Заболевания медицинских работников
Борясь за здоровье пациентов, медицинские работники зачастую рискуют своим. Иногда профессиональные заболевания даже заставляют уйти из медицины. Избежать многих проблем можно благодаря грамотной профилактике, своевременным медицинским осмотрам и раннему обращению к коллегам за профессиональной помощью.
Инфекции
Кровь, попавшая в порез или прокол, может перенести возбудителей больше 20 заболеваний, включая гепатит B, гепатит C и ВИЧ. Естественно, врачи, медсёстры, фельдшеры и санитары в зоне особого риска. По данным Всемирной организации здравоохранения, если пациент, кровь которого оказалась на игле, был инфицирован, то риск заразиться такой: 30 процентов — для гепатита B, 3 процента — для гепатита C и 0,3 процента — для ВИЧ. Угрозу несут не только иглы и скальпели: кровь, как и другие биологические жидкости, может брызнуть и попасть на слизистую (в глаза, рот, нос). Это также чревато заражением. Опасно и попадание биологических жидкостей на повреждённую кожу.
Что делать, если вы порезались загрязнённым инструментом или укололись иглой, побывавшей в теле пациента?
- Дайте крови стечь, в идеале держа рану под водой.
- Вымойте рану под струёй воды с большим количеством мыла.
- Не трите рану, когда моете.
- Не отсасывайте кровь из раны.
- Высушите рану и заклейте водостойким пластырем.
- Следуйте протоколу профилактики.
Если капли крови, слюны или другой биологической жидкости попали на слизистую, промойте её большим количеством воды. Для предотвращения таких инцидентов рекомендуется назначать инъекционное введение препаратов только тогда, когда это действительно необходимо. Например, нет данных, что антибиотики, нестероидные противовоспалительные средства, кортикостероиды, опиоиды и витамин B12 дают лучший эффект, если применяются в виде инъекций, а не таблеток. Используйте контейнер для игл и бросайте их туда, не закрывая колпачком: иначе высок риск уколоться.
Чтобы предотвратить заражение через повреждённые участки кожи, всегда заклеивайте их водонепроницаемым пластырем и работайте с биологическими жидкостями в перчатках. Если есть риск, что кровь или другие биологические жидкости могут брызнуть, нужно надевать маску, очки и халат.
После контакта с пациентом необходимо мыть руки
Помните, что бактерии (например, метициллин-устойчивый золотистый стафилококк, ванкомицин-устойчивые энтерококки) могут передаваться и через непрямой контакт: дверные ручки, поручни, оборудование, кушетки. Поэтому не прикасайтесь грязными руками к лицу.
Когда заражённый человек кашляет, чихает или говорит, а также при интубации и отсасывании мокроты в воздух попадают капли слизи с вирусами и бактериями. Если они оказываются на слизистой другого человека, то могут вызвать болезнь. В крупных каплях на небольшом расстоянии может передаваться вирус гриппа и бактерия Bordetella pertussis, вызывающая коклюш. Более мелкие частицы остаются в воздухе дольше и распространяются на более дальние расстояния. Так передаются инфекции, которые вызываются более стойкими возбудителями, могущими прожить вне тела человека дольше. Это, например, микобактерия, вызывающая туберкулёз, и вирус краснухи. Поэтому необходимо делать все возможные прививки вовремя, а в некоторых случаях, когда вероятно попадание крупных капель на слизистые, надевать маску и очки.
Прививки медицинским работникам
Медицинским работникам необходимо сделать следующие прививки:
- от гепатита B;
- от гриппа (каждый год);
- от кори, краснухи и паротита;
- от ветряной оспы (если не болели раньше);
- от дифтерии и столбняка (ревакцинация — через 10 лет. В России нет вакцин, содержащих коклюшный компонент, поэтому если есть возможность, стоит привиться за границей, где такие вакцины есть);
- от менингококка (если вы регулярно контактируете с выделенной N. meningitidis);
Травмы
У медицинских работников довольно травмоопасные условия труда. У этого обстоятельства есть две основные причины. В первую очередь дело в том, что состояние больничных помещений не всегда хорошо приспособлено для экстренных ситуаций. То же относится к условиям, в которых работают сотрудники скорых. Лишние ступеньки, уступы, задравшийся линолеум, выбитый кусок кафеля, любая жидкость, случайно разлитая на пол, — всё это приводит к падениям и травмам, особенно если работник спешит.
Чтобы сотрудники не поскальзывались, в больницах и поликлиниках необходимо особенно внимательно следить за чистотой пола, за тем, чтобы он был ровным, и за тем, чтобы везде было хорошее освещение. Также медицинские работники должны носить правильную обувь (удобную, с закрытым носом и нескользкой подошвой).
Другая травмоопасная особенность работы в медицине — это повышенная вероятность получить удар от пациента или его близкого. Люди с ментальной инвалидностью, больные, находящиеся под воздействием алкоголя или наркотиков могут проявить агрессию. Также бывают случаи, когда родственники недовольны лечением или чем-то другим и приходят, чтобы пригрозить врачу или медсестре, но могут и сразу применить силу.
В зоне особого риска медицинские работники, которые выполняют свои обязанности в одиночку, на скорой, ночью, имеют дело с наркотическими препаратами и дорогими лекарствами. Пока в России очень плохо организована защита медицинских работников, поэтому, возможно, стоит пройти курсы самообороны.
Заболевания костно-мышечной системы
У медицинских работников довольно часто возникают заболевания костно-мышечной системы. Среди медсестёр и санитарок один из самых высоких рисков развития таких заболеваний. Это связано с регулярным поднятием тяжестей и повторяющимися движениями.
В идеале в медицинском учреждении всё должно быть организовано так, чтобы персонал прикладывал минимум физических усилий. Однако такая возможность есть далеко не всегда. Во многом из-за этого у сотрудников возникают мышечные боли, растяжения и т. д. Нужно обратиться за медицинской помощью, как только возникли какие-то проблемы, иначе дело может дойти до потери трудоспособности. Специалист не только расскажет, как лечиться, но и, возможно, найдёт в ваших ежедневных действиях технические ошибки, которые и привели к повреждению. Поэтому имеет смысл с самого начала поговорить с эрготерапевтом или травматологом о том, как правильно поднимать тяжести и выполнять другие рутинные обязанности.
Контактный дерматит у медработников
Медицинские работники должны часто мыть руки, причём редко когда можно обойтись обычным мылом — во многих ситуациях необходимо использовать дезинфицирующие средства. И вода, и эти вещества повреждают кожу.
Если вы моете руки больше 20 раз в день, риск развития контактного дерматита значительно повышается.
Кожа воспаляется, становится красной, шелушится, повреждённое место болит или зудит. Частое воздействие воды только способствует тому, чтобы возникло воспаление, но пусковым механизмом является контакт с каким-то специфичным веществом. Чтобы снизить вероятность развития контактного дерматита, регулярно увлажняйте руки кремом, вытирайте их насухо после мытья и носите одноразовые, неопудренные латексные перчатки с низким содержанием белка. Другие латексные перчатки, наоборот, будут только способствовать развитию контактного дерматита. Также регулярно проверяйте состояние кожи. Если вы заметили какое-то раздражение, покраснение, немедленно обратитесь к дерматологу: запущенный контактный дерматит тяжело поддаётся лечению.
Выгорание и депрессия
Тяжёлые условия труда нередко приводят медицинских работников к выгоранию и депрессии. Когда человек теряет смысл своей деятельности, не чувствует, что может что-то поменять, когда ничто не радует при выполнении своих профессиональных обязанностей — это и есть выгорание. Особенно сильно этому способствует бюрократия, необходимость заполнять множество зачастую бессмысленных бумаг. Из-за выгорания и депрессии медицинские работники раньше уходят на пенсию или меняют профессию.
Выгорание — большая проблема, которую можно попытаться предупредить. Для этого есть несколько простых советов:
- Не нужно накапливать усталость и пренебрегать возможностью уйти в отпуск. Старайтесь также регулярно находить время на активный отдых на выходных.
- Если вы выполняете больше работы, чем вам хотелось бы, постарайтесь сократить рабочие часы. Скорее всего вы потеряете в зарплате, но вы останетесь в профессии.
- Сосредоточьтесь на том, что приносит вам удовольствие на работе и за её пределами, не забывайте также о физических нагрузках и развлечениях.
- Делитесь с близкими своими переживаниями.
- Смиритесь с тем, что некоторые вещи на работе вы не можете контролировать.
- Прислушивайтесь к себе, регулярно оценивайте своё эмоциональное состояние, обращайте внимание на то, стали ли вы больше пить, раздражаться и скандалить, плакать, появились ли проблемы со сном.
Если есть какие-то настораживающие признаки, если работа стала приносить вам только отрицательные эмоции, обратитесь к психологу или психотерапевту. Не нужно этого стесняться, не нужно игнорировать признаки выгорания: оно может довести до депрессии, выход из которой скорее всего будет долгим и трудным.
Бронхиальная астма и профессиональный ринит
У медицинских работников также повышен риск развития бронхиальной астмы и ринита. Это связано с воздействием различных веществ, которые провоцируют такие заболевания: латекс, ряд лекарственных препаратов и БАДов (например, «Псиллиум»), ферменты, формальдегид. Предварительные исследования показывают, что, например, с аллергической реакцией на латекс (а именно такого рода реакции связаны с астмой и ринитом) можно бороться с помощью аллерген-специфической иммунотерапии.
Для записи на консультацию звоните по телефону +7 (495) 308-39-92
Источник
Заболевания, которые помешают попасть в вуз
помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
- Автор:
- Арина Косарева
- Эксперт портала
- Дата публикации:
- 15.01.2021
-
Знали ли вы о том, что не поступить можно не только из-за низких баллов на ЕГЭ, но и из-за медицинских противопоказаний при приёме в вузы и на работу? Рассказываем, о каких сферах идет речь и с какими заболеваниями путь в них закрыт.
Перечень медицинских противопоказаний при приёме в вузы и на работу
Где искать информацию?
Согласно Постановлению Правительства, в России существует как минимум 30 направлений подготовки высшего образования, на которые нельзя попасть без обязательного медицинского осмотра. К этим направлениям относятся:
Список врачей, которых абитуриенту необходимо посетить, можно найти на сайте приемной комиссии вуза:
На сайте приемной комиссии выбранного вуза ищите файл, в названии которого есть словосочетание «медицинский осмотр».
Медицинские противопоказания при работе с людьми
Медицинская сфера, педагогика, работа с продуктами питания — все это подразумевает взаимодействие с людьми. Это значит, что врач, учитель или повар должен быть здоров, чтобы не заразить ни взрослого, ни тем более ребенка.
К заболеваниям, с которыми не стоит идти в медицину, образование или питание, относятся:
- Бактериальные заболевания: брюшной тиф, дизентерия;
- Сифилис и другие инфекции, передающиеся половым путем (ИППП);
- Разные формы туберкулеза;
- Кожные и паразитарные заболевания: педикулез, лепра.
Полный список можно найти в Приложении № 2 к Приказу Министерства здравоохранения. Этот документ рассчитан на сотрудников разнообразных учреждений, однако вузы ссылаются на него во время приёмной кампании.
Медицинские противопоказания при работе на технической специальности
К техническим специальностям можно отнести строительную, горнодобывающую сферы, промышленное производство, управление транспортом. Эти направления требуют точности, внимательности и крепкого здоровья, чтобы не навредить ни окружающим, ни себе.
Абитуриент не сможет поступить на техническую специальность, если на медицинском осмотре обнаружатся следующие заболевания:
- Снижение слуха;
- Плохое зрение;
- Нарушения функции вестибулярного аппарата;
- Проблемы с дыхательной системой;
- Грыжа;
- Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Полный список медицинских противопоказаний при приёме на работу можно также найти в Приложении № 2 к Приказу Министерства здравоохранения.
Медицинские противопоказания при работе в МВД и обороне
Полицейские, спецназ, военные имеют право носить оружие, а значит, они как минимум должны быть психически здоровы. Их здоровье должно быть идеальным, чтобы гарантировать безопасность людей.
С такими болезнями нельзя получить образование в вузах при МВД:
- Кишечные заболевания;
- Туберкулез;
- Лепра;
- ВИЧ, сифилис и другие инфекции, передающиеся половым путем (ИППП);
- Болезни крови;
- Заболевания эндокринной системы;
- Психические расстройства и расстройства личности;
- Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
- Сосудистые заболевания;
- Травмы головного и спинного мозга.
Источник
города Севастополя
Профессиограмма
1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:- анатомию человека, нормальную и патологическую;
- разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
- реанимацию и интенсивную терапию;
- анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
- правила оформления медицинской документации.
- Квалифицированный врач должен уметь:
- исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
- пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
- расшифровывать результаты анализов;
- ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
- делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
- наблюдательность;
- эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
- организованность;
- отсутствие брезгливости;
- хорошая память;
- ответственность;
- терпение;
- склонность к работе с объектами природы (людьми);
- склонность к работе в сфере общения;
- склонность к сервисной работе;
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- развитая способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость.
- хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
- нервно-психические заболевания;
- некорректируемые нарушения зрения и слуха;
- слабый вестибулярный аппарат;
- нарушения речи.
- брезгливость и непереносимость вида крови;
- невнимательность к людям и симптомам болезней;
- нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
- жестокость, эгоистичность;
- рассеянность и безответственность;
- тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.
8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:- научно-исследовательские институты;
- медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
- образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
- социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- производственные предприятия;
- правоохранительные органы;
- МЧС и службы спасения;
- военные организации.
10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.Источник