Какие заболевания входят в ОВЗ
Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.
ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
- дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие), имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
- дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
- дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
- дети с расстройствами аутистического спектра (РА).
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:
- Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
- Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
- По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
- Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
- Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.
Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:
- из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
- по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.
Дети с ОВЗ и инвалиды. В чём отличие?
Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Источник
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Мария Волкова
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Сказки и их виды «Сказки и их виды» Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые дети» Что же такое здоровье? Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка» Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния.
Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. «Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.
Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия — это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.
Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников» О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольниковПсихическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием.
Консультация «Предупреждение речевых отклонений у дошкольников» В последнее время вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста стали особенно актуальны. Статистика.
Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.
Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.
Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.
Источник
Что такое ОВЗ? – несколько путей для родителей
Что такое ОВЗ? Ограниченные возможности здоровья так расшифровывается эта аббревиатура. В эту группу входят дети, нуждающиеся в специальных условиях для своего развития и обучения.
Содержание статьи
- Что такое ОВЗ?
- Классификации основных видов нарушений развития
- 3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение
- Какие есть возможности у родителей и детей?
Что такое ОВЗ?
Обычно, когда спрашивают «что такое ОВЗ?», вопрос звучит в контексте детской инвалидности. Термин «детская инвалидность» часто воспринимается на уровне физиологических нарушений или травм.
Согласно нормативно-правовых документов, для детей-инвалидов установлена классификация. Закреплены определенные виды заболеваний и степени нарушений для детей разного возраста. При отсутствии внешних физиологических признаков, ребенок может относиться к группе с ОВЗ по ряду нарушений психологической или сенсорной сферы. Эти нарушения могут носить, как постоянный так и временный характер.
Понятие ОВЗ не разрывно связано с разработкой и применением индивидуальных программ и специализированной инфраструктуры. Грамотный и системный подход может не только улучшить общее состояние ребенка с ОВЗ, но и помочь ему восстановить утраченные или недостающие навыки и функции. Адаптироваться и социализироваться в обществе наравне с обычными детьми.
История знает множество примеров, когда люди с ОВЗ не только полностью социализировались в обществе, но и добивались успеха. Порой значительно большего, чем средний обычный человек. Вот несколько примеров, которые вдохновляют работать и двигаться вперед специалистов и родителей.
Темпл Гранден – человек с расстройством аутистического спектра. Стала доктором философии, профессором, писательницей, автором книги. Где в подробностях описала свое состояние, сделав мир людей с аутизмом более понятным окружающим людям.
Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя». Человек с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Его способности поразительны. В возрасте 3х лет он мог мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг. По объему и глубине своих познаний Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора.
Американке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems. А Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из записей Сары Миллер можно узнать, как она видит мир:«Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, — только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования».
Mapия Лaнгoвaя, poдилacь в 1997 гoду с синдромом Дауна. Спopтcмeнкa, poccийcкaя чeмпиoнкa миpa пo плaвaнию. B юнoм вoзpacтe, мaмa вoдилa ee в бacceйн. Boдa cтaлa для peбeнкa poднoй cтиxиeй и Мария cтaлa пpoфeccиoнaльнoй cпopтcмeнкoй.
Этот список можно продолжать бесконечно. Люди с ОВЗ ни чуть не менее успешны в своей жизни, если задаются целью всерьез.
Дети с ОВЗ очень часто отстают в развитии от сверстников. Но как часто это бывает недостаток в чем-то одном, компенсируется в развитии других способностей. Это дает педагогам и медицинским работникам возможность реабилитировать ребенка. И помочь ему освоить недостающие навыки и умения по возможности в короткие сроки. Продуктивней всего делать это, опираясь на сильные стороны ребенка.
Классификации основных видов нарушений развития
Наиболее известна классификация Виктора Васильевича Лебединского, которая была создана, чтобы выделить детей с разными видами отклонения в развитии в группы для разработки системы психолого-педагогичекой помощи.
Классификация В.В. Лебединского
- Дефицитарное развитие – потеря слуха, зрения и опорно-двигательной и прочих функции. В эту группу можно отнести сенсорную, моторную или сенсомоторную алалию;
- Общее стойкое недоразвитие – умственная отсталость различной степени тяжести;
- Задержанное развитие – задержка психического развития;
- Дисгармоничное развитие– нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения;
- Искаженное развитие – расстройства аутистического спектра;
- Поврежденное развитие – деменция (нарушения в следствии травм ЦНС).
В современной классификации термин ОВЗ хоть и стал несколько шире, но все равно не включает еще детей с неврологическими расстройствами, например с эпилепсией. Синдромами различного вида, генетическими нарушениями, и детей которые перенесли физическую травму, например, в результате автокатастрофы.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) выделяет 8 групп детей с ОВЗ:
- задержка интеллектуального развития;
- нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
- задержка психического развития (ЗПР);
- проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- задержка речевого развития;
- расстройства общения и поведения;
- множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).
Несмотря на то, что некоторые пункты кажутся одинаковыми, отличия между ними все-таки есть. Дети с ОВЗ отличаются особенностями поведения и обучения:
- Дети с задержкой интеллектуального развития – это как правило дети с диагнозом умственная отсталость. Им сложнее всего с освоением новых навыков и задач. И отсюда трудности с обучением;
- Дети с нарушениями общения и поведения. Дисгармоничный тип нарушения развития. У них все хорошо с интеллектуальным развитием. Обычно они хорошо осваивают новые знания и навыки, но есть проблемы с поведением, с саморегуляцией и управлением своими эмоциями. Они создают серьезные сложности в процессе развития и обучения. Таким детям нужны особые условия для обучения, например, тихая обстановка, малое число учеников в классе и т.п.
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с общим интеллектуальным недоразвитием, усваивают материал лучше и быстрее. И сам термин говорит, что эта задержка, и она может быть преодолена.
Что объединяет этих детей? Многие однотипные проблемы присущи детям из разных групп в классификации. Им сложно установить контакт с другими детьми и взрослыми, выстроить и поддерживать общение достаточно длительный период.
Таким детям часто сложно сконцентрироваться на выполнении какой-то одной задачи. Им присущи сложности с концентрацией внимания и постоянные переключения на отвлекающие факторы – яркий цвет, громкие звуки, резкий запах и т.д.. Либо наоборот замкнутость, уход в себя.
Когда детская нервная система не справляется с большим объемом информации и ищет возможности для сенсорной разгрузки, отсюда нервные срывы и крики, истерики на занятиях.
Расстройства, связанными с нарушением координации движения, положением тела, рук и ног в пространстве, отсутствие мелкой моторики. Такие дети часто выглядят неловкими, часто разбивают что-то, задевают что-то, роняют предметы, падают на ровном месте, толкают нечаянно, стоящих рядом и т.п. Им самим сложно, они чувствуют себя неловко. Как будто находятся в чужом теле. Другой вес тела, другая длина рук и ног, пальцы которые не хотят слушаться и пр.
3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение
Если обобщить внешние проявления нарушений развития, то можно выделить 3 критерия, по которым можно самому оценить степень тяжести проблем:
Первый критерий – использование помощи. Умение принимать, использовать, испытывать потребность в использовании разного вида внешней помощи. Многим нужна физическая помощь, а кому то только организующая или стимулирующая. Чем более серьезный вид помощи требуется, тем, как правило, нарушения более серьезные.
Второй критерий – перенос знаний умений навыков с одной задачи или ситуации на другую. Чем больше затруднен такой переход ребенка с одного вида задач на другие аналогичные, тем нарушения более серьезные. Например, дети не могут решать задание по аналоги, потому что ее не видят. Каждое задание воспринимается как новое, его надо заново изучать, что значительно затрудняет процесс обучения и адаптации.
Третий критерий – критика и самоконтроль. Как в процессе работы, так и к результату своей работы. Чем более серьезные нарушения, тем критика и самоконтроль меньше.
Какие есть возможности у родителей и детей?
Говоря о системе помощи, можно условно выделить два основных подхода – медицинский и психолого-педагогический. Нельзя сказать, что какой то из них важнее или наоборот другой незначительный. Оба подхода необходимы, и применять их надо в системе в комплексе, чтобы они помогали друг другу, а не создавали дополнительных проблем. Родители всегда находятся в ситуации выбора – на что обратить свое внимание в первую очередь.
Например, есть проблемы с поведением ребенка. Медицина может снять фармакологией общую расторможенность, сделать его спокойнее, менее возбужденным. Но если перестараться, и успокоить излишне, то в таком состоянии и учится ему будет сложно. И более того – не будет у него никакого желания что-то учить.
Для примера – попробуйте на ночь выпить успокоительного, а потом ходить по дому и учить стихи. Вряд ли у вас получиться это сделать. Мотивация пропадет уже через 10 минут.
То есть на стыке сотрудничества обоих подходов будет наиболее эффективная работа по восстановлению функций. Безусловно необходимы оба подхода – и медицинской стороны и со стороны педагогики-психологии. Одни помогают медикаментами и процедурами. Другие учат – как взаимодействовать с людьми, как себя вести в социуме.
Как выбрать – по какой методике заниматься?
Первый критерий – доступность. Каждый выбирает тот метод, который есть у него в доступности. Пока не было интернета жителям крупных городов везло чуть больше, но сейчас с развитием средств связи – скайп, мессенджеры, соц сети, видеоканалы и т.д. в любом населенном пункте, в любой стране где есть сотовая связь или интернет есть возможность получить консультацию необходимого специалиста.
Второй – это тот метод, что дает наилучший результат. Тот, который работает. Вполне может так быть, что одна методика не даст результатов, зато другая дает.
Третий по порядку, но не по значению критерий – цели, которые ставят перед собой родители. Что они хотят получить в итоге. Это тоже влияет на выбор той или иной методики.
Кроме доступности, цены и эффективности. Есть еще один показатель – время. К сожалению, на все это нужно время. Время на обучение методикам, время на диагностику, время на занятия и т.д. Можно все отдать в руки специалистов. Но это потребует много средств, которых и так не всегда хватает
Родители и специалисты
Родители могут обратиться к специалисту за консультацией, а могут самостоятельно изучить методики в интернете, освоить и применять их. Благо в сети много материалов и сертифицированных и самодельных.
Так возник новый подход, в котором произошло разделение труда между родителями и специалистами.
Специалисты, которые уже потратили многие годы на освоение специальности. Они занимаются практикой, диагностируют детей и разрабатывают индивидуальные планы развития и работы с ребенком.
И родители, которые взяли на себя роль специалиста проводящего занятия с ребенком.
Таким образом родители получают квалифицированную диагностику своего ребенка, на основании опыта специалиста. Родители могут обратиться к самому продвинутому или хорошему по их мнению специалисту через интернет и получить онлайн-консультацию.
Провести диагностику своего ребенка, получить грамотное заключение, разработать со специалистом план работы с ребенком и получить инструкции по проведению занятий дома.
А сами занятия родители могут проводить своими силами. Благо все материалы дидактические и учебные пособия можно без проблем приобрести в интернете. В дальнейшем специалист по отчетам родителей ведет только корректировку занятий. Отмечает прогресс или наоборот фиксирует проблемы, и помогает родителю найти способ преодоления. Таким образом, родитель получает квалифицированную помощь в проведении занятий, и колоссальный объем занятий с ребенком.
Учитывая, что родитель получит принципы обучения, навыки, то он их сможет применять не только в рамках занятий, но и в обычной жизни, в повседневном общении со своим ребенком, и тогда работа по развитию ребенка плавно перейдет в обычную жизнь, и заполнит все время проведенное вместе с ребенком.
На связи был Андрей Шевченко
Записаться на консультацию и задать возникшие можно на странице сайта
Источник