Меню

Ограничения по состоянию здоровья для учителей

Федеральный закон «О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях»

Cтатья 1. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица:

1. Имеющие следующие заболевания:

хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально);

выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме;

острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения);

выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений);

хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально).

2. Имеющие судимость за совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

статья 105. Убийство

статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка

статья 110. Доведение до самоубийства

статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

статья 116. Побои

статья 117. Истязание

статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации

статья 121. Заражение венерической болезнью

статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией

статья 125. Оставление в опасности

статья 131. Изнасилование

статья 132. Насильственные действия сексуального характера

статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера

статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

статья 135. Развратные действия

статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

статья 152. Торговля несовершеннолетними

статья 153. Подмена ребенка

статья 154. Незаконное усыновление (удочерение)

статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения)

статья 155. Кража

статья 159. Мошенничество

статья 160. Присвоение или растрата

статья 161. Грабеж

статья 161. Разбой

статья 163. Вымогательство

статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

статья 204. Коммерческий подкуп

статья 205. Терроризм

статья 206. Захват заложника

статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем

статья 209. Бандитизм

статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации)

статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

статья 212. Массовые беспорядки

статья 213. Хулиганство

статья 214. Вандализм

статья 227. Пиратство

статья 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ

статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ

статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ

статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества

статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ

статья 240. Вовлечение в занятие проституцией

статья 241. Организация или содержание притонов для занятий проституцией

статья 242. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры

статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

статья 245. Жестокое обращение с животными

статья 275. Государственная измена

статья 281. Диверсия

статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды

статья 283. Разглашение государственной тайны

статья 290. Получение взятки

статья 291. Дача взятки

статья 292. Служебный подлог

статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование

статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным Флагом Российской Федерации.

Cтатья 2. При приеме на педагогическую работу в образовательное учреждение администрация обязана потребовать от поступающего медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих работе в образовательном учреждении.

Сведения о наличии судимости, препятствующей занятию педагогической деятельностью в образовательном учреждении, предоставляются органами внутренних дел по запросам образовательных учреждений в порядке, определяемом законом.

Cтатья 3. Настоящий Федеральный закон в части перечня составов преступлений, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, и получения сведений о наличии судимости за эти преступления вступает в силу одновременно с Федеральным законом, определяющим порядок выдачи органами внутренних дел справок о судимости, препятствующей занятию педагогической деятельностью в образовательном учреждении.

Лица, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательных учреждениях на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны в течение шести месяцев представить в администрацию образовательного учреждения медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих работе в образовательном учреждении.

Источник

Ограничения по состоянию здоровья для учителей

Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).

В соответствии с этой статьей Закона об образовании:

право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;

номенклатура должностей педагогических работников образовательных учреждений, должностей руководителей образовательных учреждений утверждается Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Сделать страховку для здоровья

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Статус педагога предполагает высокие моральные и нравственные требования к работнику, занимающему педагогические должности, а также к другим лицам, профессионально занимающимися образовательной деятельностью. Законодательно эти требования обеспечиваются ограничением на право занятия педагогической деятельностью как на стадии приема на работу, так и в период работы.

Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (не педагогических) работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними обучающимися.

В частности, статьей 351.1 Трудового кодекса РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются:

лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные выше;

работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за соответствующие преступления (на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда).

Статья 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Некоторые лица из их числа, однако, могут быть допущены к педагогической деятельности:

при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности,

если речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Указанные запреты на занятие педагогической деятельностью, а также запреты на другую работу в детских учреждениях не являются юридической ответственностью:

  • по своему характеру они представляют собой ограничения на занятие определенной деятельностью или в определенных организациях для лиц, которым не может быть доверена работа с детьми, в том числе педагогическая в соответствии с федеральным законодательством.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П «По делу о проверке конституционности статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ в части ограничения на занятие педагогической деятельностью

В связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года № 19-П было проверено соответствие статей 331 и 351.1 Трудового кодекса в части ограничения на занятие педагогической деятельностью Конституции РФ и даны некоторые разъяснения.

Конституционный Суд констатировал:

что введение ограничений на занятие педагогической деятельностью возможно для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, поскольку детство — это период физической, умственной и психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, на котором закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы,

что позволяет предъявлять к лицам, отвечающим по роду своей деятельности за воспитание и образование несовершеннолетних, повышенные требования.

Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие:

лежит на лицах, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними;

в первую очередь это относится к педагогическим работникам, выполнение которыми своих трудовых обязанностей заключается в деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования:

  • касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств,
  • но и морально-нравственного уровня.
Читайте также:  Основные проблемы здоровья детей с овз

Ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних:

должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость,

но вместе с тем не приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах.

Федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних — основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан:

  • вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних соответствующих категорий лиц.

Указанное постановление Конституционного Суда содержит целый ряд дополнительных комментариев, которые послужили основной для внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ, связанные с ограничениями на право занятия педагогической деятельностью.

Источник

Какие лица к педагогической деятельности не допускаются

Издавна передавать опыт, знание, прививать молодому поколению моральные, социальные, идеологические ценности отбирали особых людей. Сам же процесс передачи опыта и знаний сегодня именуется педагогической деятельностью.

Не удивительно, что не все граждане годились стать учителями. Перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, определен на законодательном уровне.

Правовой статус педагога

Педагог – профессиональный специалист, в обязанности которого вменены учеба, воспитание, развитие, образование личностей. Подобная деятельность может осуществляться индивидуально, либо в специальном заведении (садик, школа, училище, специализированное, либо высшее учебное заведение).

Педагогическая деятельность в РФ регулируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Здесь определены основные государственные гарантии, механизмы, как любой гражданин может реализовать свое право на обучение, условия развития всей образовательной системы страны, взаимодействие между участниками этого процесса.

Документ определяет, что педагогический работник – это физическое лицо, которое должно состоять в трудовых отношениях с организацией, ведущей образовательную деятельность. Такой специалист обязан выполнять функции обучения, воспитания, сопровождения учебного процесса.

Процесс образования делится на такие этапы:

  1. Общее. На этом этапе человек получает общие знания, умения, компетенции, информацию, необходимую для дальнейшего осознанного выбора вида трудовой деятельности, либо для получения профессионального образования. Как правило, это садик, школа.
  2. Профессиональное. На этом этапе обучающемуся прививают специальные углубленные знания в определённой сфере, которые он сможет использовать в будущем на благо общества. К этой группе можно отнести училища, техникумы, колледжи, институты, академии, университеты.
  3. Дополнительное. Подобный вид образования направлен на всестороннее развитие личности. Обычно это второе и последующие высшее образование, либо профессиональная научная деятельность, соискательство.

Важно отметить, чтобы стать учителем (преподавателем), будущий педагог должен получить профессиональное образование в педагогической сфере, иметь высокие моральные качества, постоянно быть образцом для подражания.

Помните, правовой статус и критерии определения соответствия педагога возлагаемой на него учебной функции определены законом. К таким специалистам со стороны гражданского общества присутствуют повышенные требования относительно поведения (даже в быту), способа и стиля жизни, общения среди коллег, с окружающими.

Требования к педагогам

Учитывая, что для учебно-воспитательного процесса требуется люди с педагогическим образованием, а также определённым типом характера, к педагогам имеются определенные профессиональные, личностные, моральные требования. Здесь стоит остановиться на таких требованиях, что должны соблюдать учителя:

  • выполнение учебной деятельности на высоком профессиональном уровне;
  • соблюдение во время процесса обучения нравственных, правовых, этических норм;
  • уважение ко всем участникам образовательного процесса;
  • проявление инициативы, развития у обучающихся интереса к познанию, развитию, нестандартному мышлению, здоровому способу жизни, активному труду на благо общества;
  • использование прогрессивных методов и методик обучения, выполнение заложенных программами обучения нормативов;
  • в период обучение постоянный мониторинг и учет психологических особенностей всех участников обучаемого коллектива с последующим индивидуальным подходом к каждому из них;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень, участвовать в программах переподготовки, повышения квалификации, стремиться к применению прогрессивных форм обучения;
  • принимать участие в периодических аттестациях педагогических сотрудников;
  • придерживаться действующих в учебной организации правил, распорядка, инструкций, следить за своим состоянием здоровья, проходить периодические медицинские осмотры, выполнять требования охраны труда, а также доносить эти знания к обучающимся;
  • выполнять нормы устава организации, с которой имеет трудовые отношения.

Помните, если сравнивать педагога с обычным работником, то требования к учителю в разы выше, чем к высококлассному специалисту одиночке. Ведь кроме себя педагог несет ответственность за весь вверенный ему коллектив и конечные результаты его обучения.

Кого не примут на работу преподавателем

Чтобы стать настоящим педагогом необходимо иметь к этому предрасположенность, получить специальное педагогическое образование и длительное время практиковаться. Для этого требуется терпение, желание, определенный склад характера. Но даже при их наличии стать учителями могут не все.

Закон ограничивает некоторым категориям лиц возможность участия в педагогической деятельности. В этот список включены:

  • лица, которых через суд лишили права заниматься воспитательной и педагогической деятельностью;
  • граждане, имеющие судимость за убийство, изнасилование, телесные повреждения, посягательство на территориальную целостность страны (учитываются погашенные и непогашенные), либо их преследовали за любые тяжкие уголовные преступления (кроме тех, кто был в установленном порядке реабилитирован из-за политических преследований);
  • признанные недееспособными;
  • у которых обнаружены хронические заболевания, перечень которых утверждается специальным федеральным органом власти, ответственным за медицину.
Читайте также:  Сколько можно съесть черноплодной рябины без вреда для здоровья за раз

Вместе с этим, в законе присутствуют некоторые смягчающие обстоятельства касательно лиц, имеющих судимости. В частности, если такая судимость не касалась жизни, здоровья, образа жизни человека, а также территориальной целостности страны, имела минимальное влияние на социальное общество и было полностью погашено, могут быть допущены к преподаванию по решению комиссии, отвечающей за несовершеннолетних граждан.

Помните, перед тем, как допускать будущего учителя к обучаемым (особенно если это подростки), учебное заведение обязано удостовериться, что в такого человека отсутствуют предусмотренные законом противопоказания.

Недееспособность педагога

Дееспособность, это возможность человека осуществлять трудовую, общественную, гражданскую деятельность и пользоваться всеми правами гражданина. По умолчанию это состояние наступает после достижения 16 лет.

Следовательно, недееспособность – это невозможность выполнять свои обязанности, либо полноценно пользоваться всеми правами из-за психологического расстройства личности, тяжелой болезни, старости, перенесенных травм. Важный момент, в этом состоянии человек не может осознавать значение своих поступков, руководить ими, а также нести ответственность за наступившие последствия.

Если же человек может осознавать значение своих действий, но для того, чтобы правильно себя вести нуждается в посторонней помощи – такое состояние называют ограниченная недееспособность. К этой категории можно отнести лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игроманией.

Признать педагога недееспособным, либо ограниченно дееспособным может только суд. Для этого потребуется:

Подготовить обращение в суд о признании педагога недееспособным. Это могут сделать его близкие родственники, либо орган опеки, прокуратура за представлением учебного заведения.

Провести судебно-психологическую экспертизу состояния здоровья опального педагога. Процедуру предлагают выполнить добровольно, но при определенных обстоятельствах можно направить и на принудительное прохождение экспертизы.

Получить медицинское заключение о состоянии здоровья, а также судебное решение об установлении факта недееспособности конкретного учителя. Назначить ему опекуна.

Решение суда об признании педагога недееспособным является основанием для прекращения с ним трудовых отношений. Иными словами, больше он не сможет работать с обучаемыми, а передаётся органам опеки, для назначения опекуна.

Помните, недееспособность – одна из причин, по которой с педагогом могут прекратить трудовые отношения без его согласия.

С каким заболеванием нельзя работать в образовании

На законодательном уровне для определенной категории граждан, имеющих опасные для окружающих заболевания, установлен запрет на педагогическую деятельность. Полный перечень таких заболеваний определен правительственным постановлением РФ от 01.12.2004 № 715.

Тут были выделены социально значимые, а также заболевания, опасные для окружающих.

В перечень вошли такие наименования заболеваний:

  • туберкулез;
  • заболевания, что передаются половым путем;
  • гепатит В, С;
  • ВИЧ инфекция;
  • различные злокачественные новообразования (онкологические болезни), сахарный диабет;
  • расстройства психики, поведения;
  • болезни, вызваны повышенным кровяным давлением;
  • различные вирусные лихорадки;
  • наличие в активной стадии чумы, холеры, педикулеза, акариаза, дифтерии, сибирской язвы, малярии, короновирусной инфекции.

Важно отметить, что если человек переболел одной из таких болезней и на момент прохождения медицинской комиссии имеет иммунитет, ограничение действовать не будет.

В то же время, при наличии активной фазы болезни, либо при хронических (неизлечимых) болезнях, из-за которых может пострадать сам будущий педагог (например, сахарный диабет, давление), либо причинить вред свои ученикам (расстройства психики, поведения, туберкулез) его попросту не допустят к выполнению преподавательской деятельности.

Кроме этого, если человек страдает алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, имеет зависимость от игр, и это имеет документальные подтверждения (медицинские заключения, судебные решения, постановления полиции) ему также могут отказать в трудоустройстве на должность преподавателя.

Помните, прохождение медицинской комиссии – это обязательный этап трудоустройства в любое учебное заведение, а дальше периодически в процессе преподавания.

Может ли судимый быть педагогом

По общему правилу, имеющий судимость человек не должен привлекаться к образовательному процессу. Но законом предусмотрены для бывших осужденных некоторые поблажки. В частности, исключения могут быть применены:

  1. Относительно лиц, которых преследовали по политическим мотивам, а дальше в установленном порядке реабилитировали.
  2. Если человека незаконно помещали для принудительного лечения в психиатрическое медицинское заведение, а потом реабилитировали.
  3. Незаконно осужденных за клевету.
  4. Когда преступление, совершенное человеком, было в установленном порядке погашенным (снятым), не считается тяжелым, а также не присутствует в перечне, определённом законом.

Важно отметить, что на момент обращения человека в комиссию по делам несовершеннолетних, отвечающую за рассмотрение подобных вопросов и принятие решения о допуске лица к педагогической практике, уголовное преследование было уже прекращено.

Помните, если совершенное в прошлом преступление не считается тяжелым, особо тяжелым, умышленным, не включено в определенный законом список, гражданин может претендовать на педагогическую вакансию. Но решение принимается специальной государственной комиссией по несовершеннолетним.

Вебинар по теме «Правовой статус педагогических и иных работников»

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Adblock
detector