Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 – 7класс)
классный час (5 класс) по теме
В ходе классного часа ребята в игровой форме представляют себя на месте человека с ограниченными возможностями.
Цели:
— создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
— развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне;
— развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_s_ogranich_vozm.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
— создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
— развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне;
— развитие коммуникативных навыков.
Изготовить повязки на глаза, подготовить листы бумаги по количеству участников, фломастеры, плеер.
Вводная беседа «Люди с ограниченными возможностями или инвалиды?»
— Кого мы можем назвать человеком с ограниченными возможностями?
— Что вы о них знаете?
— Каково их положение в современном российском обществе?
В ходе беседы будут названы различные виды инвалидности: слепота, отсутствие конечностей, отсутствие слуха и т.д. Ученикам предлагается упражнения, связанные с некоторыми из них.
1) «Слепой и поводырь».
Добровольцы делятся на пары. Одному человеку из каждой пары предлагается надеть повязку (он будет «слепой»); второй будет «поводырем». Задание для поводыря: провести слепого по отведенному участку класса на скорость, обходя предметы, расположенные на пути. Условие: слепого не трогать, а направлять словами. Затем в парах «слепой» и «поводырь» меняются ролями.
После проведения упражнения проводится беседа, в ходе которой можно задать следующие вопросы.
— Какие у вас были ощущения?
— Что было легче: направлять товарища или двигаться самому?
— Не было ли у вас желания взять «слепого» под руку и бежать рядом?
— Что вы чувствовали, когда не ничего видели и пр.
2-3 добровольцам просят выйти из класса. В это время оставшимся предлагается договориться говорить на одну тему, заменяя слова символами (например, все рассказывают одно стихотворение). После возвращения добровольцев им предлагается отгадать, что происходит в классе.
После выполнения упражнения проводится беседа, выясняется следующее.
— Как добровольцы догадались о том, что происходит в классе?
— Не возникло ли у тех учеников, которые выходили из класса, мысли, что вы попали в то место, где вас не смогут понять, и где вы никого не понимаете?
— Хотели ли ученики класса, чтобы добровольцы поняли быстрее, что происходит? Какие средства они использовали для этого?
— Легко ли было, рассказывая стихотворение, не говорить?
— Как вы считаете, кто лучше и оригинальнее всех сумел рассказать стихотворение?
Учащиеся разбиваются на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук.
После выполнения упражнения ведущий задает вопросы.
— Получилось или нет?
— Как решили проблему?
— Догадался ли кто-то попросить товарища написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводилось)?
Упражнение «Слепой, Глухой, Парализованный»
Выбираются три добровольца. Они будут выполнять роли глухого, слепого и парализованного. Согласно роли, возможности каждого ограничены: слепой не видит (ему завязывают глаза), глухой не слышит (ему включают громкую музыку в плеере), парализованный не двигается и не говорит (до начала упражнения ему предлагается занять удобную позу). Тренер дает 1 минуту трем действующим участникам для того, чтобы представить себя в роли. Остальные участники являются наблюдателями, им необходимо наблюдать за процессом и понять справились ли три участника со своим заданием. Задание для трех участников: им необходимо за 5 минут договориться, в какой цвет покрасить забор. Потом тренер на лист или доску выписывает замечания наблюдателей. Группе предлагается сравнить то, что видели наблюдатели и то, что делали три участника. В заключение обсуждаются следующие вопросы.
— Легко ли было договориться?
— Насколько трудно общаться людям с ограниченными возможностями?
— Как мы можем им в этом помочь?
— Почему слово «инвалид» является для людей с ограниченными возможностями обидным?
— Бывает ли в жизни, что нужно о чем-то договориться с человеком, который вас не понимает? Что делать в этом случае?
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разработать проекты помощи лицам с ограниченными возможностями в современном обществе. Можно также предложить найти материал, иллюстрирующий успешность такой интеграции на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны.
Теоретический м атериал, и практический материал.
Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС. Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества» Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностно.
Пояснительная записка по контролю за сформированностью навыков сборочных работ в учебно-производственной сборочной мастерской в центрах реабилитации.
Представлены рабочие документы конференции, фотоотчет и документы, подтверждающие участие в данной научной конференции.
Из опыта работы можно сделать вывод, что количество детей с ограниченными возможностями в обучении и детей-инвалидов постоянно растет и эта проблема требует решения. Необходима перестройка общес.
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче.
Источник
Сообщение на тему: «Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат».
статья на тему
В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат. .
В статье раскрывается анализ работы классного руководителя за адаптационный период, который может длиться от двух недель до двух месяцев, а, именно, за первую четверть учебного года.
А также рассказывается о причинах,условиях, факторах, способствующих успешной адаптации школьников при переходе из начального звена в среднее. О роли преемственности связей, вклада педагогического коллектива, индивидуальной работы специалистов образовательного учреждения в повседневную образовательную адаптационную деятельность и жизнь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-adaptatsiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат.
Учитель, классный руководитель: Язовских Ирина Михайловна.
В статье раскрывается анализ работы классного руководителя за адаптационный период, который может длиться от двух недель до двух месяцев, а, именно, за первую четверть учебного года.
А также рассказывается о причинах,условиях, факторах, способствующих успешной адаптации школьников при переходе из начального звена в среднее. О роли преемственности связей, вклада педагогического коллектива, индивидуальной работы специалистов образовательного учреждения в повседневную образовательную адаптационную деятельность и жизнь учащихся.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Ни учителя-предметники, ни классный руководитель до того момента, как дети впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.
Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:
-необходимость освоения большего количества информации;
-новые, разные требования учителей;
-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной «классной мамы»;
-трудности, связанные со сменой условий обучения;
-переход на кабинетную систему обучения;
-уже имеющиеся индивидуальные особенности — страх неуспешности.
Дети, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного кабинета, где все учебные вещи у них лежат на одном, привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, в группах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные вещи к уроку и т.д.
Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к., дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. У всех учащихся в классе есть все учебные принадлежности, но они не охотно их демонстрируют. Задача учителя- помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.
Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе:
При реакции активного протеста, ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева; (может быть отсюда нарекания педагогов на поведение некоторых учащихся, которые открыто, демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами, причем, в основном, новыми для них, неудовлетворенность педагогами)
При реакции пассивного протеста, ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи;
При реакции тревожности и неуверенности, ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Задача классного руководителя — наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к классному руководителю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем сразу, а не через неделю, месяц, когда ребенок уже забыл об этой ситуации, или она для него уже не значима и не актуальна!
Ситуация адаптации для пятиклассников значительно осложняется в случае заболеваемости и взаимозаменяемости учителей. Конечно, это огромный стресс для детей! Такие ситуации, к сожалению, влияют на успеваемость учащихся, качество обучения, уровень адаптации к новым учебным условиям.
Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье учащихся, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации.
Классный руководитель и школьный психолог (если в школе есть психолог) некоторое время после перехода должны уделять новому ученику повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь новому ученику обустроиться на новом месте. Дать ученикам время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость ученика может сильно упасть по сравнению с теми результатами, на которые он реально способен.
Поэтому общая задача педагогов среднего звена — помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.
Необходимо действовать сообща всем коллективом для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на учащихся, учитывая возможности развития каждого ребенка, не оставляя его со стрессом наедине.
Огромную помощь в адаптации учащихся среднего звена к новым учебным условиям могут оказать и другие специалисты образовательного учреждения: социальный педагог, медицинский работник, психолог, логопед, педагог дополнительного образования.
Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации учащихся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми и их родителями, у которых также наблюдается повышенный уровень тревожности за своих детей; тренинги; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации; досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогут избежать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовать успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!
Источник