Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка на тему
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс школьного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.
Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).
Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.
Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
- Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
- Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
- Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
- В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
- Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
- При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
- Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.
- Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
- При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста — 2-3 объекта, старшего дошкольного — 4-1 объектов, младшего школьного — 6-7 объектов.
- Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
- На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
- Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, т: время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
- При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
- Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
- Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.
Источник
Выступление «Практические приемы и средства обучения и воспитания детей с ОВЗ по зрению. Принцип здоровьесбережения в УВП для детей с патологией зрения»
специалист в области арт-терапии
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172 III, IV видов»
Практические приемы и средства обучения и воспитания детей с ОВЗ по зрению. Принцип здоровьесбережения в УВП для детей с патологией зрения
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Специфика педагогических технологий, форм и методов обучения детей с патологией зрения в условиях общеобразовательной деятельности в школе для слепых и слабовидящих»
В рамках педагогической деятельности по реализации
комплексно-целевой программы развития ГБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов» в период с 2012 по 2018 г.г. по методической теме школы «Пути совершенствования видов помощи детям с нарушением зрения средствами образования»
Ахмадеев Рамиль Наилевич
Учитель физической культуры
Январь, 2015 года.
Слепые живут на ощупь, трогая мир руками
Не зная света и тени, и ощущая камни
Как объяснить слепому, слепому, как ночь, с рожденья
Буйство весенних красок, радуги наважденье?
Как объяснить глухому, с рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели, или угрозу грома?
Ответом на этот вопрос будут слова русского педагога, психолога, дефектолога Л.С.Выготского, что: «Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам» Роль зрения в жизни человека неоспорима. Зрение-это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием больших нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире.
В настоящее время в России, как и во всех странах мира, характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. В связи с изменениями экологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей, но за счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых, при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов, могут возникнуть проблемы со зрением. Главная задача – помочь слабовидящему и слепому ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде.
Коррекционные образовательные учреждения – это учреждения с особой системой учебно-воспитательной работы с детьми, испытывающими ограниченные возможности здоровья, проявляющиеся в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентировки, социально-психологической адаптации и интеграции в обществе и требующие специфических подходов к их решению. У таких детей наблюдаются недостатки развития интеллектуальной сферы, недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, слабое развитие тонкой моторики рук.
В коррекционных учреждениях весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен в сторону практико-ориентированного упражнения в формировании у воспитанников навыков самостоятельной жизни в безбарьерном пространстве. Поэтому главной целью коррекционной школы является создание той здоровьесберегающей среды, в которой возможна максимальная подготовка ребенка с нарушениями к реализации себя во всех сферах жизни, его социализация. В этой связи важным направлением в переустройстве образа жизни учащихся является системное, поэтапное, вариативное погружение детей в социум с помощью здоровьесберегающих технологий в сочетании с личностно-ориентированным подходом, внедряемых в учебно-воспитательный процесс.
Целью работы нашей школы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Система коррекционной работы в специальной школе-интернате для детей с нарушениями зрения, пронизывает всю систему учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образовательного процесса. Сочетание различных форм коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, познавательной деятельности, формированию социально-бытовой компетенции, пространственных представлений даёт положительный эффект, благоприятно влияет на развитие личности учащихся и их социальной адаптации. Для реализации коррекционных задач педагогам, работающим с детьми с глазной патологией необходимо: — знать офтальмологическую характеристику каждого ребёнка; — выполнять рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их исполнением; — учитывать группы здоровья детей при проведении занятий по физкультуре и трудовому воспитанию; — во всех видах деятельности со школьниками проводить физкультурные паузы, зрительные гимнастики по методике, согласованной с врачом-офтальмологом. Системный подход лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми с патологией зрения, проводимый на основе содружества медицины и педагогики, дает положительные результаты и способствует успешной реабилитации детей. Какой же должна быть здоровьесберегающая среда в образовательных учреждениях коррекционного типа, какие условия мы можем создать для детей с ограничениями жизнедеятельности, как мы – взрослые можем помочь особому ребенку для организации безопасности учебы, отдыха, для укрепления его физического, психического здоровья, развития творческих возможностей? Какие методики и технологии применяют педагоги в своей профессиональной деятельности? Учитель, педагог, врач – обязаны помнить, что на долгое время для больного ребенка – они – первое лекарство, так как часто для ребенка с нарушением зрения и психоневрологическими диагнозами, является главным не таблетки и лекарства, а ваше умение выслушать и понять. Только любовью и заботой можно ослабить душевные муки таких детей.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Эта цель может быть достигнута только с помощью здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий подразумевают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, уровня класса, школы. Чтобы правильно выбрать методы работы учитель должен помнить, что психика детей с нарушением зрения характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано единое здоровьесберегающее пространство. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности и тифлооборудования, обязательные физкультминутки, эмоциональные разрядки, обязательный благоприятный, эмоциональный фон) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение работоспособности, исключение переутомления учащихся и педагога. Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, необходимость научных знаний в жизни — важнейшие звенья формирования интереса к учению.
1. Снятие эмоционального напряжения:
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. На начальном этапе обучения предмета — это игровые задания для обобщения знаний (предметные сказки, кроссворды, задачи-загадки и т.д.).
2. Создание благоприятного психологического микроклимата на уроке:
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление- вот далеко не полный перечень методов, которыми располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе.
Нужно поощрять стремление ученика к самоанализу, укреплять его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Ориентация на сотрудничество учителя и учащегося в учебном процессе обеспечивается диалогичностью обучения, его нацеленностью на учет возрастных и личностных особенностей учеников, результатами обратной связи. Комфортные условия обучения создаются за счет его дифференцированности, использования щадящей методики, осуществления контроля знаний, целенаправленного развития положительной самооценки учащихся в обучении. Большое внимание уделяется гигиеническим условиям проведения современного урока с позиций здоровьесбережения. Во время уроков обязательным является проведение физкультминуток с имитационными движениями в сопровождении стихов, музыки, психофизических упражнений с самовнушением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, музыкальной терапии, релаксации.
3. Технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Анализ практики учебно-воспитательной работы в нашей школе свидетельствует о том, что многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Особое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции»: способные учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: — Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. — Создание ситуации успеха на уроке. — Использование проблемных творческих заданий.
— Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. — Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала.
— Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, свести к минимиму негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Психолого-педагогическая ситуация успеха в учебной деятельности-это сочетание условий, которые организует учитель. Ситуация успеха создается учителем, как и любая деятельность, в следующей последовательности: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результатам своего учебного труда).
При всех созданных благоприятных условиях жизни детей в школе-интернате, конечно, педагогический коллектив должен считать, что школа-интернат не должна превращаться в санаторий, а должна выполнять свою главную функцию – образовательную. В своей работе учителя-предметники должны активно включать здоровьесберегающий компонент в содержание урока, интегрировать межпредметное взаимодействие, широко использовать игровые практики, методы работы, направленные на эффективное усвоение материала и формирование осознанного отношения к необходимости ведения здорового образа жизни.
Степень оснащенности школы-интерната новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в образовательную и воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого воспитанника.
Предложения к решению педсовета:
1. Предложить использовать данные технологии на уроках, коррекционных занятиях;
2. Пополнить портфолио личным материалом для совершенствования педагогического мастерства.
Бородулина С.Ю. «Коррекционная педагогика», Ростов на Дону, 2004.
Денискина В.З. «Учителю о детях с нарушением зрения», Москва
Тупоногов Б.К. «Тифлопедагогические требования к современному уроку», Калуга, 1999г.
Тупоногов Б.К. «Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие», 2011г.
Источник