ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слепые, 4 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Источник
Ограниченные возможности здоровья исследования
Кризис, охвативший в последнее время все сферы общественной жизни, отразился и на состоянии здоровья населения нашего общества. Негативные перемены, связанные с кризисом, повлияли на возникновение целого ряда острых социальных проблем, в том числе связанных с деятельностью людей с ограниченными физическими возможностями.
Министерство здравоохранения сегодня бьёт тревогу, что каждый 10-й россиянин – инвалид. Число зарегистрированных инвалидов превышает 15 миллионов человек. Минздрав считает такую ситуацию недопустимой. Всемирной организацией здравоохранения официально зарегистрировано 39 миллионов слепых и 246 миллионов людей с нарушением функций зрения. В России проживает 218 тысяч инвалидов по зрению; из них, тотально слепых – 103 тысяч, причем 22 % – люди трудоспособного возраста [2]. Можно привести следующие факты: каждую минуту в мире теряет зрение один ребенок и слепнет один взрослый человек. Найти достоверные статистические данные о количестве людей с ограничениями здоровья (по зрению) практически невозможно и этот факт подтверждают в обществах слепых. Существует веская причина такого положения, так, например, больной сахарным диабетом, потеряв зрение, официально получив статус человека с ограниченными возможностями здоровья, вместе с тем теряет возможность получать бесплатно жизненно необходимый для него инсулин, поэтому многие из таких больных не спешат становиться на учет в общество слепых. Также не ведется учет граждан, живущих в отдаленных, небольших поселениях, которые в свою очередь не осведомлены об организациях, учрежденных государством для помощи и адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде. Прогнозируемое количество слепых к 2020 году в мире может составить 75 миллионов человек.
Не лучше обстоит дело и с категорией инвалидов по слуху. По данным Минздравсоцразвития в РФ насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Число лиц с различными нарушениями слуха очень велико, по оценкам ВОЗ их составляет 10 % населения, сюда можно отнести возрастное снижение слуха у пожилых людей, ухудшение слуха от профессиональной деятельности, военной травмы, а также и в результате техногенных катастроф. Количество людей, потерявших слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха, более 300 тысяч, это те, которые являются носителями жестового языка, обучались или обучаются в специальных школах для глухих и слабослышащих.
За последнее десятилетие социологи все чаще обращаются к теме инвалидности, но рассматривают ее под другим ракурсом. Если зарубежными социологами такими как: И. Гоффман, Л. Доминелли, Д. Холл, М. Пристли, Т. Тинклин – проблема инвалидов анализируется прежде всего как объект в социальной среде, то отечественные специалисты выделяют ее в отдельную категорию (Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина, И.А. Дворянчикова, Т.А. Добровольская, Ю.Н. Мануйлова, Н.Б. Шабалина, Н.В. Шапкина) [1]. На выводах сделанными российскими социологами мы можем выделить людей с ограниченными возможностями здоровья в отдельную страту (слой общества). При изучении данной страты мы будем исследовать ее развитие через внутренние связи и взаимоотношения, что поможет лучше понять взаимодействие людей с ограниченными возможностями здоровья с обществом. Данные исследования помогут разработать программу, где будут указаны конкретные возможные пути избавления людей с ограниченными возможностями здоровья от определенных барьеров, в том числе и психологических. Для этого необходимо изучить потребности инвалидов. Статусная категория людей с ограниченными возможностями здоровья в структуре российского общества характеризуется следующими параметрами: занятостью, удовлетворенностью своей деятельности, стратегией экономического поведения, социальным капиталом, а также широтой социальных связей и степенью удовлетворённости различными сторонами своей жизни. Если данная категория людей нуждается в социальной помощи, мы не только должны помочь разрешить их проблемы, но и можем содействовать организации социальной среды обитания.
Эмпирической основой материала выступают результаты социологических исследований, проведенных в г. Сарапул и Сарапульском районе в мае месяце 2015 г. Эти исследования являются составной частью исследовательского проекта, посвященного изучению условий и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде, а также повышения социального статуса людей данной категории в обществе. В ходе исследования было опрошено 50 респондентов. Респондентами были люди с ограниченными возможностями, а также работники предприятия «Промтехника». Из опрошенных 4 % тотально слепых; 8 % – слепохлухих, 8 % – глухих, 80 % – слепых, из них: 1 группы – 65 %; 2 группы – 25 %; 3 группы -10 %. Исследование проведено методом анкетного опроса, а также методом интервью с руководителями общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов.
В последние годы со стороны государственных структур задействованы немалые ресурсы и не только материального характера, а также предприняты шаги законодательного характера. Как показали результаты исследования, несмотря на все выше сказанное, 96 % респондентов заявили о недостаточной поддержке государства и местных властей. Респонденты также отметили свою готовность к участию во всех сферах общественной жизни. Нельзя не отметить тот факт, что 95 % опрошенных за последние годы не ощутили положительного отношения к себе со стороны общества. 92 % опрошенных заявили, что чаще всего сталкиваются с хамским отношением в свой адрес в учреждениях шаговой доступности (магазинах, банках и т.п). Особо следует отметить, что многие государственные учреждения, как и общественный транспорт, не приспособлены даже для обслуживания людей без ограничений здоровья, это пожилых людей, женщин с детьми, малоподвижных групп населения, поэтому для нас не стало открытием, что и для людей с ограниченными возможностями здоровья в транспорте и в различных учреждениях, в том числе внепроизводственных (учреждений культуры, отдыха, досуга) нет условий для комфортного существования. Так ответили 96 % респондентов.
100 % респондентов людей с ограниченными возможностями здоровья отметили, что самым важным аспектом в их жизни является трудовая деятельность. Наибольшие проблемы при этом возникают у слепых инвалидов. Выяснилось, что 60 % опрошенных, сталкиваются в общественном транспорте с труднопреодолимыми препятствиями или вовсе не в состоянии им воспользоваться. По мнению большей половины опрошенных (60 %) – невозможно использовать общественный транспорт для проезда к месту работы и не только. Это является самой серьезной проблемой, связанной с трудоустройством и культурным досугом. Большинство респондентов вынуждены пользоваться услугами такси «… пенсии по инвалидности и заработной платы на разъезды не хватает». К тому же общественный транспорт стоит на втором месте среди объектов социальной инфраструктуры, в которых инвалиды чаще всего сталкиваются с хамским, а порой и унизительным отношением, о чем заявили 40 % опрошенных. Положительное отношение к данной проблеме выразили 100 % слепых. 100 % опрошенных слепых инвалидов отметили, что дорожные покрытия оставляют желать лучшего. Повышение качества дорожного покрытия избавило бы их от частых затрат на покупку обуви, т.к. из-за некачественных тротуаров, дорожек, пешеходных зон на проезжей части, обувь часто приходит в непригодность: слепые не могут увидеть ямку, камень, поэтому ранят ноги, портят обувь. Из ответов следует, что 92 % опрошенных слепых инвалидов желали бы, чтобы опасные зоны на проезжей части (начало и окончание лестничных подъемов) обозначались яркими ориентирами. Зона светофора была бы выявлена цветом, т.к. 40 % опрошенных слепых (независимо от группы) могут ориентироваться только по цвету.
На вопросы касающиеся оснащения бытовым оборудованием жилых помещений 94 % опрошенных инвалидов не высказали каких-либо особых пожеланий: «мы уже приспособились к тому, что имеем». Тем не менее, за благоустройство придомовой площади и рядом расположенных скверов высказались около 80 % опрошенных людей с ограниченными физическими возможностями.
На основе анализа социологических исследований и изучения материалов, посвященных проблемам инвалидов (просмотра спец репортажей, бесед с людьми с ограничениями здоровья), мы выяснили, что несмотря на информацию, получаемую нами из средств массовой информации о государственной поддержке инвалидов всех категорий – для глухих, слабослышащих и слепых, делается очень мало и что самое печальное, инвалиды потеряли веру и в государство, и веру в общественные организации, которые занимаются проблемами людей с ограниченными возможностями.. Как показали данные анкетирования, 100 % респондентов высказали мнение о том, что «их никто не спрашивает, как улучшить их качество жизни».
Таким образом, анализ полученных данных, позволил нам сделать следующий вывод, что самой главной потребностью в жизни каждого инвалида является человеческое общение с окружающими, так высказалось большинство респондентов (80 % опрошенных), нежели благоустройство своего личного жилья. Поэтому очень важно формировать у наших сограждан позитивного отношения к людям с инвалидностью, создать благоприятный морально-психологический климат в обществе, это может послужить важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации и полной самореализации людей с различными ограничениями жизнедеятельности.
В Набережных Челнах сегодня реализуется программа «Доступная среда» по социальной реабилитации инвалидов. Как отмечено в программе, серьезных нарушений в работе с инвалидами в городе нет, однако есть над чем поработать: в зимний период времени не всегда очищаются от снега тротуары и пандусы; не во всех объектах города – а это школы, больницы, учреждения культуры, работают лифты, подъемники; так же не везде работают информационные табло. Мероприятия по созданию условий для комфортного проживания и перемещения граждан с ограниченными физическими возможностями в Набережных Челнах осуществляется не только в сфере социальной защиты, но и в сферах здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта: Органный зал, ДК «Энергетик», центр народных культур «Родник», ДЮСШ «Дельфин», ДЮСШ «Этюд», ДЮСШ «Челны», реабилитационный центр «Изгелек», Центр занятости населения, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Госпиталь для ветеранов войн и Закамская детская больница с перинатальным центром. На реализацию данной программы в 2013 году было выделено около 80 миллионов рублей, однако эти деньги подрядчики использовали не качественно. Представители общественных организаций инвалидов и сами инвалиды высказали свои предложения и некоторые замечания, рассказали о том, как проходит приемка пандусов в подъездах, отметили, что отсутствуют пандусы около магазинов. Многие сетовали, что зачастую подрядчик стремится сделать все быстро, не опираясь на качество. Самое главное желание у инвалидов сегодня – это чтобы как можно больше объектов в городе было доступно для людей с ограниченными физическими возможностями. Сегодня инвалидам-колясочникам опасно передвигаться, так как инвалидные коляски не очень удобны и безопасны. На сегодняшний день очевидно, что программа «Доступная среда» пока не может предоставить удобное перемещение всем инвалидам в нужные для них организации и учреждения.
Из-за того, что до сих пор для инвалидов остаются недоступны многие места нашего города, программа «Доступная среда» продлена до 2020-го года. Благодаря продлению программы, за 5 лет будет возможно усовершенствовать пандусы, кнопки вызова, перила и оказать другую помощь для инвалидов.
Таким образом, несмотря на все трудности и сложности, связанные с людьми с ограниченными физическими возможностями, сегодня в обществе проделана определенная работа для комфортного существования инвалидов всех категорий. Работа проводится на государственном уровне.
Источник