Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
article_2018-03-05_15-15-23_562448.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпет Виктория Викторовна
учитель физической культуры
г.Сочи, Краснодарский край
Якунина Валентина Андреевна
г.Краснодар, Краснодарский край
Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию.
Ключевые слова: Методика, организация, инклюзивное образование, наука, дети, учащиеся, процесс, практика.
В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление), мэйнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion – включение). Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе. Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг . Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.
Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:
· детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;
· обучающимся по адаптированным образовательным программам;
· имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
· имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
· имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
· имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
· обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;
· обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).
Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации. Эпизодическая включенность рекомендуется: детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому; детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.
Плюсы инклюзивного образования:
· Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
· Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
· Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
· Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
· Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы инклюзивного образования: В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
В исследованиях Алехиной С.В, директора института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого- педагогического университета, отмечено, что в настоящее время в России одновременно применяются три подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья такие как: 1.Дифференцированное образование организуется для обучения и воспитания детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в отдельных образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ.
2.Интегрированное образование представляет собой организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах) общеобразовательных организаций.
3.Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в классе (группе) общеобразовательной организации, совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
Инклюзивное образование осуществляется посредством совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в инклюзивной группе дошкольной образовательной организации. В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой анализируются понятия «инклюзия» и «интеграция», которые можно использовать при организации интегрированного и инклюзивного образования. Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое способом, который наиболее подходит этому ученику. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). В ст.2. Федерального Закона от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение и воспитание должно быть направлено на удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. В соответствии со значениями слов инклюзия (включение) и интеграция в России существует две концепции совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии: концепция интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы; • концепция инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация образовательных организаций в соответствии с потребностями детей, нуждающихся в особых образовательных условиях обучения и воспитания и детей, не имеющих отклонений в развитии. Цель инклюзивного образовательного организации – дать всем детям возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически.
Таким образом, доказательством того, что инклюзивное образование не просто имеет право на существование, а оно должно присутствовать во всех учебных заведениях РФ, является то, что проводятся параолимпийские игры, в которых принимают участие, как раз люди с ограниченными возможностями здоровья. Попросту – инвалиды! И то, что они показывают поразительные результаты, о которых, еще, буквально 30 лет назад, никто даже не смел думать – разве не есть тот самый критерий, по которому мы все, те, кто принадлежит к касте наставников и учителей (преподавателей), начиная от ясельного возраста и заканчивая взрослыми людьми, должны правильно, без сарказма и недоумения, подходить к занятиям с такими людьми.
1. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 233-238.
2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» (СПб. 1-4 декабря 1998 г.) — СПб.: Питер, 1998. — С. 99-100.
3. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор Науки ТГУ — 2013. — № 3. — С. 420-423.
Источник
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
методическая разработка (1 класс)
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.
В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями возросло. В связи с этим, возросла и актуальность проблемы педагогической помощи и обучения детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Е.В. Кормянкова ощущает это в полной мере, так как работает в инклюзивном классе.
Методическая разработка «Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках по окружающему миру», поможет учителю применить в своей работе наиболее эффективные методы и приемы, сделать обучение максимально доступным и посильным, обеспечить высокий уровень прочности усвоения учебного материала.
Данная методическая разработка представляет собой серию уроков для учеников 1 класса по предмету «Окружающий мир» при изучении раздела «Что и кто?»
Разработка представляет собой серию уроков по темам:
Тема №1. Что над головой?
Тема№2. Что под ногами?
Тема№3. Что общего у растений?
Тема№4. Кто такие рыбы и звери, насекомые?
В методической разработке Е.В. Кормянкова рассматривает наиболее эффективные методы изучения раздела «Что и кто?» по предмету «Окружающий мир»: словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ, иллюстрация, демонстрация), практический (наблюдение, опыты, практические и самостоятельные работы, моделирование объектов). Словесный метод используется во всей серии данных уроков на начальном этапе, при ознакомлении нового материала или на этапе проверки усвоения материал.
Наглядный метод – это показ учебных фильмов по темам, показ моделей и макетов небесных тел, демонстрация предметных и сюжетных фотографий животных, насекомых, растений, ознакомление с коллекцией камней нашего края, экскурсия в природу, зоопарк. Наблюдение за формами поверхностей почвы. Практический метод, используемый на уроках – это наблюдение за состоянием неба, различные зарисовки животных, насекомых. Практические работы- «Определяем камни», «Собрать красивые камешки и составить из них узор», «Рассматривания гербария растений», составление таблицы «Дикие и домашние животные» «Части растений», изготовление макетов солнца, созвездий.
Для данной серии уроков учитель дает рекомендации по использованию следующих приемов:
К урокам по теме: «Что под ногами?», «Что над головой?» — использование игровых приемов и ситуаций: внезапное появление объекта, разгадывание загадок о живой и неживой природе. Корзина гипотез (ситуация, которая заставляет задуматься и найти самостоятельное решение, использование текстов с ошибками, тесты, научные видеофильмы.
К уроку «Что общего у растений?» -раздаточный материал: «Найди пару», использование литературных текстов, атласа, творческие задания: «Дорисуй части растений», работа с таблицей, игровые ситуации, задания на составления синквейна, дидактические игры.
К уроку по теме: «Кто такие рыбы и звери, насекомые?» -различные карточки –классификации животных, игра: «Найди пару», придумывание кластера, презентации. Кроме этого даны рекомендации по использованию на уроке приема сигнальных карточек.
Особенность данной разработки является практическая направленность: набор индивидуальных карточек по темам урока, раздаточный материал, фотографии, что является дополнением к конспектам уроков.
Практическая значимость методической разработки подтверждается победой в таких конкурсах как: Всероссийский конкурс педагогов «Мой лучший урок» г. Москва, Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века: «Моя лучшая методическая разработка» за авторский материал «Обучение детей ОВЗ и детей-инвалидов. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках окружающего мира.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konkursa_1.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Кормянкова Елена Вячеславовна
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ №18 г. Сочи
им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.
Высшая квалификационная категория
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.
В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями возросло. В связи с этим, возросла и актуальность проблемы педагогической помощи и обучения детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Е.В. Кормянкова ощущает это в полной мере, так как работает в инклюзивном классе.
Методическая разработка «Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках по окружающему миру», поможет учителю применить в своей работе наиболее эффективные методы и приемы, сделать обучение максимально доступным и посильным, обеспечить высокий уровень прочности усвоения учебного материала.
Данная методическая разработка представляет собой серию уроков для учеников 1 класса по предмету «Окружающий мир» при изучении раздела «Что и кто?»
Разработка представляет собой серию уроков по темам:
Тема №1. Что над головой?
Тема№2. Что под ногами?
Тема№3. Что общего у растений?
Тема№4. Кто такие рыбы и звери, насекомые?
В методической разработке Е.В. Кормянкова рассматривает наиболее эффективные методы изучения раздела «Что и кто?» по предмету «Окружающий мир»: словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ, иллюстрация, демонстрация), практический (наблюдение, опыты, практические и самостоятельные работы, моделирование объектов). Словесный метод используется во всей серии данных уроков на начальном этапе, при ознакомлении нового материала или на этапе проверки усвоения материал.
Наглядный метод – это показ учебных фильмов по темам, показ моделей и макетов небесных тел, демонстрация предметных и сюжетных фотографий животных, насекомых, растений, ознакомление с коллекцией камней нашего края, экскурсия в природу, зоопарк. Наблюдение за формами поверхностей почвы. Практический метод, используемый на уроках – это наблюдение за состоянием неба, различные зарисовки животных, насекомых. Практические работы- «Определяем камни», «Собрать красивые камешки и составить из них узор», «Рассматривания гербария растений», составление таблицы «Дикие и домашние животные» «Части растений», изготовление макетов солнца, созвездий.
Для данной серии уроков учитель дает рекомендации по использованию следующих приемов:
К урокам по теме: «Что под ногами?», «Что над головой?» — использование игровых приемов и ситуаций: внезапное появление объекта, разгадывание загадок о живой и неживой природе. Корзина гипотез (ситуация, которая заставляет задуматься и найти самостоятельное решение, использование текстов с ошибками, тесты, научные видеофильмы.
К уроку «Что общего у растений?» -раздаточный материал: «Найди пару», использование литературных текстов, атласа, творческие задания: «Дорисуй части растений», работа с таблицей, игровые ситуации, задания на составления синквейна, дидактические игры.
К уроку по теме: «Кто такие рыбы и звери, насекомые?» -различные карточки –классификации животных, игра: «Найди пару», придумывание кластера, презентации. Кроме этого даны рекомендации по использованию на уроке приема сигнальных карточек.
Особенность данной разработки является практическая направленность: набор индивидуальных карточек по темам урока, раздаточный материал, фотографии, что является дополнением к конспектам уроков.
Практическая значимость методической разработки подтверждается победой в таких конкурсах как: Всероссийский конкурс педагогов «Мой лучший урок» г. Москва, Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века: «Моя лучшая методическая разработка» за авторский материал «Обучение детей ОВЗ и детей-инвалидов. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках окружающего мира.»
В течение длительного периода времени в отечественной системе образования детей распределяли на соответствующих норме детей и на детей с нарушениями здоровья. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не смогли полностью влиться в общество. Общество не готово было их принять. Инклюзивное образование в нашей стране появились недавно. Что такое инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная школа? Инклюзивная школа-это образовательная стратегия, которая включает детей, как и с особыми потребностями развития так и детей, которые соответствуют норме в развитии как в умственном, так и в физическом.
Такой индивидуальный подход позволяет каждому ребенку учиться со всеми, независимо от его умственных способностей и физических возможностей.
Включение в образовательный процесс всех учеников, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей -это развитие потенциала абсолютно всех учащихся, программа которого соответствует индивидуальным способностям каждого.
Путешествие в инклюзивную школу может быть долгим и трудным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. Под «включением» понимается не только проживание детей-инвалидов и инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс, который включает в себя фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.
Средняя общеобразовательная школа с инклюзивными и коррекционными классами, разрабатывает индивидуальные образовательные программы (АООП НОО) по федеральному стандарту, предоставляет все необходимые условия в общеобразовательном учреждении для воспитания и обучения детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательном учреждении очень важно иметь квалифицированные кадры! Учитель должен пройти курсы повышения квалификации. В школе должны быть два психолога, медицинская сестра, врач, логопед, дефектолог, социальный педагоги тьютор, по необходимости.
Школа предлагает бесплатные учебники для всех видов ограничения здоровья и методические пособия. Для родителей информационно-просветительская работа проводится в виде семинаров, родительских собраний, консультаций, круглых столов. В школе работает психолого-педагогический консилиум для решения проблем учебно-воспитательного процесса.
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов — одно из самых важных условий для их полного участия в жизни общества, фактической самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его потребностями определяют особую логику построения воспитательного и образовательного процесса. Для каждой категории детей в средней общеобразовательной школе созданы необходимые условия с учетом их психофизических особенностей. В школе рабочее место должно быть организовано в соответствии с потребностями учащегося:
— изолированная зона в классе;
-зона для двигательной активности;
— специальные туалетные комнаты и принадлежности;
— классные доски с программным обеспечением;
— дорожки для слабовидящих и слепых;
— широкие двери на первом этаже школы.
Структура обучения, сам урок в инклюзивном классе и в классе коррекции отличается от обычного урока в общеобразовательном классе. Учитель изучает особенности ребенка, его физическое состояние, умственные способности прежде, чем работать с ним. Важнейшим документом для педагогов является ФГОС НОО ОВЗ. Здесь все программы прописаны для каждой категории детей.
Индивидуальность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов состоит из дифференцированного подхода к каждому учащемуся, учебный материал выдается небольшими дозами. Обязательно чередуется умственная и практическая деятельность. Урок содержит большое количество наглядности, дидактического материала, сигнальных и информационных карточек. Важен и настрой учителя к такому «особенному» учащемуся. Постоянное поощрение даже за небольшие успехи, тактильный контакт. Давать возможность верить в собственный успех. Создавать на уроке «ситуацию успеха».
Игровые ситуации, музыкальные физические минутки, психогимнастика, релаксация положительно влияют на эмоциональную и познавательную сферу учащихся с ограничением возможности здоровья.
Для эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя важно использовать все новое, что есть в педагогике: технологии, методы, принципы приемы обучения.
Самый важный принцип обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это принцип активности и сознательности. Активность таких учащихся должна быть направлена на запоминание учебного материала и на процесс самостоятельного добывания своих знаний. Обучение должно соответствовать психическим, интеллектуальным возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель должен сделать отбор содержания методов и форм обучения в каждой отдельной ситуации.
Для реализации успешного обучения являются следующие методы: пояснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- исследовательский, коммуникативный, информационно-коммуникативный; методы контроля, самоконтроля и взаимного контроля. Привычной формой деятельности для всякого ребенка является игра, поэтому необходимо в первую очередь использовать эту форму организации деятельности для обучения, сочетая игровой и образовательный процесс, применяя игровую форму организации деятельности учащихся для достижения образовательных целей.
Во время урока учитель может использовать различные методы и методы обучения, выбирая наиболее подходящий учебный контент и когнитивные способности учащихся. Так учитель изучил ФГОС НОО ОВЗ, составил учебный план, рабочую программу по каждому предмету, и смело пошел на урок. Чтобы организовать режим обучения, учитель придерживается определенных требований:
— четкий алгоритм урока;
-дидактический материал, информационный материал;
— различные виды деятельности.
Выделяют следующие методы активного обучения для активизации деятельности учащихся в классе:
— использование сигнальных и информационных карт;
— использование различных вставок на доске, решении кроссвордов, головоломок, шарад, ;
— узелки на память;
— использование слайдов и презентаций;
— использование визуального материала.
- Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
- Развивать умение детей работать с текстом;
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие познавательной активности;
- Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
- Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознавать свою значимость в достижении общей цели.
Данная методическая разработка представляет собой серию уроков для 1 класса при изучении раздела «Что и кто?». Разработка представляет собой серию уроков по темам:
Тема №1. Что над головой?
Тема№2. Что под ногами?
Тема№3. Что общего у растений?
Тема№4. Кто такие рыбы и звери, насекомые?
В методической разработке Е.В. Кормянкова рассматривает наиболее эффективные методы изучения раздела «Что и кто?» по предмету «Окружающий мир»: словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ, иллюстрация, демонстрация), практический (наблюдение, опыты, практические и самостоятельные работы, моделирование объектов). Словесный метод используется во всей серии данных уроков на начальном этапе, при ознакомлении нового материала или на этапе проверки усвоения материал.
Наглядный метод – это показ учебных фильмов по темам, показ моделей и макетов небесных тел, демонстрация предметных и сюжетных фотографий животных, насекомых, растений, ознакомление с коллекцией камней нашего края, экскурсия в природу, зоопарк. Наблюдение за формами поверхностей почвы. Практический метод, используемый на уроках – это наблюдение за состоянием неба, различные зарисовки животных, насекомых. Практические работы- «Определяем камни», «Собрать красивые камешки и составить из них узор», «Рассматривания гербария растений», составление таблицы «Дикие и домашние животные» «Части растений», изготовление макетов солнца, созвездий.
Для данной серии уроков учитель дает рекомендации по использованию следующих приемов:
К урокам по теме: «Что под ногами?», «Что над головой?» — использование игровых приемов и ситуаций: внезапное появление объекта, разгадывание загадок о живой и неживой природе. Корзина гипотез (ситуация, которая заставляет задуматься и найти самостоятельное решение, использование текстов с ошибками, тесты, научные видеофильмы.
К уроку «Что общего у растений?» -раздаточный материал: «Найди пару», использование литературных текстов, атласа, творческие задания: «Дорисуй части растений», работа с таблицей, игровые ситуации, задания на составления синквейна, дидактические игры.
К уроку по теме: «Кто такие рыбы и звери, насекомые?» -различные карточки –классификации животных, игра: «Найди пару», придумывание кластера, презентации. Кроме этого даны рекомендации по использованию на уроке приема сигнальных карточек.
Особенность данной разработки является практическая направленность: набор индивидуальных карточек по темам урока, раздаточный материал, фотографии, что является дополнением к конспектам уроков.
Уроки направлены на систематизацию и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках. На уроках проводится коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития.
Умения и навыки, отработанные на данных уроках, а также знания, полученные на них, помогут учащимся получить новые знания.
Каждый вид наглядности использовались для более доступного восприятия материала учителя.
Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.
Этапы уроков тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществляется по следующим схемам: Учитель – ученик; ученик – ученик, группа-ученик.
В полной мере на уроке задействованы все учащиеся, в том числе и дети с задержкой психического развития. Соблюдался дифференцированный подход в выполнении домашнего задания.
Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.
Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствует принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и посилен для учеников 1 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Эти уроки будет «пуском» и опорой для дальнейшей познавательной и творческой деятельности учеников. Особое значение на уроках имеют здоровьесберегающий аспект: создана ситуация психологического комфорта для детей.
Вся учебная организация должна сосредоточиться на добровольном включении ученика в деятельность. Для этого нужно использовать творческие и проблемные задачи, но соответствовать навыкам ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков «Как ус.
Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую. Теоретическая часть по теме «Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках «Окружающег.
В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» накоплен значительный опыт организации обучения с использованием.
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные .
Методическая разработка открытого урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа.
Использование фотографии на уроке, отработка навыков анализа и снтеза.
Источник