Меню

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху

Организация образовательного процесса детей с ОВЗ (по слуху) в условиях ФГОС

Лидия Чуруксаева
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ (по слуху) в условиях ФГОС

Чуруксаева Лидия Георгиевна, учитель-дефектолог

МБДОУ г. Иркутска детский сад №162

Организация образовательного процесса детей с ОВЗ (по слуху) в условиях ФГОС

Нарушение слуха – это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. Глухота возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка — одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться. Чтобы компенсировать депривацию глухих и слабослышащих детей, необходима организация всесторонней комплексной абилитации, включающей сурдопедагогическую и дефектологическую коррекцию, психологическое сопровождение и социальную реабилитацию.

Такую возможность предоставляет наш детский сад. В саду 14 групп из них 4 группы детей с нарушением слуха.

— Разновозрастная группа для слабослышащих детей 3-4 лет.

— Разновозрастная группа для слабослышащих детей 4-5лет.

— Разновозрастная группа для слабослышащих детей 6-8 лет.

— Разновозрастная группа для глухих детей 4-7 лет

В детский сад дети поступают после прохождения ПМПК, которая рекомендует обучение ребёнка в нашем саду в той или иной группе по состоянию слуха. В группе учитель-дефектолог углублённо обследует ребёнка, по результатам обследования планирует коррекционную работу.

В саду с детьми работают 4 учителя-дефектолога, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по плаванью, воспитатели у всех высшее специальное образование, высшая категория.

Образовательный процесс регулирует Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением слуха.

Программа разработана педагогами МБДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 с учетом программ для специальных дошкольных учреждений. Авторская адаптационная программа «Растим малышей здоровыми», разработаннаягруппой педагогов МБДОУ под руководством Н. И. Созиновой; авторская комбинаторная программа «Слушаем, играем, говорим, поём» для глухих дошкольников после кохлеарной имплантации, разработанная педагогами нашего детского сада Петроченко Н. Г., Соловьевой Л. А.

В нашем детском саду созданы все условия для успешного образовательного процесса.Материально-техническая база детского сада соответствует современным требованиям: коррекционные классы оснащены современной аудио и видеоаппаратурой, звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, компьютерами и компьютерными программами, интерактивными досками.

В группах богатая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО, достаточное количество наглядно-дидактических пособий (плакаты, альбомы, таблицы, предметные и сюжетные картинки и т. д.). Развивающая предметно-пространственная среда в группах содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

В нашем детском саду созданы все условия для успешной социализации детей с нарушением слуха:

1. Наличие речевой среды – возможность постоянно слышать устную речь и общаться с помощью речи в течение всего дня. (7 групп для нормально слышащих детей)

2. Систематические занятия с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре.

3. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением слуха и авторской комбинаторной программе «Слушаем, играем, говорим, поём»»

4. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, речевых тренажеров, компьютеров, интерактивных досок.

5. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время, благодаря инклюзивному образованию, родители, особенно детей с КИ, получили возможность выбирать образовательное учреждение по своему усмотрению. В общеобразовательных школах города Иркутска и Иркутской области обучались и обучаются большая часть наших выпускников.

С учетом реформирования системы образования в целом и дошкольного образования в частности альтернативой специального образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится инклюзивное образование, которое введено в российское образовательное пространство федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», принятым 29 декабря 2012 года.

Инклюзивное образование реализуется на основе ФГОС дошкольного образования и предполагает включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для него специальных образовательных условий с учетом его особых образовательных потребностей на базе образовательной организации.

Читайте также:  Формирование у ребенка навыков здоровья

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012.

2. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении — охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО» Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Источник

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в школе

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние функций слуховых органов, по которому выделяют: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Данные дети отличаются различным уровнем как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Нарушения слуха отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, склонности к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

Образовательные потребности таких детей зависят от специфики нарушения, уровня общего и речевого развития. Так можно отметить

— особую пространственную и временную организацию образовательной среды, использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры в ходе всего образовательно-коррекционного процесса;

— использование специальных методов, приёмов и средств обучения;

— специальную психолого-педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка.

Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей, среди которых следует обратить внимание на: условия обучения, способствующие личностному развитию ребенка, формированию его активного сотрудничества в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации; целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.); систематическую коррекционную работу по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарнымииплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;

Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся включают в себя:

Читайте также:  Гороскоп здоровья для стрельца 2021

— использование специальных методов, приемов и средств обучения;

— активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций,

— осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

— специальную работу по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

— специальную работу по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

— условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений.

При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать эту установку соученикам ребенка, не подчеркивая его особость, а, показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие и др.
Рекомендации родителям ребенка с нарушениями слуха

  • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть.
  • Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
  • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
  • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.
  • Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит Вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
  • Ребенка с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
  • Нельзя внезапно появляться перед плохо слышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Уважаемы родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области слуха, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.

Читайте также:  Товары для здоровья авита

Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

  • реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
  • есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с нарушениями в области слуха (глухими, слабослышащими, позднооглохшими);
  • осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и другие и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарныеимпланты, очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.);
  • при наличии соответствующих показаний осуществляется ли техническое сопровождение обучающихся. Организация имеет право включать в штатное расписание инженера, имеющего соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры (в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
  • есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы » Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия), «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные занятия), «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»;
  • какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:

— наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;

— есть ли дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

— обеспечена ли школа звуковыми средствами воспроизведения информации;

— есть ли учебные помещения, оборудованные звукоусиливающей аппаратурой (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение);

— есть ли в организации приборы для исследования слуха — тональный и речевой аудиометры;

— есть ли учебные помещения, оборудованные специальные местами для хранения FM-систем, зарядных устройств, батареек;

— есть ли спортивные сооружения (залы, стадионы, спортивные площадки), оснащенными игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, соответствующим особым образовательным потребностям глухих обучающихся;

— есть ли помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет);

— есть в организации специализированные помещения – кабинеты индивидуальных занятий для проведения коррекционной работы, кабинеты музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи оснащаются индукционной петлей или аппаратурой, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение;

— каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями слуха должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция слухового дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие), то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

Источник

Adblock
detector