Меню

Обучение по теме витамины

Витамины

Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений разнообразной химической природы и строения. Витамины необходимы для нормального протекания процессов жизнедеятельности в организме и должны поступать с пищей извне, так как самим организмом их синтезируется недостаточное количество.

«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» — Парацельс.

Недостаток витамина в организме (гиповитаминоз) может являться причиной нарушения работы органов и систем органов, приводить к заболеваниям. Равно, как и избыток витамина, гипервитаминоз, может нанести вред организму.

Современная классификация витаминов подразделяет их на основании физического свойства — растворимости:

  • Жирорастворимые: A, D, E, K
  • Водорастворимые: группа B ( B1, B2, B3 (PP), B6, B9, B12), P, H

Мы будем разбирать витамины по порядку, предложенном в классификации выше. Важно понимать, что каждый витамин участвует в определенных биологических процессах.

Нарушения, которые мы увидим при гиповитаминозах, и есть те самые функции, за которые отвечает витамин. Когда количество витамина достаточно, то нарушения функций не происходит.

Витамин A (ретинол)

Симптомами гиповитаминоза витамина A являются: поражение кожи, ухудшение зрения, сухость роговицы глаза. Снижается иммунитет, у детей может наблюдаться задержка роста и развития.

При авитаминозе (греч. а — без) витамина A развивается куриная слепота — ухудшение сумеречного зрения. Это связано с нарушением синтеза пигмента в палочках сетчатки глаза, которые ответственны за зрение в сумерках.

Витамин A содержится в молоке, молочных продуктах, печени, рыбьем жире. Предшественники витамина А — каротины — содержатся в шпинате, моркови.

Витамин D (кальциферол)

Принимает участие в обмене кальция и фосфора. При его недостатке снижается прочность костной ткани, может развиваться рахит, приводящий к нарушениям роста и развития костной ткани.

Витамин D образуется под действием ультрафиолетового излучения (солнечного света) в коже. Содержится в растительном масле, молочном жире, яичном желтке.

Витамин E (токоферол)

Важнейшая роль витамина E в его антиоксидантной функции. Он препятствует окислению свободными радикалами клеток нашего организма, замедляет старение.

Гиповитаминоз витамина E встречается крайне редко: этот витамин присутствует в необходимом количестве в растительных маслах, способен запасаться в организме.

Витамин K (антигеморрагический фактор)

Антигеморрагический (греч. anti- -приставка, означающая противодействие, и haimorrhagia — сильное кровотечение) — ключевое слово в определении роли этого витамина. Без него свертываемость крови уменьшается, и незначительные травмы могут привести к обширным подкожным кровоизлияниям (гематомам, синякам).

Витамин K принимает участие в синтезе четырех факторов свертываемости. Гиповитаминоз встречается редко, так как частично витамин K синтезируется микрофлорой толстого кишечника. Большое количество данного витамина содержится в шпинате, капусте.

Мы разобрали жирорастворимые витамины: A, D, E, K. Теперь настало время заняться изучением водорастворимых витаминов.

Витамин B1 (тиамин)

Является коферментом многих ферментов, участвующих в аэробном этапе дыхания на кристах митохондрий. Тиамин обеспечивает нормальное протекание белкового и жирового обмена. При его недостатке поражается нервная система.

Вследствие гиповитаминоза витамина B1 развивается болезнь «бери-бери», проявляющаяся болью по ходу нервов, парезами и параличами мышц кистей и стоп.

В современном обществе бери-бери встречается редко, так как поступление с пищей витамина B1 достаточно. Этим витамином особенно богаты злаки, растительная пища.

Витамин B2 (рибофлавин)

Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе аминокислот. Гиповитаминоз витамина B2 проявляется мышечной слабостью и поражением глаз. Данный витамин содержится почти во всех растительных и животных продуктах.

Витамин B3 (витамин PP, никотиновая кислота)

Является коферментом ферментов, которые участвуют в реакциях аэробного этапа дыхания, протекающего на кристах митохондрий, и биосинтеза в клетке.

Витамин B3 синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится почти во всех растительных и животных продуктах.

Читайте также:  Витамины при лечении глистов

Гиповитаминоз витамина PP проявляется заболеванием — пеллагрой, которая включает в себя воспаление кожи (дерматит), поражение пищеварительной системы (язвенная болезнь) и нервной системы — воспалением нервов (неврит).

Никотиновая кислота содержится в рыбе, хлебе, мясе, молоке, печени, чае.

Витамин B6 (пиридоксин)

Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе биогенных аминов и аминокислот. Гиповитаминоз витамина B6 встречается редко и выражается в воспалении кожи (дерматите).

Содержится витамин в яйцах, мясе, рыбе, овощах, помимо этого частично синтезируется микрофлорой толстого кишечника.

Витамин B9 (фолиевая кислота)

Является коферментом многих ферментов. Гиповитаминоз B9 (фолиевой кислоты) случается редко, приводит к снижению количества эритроцитов в крови (анемии), нарушению синтеза ДНК в клетках красного костного мозга.

В обязательном порядке фолиевая кислота назначается беременным для снижения вероятности развития дефектов нервной трубки у плода. Фолиевая кислота также необходима и мужчинам для нормального процесса формирования сперматозоидов.

Фолиевой кислотой (лат. folium — лист) богаты зеленые листья растений.

Витамин B12 (кобаламин)

Является коферментом ферментов, осуществляющих перенос водорода и метильных групп при изомеризации. Гиповитаминоз кобаламина приводит к развитию анемии Аддисона-Бирмера (B12-дефицитная анемия), а в случае авитаминоза — к нарушению функции нервной системы.

В случае гиповитаминоза нарушается кроветворение в красном костном мозге, в результате чего эритроциты становятся крупными, нарушается перенос кислорода к тканям. Клетки тканей испытывают кислородное голодание — гипоксию, в результате чего их функция нарушается.

Кобаламин синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени.

Витамин C (аскорбиновая кислота)

Принимает участие в синтезе коллагена в соединительной ткани, является антиоксидантом — предотвращает процессы свободнорадикального окисления клеток организма, замедляет старение.

При гиповитаминозе аскорбиновой кислоты развивается заболевание цинга: нарушаются обменные процессы в соединительной ткани. Раньше цингой особенно часто болели моряки, рацион питания которых был лишен главного источника витамина C — цитрусовых.

Цинга проявляется выпадением зубов, кровоточивостью десен, ломкостью сосудов. Снижается иммунитет, возможно развитие гипохромной анемии.

Витамин C содержится не только в цитрусовых, им также богаты плоды шиповника, болгарского красного перца, черной смородины и облепихи.

Витамин P (биофлавоноиды)

Участвует в обменных процессах в соединительной ткани, стабилизирует ее. Действие витамина P тесно взаимосвязано с действием витамина C. Обладает антиоксидантным действием. Гиповитаминоз витамина P сопровождается повышением ломкости кровеносных капилляров.

Большое количество витамина P содержится в тех же продуктах, которые являются источником витамина C.

Витамин H (биотин)

Является коферментом ферментов, участвующих в реакциях биосинтеза аминокислот, жирных кислот. Гиповитаминоз биотина встречается крайне редко, сопровождается воспалением кожи (дерматит).

Большое количество витамина H синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени, почках, картофеле, желтке яйца, луке.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Конспект урока биологии по теме «Витамины» (технология проблмного обучения)

Урок в 8-м классе «Витамины»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», Раскрыть роль витаминов для организма человека.

  • образовательные : углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Сформировать представление о об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах их профилактики
  • развивающие : показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи..
  • воспитательные : формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.
Читайте также:  Народные витамины для мышц

Оборудование: компьютерная презентация, фрагмент видео урока РЭШ «Витамины», учебники, рабочие листы, ватманы.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! Наш сегодняшний урок поможет нам в этом.

Учитель: Совершим небольшое путешествие по Атлантическому океану….

Недалеко от берегов Венесуэллы существует небольшой остров. Этот остров был открыт испанским мореплавателем Алонсо де Охедой в 1499 году . По одной из легенд, Охеда, направлявшийся к берегам Южной Америки, оставил на острове моряков, безнадёжно больных цингой . Однако на обратном пути застал их совершенно здоровыми. Поэтому удивлённый Охеда назвал остров Курасао (от испанского слова «cura» — исцеление). В настоящее время этот остров является самоуправляемым государством в составе Королевства Нидерландов. (интеграция с историей и географией)

Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? (фрукты, овощи)

А какие важные вещества содержатся во фруктах и овощах? (витамины)

Цели: — Для чего витамины нужны

— В каких продуктах содержаться

витамины определенной группы.

— Какие заболевания связаны с

II. Изучение нового материала

Учащиеся просматривают фрагмент видео урока РЭШ «Витамины». https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/main/

Выполняют задание №1 в рабочих листах.

Проверка – фронтальный опрос, работа у доски.

Авитаминоз – отсутствие витамина в организме.

Гиповитаминоз – недостаток витамина в организме

Гипервитаминоз избыточное поступление витаминов в организм.

— Учащиеся разбиваются на 2 группы (по 6 человек), согласно плану изучают две группы витаминов «Водорастворимые» и «Жирорастворимые». Оформляют минипроект на ватмане), заполняют таблицу в рабочем листе.

— Защита проекта (во время защиты проекта, каждой группе необходимо заполнить вторую часть таблицы)

III. Закрепление полученных знаний.

— Фронтальная работа, выполнение задания из ВПР по биологии. Возвращение к задачам урока, обсуждение.

IV. Диагностика усвоения знаний

(осуществляется в виде тестирования и направлена контроль и оценку усвоения знаний

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Переизбыток витаминов вызывает:

3. Витамины были открыты:

4. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

5. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

(осуществляется самопроверка и выставление балла)

Заполнение листа самооценки, подведения итогов.

VI. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание.

На оценку «3» — Прочитать п.45, устно ответить на вопросы стр. 210.

На оценку «4» — Прочитать п. 45, письменно ответить на вопрос №12 стр.211

На оценку «5» — Прочитать п.45, оформить памятку «Как сохранить витамины в пище?»

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Источники витамина для организма

Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света

Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» – не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте

Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета

Читайте также:  Какая польза от бананов какие витамины

Необходим для нормальной деятельности нервной системы

Заболевание под названием Бери-бери – повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти, судороги, паралич.

В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке

Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов

Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, Катаракта – помутнение хрусталиков глаз.

Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа

Участвует в белковом обмене, уменьшает отложения в сосудах холестерина, который ведёт к развитию атеросклероза, ожирению печени и отложению камней в желчном пузыре.

ожирение печени, нарушение функции нервной системы, вызывает потерю аппетита, тошноту, воспаление языка, образова­ние трещин в углах рта, воспаление красной каймы губ

дрожжи пекарских и пивные, печень животных и рыб, яичный желток, сельдь, треска, зеленый горошек, стручковая фасоль, куриное мясо. Частично синтезируется микробами кишечника.

Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге

Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела. Злокачественная анемия (малокровие)

Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты,

Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет

Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга – стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы.

Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте

Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов

Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням

Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей

Обесппечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов, учавствует в образовании гормонов надпочечников.

Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение кожи, покрытие её язвочками.

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко. Образуется в организме из продуктов питания.

Рабочий лист по биологии ученика(цы) 8 класса _______________________________

Задание №1 Просмотрев видеофрагмент урока, выполнить задание.

1.Ученый, открывший витамины ________________________

2. Термин витамины ввел ______________________________

3. Дополни предложение: «Витамины незаменимы для организма, т.к. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Установите соответствие:

ГИПОВИТАМИНОЗ отсутствие витаминов

АВИТАМИНОЗ избыток витаминов

ГИПЕРВИТАМИНОЗ недостаток витаминов

5. Витамины подразделяют на две группы:

Задание №2 Изучив свойства витаминов заполнить пропуски в таблице.

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Источники витамина для организма

Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» – не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте

Необходим для нормальной деятельности нервной системы

В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке

Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга – стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы.

Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов

Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Переизбыток витаминов вызывает:

3. Витамины были открыты:

4. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

5. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Работа в группе (1-3)

Устные ответы (по 1 баллу)

Фиксирование результатов в тетради (рабочем листе) (1-4)

Источник

Adblock
detector