ОБЖ, 9 класс, Вангородский С.Н., 2011
ОБЖ, 9 класс, Вангородский С.Н., 2011.
В предлагаемом вашему вниманию учебнике подробно рассмотрены вопросы организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), безопасного поведения и профилактики травм в старшем школьном возрасте. Большое внимание уделено изучению понятий здоровья и здорового образа жизни. Рассмотрены факты, разрушающие здоровье человека, физиологические и психологические особенности организма подростка. Учащиеся знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи. Впервые рассматриваются психологические основы поведения в криминогенных ситуациях, основы международного гуманитарного права по защите населения в вооруженных конфликтах, а также вопросы репродуктивного здоровья подростков. Учебник разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений. Учебник рекомендован Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень.
Цели и задачи РСЧС.
На всем протяжении своей истории человечество постоянно подвергается воздействию катастроф, которые уносят тысячи человеческих жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками. Противодействовать грозным силам природы, техногенным авариям и катастрофам, террористическим проявлениям можно только при наличии эффективно действующей специальной государственной системы, объединяющей усилия различных ведомств и организаций. В России такой системой является образованная 15 лет назад единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Необходимость ее образования стала очевидной в конце XX века, когда наши сограждане стали в одночасье жить в другой стране — в новой России. Измени-
лось очень многое — политический строй, общественный обиход, экономический уклад. Стала меняться психология людей, характер их отношений, детали быта.
Мало изменилась окружающая природная среда. Как и в прежние времена, природные процессы и явления оказывались для людей не только благоприятными, но иногда опасными и даже губительными. Иными словами, конец тысячелетия оказался таким же насыщенным природными бедствиями, как и любые другие времена.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 3
Глава 1. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 4
1.1. Цели и задачи РСЧС 4
1.2. Структура РСЧС 7
1.3. Режимы функционирования РСЧС
1.4. Силы и средства РСЧС 16
Глава 2. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов 23
2.1. Определение международного гуманитарного права и сфера его применения 23
2.2. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение 26
2.3. Медицинский и духовный персонал 29
2.4. Защита военнопленных 33
2.5. Гражданское население 36
2.6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права 39
Глава 3. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях 43
3.1. Защита от мошенников 43
3.2. О безопасности девушек 49
3.3. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях 58
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 83
Глава 1. Профилактика травм в старшем школьном возрасте
1.1. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения о4
1.2. Безопасное поведение дома . 97
1.3. Безопасное поведение в школе 100
1.4. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом 103
1.5. Безопасное поведение на улице 105
Глава 2. Первая медицинская помощь при травмах 109
2.1. Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика 109
2.2. Травмы головы, позвоночника и спины 113
Глава 3. Экстренная реанимационная помощь (оживление после внезапной остановки сердца и дыхания) 119
3.1. Признаки жизни и смерти 119
3.2. Прекардиальный удар в область грудины 121
3.3. Непрямой массаж сердца 123
3.4. Искусственная вентиляция легких 125
3.5. Остановка сердца и прекращение дыхания 127
Раздел III. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 131
Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
1.1. Здоровье человека
1.2. Здоровый образ жизни — путь к достижению высокого уровня здоровья 136
1.3. Современные методы оздоровления 139
1.4. Факторы риска во внешней среде и в и угре пней среде организма человека. Их влияние на здоровье 140
Глава 2. Личная гигиена
А, А. Гигиена питания
2.3. Гигиена воды
2.4. Гигиена одежды
2.5. Гигиена жилища
2.6. Гигиена индивидуального строительства
Глава 3. Физиологические и психологические особенности организма подростка
3.1. Физиологическое и психологическое развитие подростков 160
3.2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях 163
3.3. Управление чувствами и эмоциями 167
3.4. Суицид и подросток 171
Глава 4. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции 179
Глава 5. Факторы, разрушающие здоровье человека 183
5.1. Употребление табака и его влияние на здоровье 183
5.2. Алкоголь, его влияние на организм 187
5.3. Наркомания и токсикомания.
Их последствия для здоровья 191
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Определение пульса и оценка общего состояния здоровья 198
Приложение 2. Влияние двигательной активности на состояние здоровья 200
Приложение 3. Совместимость пищевых продуктов 202
Ответы на задания
Словарь терминов и определений 203
Литература 205.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОБЖ, 9 класс, Вангородский С.Н., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Урок 23
§21. Здоровье человека
Содержание урока
Что же такое здоровье?
Что же такое здоровье?
Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Иногда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Когда нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что-то не очень, беспокоит. ».
Так что же такое здоровье, можно ли его оценить количественно и качественно, в чём состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нём было принято такое определение: «Здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — нашего тела.
Духовное и физическое здоровье — две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны находиться в постоянном гармоничном единстве. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.
Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить своё положение в окружающей среде, своё отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. Достигается оно умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, а также своих возможностей и желаний.
Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, от курения и других вредных привычек.
Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.
Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье.
Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.
В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова — «состояние» и «благополучие». Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), находим: состояние — это положение, в котором что-нибудь находится, или физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение; благополучие — полная обеспеченность. Эти термины были выбраны не случайно. Состояние и благополучие — величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни.
Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено но меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни.
Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием — нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия:
• наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний;
• уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
• состояние основных систем организма — дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и др.;
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Следующая страница Пять групп здоровья
Источник
ОБЖ, 9 класс, Вангородский С.Н., 2011
ОБЖ, 9 класс, Вангородский С.Н., 2011.
В предлагаемом вашему вниманию учебнике подробно рассмотрены вопросы организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), безопасного поведения и профилактики травм в старшем школьном возрасте. Большое внимание уделено изучению понятий здоровья и здорового образа жизни. Рассмотрены факты, разрушающие здоровье человека, физиологические и психологические особенности организма подростка. Учащиеся знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи. Впервые рассматриваются психологические основы поведения в криминогенных ситуациях, основы международного гуманитарного права по защите населения в вооруженных конфликтах, а также вопросы репродуктивного здоровья подростков. Учебник разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений. Учебник рекомендован Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень.
Цели и задачи РСЧС.
На всем протяжении своей истории человечество постоянно подвергается воздействию катастроф, которые уносят тысячи человеческих жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками. Противодействовать грозным силам природы, техногенным авариям и катастрофам, террористическим проявлениям можно только при наличии эффективно действующей специальной государственной системы, объединяющей усилия различных ведомств и организаций. В России такой системой является образованная 15 лет назад единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Необходимость ее образования стала очевидной в конце XX века, когда наши сограждане стали в одночасье жить в другой стране — в новой России. Измени-
лось очень многое — политический строй, общественный обиход, экономический уклад. Стала меняться психология людей, характер их отношений, детали быта.
Мало изменилась окружающая природная среда. Как и в прежние времена, природные процессы и явления оказывались для людей не только благоприятными, но иногда опасными и даже губительными. Иными словами, конец тысячелетия оказался таким же насыщенным природными бедствиями, как и любые другие времена.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 3
Глава 1. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 4
1.1. Цели и задачи РСЧС 4
1.2. Структура РСЧС 7
1.3. Режимы функционирования РСЧС
1.4. Силы и средства РСЧС 16
Глава 2. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов 23
2.1. Определение международного гуманитарного права и сфера его применения 23
2.2. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение 26
2.3. Медицинский и духовный персонал 29
2.4. Защита военнопленных 33
2.5. Гражданское население 36
2.6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права 39
Глава 3. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях 43
3.1. Защита от мошенников 43
3.2. О безопасности девушек 49
3.3. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях 58
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 83
Глава 1. Профилактика травм в старшем школьном возрасте
1.1. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения о4
1.2. Безопасное поведение дома . 97
1.3. Безопасное поведение в школе 100
1.4. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом 103
1.5. Безопасное поведение на улице 105
Глава 2. Первая медицинская помощь при травмах 109
2.1. Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика 109
2.2. Травмы головы, позвоночника и спины 113
Глава 3. Экстренная реанимационная помощь (оживление после внезапной остановки сердца и дыхания) 119
3.1. Признаки жизни и смерти 119
3.2. Прекардиальный удар в область грудины 121
3.3. Непрямой массаж сердца 123
3.4. Искусственная вентиляция легких 125
3.5. Остановка сердца и прекращение дыхания 127
Раздел III. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 131
Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
1.1. Здоровье человека
1.2. Здоровый образ жизни — путь к достижению высокого уровня здоровья 136
1.3. Современные методы оздоровления 139
1.4. Факторы риска во внешней среде и в и угре пней среде организма человека. Их влияние на здоровье 140
Глава 2. Личная гигиена
А, А. Гигиена питания
2.3. Гигиена воды
2.4. Гигиена одежды
2.5. Гигиена жилища
2.6. Гигиена индивидуального строительства
Глава 3. Физиологические и психологические особенности организма подростка
3.1. Физиологическое и психологическое развитие подростков 160
3.2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях 163
3.3. Управление чувствами и эмоциями 167
3.4. Суицид и подросток 171
Глава 4. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции 179
Глава 5. Факторы, разрушающие здоровье человека 183
5.1. Употребление табака и его влияние на здоровье 183
5.2. Алкоголь, его влияние на организм 187
5.3. Наркомания и токсикомания.
Их последствия для здоровья 191
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Определение пульса и оценка общего состояния здоровья 198
Приложение 2. Влияние двигательной активности на состояние здоровья 200
Приложение 3. Совместимость пищевых продуктов 202
Ответы на задания
Словарь терминов и определений 203
Литература 205.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОБЖ, 9 класс, Вангородский С.Н., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник