Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Организация работы по формированию здорового образа жизни
у детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Лицей №1568 имени Пабло Неруды»
Дошкольное отделение №7
Выступление на педагогическом совете
на тему: Организация работы по формированию здорового образа жизни
у детей среднего дошкольного возраста.
Организация работы по формированию здорового образа жизни
у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. А так как большую часть времени дошкольники проводят в детском саду в процессе воспитательно-образовательной деятельности, то роль педагога в данном вопросе, его слово, личный пример являются весомыми для маленькой личности.
Работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОО, специалистами (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог, логопед).
Задачи по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста:
1. Продолжать формирование представления о себе как отдельном человеке; дать представление дошкольникам о способах выражения своих состояний с помощью жестов и мимики; знакомить детей с внешними частями тела; учить ценить свое тело; знакомить с основными правилами заботы о теле; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к взрослому или сверстнику.
2. Продолжать формировать постоянную привычку к режиму двигательной активности; рассказать детям, что человек — это живой организм и для того чтобы жить, ему необходимо активно двигаться. Человек имеет для движения руки, ноги, туловище, голову. Рассказать детям о здоровье (как найти свою тропинку к здоровью, как познавать и изменять себя); познакомить дошкольников с профилактикой заболеваний: закаливание, самомассаж, чередование активного движения и отдыха, правильное дыхание.
3. С помощью взрослого учить устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и настроением, состоянием организма, самочувствием. «Я буду заниматься аэробикой, как мама, чтобы быть здоровой, красивой и стройной». «Я утром и вечером правильно чищу зубы, поэтому они у меня болеть не будут».
4. Развивать у дошкольников целеустремленность, настойчивость в уходе за своим телом, в физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Рассказывать правила дорожного движения.
6. Рассказывать о первой медицинской помощи при обморожениях и травмах. Если лицо замерзло на морозе, нужно легко растереть его шарфиком; если замерзли ноги — пошевели пальцами, попрыгай; если весь замерз- прыгай, бегай; когда промочил ноги, следует переодеться в сухое.
7. Рассказывать дошкольникам о последовательности умывания, одевания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить детей самостоятельно мыть лицо, руки, шею; после умывания — убрать за собой — смывать мыльную пену с крана, раковины.
8. Рассказывать о правилах поведения за столом, о культуре еды, как нужно садиться за стол, как правильно пользоваться ложкой, вилкой. Есть следует не спеша, аккуратно, не набивать полный рот и не разговаривать во время еды, не чавкать, не играть столовыми приборами, не отвлекаться, не мешать другим детям; брать хлеб, печенье с общей тарелки, но взятое не менять; пользоваться салфеткой, говорить «спасибо», спокойно выходить из-за стола.
9. Рассказывать о микроорганизмах, что они могут вызвать заболевания, поэтому нужно мыть руки перед едой и после посещения туалета, утром умываться, периодически купаться и принимать душ. Учить детей проявлять заботу о здоровье окружающих: при кашле и чихании прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в детский сад.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОО реализуется через режим дня , занятия , самостоятельную деятельность , игру , прогулку , индивидуальную работу .
Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы педагогов, моделирование различных ситуаций; заучивание стихотворений; рассматривание предметных и сюжетных, картинок, иллюстраций, плакатов; дидактические игры; подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; игры-забавы; игры-тренинги; пальчиковая и дыхательная гимнастика; психогимнастика; самомассаж; физкультминутки.
В работе педагога формированию здорового образа жизни способствует предметно-развивающая среда , условия , которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым: физкультурный уголок в групповой комнате с пособиями , которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой, спортивный зал , который оборудован всеми необходимыми спортивными снарядами и тренажерами, спортивная площадка на участке детского сада , музыкальный зал , в котором есть необходимое оборудование и материал для проведения релаксации, медицинский кабинет , в котором с помощью ростомера и весов отслеживаются изменения антропометрических данных детей.
Выполнение режима дня – средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности.
Для проведения режимных моментов необходимо создание благоприятных условий в помещении групповой комнаты, спальной: организовать сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей), поддерживать температуру воздуха в группе 20-22°С, в спальной комнате 18-20°С.
В ходе режимных моментов для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности педагогом используются физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные и спортивные игры; артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика; гимнастика пробуждения после сна; упражнения с массажными мячами; хождение по ребристой доске и массажным коврикам; босохождение; прием воздушных и солнечных ванн в ходе прогулок; водные процедуры и игры с водой.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни необходимо стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы появилось понимание их значения и важности для здоровья, приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро.
В работе по формированию навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры, наглядный материал, чтение художественной литературы, фольклор. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
При формировании культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них необходимо обновлять 1-2 раза в месяц.
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей в ходе работы, необходимо заботиться и о здоровье самих детей, применять в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического действия.
В работе по формированию здорового образа жизни широко используется закаливание. Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.).
Закаливающими процедурами являются также сон при открытой форточке, обширное умывание прохладной водой, хождение летом босиком.
Необходимо уделять особое внимание взаимодействию с родителями. Семья играет главную роль в воспитании ребенка. Совместно с ДОО семья является основной социальной структурой, которая обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, приобщает ребят ценностям здорового образа жизни. В «Уголке здоровья» для родителей педагог помещает рекомендации и советы о том, как правильно проводить закаливание, о проведении профилактики гриппа, ОРВИ, об организации правильного, сбалансированного питания ребенка и т.д. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дает положительные результаты.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с подвижным образом жизни, формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование ЗОЖ осуществляется в процессе режимных моментов, занятий, прогулки, в трудовой деятельности, в игре.
Источник
Методическая разработка для детей среднего возраста на тему: «Быть здоровым – это здорово!»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «познавательное развитие» в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_zdorovym-_zdorovo.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Методическая разработка для детей среднего возраста
На тему: « Быть здоровым – это здорово! »
Автор: Пасекова Ирина
Воспитатель ГБДОУ № 21
Конспект непрерывно образовательной деятельности на тему:
«Быть здоровым – это здорово!» для средней группы
Название: «Быть здоровым – это здорово!»
Цель: Закрепление знаний о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать и закреплять знания детей о важности здорового образа жизни, о необходимости соблюдать гигиену, заниматься спортом, правильно питаться.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
4. Речевые:
Словарь:
предметный – здоровье, компресс, стоматолог, офтальмолог, терапевт, хирург, термометр.
качественный – скорая, спортивный, здоровый.
глагольный – забинтовать, прослушать, беречь.
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых заданий.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Индивидуальная работа : расширять представления о том, что полезно и вредно для здоровья.
Материалы: игрушка крокодил, игрушка в костюме врача, машинка скорой помощи, презентация «овощи, фрукты» ,дидактические игры «Сколько?», «Собери по цифрам», спортинвентарь, бинт, телефон, дидактические картинки по теме.
В группе раздаётся громкий плач.
Воспитатель : ребята, слышите – кто-то плачет, может зовёт на помощь?
Ответы детей (да, кто-то попал в беду).
Воспитатель: ой, смотрите, это крокодильчик плачет!
Воспитатель показывает детям на игрушку крокодила, который громко плачет.
Воспитатель: надо крокодильчику помочь!
Дети вместе с воспитателем обнимают крокодильчика и жалеют его, чтобы он не плакал.
Воспитатель: бедный, что с тобой случилось?
Крокодильчик: здравствуйте, ребята!
Дети и воспитатель здороваются с крокодильчиком.
Крокодильчик: мальчики и девочки, у меня сегодня день рождение, и я так хотел сегодня поделится с вами вкусным тортиком, но по пути к вам, съел весь торт, и так спешил за новым, что споткнулся и упал, и теперь у меня болит ножка и сильно болит зуб. Мне так больно!
Воспитатель: Крокодильчик, не переживай, мы придумаем, как тебе помочь! Правда, ребята?
Ответы детей (да, мы поможем тебе обязательно).
Воспитатель : мальчики и девочки, присаживайтесь на свои места, а крокодильчика я пока положу на кроватку, пусть его ножка отдохнёт.
Дети садятся на стульчики, воспитатель кладёт крокодильчика в кровать.
Воспитатель : и так, друзья мои, что мы с вами сначала будем делать?
Ответы детей (мы вылечим крокодильчика).
Воспитатель: ребята давайте подумаем как мы с вами можем помочь крокодильчику. Может дадим ему водички попить? Или помажем ножку мазью? Но вдруг ему это не поможет? Что же мы будем делать?
Ответы детей (нужно отвести его к врачу).
Воспитатель : да, можно отвести его к врачу. Но мы не можем отправится в поликлинику. Что тогда будем делать?
Ответы детей (нужно вызвать скорую помощь).
Воспитатель: верно! Именно так мы и поступим. А кто из вас знает – как вызвать скорую помощь?
Ответы детей (нужно позвонить по номеру 03).
Воспитатель : правильно. Давайте так и поступим!
Воспитатель набирает на телефоне номер скорой помощи.
Воспитатель : здравствуйте! В нашем детском саду, в группе «родничок» у крокодильчика болит ножка, он споткнулся и упал, и еще у него болят зубы. Приезжайте скорее!
Воспитатель включает аудиозапись сирены скорой помощи. Помощник воспитателя завозит в группу игрушку – машинку, в которой сидит кукла в одежде врача.
Воспитатель: мальчики и девочки, посмотрите, как быстро приехала скорая помощь и врач! Здравствуйте, доктор.
Врач: здравствуйте!
Дети здороваются.
Врач: что случилось? Где больной?
Дети рассказывают о крокодильчике и показывают его доктору. Врач осматривает пациента.
Врач: всё понятно. Ничего страшного! Это просто ушиб! Необходимо приложить холодный компресс и немного полежать, тогда всё пройдёт!
Доктор прикладывает компресс к ножке пациента.
Воспитатель: спасибо, доктор, что помогли нашему крокодильчику!
Дети благодарят врача.
Врач: пожалуйста! Ребята, а почему же это крокодильчик упал?
Ответы детей (потому, что он бежал, торопился, засмотрелся вот и упал).
Ребята, а почему же у крокодильчика так сильно заболели зубки?
Ответы детей (потому, что он съел много сладкого и наверное не чистил зубки по утрам и вечерам).
Врач: значит, он не бережно относится к своему здоровью. Необходимо думать о своем здоровье! Ребята, а вы заботитесь о своём здоровье? Как вы это делаете?
Ответы детей (делаем зарядку, чистим зубы по утрам, полоскаем ротик после еды и тд).
Врач: верно, ребята. Чтобы быть здоровыми, во-первых, по утрам нужно чистить свои зубки, есть полезную еду и конечно же делать зарядку. Я смотрю, у вас есть, в кухонном уголке еда, давайте посмотрим назовем полезную.
Дети показывают муляжи фруктов и овощей. Для большей наглядности воспитатель просит обратить внимание на экран, показывает презентациию на тему: «овощи, фрукты».
Дети с радостью показывают и рассказывают крокодильчику о пользе овощей и фруктов.
Врач: молодцы ребята, теперь крокодильчик знает все о пользе овощей и фруктов!
Врач: Ребята а еще помните, что быть здоровым, по утрам нужно делать зарядку. Я смотрю, у вас есть физкультурный инвентарь, давайте мы его рассмотрим, назовём и поиграем в игру «Сколько».
Воспитатель показывает мяч, обруч, скакалку, по очереди, дети называют предмет, и отвечают на вопросы по игре. (Один мяч – два мяча – пять мячей и т.д.).
Воспитатель: какие молодцы! А давайте мы с вами покажем врачу и крокодильчику как этими предметами можно пользоваться, сделаем несколько упражнений с ними, которые выполняем на зарядке.
Врач: мы с крокодильчиком посмотрим с удовольствием!
Физминутка.
Дети показывают упражнения на выбор – подбрасывание мяча, прыжки через скакалку, катание обруча и т.д.
Врач: ух, какие вы ловкие! Здорово у вас получается! Ребята, про зарядку и упражнения вы всё правильно сказали. А что ещё необходимо человеку, чтобы сохранить своё здоровье?
Ответы детей (чистить зубы).
Врач: верно! А для чего нам необходимо это делать?
Ответы детей (чтобы зубы были крепкие, не болели).
Врач: да, правильно. Нужно чистить зубы утром и вечером, чтобы не было кариеса – это такой микроб, который поселяется у нас на зубах и вредит им, зубы от него начинают болеть. Мальчики и девочки, а если зубы всё-таки заболели? Куда нужно обратиться?
Ответы детей (к зубному врачу).
Врач: верно. Ребята, профессия человека, который лечит зубы называется стоматолог. Но есть и ещё много медицинских профессий. Хирург делает операции, офтальмолог лечит глаза, терапевт помогает при боли в животе, простуде, отоларинголог – если заболели уши, нос или горло. Хочу предложить вам игру «Собери по цифрам». Если вы всё сделаете правильно, то у вас получатся то, что необходимо при лечении больного человека.
Проведение игры – пазла «Собери по цифрам и узнаешь, что это». Воспитатель предлагает детям найти себе пару, каждой паре даётся свой предмет, разрезанный на 6 частей. Дети складывают части в порядке возрастания цифр. У каждой пары получается свой медицинский инструмент или предмет, необходимый врачам при их работе – термометр, бинт, шприц и т.д.
Врач: мальчики и девочки, давайте посмотрим, что же у вас получилось? И для чего эти предметы необходимы для врачей?
Каждая пара называет свой предмет и рассказывает, зачем он необходим докторам.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы всё правильно сделали. И ответили верно! А теперь мы с доктором предлагаем вам поиграть в игру «Вредно – полезно». Я вам показываю карточки с изображением продуктов, а вы мне отвечаете – полезный это продукт или нет. Только отвечать нужно не словами, а действием. Если полезно, то хлопайте в ладоши, а если вредно, то топайте ногами. Согласны?
Ответы детей (да, согласны). Воспитатель показывает карточки с изображением фруктов, овощей, молочных и мясных продуктов, газированной воды, чипсов и т.д., а дети выполняют действия согласно инструкции.
Врач: ну вот, ребята, мы с вами и выяснили – что необходимо человеку, чтобы сохранить здоровье. Что же именно?
Ответы детей (заниматься спортом, чистить зубы, кушать полезную пищу).
Врач: верно, молодцы! Ваш друг крокодильчик теперь наверное все знает о здоровом образе жизни, и больше никогда не совершит вредных ошибок.
Крокодильчик: вздыхает и улыбается.
Врач: А мне пора дальше ехать и лечить пациентов. А какие приборы мне нужны в работе?
Ответы детей (градусник, бинт, шприц и т.д.).
Врач: точно! Ну а я вам желаю не болеть, следить за своим здоровьем и быть всегда весёлыми. До свидания!
Дети и крокодильчик прощаются с доктором.
Крокодильчик: Спасибо вам ребята, что все рассказали и показали мне про здоровый образ жизни. Теперь я в благодарность вам, хочу угостить вас вкусными и полезными фруктами.
Источник