Меню

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми

Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности

Белоусова Светлана Ивановна
Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности

По статистике каждый 5-й ребенок в России нуждаются в особых образовательных условиях. Это дети с задержкой психического и интеллектуального развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ввел в российское образовательное пространственное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).

Одной из важных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психологического и другие особенностей». При разработке стандарта учитываются особые образовательные потребности детей отдельных категорий детей (в том числе с ООП).

Получение детьми с ООП образования является одним из основных и неотъемлемых условий в жизни общества, поэтому в современной мировой педагогической практике в течение нескольких лет развивается инклюзивный подход. Дети с ООП включаются в общеобразовательные группы детских учреждений вместе с обычными сверстниками.

В соответствии с педагогическим стандартом, специалистам, работающим с детьми ООП, необходимо знать закономерности возрастного развития, стадии, кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться на достижения в области физиологии и гигиены. Коррекционная работа с детьми всегда стоится на принципе командной работы. Каждый специалист владеет и использует в своей работе методы смежных специальностей.

Воспитатель создает условия, в которых ребенок с ООП развивается во взаимодействии с другими детьми, тем самым проходит все этапы социализации.

Педагог-дефектолог отслеживает уровень и динамику развития воспитанника. Под особым вниманием дефектолога дети с отклоняющимся развитием и не усваивающим программу развития.

Учитель-логопед ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программы (или перспективы коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке, проводит групповые и индивидуальные занятия по корректировке патологий речи воспитанников.

Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке, и реализации образовательной программы, исполняет сопровождение ребенка с ООП в режимных моментах,

Пребывание детей с ООП в группах общеразвивающей направленности ДОУ организуется и осуществляется на основании заключения ПМПк (Письмо Министерства образования и науки РФ №27 /901-6 ОТ27.03.2000г. «О психолого – медико – педагогическом консилиуме» (ПМПк).

Получение заключения ПМПк – важнейший этап в подтверждении статуса ребенка с ООП. Довольно часто ПМПк рекомендует родителям определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждается динамика в развитии ребенка с ООП, корректируют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). При составлении ИОМ детей с ООП используются результаты диагностики педагогического процесса в группе ДОУ. Диагностика носит динамический характер, что позволяет корректировать программы в ходе их осуществления и своевременного выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

Читайте также:  Оценки состояния здоровья граждан

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования на каждого воспитанника с ООП специалисты учреждения разрабатывают индивидуальный адаптированный маршрут на основе программ, рекомендованных Министерством образования и построенных на диагностике функционального состояния этого воспитанника – (основную или индивидуальную, в зависимости от группы: компенсирующей или комбинированной направленности).

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ООП имеет особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действия коррекции педагоги направляют на полное или частичное устранение отклонений в развитии «особого» ребенка своей группы и руководствуются основными принципами обучения детей с ООП: мотивирование к учебному процессу, помощь в приспособлении к окружающим условиям, соблюдение психологической безопасности, соблюдение единства в совместной деятельности.

Для того чтобы составить индивидуальный адаптированный маршрут для ребенка, необходимо его комплексное обследование, которое проводят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, воспитатель группы.

Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок с ООП в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы форма интеграции «особого» ребенка постоянная и полная. Дети с ООП посещают группу общеразвивающей направленности,в которой воспитателями создана специальная адаптивная среда: гибкий режим, коррекционно-развивающие центры, релаксационные уголки, центры коррекции двигательной активности.

Учитываются обязательные условия инклюзии ребенка с ООП в общеобразовательнуюсреду дошкольного учреждения:

• Желание родителей обучать своего ребенка с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;

• Письменное соглашение родителей на введение для ребенка с ООП образования по индивидуальному адаптированному маршруту.

• наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

• психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;

• наличие возможности систематически оказывать «особому» ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь.

В процессе организации образовательной деятельности все специалисты, работающие с детьми с ООП, гибко сочетают индивидуальный и дифференцированный подход. Это позволяет осуществлять активное участие детей с ООП в жизни коллектива сверстников.

Организация образовательной деятельности с детьми ООП формируется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, основными направлениями которого являются: адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности, формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений.

Содержание инклюзивного образования реализуется в формах:

Читайте также:  Польза розового вина для здоровья

• индивидуальных занятий со специалистами;

• совместной, активной и игровой деятельности в микрогруппах со сверстниками;

• в режимных моментах;

• работы детско-родительских групп;

• проведение праздников, конкурсов, экскурсий.

Индивидуальные занятия специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) выстраивают с опорой на достижения ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалистом делается запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой в дальнейшем знакомятся другие специалисты и воспитатели группы. Родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков у ребенка.

Взаимодействие с другими детьми — обязательное условие развития «особых» детей, способствующее формированию у них социальных навыков. В результате этого общения у детей формируются навыки разрешения конфликтных ситуаций, нахождения совместных решений, согласования своих действий.

Музыкальные и творческие занятия, различные игры в детско-родительских группах проводят специалисты с привлечением родителей. Родители – активные участники совместных праздников, конкурсов. Эти формы работы помогают семьям воспитанников с ООП быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться с детьми и специалистами.

Включение детей с ООП в воспитательно-образовательный процесс- это не просто растворение среде здоровых сверстников, это дифференциация и соединение.

Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество под руководством специалистов ДОО позволят всем участникам образовательного процесса: и воспитанникам с ограниченными возможностями и детям с нормальным развитием приобрести новые знания, стать более толерантными, научиться принимать решения в разных жизненных ситуациях.

Список используемой литературы:

• Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства образования РФ-М., 2002.

• Федюшина Э. Е. Детский сад, рука об руку с инклюзией». Образовательный портал «Педсовет»

• Прочухаева М. «На пути от интеграции к инклюзии» (практический опыт работы специалистов инклюзивного детского сада) 2009г.

«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Образовательные задачи – Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился где прошло.

Фотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 лет Фотоотчет «Зимние забавы» — День зимних видов спорта. в группах общеразвивающей направленности №13 с 3-4 лет и №1 с 4-5 лет. Зима одно.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Читайте также:  Почему тренировки важны для здоровья

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Источник

Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?

Составляющие инклюзивной среды

Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.

Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).

Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).

Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).

Нормативная среда (Закон об образовании и др.).

Элементы объектной среды

Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.

Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.

Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.

Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.

Элементы субъектной среды и информационной среды

Что требует от специалиста как части субъектной среды :

Источник

Adblock
detector