Меню

Обязанности руководителя школы здоровья

Приложение N 1. Положение о Школе здоровья

и социальной защиты населения

от 5 февраля 2014 г. N 227

Положение
о Школе здоровья

Школа здоровья — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70 — 76).

Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16.07.2001 г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).

ГАРАНТ:

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 411 названный приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16 июля 2001 г. признан утратившим силу с 26 апреля 2012 г.

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:

— обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

— контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

— координация деятельности со специалистами других подразделений;

— ежегодное представление отчета о работе Школы.

1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).

1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).

1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8 — 10 человек.

1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.

1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1 — 2 академических часов (45 — 90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция-диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы:

схема N 1 — обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

схема N 2 — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

2. Цели Школ здоровья

2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.

Читайте также:  Верные друзья нашего здоровья

2.4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

3. Задачи Школ здоровья

3.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.

3.2. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

3.4. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.

3.5. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

3.6. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

3.7. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

4. Оснащенность Школ здоровья

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально-оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 м2 на 1 место.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

— стол и стулья в достаточном количестве;

— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

— раздаточно-демонстрационный # материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

— тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

— Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

— Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры — не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.

— Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.

— Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Обязанности руководителя Школы

1) обеспечение регулярной деятельности Школы

2) контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе

3) оценка организации и качества обучения в Школе

4) координация деятельности со специалистами других подразделений

5) ежегодное представление отчёта о работе Школы в соответствии с

Читайте также:  Условия для беспрепятственного посещения судов лицам с ограниченными возможностями здоровья

перечнем учётно-отчётной документации (приказ департамента здравоохранения)

· журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе

. (для каждого вида Школы — учёт пациентов в отдельном журнале)

=в журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий

=отметка о присутствии пациента на занятии сопровождается полной подписью фамилии медработника, проводящего занятие

Перед началом первого занятия пациенту предлагается заполнить анкету для получения информации (ФИО пациента, возраст, контактный телефон, даты занятий (1,2, 3 и т.д.; отметка о присутствии)

· медицинская карта амбулаторного больного (в ней должны быть записи

о начале обучения, даты и темы каждого занятия, заверенные медработником,

который проводил занятие)

Кто прошёл обучение в Школе — на лицевой стороне медкарты ставится отметка «Школа — ……», дата завершения занятий в Школе «___» ____20….г.

· методика проведения занятий в Школе

Основные вопросы организации Школ Здоровья отражены в организационно-методических письмах Минздрава России, в частности:

= для пациентов с артериальной гипертонией (от 2 августа 2002 года)

=для больных ишемической болезнь сердца (от 22 июля 2003 года).

К этим письмам разработаны и приложены методические материалы по структурированному обучению пациентов, информационные материалы для пациентов, программа обучения врачей по организации Школ здоровья.

С сентября 2002 года начата подготовка врачей в ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России в рамках деятельности Координационного Центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России. Все врачи обеспечиваются методическими материалами и слайдами для проведения занятий, дневниками для обучения пациентов. По окончании обучения врачи получают документ государственного образца о прохождении тематического усовершенствования.

При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном и в профилактическом процессе является основой успешного контроля за здоровьем и болезнями.

Позиция пациента. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (медицинские работники, друзья, родственники, коллеги, СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, и др.).

Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были:

=не только хорошо информированы сами о содержании совета,

=но и владели формой подачи информации,

=четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.

Необходимо также понимать, что пациенты – это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную реакцию неприятия (по крайней мере, на первых порах).

Поэтому =неправильно данный совет, =авторитарная рекомендация или =недостаточно обоснованная необходимость перемен чаще всего пациентом не будет воспринята или не будет выполнена.

Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, рекомендаций по отказу от вредных привычек или по изменению этих привычек) отвечают, что советы врача неубедительны.

Цель консультирования (совета врача) – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек, поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.

В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психоло-гические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

1. Общие положения

1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист с высшим образованием по специальности «Сестринское дело»,

со средним медицинским образованием по специальности:

имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией

1.2. Назначается и отстраняется главным врачом ЛПУ по согласованию с руководителем школы.

Читайте также:  Польза лыжного спорта для здоровья мужчин

1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.

1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (приложение №… к приказу), приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации», а также другими методическими документами по роду своей деятельности.

2. Медсестра-преподаватель обязана:

2.1. Организовать работу школы здоровья для больных артериальной АГ,

обращая внимание на ведение документации:

=представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;

=систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением

личной квалификации. Раз в 5 лет проходить повышение квалификации;

=следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима

=соблюдать правила трудовой дисциплины.

2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе так, чтобы каждый пациент-слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.

2.3. Заполнять учетные формы:

=обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.

2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами скринин-

=исследование крови на содержание глюкозы.

2.5. Обучить пациентов:

=методам самоконтроля (измерение АД, массы тела, вычисление индекса массы тела)

=основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;

=правилам поведения и самопомощи при гипертоническом кризе;

=ведению дневника самоконтроля;

=другим знаниям, навыкам в соответствии с темпланом занятий.

2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.

2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.

2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.

3. Медсестра-преподаватель имеет право:

3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией в соответствии с тем. планом.

3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных

3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской

3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.

3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.

4. Медсестра-преподаватель школы здоровья несет ответственность:

=за качественную постановку работы кабинета;

=за качественное ведение документации;

=за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.

Школа профилактики

«Йоддефицитные заболевания»

=Цикл образовательной подготовки состоит из четырех занятий, продолжительностью

=Работа школы строится на групповой и индивидуальной основе:

-в течение 4-х дней подряд

-или по 2 раза в неделю в течение 2-х недель

-или в течение одного семинарского дня.

Йоддефицитные заболевания

Йоддефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По данным ВОЗ около 2 миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита, приводящего к развитию таких заболеваний, как:

=умственная и физическая отсталость.

В России более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей территории. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях, в числе которых Северный Кавказ.

План занятий

1) Проблема ЙДЗ. Распространение в России, регионе, области.

Щитовидная железа и ее гормоны. Роль йода в организме.

Нормы ежедневного потребления.

Анкетирование с целью определения уровня знаний проблемы

2) Знакомство с йоддефицитными заболеваниями. Характеристика

йодсодержащих продуктов, лекарственных и народных методов лечения

ЙДЗ (синий йод, средства фитотерапии)

3) Профилактика ЙДЗ с помощью йодированной соли. Характеристика соли

и ее качества. Показ видеофильма о ЙДЗ.

4) Обсуждение наиболее часто задаваемых вопросов по проблеме ЙДЗ.

5) Заключительное анкетирование. Раздача буклетов по профилактике ЙДЗ.

Занятие

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Adblock
detector