Спецификация индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем
статья по теме
Делюсь опытом работы с детьми с ослабленным здоровьем, обучающимся индивидуально
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем
В последние годы всё больше встречается детей с ослабленным здоровьем, которым в связи с теми или иными заболеваниями становится трудно обучаться в классе. В таком случае врачебная комиссия рекомендует данным учащимся индивидуальное обучение. Как быть с такими детьми? Как сделать, чтобы они достигли наибольших успехов в обучении? Хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу и своим опытом работы с такими детьми.
Все годы моей трудовой деятельности мне приходилось сталкиваться с детьми с различными заболеваниями, обучающимися индивидуально. Поэтому несколько лет назад я обратилась к методической теме «Особенности индивидуального обучения». Работая по этой теме, я пыталась найти какую-либо литературу, но безрезультатно: существует много разработок для обучения в коррекционных классах и школах, но нет методик индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательной школе. Поэтому пришлось ко всему приходить самой, путём проб и ошибок. В настоящее время, уже четвёртый год, я занимаюсь только детьми с ослабленным здоровьем, поэтому я снова обратилась к теме, связанной с индивидуальным обучением, но уже с другим подходом.
Цель моей работы – развивать познавательный интерес у учащихся на уроках математики, создавая благоприятные условия для этого в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Известно, что на индивидуальное обучение отводится гораздо меньшее количество часов по сравнению с обучением в классе. В связи с этим, чтобы уместить тот же материал в меньшее количество часов и при этом оставить достаточное количество времени на отработку материала, ранее мною было разработано календарно-тематическое планирование таким образом, что теоретический материал был объединён в блоки. Получалось, что в один урок выдавалось ученику несколько взаимосвязанных между собой тем, а в последующие несколько уроков шла практическая отработка полученных знаний. Теперь, когда я более плотно столкнулась с проблемами индивидуального обучения, я поняла, что такой метод малоэффективен. Дети, обучающиеся индивидуально, страдают различными заболеваниями, поэтому практически во всех случаях у них ослаблены внимание и память. Следовательно, воспринимать и запоминать большое количество теоретического материала в течение урока им очень затруднительно. В связи с этим мною был сделан вывод о том, что теорию нужно давать дробно, небольшими порциями – и каждую порцию тут же закрепить. Если в теме даётся несколько понятий или правил, которые нужно отработать, то целесообразно разбить урок на несколько этапов — для изучения и закрепления каждого понятия отдельно — и в конце урока обобщить изучаемые понятия.
Индивидуальное обучение не зря имеет такое название. И дело здесь не только в том, что дети обучаются один на один с преподавателем. Важен индивидуальный подход к каждому ученику, основанный на психологических особенностях ребёнка и тех или иных последствиях его заболевания. Необходимо найти подход к обучающемуся, общий язык с ним — чтобы у ребёнка было желание посещать ваши уроки, плодотворно заниматься на них, радовать вас своими знаниями и умениями. В моей практике есть ученик, который в первое время производил впечатление очень слабого. При решении тех или иных заданий он неимоверно долго думал. Делал всё молча, на любые мои вопросы не отвечал совсем. Побеседовав с мамой ученика, я выяснила, что медлительность мальчика обусловлена его заболеванием. А молчание я решила победить, попытавшись каким-то образом разговорить учащегося. На перемене, а порой и во время урока, я старалась найти тему, интересующую ребёнка. Обнаружилось, что мальчик увлекается моделированием и компьютерными играми — и об этом он вполне свободно может говорить. Поддерживая разговор о его увлечениях, я установила контакт с ребёнком. Теперь ученик не молчит на уроках – вслух читает задачи, проговаривает при необходимости порядок выполнения действий, отвечает на вопросы. Вследствие его медлительности мы успеваем, конечно, значительно меньше, чем могло бы быть. Но я планирую уроки с ним таким образом, чтобы меньшим количеством заданий охватить весь изучаемый материал. В итоге мальчик довольно успешно занимается, получая отметки «4» и «5».
Ещё один ученик, которого я начала обучать с 5 класса, был охарактеризован учителем, обучавшим его в 4 классе, как «очень слабый, почти необучаемый». На деле оказалось, что у мальчика неплохие способности, но чрезвычайно ослаблена память. Моя работа направлена на развитие его способностей и укрепление памяти. Ввиду того, что данному ребёнку очень сложно запоминать правила в том виде, в каком они представлены в учебнике, я предлагаю запоминать их несколько упрощённо. Мы вместе вычленяем главное в правилах, делая акцент на понимание сути, передаём содержание более доступным языком – и в таком виде мальчик их старается выучить. В настоящее время данный ученик обучается в шестом классе. В течение 5-го класса ребёнок успешно обучался математике, имея хорошие отметки. В этом учебном году стало, конечно, значительно сложнее, и успеваемость немного снизилась – ввиду того, что в 6-м классе изучается очень много новых понятий и правил, которые необходимо запоминать. Продолжаем работать в прежнем направлении.
Чтобы у учеников не угасал познавательный интерес, необходимо постоянно создавать ситуацию успеха. Поэтому планы одного и того же урока для разных детей у меня несколько отличаются – для каждого ребёнка я подбираю такие задания, которые более подходят для него в соответствии с его индивидуальными особенностями, и больший акцент я ставлю:
- на устные или письменные задания
- однотипные или разнообразные
- учитываю и то, что кому-то проще решать, используя чертёж или схему, другому для понимания смысла задания нужно молча его прочитать, третьему необходимо это задание проговорить или услышать.
В этом плане мне очень помогли лекции Тихвинской Анны Валерьевны, которые я прослушала год назад. На них, помимо теоретического материала, была представлена копилка различных несложных тестов, позволяющих провести диагностику внимания, памяти, мышления, определить функциональное доминирование полушарий мозга у учащихся. Кроме этого, даны рекомендации о том, как применить полученные знания при подготовке к уроку и непосредственно во время учебного занятия для достижения наибольших успехов. Многое из того, что я почерпнула из вышеупомянутых лекций, я в настоящее время и использую.
Кроме всего прочего, мы периодически выполняем нестандартные задания, которые вносят разнообразие и также развивают интерес.
Индивидуальное обучение имеет свои плюсы и минусы. Количество часов, отведённое на индивидуальное изучение математики, примерно в два раза меньше количества часов в классе, поэтому приходится изучать предлагаемые темы в сжатые сроки, что не лучшим образом сказывается на усвоении материала обучающимися. С другой стороны, только при такой форме обучения можно по-настоящему индивидуально подходить к каждому ученику и планировать свои уроки таким образом, чтобы все индивидуальные особенности данного конкретного ребёнка использовались для достижения успеха в обучении. Именно над этой стороной индивидуального обучения я и работаю – что уже приносит свои результаты:
- У большинства обучающихся сформирована положительная мотивация к занятиям математикой, что подтверждается их активной работой на уроках и результатами анкетирования, проведённого психологом школы
- У половины моих учеников активизировалась учебно-познавательная деятельность, что отражается в стабильно хорошей успеваемости по предмету
- У обучающихся, качественная успеваемость которых невысокая, наблюдается индивидуальный прогресс в изучении математики: от безнадёжного двоечника или троечника к троечнику с тенденцией к «четвёрке»
Источник
Обучение детей с ослабленным здоровьем
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
УДК 159.922
English verson: Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01006а1
Аннотация. В статье рассматривается категория детей с ослабленным здоровьем. Раскрываются особенности их психологического и физического развития, описываются психолого-педагогические условия, способствующие более благоприятному психическому развитию детей с ослабленным здоровьем.
Ключевые слова: дети с ослабленным здоровьем, психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ослабленным здоровьем, психолого-педагогическая поддержка классного руководителя, сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко в России количество соматически ослабленных детей в настоящее время достигает 60% от общей численности детского населения страны. У таких детей отмечается слабость познавательной, психической, коммуникативной и физической активности, что ведёт к затруднениям в общении с социальным окружением в процессе жизнедеятельности и школьного обучения (М.М. Безруких, А.Н. Леонтьев, Е.М. Мастюкова, Ю.С. Шевченко и др.).
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения: более чем в 4 раза (с 9% в 1983 г. до 36,6% в 2003 г.) увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% возросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения [1; 3; 5].
Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство имеет соматические и психические расстройства той или иной степени выраженности. Признаки нарушений психического развития часто выступают на фоне тех или иных хронических соматических заболеваний (болезни уха, горла, носа, органов пищеварения, дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата и др.). Неуспеваемость этих учащихся в большинстве случаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью в динамике учебного дня, недели и года. У значительной их части интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей.
Некоторая часть таких детей выполняет школьные требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению. Так, по данным Центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50% детей с отклонениями в состоянии здоровья за время обучения в первом классе показатели здоровья ухудшаются за счет, как функциональных нарушений, так и усугубления или развития новых заболеваний с хроническим течением. Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, – показатель, который должен обязательно учитываться при прогнозировании успешности школьной адаптации [2, с. 254].
По данным психофизиологических исследований, абсолютное большинство детей с ослабленным здоровьем характеризуют повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы, склонность к патологическому реагированию на чрезмерные нагрузки.
Эти же исследования показывают, что санитарно-гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка и средневозрастные показатели психического развития, оказываются для детей с ослабленным здоровьем неадекватными. Нормативно определенная наполняемость обычных классов несет для них непосильное количество раздражителей. Не соответствуют их особенностям и нормативный режим обычного школьного дня, предопределенное расписанием уроков чередование труда и отдыха [5, с. 163].
Таким образом, характеристика детей с ослабленным здоровьем указывает на необходимость специальной работы для благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем.
В данной статье в качестве специальной работы рассматривается психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в процессе его образования.
Проблема организации психолого-педагогического сопровождения нашла свое отражение в многочисленных исследованиях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.). В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л.Г. Субботиной, С.Н. Чистякова.
Сущность сопровождающего процесса составляет различный взгляд на вмешательство в педагогический процесс воспитания ребенка и его психическое развитие. Модель «сопровождения» – это не борьба с симптомами, видимыми, лежащими на поверхности. Работа психолога в этой модели направлена на внутренние силы души ребенка и близких его взрослых, на потребность в росте и развитии, на неудержимость и физического и психического развития ребенка (Т.И. Чиркова, 1999).
И.И. Мамайчук считает, что психологическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем – это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Цель психолого-педагогического сопровождения – формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить [4, с. 84].
Сорокоумова С.Н. выделяет основные этапы и определенные задачи психологического сопровождения:
— подготовительный этап (установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка, определение объема работы и последовательности процесса сопровождения, подготовка необходимой документации, составление графика работы). Психолог, устанавливая контакт со специалистами (педиатром, неврологом и т.д.), обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка;
— ориентировочный этап (установление контакта с родителями и родственниками ребенка; установление контакта с педагогом, в особенности с классным руководителем; знакомит специалистов с результатами психологического обследования; совместно обсуждает с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка);
— на этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами;
— этап реализации индивидуальной программы (оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ослабленным здоровьем для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей; оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса; просвещение и консультирование педагогов, и других специалистов, работающих с ребенком);
— на заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.) [4].
В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:
2) индивидуальная и групповая диагностика,
3) консультирование (индивидуальное и групповое),
4) развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально-педагогических условий, в которых каждый мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы – создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде. Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
Деятельность практического психолога в системе сопровождения детей с ослабленным здоровьем способствует:
1.Созданию благоприятных условий для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его развития;
2.Созданию эффективного психологического сопровождения: помощи, поддержки и обеспечения детского развития, основу которой составляет особая социально-психологическая среда полифункционального детского и детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества, содействия.
3. Созданию инновационной развивающей среды, включающей в себя систему обучения школьников полноценному постепенно усложняющемуся адаптивному ролевому поведению детей в процессе общения со сверстниками и значимыми взрослыми на основе партнерских субъект-субъектных отношений.
4.Развитию специфической системы компетенций, обеспечивающей постепенное формирование у детей социальных навыков поведения и развитие продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.
5. Расширению функциональной направленности в профессиональной деятельности специалистов системы сопровождения в содержании специфических методических приемов, позволяющих амплифицировать содержательную сторону диагностической, коррекционной и развивающей работы.
Таким образом, наиболее перспективной моделью работы с младшими школьниками с ослабленным здоровьем является модель «сопровождение», основной отличительной особенностью, которой является объединение направлений сопровождения применительно к детям с ослабленным здоровьем:
— работа по адаптации ребенка с ослабленным здоровьем,
— работа с родителями таких детей
— взаимодействие психолога с классным руководителем;
— формирование толерантности у сверстников (одноклассников) детей с ослабленным здоровьем.
Сопровождение в адаптации к школьным условиям ребенка с ослабленным здоровьем. Во главу угла любого образования ставится позитивная адаптация к жизни. Это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Его основой является специально организованный процесс – психолого-педагогического сопровождения семьи и личности ребенка с ослабленным здоровьем.
В учебной деятельности дезадаптация детей с ослабленным здоровьем проявляется в резком ухудшении концентрации внимания и снижении познавательной деятельности, успеваемости. «Особый» школьник проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными работами. При этом речь ни в коем случае не идет о реальном снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей. Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит. При своевременной коррекции эмоционального нарушения, при снятии причин, вызывающих невротические реакции, обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.
Деятельность психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в школе должно быть нацелено на:
— устранение социокультурных, коммуникативных барьеров между ребенком с ослабленным здоровьем и его нормально развивающимися одноклассниками, а также родителями такого ребенка и других участников образовательного процесса;
— создание комфортной среды для учебной и внеучебной деятельности учащегося с ослабленным здоровьем;
— снижение психоэмоционального напряжения у младшего школьника с ослабленным здоровьем, возникающего в школе или спровоцированного школой;
— развитие навыков социального поведения и формирование копинговых стратегий у детей с отклонениями в здоровье;
— координация деятельности всех участников образовательного процесса с целью создания условий для успешной адаптации такого ученика.
Результатом психолого-педагогического сопровождения учащегося с ослабленным здоровьем в процессе обучения становится новое жизненное качество – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
В работе с родителями детей с ослабленным здоровьем принято рассматривать четыре основных метода работы:
1) рекомендательный – специалист занимается с ребенком и дает родителям домашние задания, советы по уходу, воспитанию ребенка. Подобный метод не предполагает подробного анализа поведения и развития ребенка, а если и касается в беседе специалиста с родителем реальных трудностей, то только поверхностно.
2) взаимодействие педагогов и родителей. Родители обязательно участвуют в занятиях, посещают совместные лагеря в дополнение к регулярным занятиям. Процесс обучения ребенка составляет основную ткань жизни семьи. Этот способ очень поддерживает родителей. Они всегда могут опереться на специалистов и не чувствуют себя одинокими и брошенными.
3) некая компиляция нетрадиционных методов лечения и обучения, а также поддержание какой-либо одной стратегии как основополагающей. Данный метод вполне отвечает запросам родителей, которые, отчаялись, не видя желаемого продвижения ребенка в развитии.
4) работает на стыке педагоги и психологии, заключается в сбалансированном сопровождении ребенка во всех сферах развития. Родителей привлекают умеренно с целью информировать о реальных успехах ребенка. Целью этого метода является помощь родителям в выработке устойчивой к внешним воздействиям родительской позиции.
Формы работы с семьей:
1) Психологическое консультирование – основные задачи: помощь в разрешении семейных трудностей, укрепление родительской компетентности, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; информационная поддержка.
2. Родительские группы – основные задачи: преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих социальные инициативы; сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции; информационная поддержка; помощь в разрешении семейных и личных трудностей.
3. Включение родителей в процесс занятий с ребенком основные задача – вовлечение семьи в процесс терапии и обучения, установление партнерских отношений с семьей; обучение членов семьи новым, более терапевтичным приемам взаимодействия, общения навыкам обучения и воспитания; развитие родительской компетентности; создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь; помощь в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей.
4. Дополнительные формы работы с семьей – общие родительские собрания и индивидуальные беседы с руководителем групп, в которой занимается ребенок; привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности.
Взаимодействие психолога и классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов. В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе [5, с. 7]. В школе, классе, где учатся дети с ослабленным здоровьем классный руководитель играет важную роль в создании атмосферы принятия такого ребенка. При грамотном взаимодействии психолога и классного руководителя решаются следующие задачи:
1. Координация жизнедеятельности отдельной группы учеников (класса) с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей.
2. Содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося в том числе ребенка с ослабленным здоровьем.
3. Обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития.
4. Создание ситуации успеха ребенка с ослабленным здоровьем.
5. Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье на основании единой заботы о максимальном развитии данного учащегося.
6. Педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и эмпатического принятия такого ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование духовного развития, толерантного отношения каждого ученика вверенной группы.
Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог взаимодействии с классным руководителем, в классе которого обучается ребенок с ослабленным здоровьем:
1. Обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;
2. Выступить координатором сотрудничества триады ребенок с ослабленным здоровьем – учитель – родитель, а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса;
3. Дать представления об особенностях психического развития ребенка с ослабленным здоровьем, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала;
4.Дать рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе с таким ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций;
5. Обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей;
6. Способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в обрасти психологии и коррекционной педагогики.
Формирование толерантности у сверстников (одноклассников) детей с ослабленным здоровьем одна из основных направлений в работе педагога и психолога по сопровождению. Задачи данной работы состоят в следующем:
— осознание собственной уникальности и уникальности других;
— развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
— овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
Для реализации данной системы задач используются различные методы и формы работы школьного психолога. Основной формой работы по формированию толерантности мы считаем тренинговые занятия. В данной работе мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Ниже в качестве примера приводятся варианты тренинговых упражнений, проведение которых хорошо зарекомендовало себя.
1. Упражнение «Детские обиды». Ведущий: вспомните случаи из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их – в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас относитесь к этой обиде (нарисуйте или опишите). Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас». Обсуждение. Что такое обида, как долго сохраняются обиды, особенности «детских» обид.
2. Упражнение «Обиженный человек». Участникам предлагается закончить предложение: «Я обижаюсь, когда. » и нарисовать выражение лица обиженного человека. «В детстве я обижался, если…»
3. Упражнение «Копилка обид». Участникам тренинга предлагается нарисовать или описать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это.
Обсуждение. Что делать с «текущими» обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.
4. Упражнение «Мы так похожи». Ведущий: возьмите чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие. Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами (партнер из прошлого упражнения). Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он – Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сходство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом. При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?
Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д. После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, для того чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся. После взаимного анализа вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.
5. Упражнение. «Тимуровцы». Ведущий: давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто ЭТО был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил О помощи или это была ваша инициатива?. Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.
6. Упражнение. «Друг для друга». Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение. Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом, вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслушаем друг друга. Думаю, что всем будет интересно узнать ответ на вопрос: «На что же я сгожусь?»
Анализ вышесказанного позволяет рассматривать сопровождение как достаточно перспективную (и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики и с точки зрения разработки конкретной модели) деятельность в работе с детьми с ослабленным здоровьем, которая, на наш взгляд, может быть внедрена и успешно реализована.
Литература
1. Licari Lucianne, Nemer Leda, Tamburlini Giorgio Здоровье детей и окружающая среда. Разработка планов действий. – ВОЗ, 2006. – 111 с.
2.Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 494 с.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999. – 260 с.
4. Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с.
5. Куликова Т.И., Декина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности классного руководителя: Учеб.-метод. пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. – 75 с.
Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Ссылка для цитирования
Черкасова С. А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровием [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Источник