Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории как субъекта познавательной деятельности.
статья по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu_po_detyam_s_ovz.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
Статья на тему: Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории как субъекта познавательной деятельности.
Автор:Шипицын Виталий Валерьевич
Учитель истории МБОУ «СОШ№9»
Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории как субъекта познавательной деятельности.
Уроки истории в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями интеллекта являются предметом, с помощью которого ученики могут приобретать необходимые знания и умения. С помощью истории как учебного предмета решается важнейшая задача становления подростка как гражданина. Это коррекционное воздействие на личность ученика. Прежде всего, это формирование его гражданской позиции, социальной и правовой адаптации учащегося.
Я считаю, что главной задачей изучения истории в коррекционной школе является создание ясного представления учащихся об исторических событиях, исторических фактах, ярких исторических личностях прошлого, влиявших на отечественную историю. Опыт преподавания истории в коррекционных классах подсказывает мне, что у учащихся должно сложится общее представление о событиях прошлого, происходивших в России с древних времён и до наших дней, на основе ярких заметных событий, обращающих на себя внимание. Для того, чтобы этого успешно добиться, следует заострить внимание на крупных исторических личностях и событиях нашей истории.
Подготовка к уроку истории в коррекционных классах отличается по сути и по содержанию от той подготовки, которую проводит учитель к обычному уроку истории.
Прежде всего, основной задачей учителя в данном случае является правильная подборка материала для его последовательного изложения, при этом стоит учитывать, что урок должен быть запоминающимся, то есть должны быть подобраны исторические факты в такой последовательности, чтобы внимание учащихся не рассеивалось на другие менее важные вещи, так как дети с подобными отклонениями в развитии склонны отвлекаться на второстепенные предметы, теряя логическую нить урока. Каждый урок представляет учителю особую задачу, так как требует прочного усвоения излагаемого материала от обучаемых. При подготовке стоит учитывать также фактор времени, так как учителю приходится неоднократно повторять те или иные даты, события, заострять на них внимание. Не стоит забывать и о том, что в ходе урока у детей должны вырабатываться определённые навыки, которые учащийся смог бы использовать при дальнейшем изучении предмета, например, пересказ текста, а также умение работать с датами, при помощи которых ученики могли бы использовать уже имеющиеся знания для решения различных задач на уроках истории. При подготовке к уроку также следует планировать использование различных вспомогательных материалов, наглядных иллюстраций, работы с картой, при необходимости работу с меловым рисунком, атласом, мультимедийным оборудованием. Разнообразие приёмов и форм проведения уроков является очень важным фактором для учителя при подготовке к уроку, способствующим налаживанию взаимодействия на уроке между учителем и учеником. Подготовка к уроку включает составление хорошо продуманного рассказа учителя, так как устное общение между учеником с коррекционного класса и непосредственно учителем очень важно. Опыт показывает, что подобные дети очень часто нуждаются в прямом общении с учителем и нередко такое общение способствует более лучшему усвоению материала урока.
При проведении урока учителя применяют метод пересказа текста. Во время пересказа текста я даю возможность учащемуся высказать до конца то, что он хочет высказать, не перебивая ребёнка. Для большего эффекта такого элемента урока я настраиваю весь класс на внимательное прослушивание каждого ребёнка, после пересказа каждый учащийся может что-то добавить или поправить в рассказе одноклассника. Некоторые ученики стремятся пересказывать учебный материал, не задумываясь над тем, что их пересказ расходится с текстом. Здесь стоит аккуратно направить, не нарушая пересказ, в нужное направление.
Пересказ и подготовку к пересказу можно дополнять составлением простого плана, при этом требуется разумная настойчивость и терпение со стороны педагога, потому что дети с ОВЗ изначально трудно воспринимают выстраиваемую учителем систему составления плана. Поэтому данная задача может потребовать времени, это стоит учитывать при планировании уроков. И планировать выработку этих навыков на несколько уроков вперёд. Примерно такие же проблемы начинаются при составлении краткого плана конспекта по тексту параграфа. Личная практика показывает, что учащимся трудно уловить логическую цепочку, по которой требуется составить конспект, поэтому к выработке данного навыка надо подходить поэтапно, то есть сначала разобрать и уяснить, что текст делится на законченные абзацы, выражающие мысли, из которых состоит параграф, затем стоит обратить внимание учащихся на важность тех или иных мыслей, прописанных в параграфе, расставить по степени важности выражаемые мысли. Для того чтобы приблизить учащихся к умению составлять конспект к тексту параграфа, я использую свободный конспект, то есть до того, как учащийся приступит к самостоятельному составлению основного конспекта, предлагаю учащимся выписать из текста основные цитаты, даты, имена исторических деятелей или просто исторических персонажей.
Временные умения и навыки вырабатываются на уроках при помощи работы с датами, эта работа заключает в себе умение работать, прежде всего, с линейкой времени. С начала изучения истории в классах, где обучаются учащиеся с ОВЗ, необходимо применять и закладывать это умение в начале обучения.
При дальнейшей работе в данных классах неоднократно приходится возвращаться к линейке времени при выстраивании хронологического порядка.
Несмотря на трудности, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по соотнесению дат и событий, я подобные задания стараюсь использовать регулярно. На мой взгляд, это способствует закреплению полученных знаний при работе с датами.
Немалую роль в обучении детей с ОВЗ имеет пространственное мышление. При помощи картографического материала я обучаю детей ориентироваться в историческом и географическом пространстве. Работая на уроке, необходимо учитывать возможные нарушения пространственных представлений у учащихся. К таковым относятся:
1) искажение реальных расстояний в пространстве
2) трудности при определении географических направлений
3) неправильное понимание расположения объектов по отношению друг к другу
4) неправильное восприятие величины разных объектов, расположенных на различном расстоянии.
Учитель должен знать все недостатки учащихся, чтобы вовремя скорректировать свою работу.
Важнейшим направлением в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в карте. Прежде всего, необходимо сосредоточить внимание на поиске нужных объектов, их правильный показ на основе точных ориентиров и их устное проговаривание. В своей работе в качестве ориентиров при показе на карте я использую знакомые детям объекты-города, реки, моря, части суши. В дальнейшем для развития полученных знаний я использую приём «путешествия по карте». В данном случае ребятам предлагаю двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
В своей работе иногда приходится применять меловые картосхемы. Преимущество таких схем заключается в том, что они содержат ограниченную и конкретную информацию для определённого урока.
При работе часто возникают трудности с усвоением сторон горизонта как вспомогательного способа нахождения исторического объекта. Для решения этой задачи на уроках я использую заранее приготовленные ребятами из бумаги компасы. Регулярное их использование помогает решить проблемы негативных моментов в обозначении конкретного объекта, например: «выше-ниже», «вправо-влево». Для обозначения исторических событий на карте я предлагаю выделять влияние географической среды. К примеру, Древний Киев и Новгород: роль мореплавания и торговли. Земли, которые непосредственно связаны с морем, имеющие удобные для мореплавания гавани, при этом не располагающие большими запасами плодородной почвы, не могли не развиваться за счёт морской торговли. Одним из эффективных способов работы с картой является использование аппликации. Прикрепление на карте силуэтов, фигурок и их перемещение сопутствует лучшему запоминанию исторических событий учащимися, например: поход хана Батыя на Русь , расселение восточных славян.
Современный урок в коррекционных классах не может быть полным без сформулированных выводов. Для этого я использую заранее подготовленные вопросы, дети, как правило, стараются отвечать на поставленные вопросы, например, на итогово-обобщающем уроке «Киевская Русь» при ответе на вопросы я предложил учащимся составить по одному –два предложению на каждый правильный ответ и записать его к себе в тетрадь, в результате в конце у моих учащихся получился небольшой рассказ, и я предложил ребятам прочитать хотя бы по одному предложению из получившегося у них текста, дав тем самым почувствовать себя автором. Этот урок очень понравился детям, и я взял этот метод на вооружение. Во время таких уроков легко организовать работу с иллюстрациями, картой, рисунком. Желательно такой урок проводить с заранее приготовленной презентацией, конечно это потребует от учителя дополнительного времени и сил, однако подобная наработка себя оправдает.
Использование мультимедийных иллюстраций является одним из наиболее эффективных методов при обучении истории в коррекционных классах, здесь действует принцип «лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть», во-первых, можно чередовать устный рассказ с показом исторических событий на экране, во-вторых, это привлекает больше внимания учащихся к учебному материалу, ученику значительно интереснее смотреть материал не сухой, а иллюстрированный, приближенный к исторической обстановке того времени, о котором идёт речь, в-третьих, учителю легче контролировать и направлять познавательную деятельность обучающихся. Не следует пренебрегать заданиями при демонстрации фильмов, слайдов.
Самостоятельная работа учащихся не только один из самых основных этапов развития, но и один из самых трудных. При самостоятельной работе у обучающихся вырабатываются такие навыки как анализ исторического материала, умение сопоставлять и обобщать учебный материал. Трудность заключается в том, что ученики коррекционной школы нуждаются во многократном повторении тех навыков, которые требуются для самостоятельной работы, и поэтому на данном этапе урока нужен постоянный контроль со стороны учителя.
Также нужно использовать для работы на уроке самостоятельное описание картин на исторические темы, например, по картине Васнецова «Три богатыря» учащиеся описывают, что нарисовано на картине, а затем делают вывод, для чего богатыри в поле находятся, что они ожидают? Какую роль играют вооружённые люди в истории Древней Руси?
Основные умения и навыки школьников коррекционных классов должны формироваться вместе с упражнениями, используемыми для формирования исторических знаний. Мне на практике приходится применять:
1) чтение текста учебника –это необходимое условие обучения и наиболее полного понимания исторического материала
2) решение кроссвордов-одно из упражнений, способствующих не только закреплять полученные на уроке знания, но и заставляющее мыслить учащихся, искать правильные ответы на конкретные вопросы, а также стимулирующее учащихся на поиск недостающих знаний.
3) работа с настенной картой-способствует развитию пространственного мышления, закрепляет полученные знания.
4) решение хронологических задач- в основном, я в своей практике использую таблицы соответствия дат историческим событиям.
5) выполнение тестовых задач-подобные задания я использую редко, потому что для большинства учащихся коррекционных классов подобные задания представляются скорей как игра. Я считаю,что они малоэффективны.
6) работа с тематическим словарём, оперирование терминами-работа со словарём должна быть на уроках истории систематической, выше я неоднократно упоминал, что ученики коррекционных классов не склонны к быстрому усвоению учебного материала, поэтому словарь должен присутствовать у учащегося и постоянно быть на глазах при работе на уроке. Это даёт возможность обучающемуся, повторяя, запоминать термины, используемые в дальнейшем на уроках.
Для развития учащихся с ОВЗ на уроках истории требуются разнообразные дифференцированные подходы к проведению урока. В коррекционных классах дети, как правило, с абсолютно разными возможностями восприятия, поэтому следует помнить, что учитель коррекционных классов должен постоянно совершенствовать свои подходы в обучении, искать подход к детям не только при подготовке, но и во время учебного процесса.
Литература и источники
1)Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
2)Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся».С. 303-316.( Сборник Наш.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии учащихся со сложной структурой дефекта в настоящее время имеет важное значение. .
P < margin-bottom: 0.21cm; >Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по.
Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания.
ИПМ – 11. Наименование темы: Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через си.
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит.
Работа над учебным материалом это неизбежно работа над развитием техники ученика. Работа над техникой ставилась во главу угла в .
Источник
Статья «Обучение детей с ОВЗ на уроках истории»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
МОУ «Суховерковская СОШ», пгт. Суховерково
В статье рассматриваются понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», уделено внимание нормативно-правовой базе современного образования в контексте обеспечения инклюзивного образования, приведены примеры из опыта работы автора с детьми с ОВЗ на уроках истории.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, история.
Согласно ст.2 п.1 Конституции РФ «каждый имеет право на образование» [2, с.13], ст.2 п.4. «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» [2, с.13]. Долгое время родители детей с ОВЗ вынуждены были сами решать вопрос об обучении таких детей. Специализированных коррекционных школ очень мало, они располагаются в областных центрах, попасть в них сложно. В обычных школах детей с ОВЗ принимали неохотно, да и самим детям было некомфортно. Семьи с такими детьми, живущие в сельской местности стояли перед нелегкой задачей определения ребенка в специализированное учебное заведение, находящееся далеко от дома.
Закон «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. прописывал определение таких понятий как «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» [4, ст.2 п.16], «индивидуальный учебный план» [4, ст.2 п.23], «инклюзивное образование» [4, ст.2 п.27], «адаптированная образовательная программа» [4, ст.2 п.28] и гарантировал получение качественного образования всем детям, включая детей с ОВЗ. Согласно ему, уже в обычных школах должны были «создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. » [4, ст.5 п.5] Таким образом, в условиях инклюзивного образования, обеспечение возможности получения качественного образования детям с ОВЗ ложится на учителей обычных общеобразовательных школ.
Перед учителем сразу встает целый ряд проблем:
1. Как обучать детей с ОВЗ, не нанося вреда здоровью;
2. как совмещать обучение детей с ОВЗ и обычных детей в рамках школьного урока;
3. как адаптировать детей с ОВЗ в условиях обучения в общеобразовательной школе.
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [4, ст.2 п.16]. Детей с ОВЗ можно разделить на несколько групп, это «. дети с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития. » [3, с.17].
В нашей школе на сегодняшний день из 112 обучающихся 8 детей с ОВЗ, из них 4 обучаются в основной школе. Для этих учеников разработаны адаптированные программы и программы индивидуального обучения. Один ребенок посещает школу с 1 класса и продолжает учиться вместе со своими одноклассниками, посещая уроки как общего, так и индивидуального обучения. Проблемы адаптации этого ребенка в классе были решены еще в начальной школе. Второй ребенок учится индивидуально, вместе со своими сверстниками посещает только праздники и общешкольные мероприятия, но общается с ними на переменах. Оба ребенка – ученики 6 класса, а я являюсь их классным руководителем и преподаю три предмета: СБО, географию и историю. Двое других учатся по адаптированным программам в 8 и 9 классе вместе с другими ребятами.
В современном образовании истории как учебному предмету уделяется особое внимание. История должна способствовать формированию исторического мышления, осознанию целостности и взаимосвязи мира, воспитанию гуманизма, толерантности и патриотизма. Особенностями этого предмета являются: наличие большого фактического материала, его запоминание, правильное восприятие времени и пространства, т.е. понимание датировок до нашей эры и нашей эры, умение сопоставлять прошлое и современность, работа с картами. При этом курс истории в программе индивидуального обучения рассчитан на проведение 1 часа в неделю, 34 учебных часов в год. Все это вызывает определенные проблемы, особенно сложно объяснить понятия «до нашей эры» и «нашей эры», обучающимся сложно запоминать даты, понятия, определения, составлять логическую цепочку. Трудности вызывают такие задания как пересказ, работа с картой. Особое место занимает проблема мотивации учащихся. Исходя из вышесказанного, перед учителем встает задача разработки и проведения интересного, информативного, но, в то же время, доступного для ребенка с ОВЗ урока.
Наилучшими технологиями обучения детей с ОВЗ, на мой взгляд, являются:
1. Игровая — можно заинтересовать учащихся и преподнести материал в более легкой, доступной форме. Например, урок «Как жили древние охотники, кочевники, собиратели. Новые занятия людей» можно полностью провести как урок-игру, или на уроке можно частично использовать игровую технологию. Во внеурочной деятельности можно провести «Свою игру», обобщив знания по разделам «Древний мир» и, частично, «История вещей. Занятия человека на Земле». При проведении такого внеурочного занятия у детей с ОВЗ из 6 класса с привлечением обучающихся из 5 класса, можно добиться сразу следующих целей: повышение мотивации, образное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки работы.
2. Технология уровневой дифференциации. Дети с ОВЗ, как и обычные дети, совершенно разные по уровню своей подготовки, способностям, возможностям. Данная технология учитывает все особенности ребенка, создавая для каждого ситуацию успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При проверке домашнего задания или на уроке учащиеся сами выбирают себе вариант задания на «3», «4» или «5». Оценка может зависеть от того, какое количество дат выучил обучающийся, при пересказе – сколько составил предложений, в историческом лото – сколько правильно сопоставил понятий и определений, или дат и событий и т.д.
3. Проектная технология. На мой взгляд, такие дети лучше всего проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию можно использовать на уроках, предполагающих или допускающих элементы творчества, например, при изучении темы «Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар» можно предложить ребенку пофантазировать и составить мини-проект. В прошлом году ученица 5 класса с ОВЗ посещала мои занятия внеурочной деятельности по научно-исследовательским проектам. Это обучающаяся с интеллектуальными нарушениями, исследовательской деятельности не получилось, но ей вполне успешно удалось составить две презентации («Розы» и «Песец»). Конечно, на каждом занятии приходилось заново объяснять ей приемы работы с компьютером, клавиатурой и мышкой, но мотивация девочки была столь велика, что она не пропускала ни одного занятия и сумела доделать до конца обе презентации.
Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Такие памятки, но в более усложненной форме я использую при работе с другими детьми: детьми-инофонами и обычными русскоязычными ребятами. Пример памятки при работе с текстом (6 класс):
1. Внимательно прочитайте текст
2. Выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится?
3. Если после текста есть вопросы, ответьте на них.
В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.
При пересказе важно ответить на вопросы «Кто? (Что?) Где? Когда?» Ответ на вопрос «почему?» иногда вызывает трудности.
Особые трудности вызывает работа с картами. Обучающимся несложно перенести информацию и данные из атласа в контурную карту, но при ответе у доски с использованием карты, ребенок теряется и не может сориентироваться. Здесь важно сочетать работу с контурной картой и картой у доски, повторяя одно и то же действие несколько раз. Алгоритм работы с картой должен обязательно включать пункт внимательного изучения условных обозначений – «легенды карты».
Помимо всего вышеперечисленного, при проверке знаний я использую тестовые задания с упрощенными формулировками.
Из опыта работы других учителей я выделила для себя несколько интересных приемов: «. естественное запоминание (дат – примеч. автора). Во время приветствия учителя, какой-либо просьбы дети говорят соответствующую дату. », «. лотерея (с обязательным победителем того, кто дал правильный или наиболее близкий к правильному ответ). Главное условие — в лотерее участвуют те, кто работал на уроке, что является для учащихся дополнительным стимулом. » [1] и др.
Таким образом, для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо:
во-первых, использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности обучающегося,
во-вторых, заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого ученика,
в-третьих, способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Привлекая детей с ОВЗ к занятиям во внеурочной деятельности, учитель сможет сразу решить несколько поставленных целей. Используемые на уроках образовательные технологии и приемы обязательно должны подстраиваться и подходить к каждому ученику.
https://kopilkaurokov.ru/istoriya-rossii/uroki/obuchieniie_dietiei_s_ovz_1 . Дата обращения 27.01.2019. Заглавие с экрана.1. Андриянова Т.А. Доклад «Обучение детей с ОВЗ на уроках истории в рамках инклюзивного образования»// Kopilka urokov.ru : Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:
2. Конституция РФ. Федеральные конституционные законы. С новыми поправками. – М.: Мартин, 2018.
3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект. 2013 г. // ФГОС: Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ . Дата обращения 27.01.2019. Заглавие с экрана.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года// Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ . Дата обращения 27.01.2019.
ПОТЕМКИНА Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Суховерковская средняя общеобразовательная школа».
Источник