Меню

Офп как фактор укрепления здоровья

Общая физическая подготовка как средство укрепления состояния здоровья учащихся
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё труднее это сделать с детьми, чьё здоровье ослаблено. В своей статье я делюсь опытом организации занятий с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
obshchaya_fizicheskaya_podgotovka_kak_sredstvo_ukrepleniya_zdorovya_.docx 46.72 КБ

Предварительный просмотр:

Общая физическая подготовка как средство укрепления состояния здоровья учащихся

Куделина Любовь Андреевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ №15, г. Нерюнгри, РС(Я)

Часто в СМИ сообщается о состоянии здоровья детей России. Тональность сообщений разная, цифры тоже разные, в сфере внимания это дети, которые посещают детские сады и школы. По некоторым, данным, детей с ослабленным здоровьем сейчас в школах около 90% от общего числа учащихся. А это значит, что школа в ответе и за их образование и за их здоровье.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Оно обуславливается в значительной мере рациональным двигательным режимом: сна, питания, условием внешней среды, социальными факторами. Без регулярных специально организованных физических упражнений в наше время, даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье и развитие, живущие в хороших условиях не достигают достаточной физической подготовленности. Без движения невозможна нормальная жизнедеятельность организма. Естественная потребность человека в движении, физическом труде является жизненной необходимостью, особенно в молодом возрасте.

Не секрет, что в настоящее время все труднее становится приобщать детей к занятиям физической культуры и спортом. Телевидение, компьютерные игры, видео, вредные привычки – вот главные соперники здорового образа жизни.

Учить наукам нездоровых детей — дело непростое, улучшить их здоровье в условиях современной школы — трудно.

Педагоги давно поняли, что школа нуждается не только в инновациях и концепциях, а в реальной помощи, прежде всего материальной и научно-методической стабильности, основательности.

Как заинтересовать ребят с ослабленным здоровьем в необходимости занятий физкультурой и спортом не только во время учёбы в школе, но и на всю жизнь? Приходиться надеяться только на себя и на своё мастерство, свою инициативу. А пока эти проблемы обобщить и просто обозначить чтобы «миром обмозговать», да решить как лучше (а не как всегда). Получается, что в школе надо вводить и внедрять с самым широким охватом проверенную ОФП — общую физическую подготовку.

Уроки уроками (о требованиях, базовых программах, количестве и выражении результатов — особый разговор, сейчас не об этом), а всё что «сверх» — вариативная часть, внеклассная, дополнительная, кружковая, секционная и др., объединить всё в одну обширную, продуманную, а главное недорогостоящую программу — систему ОФП.

Поэтому сейчас зарождаются в школах новые методики преподавания, новые соревнования, праздники, нестандартное (самодельное) оборудование с привлечением всех детей и конечно с ослабленным здоровьем, ведь их большинство.

Педагогический стаж моей работы 43 года, последние 10 лет особое внимание уделяю на уроке ребятам с ослабленным здоровьем или отклонениями в здоровье. Дети здоровые и с ослабленным здоровьем работают на уроке вместе, но подход в обучении индивидуален. Какой бы раздел программы не проходили – гимнастика, лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание и т.д., — везде, на каждом уроке я внедряю элементы общей физической подготовки или атлетической гимнастики. Перед тем как включить общую физическую подготовку в образовательный процесс и правильно спланировать учебный процесс я интересуюсь общим состоянием каждого ребёнка, знакомлюсь с листом здоровья и личной мед. картой.

Сравнительный анализ состояния здоровья ежегодно дают мне возможность проследить за ростом физического развития и функционального состоянии моих ребят в течение многих лет, а самое главное при необходимости провести коррекцию развития.

Диаграмма приемов тестов физического развития по этапам в течение года, анализ работы в течение многих лет, дают мне возможность проанализировать свою работу и решить ряд вопросов в динамике физического развития учащихся.

Срез знаний, умений и навыков, проводимых в учебном процессе тестирование уровня физического развития дифференцированно подойти к проблеме обучения и физического развития учащихся.

Положительной работой я вижу здесь то, что именно те ребята, что нуждаются в реабилитации своего состояния здоровья и улучшения физического развития, им уделено особое внимание.

В своей работе я использую технологию В.В.Фирсова «Уровневая дифференциация образования» на основе обязательных результатов, основным условием является систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов, а пересдача зачётов для учащихся дает возможность им проявлять творческую активность , индивидуальность, оценить самого себя и работать над самовоспитанием благодаря приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Контроль, самоконтроль, выполнение домашних заданий – всё это положительно сказывается на учебно-воспитательный процесс.

На занятиях физической культуры с ребятами с ослабленным здоровьем при выборе физических упражнений строго учитывается анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся, точное нормирование нагрузки, контроля и самоконтроля исходя из физиологических возможностей каждого, чтобы организм получил от занятий пользу, а не вред.

Атлетическая гимнастика, общая физическая подготовка, применяемая на уроке — это кузница освоения, укрепления и развития основных мышечных групп с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе занятий физические упражнения воздействуют на определенные группы мышц, суставов, связок, которые делаются крепкими, развивают гибкость суставов, мышцы со временем увеличиваются в объеме, повышается их растяжимость, сила и скорость сокращений. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с повышенной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы тела и организма в целом. В связи с этим идет развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и совершенствовании их комплексных проявлений, например, скоростной силы и силовой выносливости и др.

При этом развитие морфологических показателей сопровождается функциональными сдвигами в организме.

В своей практике часто применяю метод круговой тренировки, ценная черта её состоит в том, что в ней удачно сочетаются точное нормирование нагрузки для группы и индивидуально для каждого, учет и систематическая оценка достижений. Примерно так же происходит при прохождении остальных видов программного материала. Из трёхчасовых занятий в неделю стараюсь менять темы (разделы) занятий. Например, понедельник — лёгкая атлетика, среда — атлетическая гимнастика, пятница — плавание и т.д. с обязательным включением в раздел программы элементы ОФП и атлетической гимнастики.

Результаты работы виден сразу (рис. 1). Параллель учащихся 4 классов (2012,2013,2014гг.), график показывает спад в процентном отношении показатель ослабленных и детей с отклонениями в здоровье.

Улучшается общее состояние здоровья, ребята активны, они показывают неплохие результаты при сдаче учебных нормативов, сдачи комплексов ЭРЭЛ, принимают активное участие не только во внутришкольных, но и городских спортивных мероприятиях.

Улучшается и уровень физического развития (рис.2). Диаграмма уровня физического развития показывает с каждым годом уменьшение низкого и увеличение среднего и высокого уровня. Помимо улучшения физического состояния активизировались их умственные способности, повысилась успеваемость в классах.

Таким образом, сформированные на протяжении многих лет знания, умения и навыки регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья помогут ребятам поддерживать высокий уровень физической подготовленности в течение всей жизни.

Спорт в школе: 2011-2014гг.; Физическая культура №5(1999г.),№7(2002г.),№5(2009г.); В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация образования»; Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательной школы.

Источник

ОФП — общая физическая подготовка

Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?

Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.

ОФП, СПФ и ФП – определения

Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.

В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.

Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.

Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.

Цели и задачи общей физической подготовки

Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.

1. Повысить двигательную активность человека.

2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.

3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.

4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.

5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.

Средства и методы физической подготовки

В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.

Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.

Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.

Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).

Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.

В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.

Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.

Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.

Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.

Физическая подготовленность

В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.

Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.

Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.

Упражнения и нормативы по ОФП

Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.

Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.

Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.

Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.

Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.

Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.

Нормативы для школьников

Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».

Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.

Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.

Нормативы ГТО для старшеклассников

Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).

Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).

Упражнения Золотой значок Серебренный знак Бронзовый
Подтягивания 14 11 9
Бег на 60 метров (сек) 8,0 8,5 8,8
Бег на 3 километра (мин) 12:40 14:30 15:00
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) + 13 + 8 + 6

Уровень ОФП взрослого человека

Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.

Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.

Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.

Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.

Нормы ГТО для взрослых

Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.

Упражнения Золотой значок Серебренный знак Бронзовый
Подтягивания 13 9 7
Бег на 60 метров (сек) 8,2 9,1 9,5
Бег на 3 километра (мин) 12:50 14:40 15:00
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) + 12 + 7 + 5

Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.

Упражнения Золотой значок Серебренный знак Бронзовый
Подтягивания 12 7 5
Бег на 60 метров (сек) 8.9 11,1 12,1
Бег на 3 километра (мин) 13:20 14:50 15:10
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) + 11 + 5 + 3

Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.

Упражнения Золотой значок Серебренный знак Бронзовый
Подтягивания 10 6 4
Бег на 60 метров (сек) 9.2 11,5 12,5
Бег на 3 километра (мин) 13:50 15:00 15:45
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) + 10 + 4 + 2

Резюмируем

Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.

Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.

Постскриптум

Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись».

Статья: «Как приметь ЧСС», расскажет, что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.

Источник

Читайте также:  Массажное оборудование для здоровья
Adblock
detector