Приложение N 1. Положение о Школе здоровья
и социальной защиты населения
от 5 февраля 2014 г. N 227
Положение
о Школе здоровья
Школа здоровья — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.
Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70 — 76).
Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16.07.2001 г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).
ГАРАНТ:
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 411 названный приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16 июля 2001 г. признан утратившим силу с 26 апреля 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.
1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:
— обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;
— контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;
— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
— координация деятельности со специалистами других подразделений;
— ежегодное представление отчета о работе Школы.
1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).
1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.
1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).
1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8 — 10 человек.
1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.
1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1 — 2 академических часов (45 — 90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.
1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция-диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы:
схема N 1 — обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;
схема N 2 — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.
В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.
2. Цели Школ здоровья
2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.
2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.
2.4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.
3. Задачи Школ здоровья
3.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.
3.2. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
3.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
3.4. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.
3.5. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
3.6. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
3.7. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
4. Оснащенность Школ здоровья
Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально-оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 м2 на 1 место.
Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).
4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:
— стол и стулья в достаточном количестве;
— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;
— раздаточно-демонстрационный # материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;
— тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.
4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:
— Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.
— Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры — не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.
— Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.
— Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Обязанности руководителя Школы
1) обеспечение регулярной деятельности Школы
2) контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе
3) оценка организации и качества обучения в Школе
4) координация деятельности со специалистами других подразделений
5) ежегодное представление отчёта о работе Школы в соответствии с
перечнем учётно-отчётной документации (приказ департамента здравоохранения)
· журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе
. (для каждого вида Школы — учёт пациентов в отдельном журнале)
=в журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий
=отметка о присутствии пациента на занятии сопровождается полной подписью фамилии медработника, проводящего занятие
Перед началом первого занятия пациенту предлагается заполнить анкету для получения информации (ФИО пациента, возраст, контактный телефон, даты занятий (1,2, 3 и т.д.; отметка о присутствии)
· медицинская карта амбулаторного больного (в ней должны быть записи
о начале обучения, даты и темы каждого занятия, заверенные медработником,
который проводил занятие)
Кто прошёл обучение в Школе — на лицевой стороне медкарты ставится отметка «Школа — ……», дата завершения занятий в Школе «___» ____20….г.
· методика проведения занятий в Школе
Основные вопросы организации Школ Здоровья отражены в организационно-методических письмах Минздрава России, в частности:
= для пациентов с артериальной гипертонией (от 2 августа 2002 года)
=для больных ишемической болезнь сердца (от 22 июля 2003 года).
К этим письмам разработаны и приложены методические материалы по структурированному обучению пациентов, информационные материалы для пациентов, программа обучения врачей по организации Школ здоровья.
С сентября 2002 года начата подготовка врачей в ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России в рамках деятельности Координационного Центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России. Все врачи обеспечиваются методическими материалами и слайдами для проведения занятий, дневниками для обучения пациентов. По окончании обучения врачи получают документ государственного образца о прохождении тематического усовершенствования.
При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном и в профилактическом процессе является основой успешного контроля за здоровьем и болезнями.
Позиция пациента. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (медицинские работники, друзья, родственники, коллеги, СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, и др.).
Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были:
=не только хорошо информированы сами о содержании совета,
=но и владели формой подачи информации,
=четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.
Необходимо также понимать, что пациенты – это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную реакцию неприятия (по крайней мере, на первых порах).
Поэтому =неправильно данный совет, =авторитарная рекомендация или =недостаточно обоснованная необходимость перемен чаще всего пациентом не будет воспринята или не будет выполнена.
Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, рекомендаций по отказу от вредных привычек или по изменению этих привычек) отвечают, что советы врача неубедительны.
Цель консультирования (совета врача) – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек, поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психоло-гические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
1. Общие положения
1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист с высшим образованием по специальности «Сестринское дело»,
со средним медицинским образованием по специальности:
имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией
1.2. Назначается и отстраняется главным врачом ЛПУ по согласованию с руководителем школы.
1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.
1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (приложение №… к приказу), приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации», а также другими методическими документами по роду своей деятельности.
2. Медсестра-преподаватель обязана:
2.1. Организовать работу школы здоровья для больных артериальной АГ,
обращая внимание на ведение документации:
=представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;
=систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением
личной квалификации. Раз в 5 лет проходить повышение квалификации;
=следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима
=соблюдать правила трудовой дисциплины.
2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе так, чтобы каждый пациент-слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.
2.3. Заполнять учетные формы:
=обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.
2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами скринин-
=исследование крови на содержание глюкозы.
2.5. Обучить пациентов:
=методам самоконтроля (измерение АД, массы тела, вычисление индекса массы тела)
=основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;
=правилам поведения и самопомощи при гипертоническом кризе;
=ведению дневника самоконтроля;
=другим знаниям, навыкам в соответствии с темпланом занятий.
2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.
2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.
2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.
3. Медсестра-преподаватель имеет право:
3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией в соответствии с тем. планом.
3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных
3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской
3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.
3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.
4. Медсестра-преподаватель школы здоровья несет ответственность:
=за качественную постановку работы кабинета;
=за качественное ведение документации;
=за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.
Школа профилактики
«Йоддефицитные заболевания»
=Цикл образовательной подготовки состоит из четырех занятий, продолжительностью
=Работа школы строится на групповой и индивидуальной основе:
-в течение 4-х дней подряд
-или по 2 раза в неделю в течение 2-х недель
-или в течение одного семинарского дня.
Йоддефицитные заболевания
Йоддефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По данным ВОЗ около 2 миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита, приводящего к развитию таких заболеваний, как:
=умственная и физическая отсталость.
В России более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей территории. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях, в числе которых Северный Кавказ.
План занятий
1) Проблема ЙДЗ. Распространение в России, регионе, области.
Щитовидная железа и ее гормоны. Роль йода в организме.
Нормы ежедневного потребления.
Анкетирование с целью определения уровня знаний проблемы
2) Знакомство с йоддефицитными заболеваниями. Характеристика
йодсодержащих продуктов, лекарственных и народных методов лечения
ЙДЗ (синий йод, средства фитотерапии)
3) Профилактика ЙДЗ с помощью йодированной соли. Характеристика соли
и ее качества. Показ видеофильма о ЙДЗ.
4) Обсуждение наиболее часто задаваемых вопросов по проблеме ЙДЗ.
5) Заключительное анкетирование. Раздача буклетов по профилактике ЙДЗ.
Занятие
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник