Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике.
специалист в области арт-терапии
первой квалификацинной категории
The teacher of Mathamatics
First qualifying for
Municipal Publicly funded General Educational Institution Lomovskaya Secondary School.
Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике.
Features of work with pupils with desabilities when teaching math/
Аннотация. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. Статья посвящена описанию особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике.
Ключевые слова: математика, дети с ограниченными возможностями здоровья, способности и особенности обучения.
Abstract : Today we exist in an extremely difficult situation, we need to fit into the world that already exists, with all its moral problems. The article describes the peculiarities of working with students with disabilities teaching mathematics.
Keywords : mathematics, children with disabilities, abilities and features of education .
«… умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»
В современном обществе создание и обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания.
Основным аспектом в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуализация обучения, применение личностно-ориентированного подхода, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями. Основная задача учителя заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого ученика. Очень важно дать возможность каждому ученику проявить себя, вовремя исправить свои ошибки и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося.
Математика, являясь одним из важнейших общеобразовательных предметов, должна носить практическую направленность, готовить учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
На уроках математики учащиеся изучают арифметические действия, овладевают приемами устных и письменных вычислений, учатся находить значения числовых выражений, применять полученные знания в жизненных ситуациях. Также у детей формируются пространственные и геометрические представления.
Математика тесно связана с другими учебными предметами. Обучение математике невозможно без систематической работы над формированием грамотной речи, умением работать с текстом.
Процесс обучения математике тесно взаимосвязан с решением такой важной задачи как развитие и коррекция познавательной деятельности, развития личности ребенка, а также с формированием умений планировать свою деятельность.
Проблемы при обучении математике учащихся с ОВЗ:
1) Невозможность длительного интеллектуального напряжения
2) Трудности по овладению навыком устного счета
3) «Боязнь» текстовых задач большого объема
4) Трудности в заучивании наизусть и воспроизведение выученного материала
5) Трудности при работе с чертежными инструментами в связи с недоразвитием мелкой моторики рук, дисграфией.
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике детей с ОВЗ должно осуществляться на доступном уровне. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Таким образом, организация учебной деятельности должна вестись следующим образом:
Общие подходы в работе с детьми ОВЗ:
Учебный материал должен быть в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный настрой, активизировать познавательные интересы (Принцип эмоциональной окрашенности).
Использовать принцип систематичности и последовательности (важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносятся, что-то новое в содержании материала, в характер его усвоения)
Практиковать многократные повторения и напоминания.
Материал должен преподноситься малыми дозами, с постепенным усложнением. (Для предотвращения наступления утомляемости необходимо чередование умственной и практической деятельности).
Следовать главному девизу: «Не спешить!»
Широко использовать принцип наглядности, доступности ( использовать интересный и красочный дидактический материала) в сочетании с принципом научности.
Использовать принцип фасилитации (облегчение трудностей на начальном этапе обучения).
Поддержка и поощрение активности ребенка «Зона ближайшего развития» — основной принцип детей ОВЗ.
Особое внимание уделять коррекции всех видов деятельности
10) Проявлять педагогический такт.
Для повышения продуктивности урока необходимо:
Четкие и продуманные инструкции для учащихся
Обязательное включение устной работы в ход каждого урока
Обучение работать с учебником и учебным пособием.
Пошаговая инструкция, алгоритм.
Выполнение заданий по образцу. Опорные конспекты. Тренажеры. Памятки. Тесты.
Оказание дифференцированной помощи на уроке.
Не последнюю роль в развитии внимания и памяти играют систематические упражнения, направленные на повышение мотивации и концентрации внимания обучающихся. К таким упражнениям можно отнести следующие типы заданий:
В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
«Собери фигуру» (Разрезанную на части геометрическую фигуру нужно собрать и назвать.)
На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения. ( Игра «Молчанка»: учитель показывает пример, а ученик должен сказать результат.)
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Проверка знаний учащихся, как правило, проводится в форме контрольных и проверочных работ. Очень продуктивно использование небольших тестовых заданий, в которые включены задания, аналогичные домашним. Обязательно проводить анализ выполненных работ, на основании которых, в дальнейшем учащимся предлагаются индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях.
При объяснении нового материала новые термины и понятия можно вводить не через определение, а через образ. Новые математические правила или законы учащиеся пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов (так при изучении темы «Ромб» детям раздается разрезная модель этих фигур. Затем предлагается определить размеры и определить свойства.) Все задания решаются с комментированием, что облегчает усвоение нового материала.
Для детей с ОВЗ необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Актуальны задания на развитие памяти и внимания. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок . Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.
При закреплении учебного материала можно применять следующие типы заданий:
«Математический тренажер». (Таблица умножения).
Раздаточный материал – карточки с заданиями.
Для обобщения и систематизации пройденного материала важно применять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи .
Например: каждому игроку дается чистый лист бумаги и ручка. Кроме этого, каждый берет по листку, на котором написана зашифрованная пословица или поговорка. Чтобы ее зашифровать, вам просто-напросто нужно выбросить все гласные буквы, оставив только согласные. Можно использовать следующие поговорки:
1. Любишь кататься – люби и саночки возить – ЛБШКТТСЛБСНЧКВЗТ.
2. На вкус и цвет товарищей нет – НВКСЦВТТВРЩНТ.
3. Под лежачий камень вода не течет – ПДЛЖЧКМНВДНТЧТ.
Можно зашифровать слово или определение, например: ПРЛЛЛНПРМ –«Параллельные прямые»)
Актуальны уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по математике. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.
Важным звеном является рефлексия (итог урока), цель которой — осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы и деятельности всего класса. Самое главное на этапе рефлексии – это ответ на вопрос, где можно применить новые знания в повседневной жизни? ( Можно использовать три цветочка: белый – не понравилось, зеленый – понравилось; красный – очень понравилось).
Четкая и последовательная организация и выполнение задач учителем позволит ребенку с ОВЗ:
1. осознать себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2.формировать способность организовывать повседневную жизнь соответствии со своими особенностями;
3.формировать потребность в сознательном и ответственном отношении к учебе.
Мотивация и возможности к обучению детей с ОВЗ снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учитель получает положительную динамику результатов обучения. Но важнее всего видеть заинтересованность в глазах учеников, осознавать, что знания, полученные на уроке помогут им в жизни.
Проявление особого внимания, педагогического такта, поощрение за даже небольшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку – это важнейшие условия развития в нём веры в собственные силы и возможности. А для особенных детей это, пожалуй, самое главное.
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.
Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М., 1999.
Организация специальных образо_вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012
Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М. П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996
Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
Источник
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
специалист в области арт-терапии
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сотникова Ирина Анатольевна,
учитель математики высшей категории, Казань, МБОУ Лицей №177
«Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью». (Википедия)
Появление ребенка в семье — это всегда радостное событие и, конечно, большая ответственность за воспитание нового человека в обществе. Родители мечтают о светлом будущем для своего наследника. Строят планы об его будущей профессии и, следовательно, в каких образовательных учреждениях ребенок будет учиться. Перед родителями непростой выбор конкретного детского сада, школы и высшего учебного заведения. А так же какие кружки и секции будет посещать ребенок для интеллектуального развития и здорового образа жизни. Современное образование предоставляет большое количество услуг для воспитания и обучения ребенка. У родителей есть право выбора любого образовательного учреждения. И шаг за шагом мечты начинают сбываться. Что же происходит в семье, когда долгожданный ребенок появляется на свет с нарушениями в развитии? Поведение родителей в данной ситуации разное. Существует категория супругов, которые оставляют такого ребенка в больнице после его рождения. Воспитание и развитие «отказников» проходит сначала в домах ребенка, затем в детских домах. Но большинство родителей, оказавшихся в подобной ситуации, все-таки несут «тяжкий крест» сами. Дети растут, и приходит время, когда надо идти в школу. В какую школу? В специализированную по профильным заболеваниям? Но тогда у детей с особыми потребностями возникает обособленность, а их конкурентная способность на образовательном рынке и в дальнейшей жизни изначально снижается. Все чаще нам приходиться читать в средствах массовой информации об инклюзивном образовании. Термин «инклюзивное образование» возник от латинского слова include – включенный. Иногда его заменяют понятиями «интегрированное образование» или же «совместное обучение». Образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия. Основная задача шкоинклюзивного типа — построение учебно-воспитательной работы с учащимися, удовлетворяющей потребностям всех без исключения. Главной целью такой школы является не только образование, но и обеспечение полноценной социальной жизни, активного общения с одноклассниками, взаимопомощи. Все это вместе взятое позволяет учащимся развиваться в результате общения и принятия совместных решений в школьной жизни. Каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей. Совместное обучение – путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов.
Процесс обучения математике учащихся с ОВЗ неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от учащихся развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Для овладения математикой как учебным предметом необходима способность к восприятию изучаемого материала, способность к обобщению математических объектов, способность к математическим рассуждениям, обладание математической памятью (знать методы и алгоритмы решения задач). Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся с ОВЗ. И успех в обучении математике такой категории школьников во многом зависит от учёта потенциальных возможностей учащихся.
В лицее, где мы работаем, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Девочка «А» имеет заболевание ДЦП ( ДЦП – сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы ). В настоящее время она обучается в 10 классе. Занимается вместе со своими одноклассниками. Изучает все предметы школьного курса. Да, усвоение учебных дисциплин происходит у «А» медленнее. Но динамика у девочки положительная. «А» успешно сдала ГВЭ по математике. Хочется вспомнить о тех проблемах, с которыми «А» столкнулась при изучении математики в младших и средних классах. Слабая активность восприятия создавала определённые трудности, например, в понимании задачи, математического задания. Ученица «А» обычно воспринимала текст задачи не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям. Связать эти части в единое целое и установить связи и зависимости между ними не позволяло несовершенство анализа и синтеза. Поэтому «А» не всегда удавалось выбрать правильный путь решения. Рассмотрим несколько примеров, где одной из причин ошибочного нахождения правильного ответа является фрагментарность.
Задача. Саша купил 3 красных карандаша и 5 синих. 2 карандаша отдал другу. Сколько карандашей у него осталось? Девочка «А» решала задачу так: 3+5=8. Ответ: 8 карандашей.
Найти значения выражений, содержащих два действия:
А). 2+8+1 Ответ: 2+8+1=10;
Б). 5+7-4 Ответ: 5+7-4=12;
Учащаяся «А» выполняла одно верное действие, а записывала ответ ко всему выражению.
Усвоение программного материала в данном случае лучше проводить в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственные практические действия с предметами, например с карандашами, что обеспечит расширение практического опыта ученика. При обучении математике учителю необходимо учитывать некоторые трудности и особенности работы с такими детьми: 1.Наблюдается слабая активность восприятия и изображения геометрических фигур.
Учащаяся «А» не узнавала геометрические фигуры, если они находились в непривычном положении или их нужно было найти в окружающей обстановке. Для формирования геометрических представлений у детей с ОВЗ прекрасно подойдут модели геометрических фигур, карточки с их изображением. Можно предложить учащимся самим нарисовать фигуры, а также найти похожие в окружающих предметах. Этот раздел работы тесно связан с сенсорным воспитанием детей с ДЦП.
2. Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий и моторики учащихся. Например, при обучении написания цифр и построении графиков. Знакомство с образами цифр можно начать с использования специальных трафаретов.
Девочка «А» прекрасно строит графики функций, применяя стандартные трафареты.
3. Сложность и при работе с числовыми данными, если они записаны не цифрами, а словами.
Обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов.
4.Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний.
Например, «А», получив задание найти похожие геометрические фигуры, отбирала и квадраты, и прямоугольники, и треугольники; единицы длины она уподобляла единицам массы, стоимости, площади (100кв.м=100р.)
Использование специального дидактического материала обеспечивает расширение практического опыта детей, возможность видеть математические свойства и отношения в предметах и явлениях окружающей действительности.
5.Сложность наблюдается и при использовании рациональных приёмов вычислений: округления, группировки. Например, находя значение числового выражения 514+57-17+186, ученица «А» выполняла действия подряд, не используя переместительный и сочетательный законы сложения и группировки слагаемых, хотя она была знакома с этими законами.
6.Недостатки мышления проявляются также в стереотипности ответов. Учащиеся «приспосабливают» задания к своим знаниям и возможностям. Рассмотрим следующие задачи:
-Задача: «В одном кувшине 3 л молока, а во втором на 2 л больше. Сколько литров молока во втором кувшине?»
-Задача: «В одном кувшине 3 л молока, во втором на 2 л больше. Сколько литров молока в обоих кувшинах?»
Сравнение ученица «А» приводила так: «И в первой и второй задаче- кувшин. Там и там молоко. Здесь числа 3 и 2 и вопросы похожи. Здесь узнать молоко и здесь!» На вопрос, чем отличаются эти задачи, «А» отвечала: «В первой задаче сначала написано число 3, а потом 2, и во второй задаче так же, следовательно, задачи одинаковые»
Усложнение программного материала должно идти путем расширения содержания основных разделов. Формирование новых способов математического действия — путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, измерения с помощью счета и специальной или условной мерки), а также путем усложнения наглядного материала — использования не только реальных предметов, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц.
7.У учащихся с ОВЗ снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, в механическом заучивании правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить.
8.Затруднения в применении математических знаний в практической деятельности.
9.Многие ошибки в вычислениях можно избежать, если использовать наводящие вопросы, чтобы ученик почувствовал и осознал правильность решения.
Для успешного обучения учащихся с ОВЗ математике учитель должен хорошо изучить потенциальные возможности каждого, с тем, чтобы наметить пути вовлечения его во фронтальную работу класса. Это даст возможность осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы.
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет практическую важность, так как каждому человеку в повседневной жизни постоянно приходится проводить операции с вычислениями, например в магазинах, банках. В любой профессиональной деятельности также необходимо осуществлять счет и оперировать арифметическими выражениями, знать меры длины, веса и т.д. Овладение ребенком математическими знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими знаниями при наличии своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Для формирования математических способностей необходимо развивать познавательную активность и самоконтроль у детей с ОВЗ. Поэтому на уроках учителю необходимо включать разнообразные игровые и практические ситуации для закрепления полученных знаний и формирования умения применять их в повседневной жизни.
Своеобразие организации обучения детей с особенностями в развитии состоит в использовании таких мер, как:
-индивидуальный и дифференцированный подход;
-умеренный темп обучения;
-структурная простота содержания знаний и умений;
-повторность в обучении;
-самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения;
Для формирования математических представлений значимой является предметно — практическая деятельность, игровая, речевая и трудовая деятельность.
Конечно, первыми помощниками детей с ОВЗ и нашей героини «А» являются родители. Но вернемся к ученице «А». Большую роль в обучении девочки играет и команда учителей, работающая в данном классе, где обучается «А». Ну и, конечно одноклассники, которые помогают девочке в процессе усвоения нового материала, закрепления пройденных тем, работая в парах и группах. Так же ребята помогают «А» перемещаться по школе: в библиотеку, столовую и др. Одноклассники общаются с «А» не только в школе, но и приходят в гости к ней домой, переписываются в социальных сетях, обсуждая подростковые проблемы.
Два года назад группа учащихся нашей школы выезжала на экскурсию в Европу. И «А» вместе с мамой приняла участие в этом путешествии. Сложность дороги для колясочника (поезд, автобус), сама экскурсионная программа, которая была очень насыщенной, показала нам взрослым, как ребята сплотились вокруг «А» в преодолении трудностей маршрута. У нас была единая команда, несмотря на то, что в группе был ребенок с очень серьезным заболеванием.
Мы много говорим об инклюзивном образовании. А какими должны быть мы с вами, учителя? Наверное, каждый из нас должен обладать следующими качествами:
-быть достаточно гибким,
— уважать индивидуальность ребенка,
-работать с другими учителями в одной команде
-помогать родителям в воспитании ребенка
Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем. И мы уверены, что инклюзивное образование поможет семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник