Меню

Обучение иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательных учреждений является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед всеми учителями непростую задачу обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательном процессе. Реализация концепции инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует поиска наиболее эффективных стратегий обучения как процесса, направленного на целенаправленное развитие личностного потенциала каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями. Совершенно очевидно, что проведение в жизнь идеи инклюзивного образования возлагает большую ответственность на все участников учебно-воспитательного процесса и, в первую очередь, на учителя.

Особенно остро проблема инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит перед учителями иностранного языка. Зарубежными странами накоплен богатый и успешный опыт совместного обучения детей. Однако, анализ зарубежной научно-исследовательской литературы, показал, что вопрос о выборе эффективной технологии обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения до сих пор остается дискуссионным. С одной стороны, данная проблема обусловлена традиционно сложившимся в системе образования взглядом на то, что изучение иностранного языка является сложным процессом, и особенно для детей с психофизическими нарушениями. С целью снижения учебной нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья до недавнего времени считалось нецелесообразным обучение их иностранному языку как дополнительному, мотивированное, прежде всего, учетом интересов данной категории детей. В этой связи важным является вопрос о заинтересованности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика процесса обучения иностранному языку заключается в максимальной индивидуализации данного процесса, предполагающую активизацию включения и участия каждого ученика путем использования вариативных технологий обучения. Совершенно очевидно, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья требуют внедрения специально разработанных подходов к их обучению. Однако, в инклюзивном классе образовательные векторы обучения иностранному языку «особых» детей и их сверстников должны быть коллинеарными. Очевидно, что ведущей задачей как учителя иностранного языка, преподающего в инклюзивном классе, так и школы в целом, является создание образовательной среды, в котором весь процесс обучения будет обеспечивать успех в достижении всеми учащимися класса необходимых образовательных результатов, что в свою очередь предполагает использование эффективных учебных стратегий, направленных на прогнозирование и снятие возможных трудностей в обучении иностранного языка, возникающих у каждого ученика класса при изучении иностранного языка.

Обучение иностранному языку в социокультурном контексте предполагает максимальную концентрацию учителя на индивидуальных различиях учащихся, которые условно можно разделить на две группы: когнитивные и эмоциональные. Компонентами когнитивной группы являются особенности интеллектуальной деятельности, уровень владения языком и стратегиями изучения языка. К эмоциональной сфере относятся отношение к языку, мотивация и языковые барьеры. Данные компоненты следует рассматривать в их взаимообусловленности и взаимозависимости. Так, например, позиция по отношению к своему собственному языку и языку других людей оказывает сильное влияние на мотивацию, а высокий уровень мотивации в свою очередь позволяет снизить эмоциональную тревожность в успешности изучения иностранного языка или, наоборот, высокий уровень беспокойства обусловливает существенное понижение уровня мотивации.

Кроме того, уровень эмоциональной тревоги и мотивация могут оказывать сильное влияние на стратегии обучения. По мысли зарубежных ученых, процесс обучения иностранному языку в социокультурном контексте должен быть направлен на формирование и развитие собственно лингвистических и нелингвистических умений и навыков учащихся. Реализация данной цели предполагает моделирование ситуаций реального общения, в ходе которых актуализируются коммуникативные потребности в использовании иностранного языка, важные для выстраивания дальнейших перспектив его изучения.

Правильная организация коммуникативной деятельности учащихся в инклюзивном классе позволяет: повысить уровень сотрудничества между всеми учащимися класса без исключения, уровень уверенности учащихся в своих силах и внимательного отношения к потребностям других; разработать систему дифференцированных упражнений и запланировать дополнительное время для их выполнения; реализовывать немедленную обратную связь между учащимися класса, обеспечивающую возможность закрепления и расширения языковых и речевых навыков учащихся. Использование коммуникативного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья призван обеспечить формирование и развитие основных видов речемыслительной деятельности учащихся.

Читайте также:  Когда международный день психического здоровья

Одна из приоритетных задач учителя при этом заключается в оказании помощи ребенку в достижении успеха в обучении. Соответственно, успех обучения во многом напрямую зависит от комплексного и систематического внедрения в учебный процесс различных образовательных технологий. Например, с целью актуализации всех органов чувственного восприятия учащихся в процессе коммуникативного общения ученые рекомендуют использовать мультисенсорный подход.

Таким образом, проблема обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования является одним из актуальных и дискуссионных вопросов в современной педагогической науке.

Cписок литературы

1. Cummins, J.A theoretical framework for bilingual special education //Exceptional Children, 2010, № 56. P. 111-19.

2. Gardner, R.C. Social Psychology and Second Language Learning: The Role of Attitudes and Motivation. London: Edward Arnold, 2015. 208 p.

3. Gardner, R.C., P.D. MacIntyre A student’s contributions to second language learning. Part II: Affective variables // Language Teaching, 2011, № 26, P.1–11.

4. Krashen, Stephen D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford: Pergamon Press, 2017, 202p.

5. MacIntyre, Peter D. Biases in Self- Ratings of Second Language Proficiency: The Role of Language Anxiety // Language Learning, 2016, № 47, P. 265–287.

Источник

Статья на тему «Обучение детей с ОВЗ иностранному языку»
статья

Обучение детей с ОВЗ иностранному языку

Скачать:

Вложение Размер
Обучение детей с ОВЗ иностранному языку 18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ иностранному языку

Каждый ребенок имеет право на образование, и дети с ОВЗ не исключение. С введением ФГОС дети с ОВЗ могут обучаться в любом классе обычной общеобразовательной школы, такие дети есть, конечно, и у нас в районе. Таким детям свойственны общие специфические особенности, для них характерны:

— нарушения речевого развития, проблемы коммуникативной сферы

— расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения

— нарушение внимания, снижение работоспособности

— чрезмерная двигательная активность

— неспособность к целенаправленному организованному поведению

— ограниченный лексический запас, низкий уровень общих сведений и представлений об окружающем мире.

Таких детей много, к томе же у них есть и нарушения речи, в следствие которых, даже родной язык вызывает затруднения, не говоря уже об иностранном языке.

Как учить таких детей английскому языку?

На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах.

Многие учителя считает, что знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Благодаря этому реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

При двух часах иностранного языка в неделю очень сложно развить языковую компетенцию обучающихся, умения аудирования, говорения, чтения, совершенствовать письменную речь, а также воспитать творческую, социально-активную личность , владеющею иностранным языком.

Поэтому главной целью обучения английскому языку является не практическое владение языком, а общее развитие детей. На первое место поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи.

При изучении английского языка дети с ОВЗ испытывают определенные трудности:

— замедленно происходит усвоение лексического материала,

— синтаксических конструкций и затруднено восприятие грамматических категорий, и их применение на практике.

В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. В лексический минимум можно не включать малоупотребительные слова, а лучше расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок с особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо, или выразить свое отношение к происходящему. На дом лучше давать не новые упражнения, а отработанные на уроке.

В начале урока важно дать ребенку так называемую карточку настроения

( карточка – бланк с изображениями смайликов), что бы объективно оценить настроение и готовность ребенка к уроку, а по завершению его, отметить его эмоциональное состояние после работы на уроке. Это важно для дальнейшего планирования посильной нагрузки для таких детей.

Работая с такими детьми, участие их в игре повышает интерес к английскому языку, у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, преодолевая психологический барьер – страх. Все учащиеся, даже самые слабые принимают участия в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание происходит непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность, снимают накопленную усталость.

Приведу лишь несколько примеров таких игровых приемов:

Иногда я применяю знакомые для детей игры. Разучивая, к примеру, названия фруктов и овощей, мы играем в игру «Съедобное, несъедобное»;

«Работая над темой «Цвета» провожу игру «Светофор». Учитель называет цвет, например blue, а учащиеся должны взять в руки любой предмет этого цвета или показать на себе одежду этого цвета;

В процессе изучения цифр, играем в игру «Bingo». Дети по очереди называют цифры, пытаясь угадать загаданное ранее цифру учителем ( потом ребенком)например в пределах 10-20. В процессе отгадывания говорим ( Yes/ No, More\ Less). Также можно поиграть в другую игру: учитель называет цифру на английском – five, а ребята должны сделать любое действие (присесть, кивнуть головой, топнуть ногой) такое количество раз, сколько обозначает эта цифра – пять;

Для закрепления алфавита применяю игру «АВС». Учащимся выдается картинка с буквой, и они должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы- соседи, предлагается назвать буквы алфавита, при этом по договоренности не называть одну или несколько букв и т.д.

Для закрепления глаголов, активно использую игру «What can I do?» Ведущий показывает движение, кто догадался должен на английском назвать слово, обозначающее это движение (прыгать, лететь). Далее можно усложнить игру и предложить построить предложение с этим словом, например: I can swim. I can`t fly.

Игра на внимания «ON—UNDER» нравится ребятам, так как можно отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет предлог на английском языке (in under on by), при этом при этом при помощи рук показывает наглядно эти предлоги, а называет другие. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят.

Для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Father Frost». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

Эти игры можно использовать как физ. минутки.

Для закрепления цифр, а также синтаксических конструкций можно поиграть в игру «What`s the time Mr. Cat? » Дети (the mice) встают за линией (a house) на одном конце класса. Водящий (Mr.Cat) становятся на другом конце класса спиной к другим детям.

Дети хором задают водящему вопрос What’s the time, Mr.Cat? Водящий отвечает, называя любое число от 1 до 10, например: It’s two o’clock. Дети подходят к водящему на то количество шагов, сколько часов он назвал в ответе, и считают вслух: One, two. Так продолжается до тех пор, пока водящий на вопрос What’s the time, Mr.Cat? ответит: It’s dinner time! Тогда водящий поворачивается лицом к другим детям и догоняет их. Пойманный участник становится водящим.

Игра «Паровозик» , помогает закрепит лексику и грамматику на любом этапе обучения. Детям раздаются карточки со словами , вспомогательными глаголами, отрицательной частичкой (not), а также карточки с вопросительным знаком, точкой( эти карточки для детей с ОВЗ).Учитель называет предложение , а дети карточки- слова которых необходимы для построения этого предложения выстраиваются в цепочку- паровозик перед классом. Тем самым переведя это предложение на англ. язык. В этом задании обязательно участвует ребенок с ОВЗ, ведь так важно поставить точку в предложении или вопрос, важно учителю подчеркнуть важность « миссии» таких детей, причем они будут участвовать в этой игре больше всех.

Применение игровых приемов помогает достигнуть следующих результатов:

— дети запоминают материал во время самой работы ,

— они учатся общаться между собой,

— деятельность ребенка должна быть успешной — это залог положительного отношения к учебному процессу, и, разумеется, успех в творчестве виден сразу и наглядно, и этот результат ребенка воодушевляет, формируя положительное отношение к моему предмету.

— одновременно творческая работа положительно сказывается на развитии их мыслительной деятельности,

— учитывая проблемы с долгосрочной памятью, детям всегда необходим наглядный материал.

Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только как средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.

1. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания.- Ярославль: Академия развития, 2011.-288 с.

2. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.

3. Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык).

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка.

Данный материал относится к внеклассным мероприятиям на английском языке. Цель данного мероприятия больше воспитательная — развитие такой нравственной категории, как уважение и любовь к ближнем.

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны.

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны.

Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку. Что необходимо учитывать при обучении таких детей.

Источник

Adblock
detector