Обж темы работ по зож
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
- закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.
Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
- Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.
Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?
Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.
Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.
Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:
• соблюдение режима дня;
• хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
• употребление алкоголя, наркотиков;
• эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;
• неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.
Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.
Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — достижение полного духовного, физического и социального благополучия для себя, для нашего общества и государства.
Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:
• четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
• знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
• стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
• выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
• развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);
• соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;
• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;
• ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.
Источник
Здоровый образ жизни в рамках курса ОБЖ
учебно-методический материал по обж ( класс) на тему
В статье приведены различные мероприятия, которые можно проводить как на уроках ОБЖ, так и во внеклассной работе по формированию ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni_v_shkole.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель ОБЖ и биологии
МКОУ Великоархангельская СОШ
Здоровый образ жизни в рамках курса ОБЖ
Из курса биологии мы знаем, что человек является высокоорганизованной биологической системой. Но давайте вспомним, что это ещё и организм, который живёт в определённых общественных условиях. Данные общественные условия в полной мере отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Быстрее и раньше всех ощутили это педагоги. Школа не смогла противостоять негативным тенденциям в изменении образа жизни людей. Все знают статистику: в последние десятилетия в несколько раз увеличились количественные показатели употребления алкоголя, табака и других наркотиков, а также появилась новая зависимость — компьютерная. Обратимся всё к той же статистике: большинство россиян беспокоятся о собственном здоровье, но вместе с тем считают, что здоровый образ жизни отнимает слишком много времени (83%), вести его сложно (60%) и дорого (64%), при этом главным элементом здорового образа жизни россияне считают спорт и физическую культуру. Значительно меньшее количество респондентов отмечают важность отказа от курения и соблюдение здоровой диеты [1]. Обратимся к данным Всероссийского центра изучения общественного мнения — более или менее удовлетворены состоянием здоровья своей семьи 54% опрошенных россиян, не довольны – 45% респондентов. Около трети россиян (31%) не употребляют алкоголь и не курят, 28% в случае болезни обращаются к врачам, 16% стараются придерживаться принципов правильного питания, 12% регулярно занимаются спортом, а 11% проверяют состояние своего здоровья. В то же время треть опрошенных жителей России (32%) заявили, что они никак не заботятся о состоянии своего здоровья. Из них 8% считают себя здоровыми, а 24% — не обращают внимания на недомогания. Таким образом, можно сделать вывод о крайне низком уровне знаний и недостаточном ценностном отношении к здоровому образу жизни у взрослой части населения нашей страны [2]. Поэтому сегодня так актуальна задача формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни.
Больше всего на выполнение этой задачи в школах направлен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках этого курса рассматриваются темы о здоровом образе жизни, которые формируют индивидуальную систему ЗОЖ, отрицательное отношение к различным психоактивным веществам, укрепляют духовное, физическое и психическое здоровье.
В классах, где по программе есть темы по изучению ЗОЖ, прежде чем эти темы начать изучать, я провожу небольшое анкетирование по представлению школьников по данному вопросу. На листках бумаги ученики пишут признаки, характеризующие, по их мнению, здоровый образ жизни. Хочу заметить, что понимание здорового образа жизни у детей сужено. Как правило, это выражения типа «нормально питаться», «заниматься спортом», «не болеть». У школьников нет представления о здоровом образе жизни как о системе поведения человека, включающую культуру движения, культуру питания без алкоголя и табака, творческую активность, полноценную будущую семейную жизнь, периодическую смену ближайшего окружения, нравственное отношение полов, высоковоспитанное отношение к окружающим людям, к обществу, к природе. Я пришла к выводу, при изучении определённых тем просто необходимо приводить точные факты влияния тех или иных факторов на здоровье человека. Так лучше и быстрее школьники осознают смысл сказанного учителем и делают определённые выводы. Например, при изучении темы о вредных привычках я записываю на доске схему состава табачного дыма и действие его составляющих на организм человека (синильная кислота разрушает весь организм; радиоактивный полоний вызывает раковые заболевания; никотин поражает органы зрения, ЦНС, вызывает туберкулёз лёгких, болезни желудка и т.д.) (приложение 1). Если честно, то дети в ужасе от того, что попадает в организм человека при выкуривании сигареты.
На формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в нашей школе направлена внеклассная работа по предмету: «Неделя здоровья» (участвует вся школа), викторина «О пользе закаливания» (5-6 классы), КВН «Здоровый образ жизни» (9-10 классы). Так как я преподаю в школе ещё и биологию, то во внеклассной работе по здоровому образу жизни объединяю предметы и темы. Например, в 8 классе параллельно с изучением тем по анатомии «Кожа» проводится викторина «Кожа – зеркало здоровья». Эпиграфом к этому мероприятию взяты слова Рене Декарта «Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно». Вот некоторые направления данной викторины: «Модные идеи – пирсинг». Речь идёт не только о моде нынешней молодёжи на это увлечение, но и о последствиях – инфекциях. Следующее направление – это влияние определённых витаминов на состояние кожи. Пример: «Прослушайте на нашем канале «Фруктовые хиты на службе красоты». Далее подготовленные участники рассказывают о фруктах и о витаминах, которые в них содержатся. В заключении даются рецепты масок с использованием фруктов для нормальной, сухой и жирной кожи. Но это ещё не всё: Реклама «Модные акценты» — показ одежды из льна, ведь лён является «естественным кондиционером» для кожи. Следующая рубрика «Сам себе 03». Здесь ведутся репортажи специальных корреспондентов с медицинского кабинета. Темы «Синяк не пустяк», «Ожог, что делать?», «Обморожения: ваши действия». И в заключении посещение салона красоты, где представлены советы косметолога по уходу за волосами, ногтями. При подведении итогов данного мероприятия на доску вывешивается два плаката [3], которые можно не комментировать (приложение 2).
Все эти мероприятия проводятся с использованием компьютерных технологий, мультимедийной техники. Такая внеклассная массовая работа позволяет актуализировать вопросы ЗОЖ, активизировать познавательный интерес обучающихся в данной области, дает возможность школьникам проявить инициативу, творчество.
Сделаем выводы: курс ОБЖ в современных условиях предоставляет широкие возможности для формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ. Успех в формировании у обучающихся такого отношения зависит от педагога, его собственной заинтересованности в этом, любви к делу, к детям, от его валеологической культуры.
1. Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, осознание факторов риска, заболеваемости и смертности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aipm.org/, свободный.
2. Опрос россиян по вопросам здоровья. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wciom.ru/, свободный.
3.Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Предметные недели в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2001г
Источник
Перспективное планирование по ОБЖ и ЗОЖ для средней группы
методическая разработка (средняя группа)
Перспективное планирование по ОБЖ и ЗОЖ для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_zozh_i_obzh_sredney_gruppy_na_2018-2019_god.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗОЖ И ОБЖ
в средней группе
Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
1.Загадка Я. Аким «Полотенце».
2.Стихи А. Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щетка»
3.Игра-имитация А. Барто «Санитарная песенка»
4. 8 правил, как вымыть руки.
5. Д/и «Доскажи словечко»
6. К.Чуковский «Мойдодыр»
7 . С/р игры «Поликлиника», «Больница»
«Витамины и полезные фрукты»
Цель: Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются.
Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.
Обобщить и закрепить понятия «ягоды», «овощи», «фрукты»
1.Игра-имитация «Очень дружный мы народ и сажаем огород»
2. Стихи П.Синявский «Веселый огород», Ю.Мориц «Про овощи», У. Рашид «Наш сад»
3. Д/и «Что перепутал садовод»,
«Четвертый лишний», «Узнай по описанию»
4. Загадки про овощи, фрукты
5. С/р игры «Овощной магазин», «Угостим куклу чаем»
«Контакты с животными»
Цель: Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животными. Познакомить с правилами поведения при встрече с ними.
1. Загадки о домашних животных.
2. Д/и «Доскажи словечко»
3. Игра «взрослые и дети»
4. Правила поведения при встрече с животными
Цель: Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года. Формировать основы безопасного поведения в группе и на участке.
1. Ситуация общения «Наше здоровье зимой», «Как мы занимаемся физкультурой»
2. Д/и «Покажи мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться», «Найди картинку»
3. Чтение С. Шукшина «Как беречь нос», С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка», А. Барто «Наступили холода»
4. Загадки о разных видах спорта
5. С/р игра «На приеме у врача», «Больница»
6. Консультация для родителей «Семья и здоровье ребёнка»
Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами.
Сформировать чувство опасности огня. Довести до сознания мысль о том, что некоторыми предметами нельзя пользоваться самостоятельно. Учить детей как действовать во время пожара, запомнить номер телефона «01»
1. Стихи «Случай про детей» М. Фисенко
2. Игра «Вызови пожарных».
3. Загадки про спички, огонь, пожар.
4. Пословицы и поговорки про пожар.
5. Игра с мячом «Доскажи словечко» (Где с огнем беспечны люди) М. Фисенко
6. Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом»
6. Родительское собрание «Безопасность детей в наших руках»
Цель: Рассказать детям о спортсменах. Познакомить с различными видами спорта. Прививать культуру здорового образа жизни. Формировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма
1. Физминутка «На зарядку» А. Кузнецова
2. «Зарядка» А. Миронова
3.Д/и «Разложи правильно» (виды спорта)
4. Игра – имитация «Зарядка для зверей» М. Фисенко
5. Загадки о спорте
6. Подвижные игры
7. Стихи «Начинающему физкультурнику М. Фисенко
8. Ситуация общения «Здоровый образ Мишутки»
9. Изготовление массажных дорожек
«Если мы потеряемся на улице»
Цель: Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада. Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение назвать ориентиры, по которым можно найти свое место жительство. Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми; научить правильному поведению в таких ситуациях
1. Игра «Ищу тебя» (в форме телепередачи)
2. Ситуативный разговор «Что может случиться, если одни пойдем на улицу»
3. Игра «Наш уютный домик».
4. Игра «Я потерялся»
5. Чтение стихотворения М. Фисенко «Про маленького цыпленка»
6. Д/и «Добавь словечко»
7. Стихотворение Г. Ладонщиков «Надежный человек»
Цель: Познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения
Довести до сознания мысль, что предметами детям нельзя пользоваться самостоятельно
1. Д/и «Разложи правильно» (с карточками), «Доскажи словечко»
2. Д/и «Опасно-безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя»
3. Ситуативный разговор «Опасные предметы вокруг нас»
4. Загадки и стихи по теме
5. С/р игры «Мы шоферы», «Больница»
«Закаляйся — если хочешь быть здоров»
Цель: Формировать знания детей о закаливании организма, воспитывать бережное отношение к своему здоровью
1. Ситуативный разговор «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
2. Д/и «Цветок здоровья», «Говорящие движения», «Уроки здоровья»
3. Чтение стихотворения В. Лебедева-Кумача «Закаляйся»
4. Чтение потешек
5. С/р игры «Семья», «Поликлиника»
6. Памятка для родителей «Правила закаливания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это одно из моих приложений к опыту работы по аппликации с использованием нетрадиционных материалов (фантиков, дисков, пуговиц и т.д.) А также, кого заинтересует, можете посмотреть перспективное план.
В документе планирование прогулок по схеме: неделя, тема, программные задачи (отдельно по возрастам), дополнительный материал.
Планирование НОД образовательной деятельности «Художественное творчество», где распределены материалы, взятые из основной программа и парциальной.
Содержание сюжетно-ролевых игр.
Планирование в средней группе.
В данной разработке представлен перспективный план воспитательно — образовательной работы по образовательной области «Безопасность» в соответствии с ФГТ, по лексическим темам. Задачи и соде.
Данное перспетивное планирование поможет воспитателям распределить программный материал по образовательной области «Здоровье» на весь учебный год.
Источник