направленная на помощь ребёнку или подростку в организации своего психологического состояния, организацию себя, помочь построить установить нормальные отношения в семье, в школе и в обществе [5, с.14].
А.Г. Прохорова рассматривает социально-педагогическую деятельность, как разновидность профессиональной деятельности, направленную на оказание помощи человеку в процессе его социализации. О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова полагают, что социально — педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательными средствами, направленными на социализацию личности; освоении и передаче индивидууму социального опыта человечества; восстановлении и определении социальной ориентации, социального функционирования и социальной роли [7, с.27].
По мнению П.А. Шептенко и Г.А. Ворониной, социально — педагогическая деятельность осуществляется в отношении всех категорий населения: с детьми, подростками, молодежью, взрослыми. Поэтому его призвание — создавать благоприятные условия для развития и социализации личности. Также ученые отмечают, что деятельность социального педагога должна строиться на доверии и взаимопонимании, должна быть направлена на содействие и помощь клиенту в решении его собственных проблем [8, с.13].
Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева и Н.Н. Бессонова, рассматривая социально-педагогическую деятельность в школе, отмечают, что деятельность социального педагога заключается в выявлении среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категории дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении и обращают внимание на необходимость организации социально педагогической работы с ними [2, с.63].
По суждению А.В. Иванова, в Российской академии образования (РАО), в Институте педагогических инноваций было сформировано понятие «педагогическая защита», которое было определенно, как система педагогических действий, обеспечивающих физически – психологическую и нравственно – психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил [4, с.6].
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров социально-педагогическую деятельность охарактеризовали, как педагогическую деятельность, направленную на социальную защиту ребенка и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в социуме, на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию [6, с.319].
Таким образом, в настоящее время в научной сфере активно проводятся исследования, касающиеся различных сторон организации социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим подробнее, в чем состоит её сущность.
Рассмотрев различные точки зрения на сущность понятия «социально-педагогическая деятельность», можно отметить, что социально-педагогическая деятельность — это многофункциональная работа со всеми категориями населения: социальный педагог должен помочь социализироваться ребенку в социуме, если есть необходимость помочь наладить отношения в семье, в классе. В жизни ребенка социальный педагог может сыграть очень важную роль.
Профессия социального педагога, который работает с клиентами, имеющими различные отклонения в развитии, выдвигает принципиально новые требования к субъекту социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности [1].
Объектом социально-педагогической деятельности являются несколько категорий людей, находящихся в трудных условиях жизнедеятельности, приобретенных или врожденных нарушений интеллектуального и психофизического развития. Так же выделяют особую группу детей со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, эмоционально-волевой сфер, сенсорной, двигательной, речи, что ограничивает индивидуальные возможности социализации, жизнедеятельности, обучения и полноценной жизни в обществе [1].
Субъектами социально-педагогической деятельности являются люди, представляющие различные социальные институты. Это социальные группы (семья, неформальные объединения), организации, учреждения, осуществляющие социально-педагогическую деятельность и управляющие ею [1].
Содержание является важнейшим системным компонентом социально-педагогической деятельности. Содержание определяется комплексом социально-педагогических функций. Цели и функции объединяют все компоненты деятельности в систему.
Целью социально-педагогической деятельности является обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями создания и развития адекватных условий для независимой жизни в обществе. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, организуется управление, конструируется содержание, подбираются адекватные формы, средства и методы социально-педагогической деятельности [1].
Средства социально-педагогической деятельности – это действия, предметы и приспособления, с помощью которых достигаются цели деятельности.
Основными задачами социально-педагогической деятельности являются:
Своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи.
Пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы.
Ранняя диагностика и ранее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации.
Коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной работы [1].
Таким образом, можно сказать, что профессиональная деятельность социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. Мы полагаем, следует глубже рассмотреть основные позиции этой деятельности.
Список использованной литературы
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Электронный ресурс] // Uchebnikfree.com: [сайт]. [2010]. URL: http://uchebnikfree.com/psihologiya-pedagogicheskaya/sotsialnaya-pedagogika-spetsialnom-obrazovanii.html (дата обращения: 6.11.2014).
Алмазов Б.Н., Беляева М.А, Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Академия, 2002.
Басов Н.Ф., Басова В.М, Кравченко А.Н. История социальной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведения. М.: Академия, 2005.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М.: Академия, 1998.
Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ Март, Ростов Март, 2005.
Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика, конспект лекций. Высш. образование. М.: 2007.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
Источник
Статья на тему «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): проблемы и пути их решения»
специалист в области арт-терапии
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:
проблемы и пути их решения
Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.
Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Основная проблема социализации — это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Таким образом, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
— Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1999.
— Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.
— Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
— Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
— Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.
Источник