Урок 23
§21. Здоровье человека
Содержание урока
Вопросы и задания
Вопросы и задания
1. В чём состоит смысл понятия «здоровье» но определению Всемирной организации здравоохранения? Расскажите о составляющих здоровья: физическом, духовном и социальном здоровье.
2. Какая существует взаимосвязь между здоровьем духовным и здоровьем общественным?
3. Воспользуйтесь схемой 22 и определите, к какой группе здоровья вы относитесь. От каких факторов зависит состояние здоровья и каково их соотношение?
ЗАДАНИЕ 15. Оцените по пятибалльной системе своё самочувствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на один балл. Если вы оценили своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину этого.
ЗАДАНИЕ 16. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать.
Оценка: более 40 с — здоров: от 20 до 40 с — здоровье ослаблено; менее 20 с — имеются какие-то заболевания.
Запишите свой результат и периодически повторяйте задание. Примечание. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, условие задания выполнено неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
ЗАДАНИЕ 17. Пульс — важнейший показатель здоровья. Воспользуйтесь приложением и определите по пульсу состояние своего сердца. Далее при помощи индекса Руфье (приложение 1) оцените работоспособность сердечнососудистой системы. Сделайте вывод.
Следующая страница Конспект урока
Источник
Обж 9 класс пульс важнейший показатель здоровья воспользуйтесь приложением
Пульс может многое «рассказать» о вашем здоровье. Не нужно иметь медицинское образование или сдавать десятки анализов, чтобы понять, чем вы больны. Иногда пульс об этом «поведает» за считанные секунды. При этом вам понадобятся только часы – неважно, какими они будут: напольные, настенные, наручные – вам нужна только лишь секундная стрелка, и ничего более.
Итак, с помощью пульса можно научиться определять:
– состояние своего самочувствия: пульсовая диагностика подскажет, где «засела» болезнь, что поможет вовремя начать лечение;
– темперамент: вы сможете понять, каков ваш психологический тип;
– пол будущего малыша, если вы находитесь в счастливом положении беременной женщины.
Итак, для начала пульсовой диагностики вы должны набраться терпения, возможно, даже решить: «куплю часы», а главное – понять, что вам это необходимо.
Проводить пульсовую диагностику неэффективно в следующих случаях:
– если вы только что плотно поели, выпили несколько рюмок водки или парочку бокалов вина, приняли лекарства;
– после лечебного массажа, когда ваше тело разогрето, и пульс может быть учащен;
– если вы очень голодны и не принимали пищу несколько часов подряд;
– после принятия горячей ванны, ведь в этом случае кровь «разгоняется»;
– после занятия сексом, когда пульс чаще всего учащен;
— если вы много работали и очень устали, при этом неважно, физический это труд или умственный;
– плохо поспали, хотите прилечь, отдыхали очень мало;
– долгое время находились возле сильного огня, на жарком солнце или, напротив, провели много времени на сильном морозе.
Лучше всего измерять пульс днем, примерно с 11 до 13 часов. Это перерыв между сытным завтраком и не менее сытным обедом, когда ритм сердцебиения обычно стабилен, что наиболее полно сможет отразить ваше состояние здоровья. Причем, эмоциональное состояние должно быть спокойным, дыхание – ровным, самочувствие – нормальным.
Как прослушивать пульс, знают, наверное, многие. Но вот делают это правильно, к сожалению, единицы. Лучевая артерия – это оптимальное место для определения пульса. Найти ее несложно: посмотрите внутреннюю сторону запястья – рядом с основанием большого пальца нащупайте пульсирующую жилку. Измерять нужно не одним пальцем, а тремя, а именно: указательным, средним и безымянным. Правильным считается измерение в том случае, если каждая подушечка вашего пальца ощущает биение пульса.
Итак, попробуем по количеству ударов в минуту понять, какой у вас темперамент.
– чаще 83 ударов в минуту, слабый и волнообразный. Этот тип пульса соответствует меланхоликам;
– реже 68 ударов в минуту, слабый и нерегулярный – подходит для флегматиков;
– от 68 до 75 ударов, при этом сильный и активный – такой пульс наблюдается у сангвиников;
– от 76 до 83 ударов, сильный и скачкообразный – он соответствует холерикам.
Определить, здоров человек или нет, можно, зная количество ударов пульса в минуту для своей возрастной категории. Так, для новорожденного считается нормой 140. Если малыш подрос, в возрасте от 1 месяца до 1 года, пульс может быть уже 130. От 1 года до 2 лет –100. Чем старше ребенок, тем реже у него пульс: от 3 до 7 лет он составляет 95 ударов, от 8 до 14 лет – 80 ударов. Во время болезни пульс резко возрастает до 120, поэтому взрослые сразу, даже без градусника, смогут понять, что с их ребенком что-то не так. Но при этом надо помнить, что у взрослого человека пульс связан также со временем года и суток.
Что касается определения пола будущего малыша, то женщина сможет узнать, будет у нее сын или дочь, следующим способом. Нужно проверить, на какой руке сильнее пульс. Если это правая рука и область в районе безымянного пальца, то беременная ждет мальчика. Если на левой руке в области безымянного пальца, то в животике, скорее всего, девочка.
Опытный врач всегда по пульсу выяснит, болен ли его пациент, и даже сможет предположить, какой недуг поразил организм. Так как все системы его жизнедеятельности взаимосвязаны, и нарушение сердечного ритма говорит, к примеру, о проблеме кровообращения, а та, в свою очередь, может возникать вследствие сосудистой недостаточности, расстройств нервной системы, нарушений мозговой деятельности и т.д.
— Вернуться в оглавление раздела «Физиология человека.»
Источник
Приложение 1
Определение пульса и оценка общего состояния здоровья
Прежде всего, нужно знать свой пульс в покос. Чтобы найти пульс, положите указательный или средний палец на внутреннюю сторону запястья и слегка прижмите его к артерии. Почувствовав пульс и воспользовавшись часами с секундной стрелкой, подсчитайте количество пульсаций за 15 с. Умножив полученную цифру на 4, получите свой пульс.
Например, получилось 15 ударов (пульсаций).
15 х 4 = 60 ударов в минуту.
По пульсу в положении сидя можно определить состояние сердца. Если у мужчины он реже 50 ударов в минуту — отлично, реже 65 — хороню, 65—75 — посредственно, чаще 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели увеличьте примерно на 5 ударов.
Оценку работоспособности сердечно-сосудистой системы можно провести с помощью индекса Руфье:
где Р1 — число сердечных сокращений за 15 с у человека, находящегося не менее 5 мин в положении сидя; Р2 — число сердечных сокращений у человека в положении сидя в первые 15 с после выполнения 30 приседаний за 45 с; Р3 — число сердечных сокращений за последние 15 с с первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний.
Теперь, проведя несложные вычисления по указанной выше формуле, получим результаты и сравним их с данными таблицы 7.
Индекс Руфье при разных характеристиках сердца
Оценка | Значение индекса Руфье |
Атлетическое сердце | |
Сердце обычного человека: | |
очень хорошее | 0,1-5 |
хорошее | 5,1-10 |
Сердце человека при сердечной недостаточности: | |
средней степени | 10,1-15 |
сильной степени | 15,1-20 |
Пример. Ученика с хорошими физическими показателями попросили сесть спокойно, посидеть 5 мин, соблюдая ровный ритм дыхания, и потом подсчитать пульс за 15 с и записать его значение.
К примеру, получилось 13 ударов за 15 с (Р1 = 13). Далее он должен встать и по команде за 45 с выполнить 30 приседаний, после чего сесть, сделать свободный вдох и снова подсчитать пульс за 15 с. Предположим, что получилось 24 удара за 15 с (Р2 = 24). Теперь он должен расслабиться и сидеть, отдыхая 30 с, затем снова подсчитать пульс за 15 с первой минуты отдыха: Р3 = 19 ударов. Осталось определить индекс Руфье:
Согласно таблице, это очень хороший показатель работоспособности сердца обычного человека.
Примечание. Предложенный способ оценки общего состояния здоровья — не единственный и не самый исчерпывающий. Главная цель такой оценки — определить причины снижения уровня здоровья, связанные с личным поведением (образом жизни).
Источник
Текст книги «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс»
Автор книги: Валерий Марков
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
Наркомания и токсикомания – болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, которые вызывают кратковременное чувство приятного психического состояния, но характеризуются отравлением нервной системы. Между этими заболеваниями существует юридическое различие: вещества, вызывающие токсикоманию, законодательно не включены в список наркотиков.
Много тысяч лет назад люди обратили внимание на то, что некоторые вещества обладают особым действием на человека – вызывают галлюцинации, успокоение, снимают болезненные ощущения, улучшают сон, формируют состояния душевного комфорта, удовольствия, эмоционального подъёма. Употребление этих веществ чаще всего было связано с религиозными мистериями.
Если в прошлые века их использовали довольно редко, то в XX в. наркомания и токсикомания распространились широко, и главным образом в крупных городах.
Эти болезни развиваются в процессе регулярного приёма наркотических веществ и лекарственных препаратов. Попадая во внутреннюю среду организма, они оказывают сильнейшее воздействие прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека появляются, нарастают и закрепляются три основных признака наркомании и токсикомании:
• физическая зависимость, выражением которой является абстинентный синдром;
• изменение чувствительности к наркотику (толерантность).
Почему человек практически быстро привыкает к таким веществам? Дело в том, что его головной мозг имеет области, которые определяют настроение или эмоциональное состояние, – области поощрения или наказания. Раздражение первых всегда вызывает положительные эмоции, хорошее настроение и удовольствие. Воздействие на вторые приводит к отрицательным эмоциям, чувству неудовлетворённости, плохому настроению, угнетённости.
Природа заложила в нас стремление к получению положительных эмоций и желание избегать наказаний. Развитие психической зависимости от наркотика или какого-либо токсичного вещества определяется как раз воздействием на зоны поощрения. Возникающее при этом положительное эмоциональное состояние ассоциируется с действием благоприятных стимулов. Следовательно, любое воздействие, хотя и крайне отрицательное по своей сути, пагубное, разрушительное, будет восприниматься как благоприятное. Таким образом, употребление наркотика становится наиглавнейшим стимулом в получении положительных эмоциональных переживаний, а его отсутствие вызывает у наркомана психический дискомфорт, который сопровождается плохим настроением, подавленностью, апатией, раздражённостью без видимых причин. Так развивается психическая зависимость.
Развитие физической зависимости связано с уменьшением концентрации вещества в крови спустя несколько часов после последнего приёма. Возникает тяжёлое, мучительное состояние, называемое «ломкой». Больной испытывает тяжелейшие страдания: физическое недомогание, ломящие боли и судороги во всём теле, головные боли, боли в суставах и внутренних органах. Пропадают сон и аппетит, меняется походка и координация движений. Беспокоят рвота и поносы. Больной обливается потом, неудержимо чихает, из глаз текут слёзы. Могут последовать судорожные припадки с потерей сознания. Когда сознание присутствует, больной испытывает либо крайне угнетённое состояние, апатию, полнейшее безразличие и невыносимую тоску, либо становится раздражительным и даже агрессивным, его охватывают жуткая тревога, злобное беспокойство. Страдания могут продолжаться несколько дней, изматывая человека до крайности. Облегчить состояние больного может либо специальное лечение, либо приём наркотика (вещества, вызывающего токсикоманию).
Механизмы формирования физической зависимости от наркотических средств и веществ, вызывающих токсикоманию, до конца ещё неясны. Есть предположение, что они включаются в обменные процессы как необходимый и самостоятельный элемент на уровне регуляции функций жизнедеятельности организма. Организм постепенно превращается в их пленника.
В процессе развития болезни происходит постепенное привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было вначале. Это объясняется тем, что изменяется чувствительность организма к принимаемому веществу в сторону повышения устойчивости к нему, переносимости, «терпимости». Это физиологическое явление называется толерантностью. По сути своей – это защитная реакция организма. Человеку приходится увеличивать дозу и делать это неоднократно, что в итоге чаще всего приводит к отравлению и даже гибели от передозировки.
Признаками наркотического отравления являются сужение зрачков и ослабление их реакции на свет, покраснение кожи и повышение мышечного тонуса. Порядок оказания помощи в этом случае указан на схеме 26.
Схема 26. Помощь при наркотическом отравлении
При отравлении лекарственными препаратами наблюдаются возбуждение, потеря ориентации, кожа бледнеет, пульс и дыхание учащаются. Далее наступает сон, который может перейти в бессознательное состояние.
Систематический приём одурманивающих веществ приводит к хроническому отравлению организма. Поражается нервная система, разрушается головной мозг, развивается сердечная и печёночная недостаточность, нарастает полнейшая деградация личности, рушатся семейные отношения, происходит фальсификация общечеловеческих ценностей. Жизнь превращается в суррогат человеческих отношений.
Оказание помощи при отравлении лекарственными препаратами представлено на схеме 27.
Схема 27. Помощь при отравлении лекарственными препаратами
Лечение наркомании и токсикомании проводится комплексно в учреждениях наркологической службы.
Вопросы и задания
1. Расскажите о наркомании и токсикомании. Что между ними общего и какие различия? Назовите их признаки.
2. С чем связано развитие психической и физической зависимости от наркотика?
ЗАДАНИЕ 29. Из перечисленных ниже признаков выберите указывающие на наркотическое отравление:
а) тошнота и рвота;
б) повышение мышечного тонуса;
г) сужение зрачков и ослабление их реакции на свет;
д) кровотечение из носа;
е) покраснение кожи;
з) горечь во рту.
§ 34.Заболевания, передающиеся половым путём
Заболевания, передающиеся половым путём, известны с глубокой древности. Упоминание об этих болезнях есть в египетских папирусах и китайских источниках (примерно 2500 г. до н. э.), сочинениях Гиппократа и Галена. Их отличительными чертами являются широкая распространённость, тяжёлые последствия для здоровья заболевших и большая опасность для общества.
Среди заболеваний, передающихся половым путём, наиболее опасны и распространены сифилис, гонорея, хламидиоз, герпес, трихомониаз, гепатиты В и С и, безусловно, ВИЧ-инфекция, или СПИД.
Сифилис – болезнь, которая без соответствующего лечения может продолжаться всю жизнь. Постепенно это заболевание разрушает сосуды, кости, спинной и головной мозг. Через 10–20 лет после заражения нелеченный сифилис приводит к слабоумию и параличу.
Гонорея – самое распространённое заболевание из этой группы инфекций. Через несколько суток после заражения у человека появляются резь и гноетечение из мочеиспускательного канала. В дальнейшем возможно воспаление половых органов, мочевого пузыря и суставов, поражение почек. Нелеченная гонорея обычно переходит в хроническую форму и приводит к бесплодию как у женщин, так и у мужчин.
Хламидиоз довольно часто протекает без симптомов. Поэтому обнаружить это заболевание удаётся с трудом. Последствиями болезни могут быть гнойное воспаление органов малого таза, воспаление суставов и бесплодие.
Трихомониаз – это заболевание, которому больше подвержены женщины. Мужчины от него страдают редко. Болезнь проявляется в воспалении слизистых оболочек мочеполовых путей и является одной из причин женского бесплодия.
Герпес – вирусное заболевание, плохо поддающееся лечению. Принимаемые лекарства облегчают состояние больного, снижают температуру и устраняют болевые ощущения, но не способны уничтожить вирус. Герпес может привести к выкидышам, преждевременным родам, болезням новорождённых.
Гепатиты В и С острые инфекционные заболевания печени. Вирус гепатита В – самый распространённый и самый заразный (в 100 раз заразнее, чем ВИЧ). Гепатит С в большинстве случаев протекает без внешних проявлений и переходит в хроническую форму. Гепатиты часто приводят к циррозу печени и раку.
Иммунитет после того, как человек перенёс эти заболевания, не вырабатывается. Поэтому, вылечившись, он может снова заразиться и заболеть.
СПИД – страшное заболевание, разрушающее иммунную систему человека. Больной не способен бороться с любой инфекцией и раковыми перерождениями своих клеток. Часто СПИД приводит к таким серьёзным заболеваниям, как воспаление лёгких, туберкулёз, рак стенок кровеносных сосудов, поражение клеток головного мозга. Эффективных лекарств против этой болезни нет.
Любой человек может и должен защитить себя от заболеваний, передающихся половым путём. Самый лучший способ избежать заражения – верная супружеская любовь и упорядоченная половая жизнь.
Вопросы и задания
1. В чём состоит опасность заболеваний, передающихся половым путём?
2. Назовите наиболее опасные, по вашему мнению, из этих заболеваний.
3. Что такое ВИЧ и СПИД? Дайте определения этих терминов и кратко охарактеризуйте заболевание СПИД.
Приложения
Приложение 1
Определение пульса и оценка общего состояния здоровья
Прежде всего, нужно знать свой пульс в покое. Чтобы найти пульс, положите указательный или средний палец на внутреннюю сторону запястья и слегка прижмите его к артерии. Почувствовав пульс и воспользовавшись часами с секундной стрелкой, подсчитайте количество пульсаций за 15 с. Умножив полученную цифру на 4, получите свой пульс.
Например, получилось 15 ударов (пульсаций). 15×4 = 60 ударов в минуту.
По пульсу в положении сидя можно определить состояние сердца. Если у мужчины он реже 50 ударов в минуту – отлично, реже 65 – хорошо, 65–75 – посредственно, чаще 75 – плохо. У женщин и юношей эти показатели увеличьте примерно на 5 ударов. Оценку работоспособности сердечно-сосудистой системы можно провести с помощью индекса Руфье:
где Pt – число сердечных сокращений за 15 с у человека, находящегося не менее 5 мин в положении сидя; Р2 – число сердечных сокращений у человека в положении сидя в первые 15с после выполнения 30 приседаний за 45 с; Р3 – число сердечных сокращений за последние 15 с с первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний.
Теперь, проведя несложные вычисления по указанной выше формуле, получим результаты и сравним их с данными таблицы 7.
Таблица 7. Индекс Руфье при разных характеристиках сердца
Пример. Ученика с хорошими физическими показателями попросили сесть спокойно, посидеть 5 мин, соблюдая ровный ритм дыхания, и потом подсчитать пульс за 15 с и записать его значение.
К примеру, получилось 13 ударов за 15 с (Р1 = 13). Далее он должен встать и по команде за 45 с выполнить 30 приседаний, после чего сесть, сделать свободный вдох и снова подсчитать пульс за 15 с. Предположим, что получилось 24 удара за 15 с (Р2 = 24). Теперь он должен расслабиться и сидеть, отдыхая 30 с, затем снова подсчитать пульс за 15 с первой минуты отдыха: Р3 = 19 ударов. Осталось определить индекс Руфье:
Согласно таблице, это очень хороший показатель работоспособности сердца обычного человека.
Примечание. Предложенный способ оценки общего состояния здоровья – не единственный и не самый исчерпывающий. Главная цель такой оценки – определить причины снижения уровня здоровья, связанные с личным поведением (образом жизни).
Приложение 2
Влияние двигательной активности на состояние здоровья
Приложение 3
Совместимость пищевых продуктов
Ответы на задания
Задание 13: г, д, е, и, к.
Задание 25: а, г, д, ж, к.
Задание 27: а, б, е.
Задание 28: б, д, ж.
Задание 29: б, г, е.
Словарь терминов и определений
Агрессия – любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение вооружённой силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа.
Адсорбент – твёрдое тело, поглощающее своим поверхностным слоем вещество из газовой или жидкой среды.
Аллергия – повышенная или извращённая чувствительность организма к какому-либо веществу.
Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, нужных вариантов.
Аргумент – суждение или совокупность суждений, приводимых в подтверждение истинности другого суждения.
Геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанное на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.
Депортация – изгнание, ссылка.
Дискуссия – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
Интернирование – принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства или нейтральным государством – военнослужащих воюющих сторон.
Клиническая смерть – состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни, угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях.
Конвенция – один из видов международного договора; устанавливает взаимные права и обязанности государств в какой-либо области.
Конденсатор электрический – система из двух или более электродов, разделённых диэлектриком. Обладает способностью накапливать электрические заряды.
Континентальный шельф – прибрежная часть Мирового океана, окаймляющая материки и имеющая общее с ними геологическое строение.
Локомоции – движения животных и человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве.
Люкс – единица освещения.
Международный комитет Красного Креста – независимая гуманитарная организация, выступающая нейтральным посредником в случае вооружённых конфликтов или беспорядков и направляющая свои усилия на обеспечение защиты и помощи жертвам международных и немеждународных вооружённых конфликтов.
Миграция – перемещение, переселение.
Никотин – алкалоид, содержащийся в табаке и некоторых других растениях. Сильный яд, в малых дозах возбуждает нервную систему, в больших – вызывает её паралич.
Оккупация – временное занятие вооружёнными силами территории противника.
Параметр – величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления или системы, машины, прибора.
Превентивный – предупреждающий, предохраняющий.
Реактив – вещество, применяемое в лабораториях для химического анализа, научно-исследовательских и других работ.
Реанимация – восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
Репатриация – возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за её пределами вследствие войны, а также эмигрантов с восстановлением в правах гражданства.
Репрессалии – обычно запрещённые, неправомерные действия, прибегать к которым разрешается в определённых случаях при условиях, что их цель – положить конец противоправным действиям противника и заставить его действовать в соответствии с правом.
Репродукция – воспроизведение организмами себе подобных.
Спазм – судорожное сокращение мышц конечностей или мышечной стенки кровеносных сосудов, пищевода, кишечника и других полых органов.
Фактор риска – причина какого-либо процесса, явления, способствующая возникновению заболевания.
Фенол – токсичное вещество, при попадании на кожу вызывает ожоги.
Эмоция – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний.
Литература и интернет-ресурсы
• Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 кл.: энциклопедический справочник. – М.: Дрофа, 2008.
• Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 1994.
• Ваша безопасность в экстремальных ситуациях: советы специалистов. – М.: Московские учебники, СиДиПресс, 2006.
• Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1995.
• Гражданская защита: энциклопедический словарь / под общ. ред. С. К. Шойгу. – М.:ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
• Дети и война: сборник. – М.: Международный комитет Красного Креста, 1996.
• Ермолаева Л. И. Психотерапия личного самочувствия. – М.: ИПК и ПРНОМО, 1993.
• Жюно М. Воин без оружия. – М.: Международный комитет Красного Креста, 1996.
• Мошкин В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 5—11 классов. – Барнаул: Полиграфист, 1996.
• Россия в борьбе с катастрофами. Создание и развитие РСЧС / под общ. ред. С. К. Шойгу. – М.: Деловой экспресс, 2007.
• http://минобрнауки.рф – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
• http://www.mchs.gov.ru – официальный сайт МЧС России
• http://mil.ru – официальный сайт Министерства обороны РФ
• http://www.mvd.ru – официальный сайт Министерства Внутренних дел РФ
• http://www.minzdrav-rf.ru – официальный сайт Министерства здравоохранения РФ
• http://www.fcior.edu.ru – сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
• http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»
• http://www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа»
• http://www.ruor.org – сайт Российского союза спасателей
• http://www.school-obz.org – сайт журнала МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности»
• http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
• http://rosolymp.ru – информационный портал Всероссийской олимпиады школьников
• http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий»
• http://slovary.yandex.ru – интернет-сервис словарей
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник