Обучение чтению детей дошкольного возраста с ОВЗ
Валерия Фокина
Обучение чтению детей дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема раннего обучения чтению (РОЧ) детей с ОВЗ дискутируется на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. На наш взгляд, система раннего развития ребёнка с ОВЗ, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на неё не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребёнком. Суть вопроса не в целесообразности РОЧ, а в том, как лучше это сделать.
Учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы он был «недокормлен» и вставал из – за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякла жажда знаний.
Прежде чем говорить о раннем обучении чтению с ОВЗ, уточним сущность чтения – это сложный процесс,состоящий из ряда операций: опознание буквы, её связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое, правильностью, осмысленностью.
Причинами трудностей при обучении чтению являются:
1) педагогическая запущенность (возникает из – за отсутствия личностно-ориентированного подхода,вызванная:
а) форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребёнка по его усвоению);
б) многочисленными пропусками занятий;
в) недостаточным контролем за усвоением знаний;
г) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи;
д) низкой квалификацией специалистов;
е) равнодушием семьи и др. ;
2) предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветает».
Многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ подтверждает, что чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, даёт больше положительных эмоций; реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению даёт возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу вышесказанного
— буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе;
— развивается аналитико- синтетическая деятельность;
— уточняется, обогащается словарь, ребёнок овладевает навыками словоизменения и словообразования
— появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;
— совершенствуются коммуникативные связи.
Для обучения чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др. Ежедневная аутогенная тренировка вырабатывает у детей способность мобилизироваться, сосредотачиваться и расслабляться, снимать логофобии (страх перед речью) и др. Из методов групповой психотерапии эффективны занятия по логоритмике.
При выборе методики обучения детей чтению, имеющих речевые нарушения, трудности в общении, эмоционально незрелых, внушаемых и недостаточно способных к осознанию собственных проблем, прежде чем отдать предпочтение тому или иному методу, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребёнка (аналитический или синтетический, и строить свою работу с учётом этой особенности. Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально (слово, слог)и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Итогом работы является звукобуквенный анализ.
Таким образом, при обучении грамоте детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребёнка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учёт компенсаторных, произносительных возможностей помогает педагогу выстроить личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности и грамотно спланировать и осуществить всю коррекционно-профилактическую работу в целом. Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность. Трудности, с которыми встречаются дети с ОВЗ, и способы их устранения, систематически освещаются в печати.
Помимо традиционных методов в процессе автоматизации поставленных фонем широко используется многократное проговаривание, чтение. Трудно переоценить использование в коррекционной работе здоровьесберегающих компонентов. Я с успехом использую натуральные камни и минералы, элементы театрализации и другие игровые технологии. Эта работа компенсирует неполноценность слуховых фонематических образов за счёт сохранности кинестетической дифференциации, необходимой при смене артикуляционных укладов.
Сформировать стабильный графический образ буквы, её преобразование наиболее целесообразным способом помогает выкладывание буквы из палочек, камушков, ракушек на песке. Для развития зрительно – пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволит избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приёмы обведения контура буквы пальцем, приёмы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек»).
Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с ОВЗ быстрее преодолевается, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребёнка в отдельности. Дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не нужно задерживаться на чтении слогов, переходите к чтению односложных слов с закрытым слогом. Это окрыляет детей, вселяет уверенность. Затем вводится чтение 2 – 3-сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. На начальных этапах обучения чтениюхорошо использовать дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцевой и т. д.
Существенные проблемы у детей с ОВЗ вызывает деление слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных чёрточек, преобразование слов путём смены одного слога, широко используется чтение с помощью окошечек.
Пока дети находятся на слогово — аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного ещё разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребёнка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. По мере и овладения качеством чтения текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав её, ребёнок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются.
В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребёнком к своим рисункам, и др.
Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей с ОВЗ является нарушение просодической стороны речи. Чтение этого контингента детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Для коррекции просодической стороны речи в индивидуальной работе с детьми хорошо использовать диалоги.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребёнка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребёнку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объём материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребёнка.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Игра «Часы» для обучение детей чтению Игры — рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.
Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.
Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.
Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.
Источник
Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ (обзор методик)
статья по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 953»
Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ
(Обзор методик и приемов)
Учитель-логопед: Кузнецова Марина Павловна
Учитель-логопед: Серегина Ирина Михайловна
Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ
(Обзор методик и приемов)
Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ является важнейшей задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
Для формирования осознанного чтения необходим ряд условий:
- Сформированность пространственно временных представлений;
- Сформированность фонематических процессов;
- Сформированность зрительной памяти;
- Сформированные представления о фонеме;
- Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
В норме психофизиология чтения включает в себя следующие этапы:
- Зрительное восприятие букв;
- Узнавание их и различение;
- Соотнесение букв с их фонемами (звуками);
- Слияние звуков в слоги;
- Слияние слогов в слова, а слов – в предложение;
- Понимание смысла прочитанного.
Если эти этапы следуют друг за другом не в указанной последовательности или какого-то этапа недостаёт, возникает дислексия — специфическое нарушение процесса обучения чтению.
Для учащихся с ОВЗ проблема овладения чтением особенно актуальна. Мы работаем в общеобразовательном учреждении с классами и группами компенсирующей направленности, реализуем АООП по ФГОС. В нашем учреждении обучаются дети, имеющие АООП с задержкой психического развития, РАС, ТНР, слабослышащие, НОДА, а также учащиеся с УО и СИПР (специальная индивидуальная программа развития). У каждой категории детей формирование механизма чтения происходит особым образом.
У детей с ЗПР часто отсутствует мотивация, снижен интерес к чтению. Ограниченный запас представлений об окружающем мире, особенности восприятия не позволяют осознавать прочитанное в полной мере.
В условиях общеобразовательного класса используются всем известные виды работ над смыслом прочитанного (словарная работа, анализ произведения, составление плана, пересказ). Эти виды работы приобретают ряд специфических черт в классе для детей с ОВЗ.
Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей с ЗПР не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.
Так, подготовительная работа в младших классах часто требует создания конкретной наглядной моделирования ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия на природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания текста. В ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе которой актуализируются, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления.
Многие учащиеся с РАС успешно овладевают технической стороной чтения, но осмысление текста становится затруднительным, что не позволяет им самостоятельно выполнять задания. В процессе многократного повторения одного и того же алгоритма действий ребенок с РАС справляется с поставленной перед учащимся задачей. Но перенести этот же алгоритм на новое, похожее задание часто не может. Как правило, своеобразность мышления не позволяет таким детям в полной мере осознавать прочитанное. Потеря интереса, нежелание читать являются актуальными проблемами при обучении.
Учащиеся с УО с трудом овладевают и технической, и смысловой сторонами чтения. Словарный запас ограничен социально-бытовой лексикой. Дети додумывают окончания слов или прочитывают неправильно, совершенно не задумываясь над смыслом.
Также в нашей школе обучаются дети с СИПР. Это особенная категория детей. В данном случае мы учим пониманию простых слов и инструкций.
На начальном этапе, для того чтобы создать мотивацию к чтению мы используем игры издательства Ребус «Логодиски», «Логокарты», «Буквы, слоги и слова», «Чтениум». Как только ребенок научился узнавать буквы и складывать слоги, начинаем работать над смысловым компонентом. Интересные приемы работы над смыслом слова приводятся в книге И. Мальцевой « Я читаю и понимаю слова», Е. А. Алифановой «Развитие правильности и осознанности чтения», «Кто читает? Я читаю» Издательство Карапуз, Т. А. Ткаченко «Легко и точно подбираем слова». С детьми с ОВЗ работа строится с использованием традиционных методов, которые также имеют свою специфику. Например, создаем ситуации для мотивирования (написать простую инструкцию на бумажке, так называемой «записочке» и попросить ребенка прочитать и выполнить это действие или инструкцию), следовательно, используется больше наглядности (соотнесения с картинками, выбор из избыточного количества), раскрашивание картинок или кружков, обозначающих ассоциацию с прочитанным словом.
Интересно задания «Псевдослова». На одних карточках написаны слова (метро, дорога…), на других – псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Предлагается разделить карточки на две группы.
Для детей с РАС хорошо использовать прием так называемого «Синквейна», то есть подбор к ключевому слову существительных, прилагательных, глаголов, а также составление предложения в виде пяти строчек. Такой вид работы имеет четкий алгоритм действий, что нравится детям с РАС.
П редложение и текст.
Практический материал можно увидеть в книгах Е. М. Плюсниной «Учимся читать и понимать прочитанное», а также О.А. Ишимовой, С. И. Сабельниковой «Читаю и понимаю».
Всем известны приемы: чтение текста с пропущенными в словах слогами, словами; соединение начала и конца предложений; составление предложения с использованием по смыслу слов; составление предложения по ключевым словам, по предметной или по сюжетной картинке.
Но с особыми детьми необходимо создавать ситуацию, в которой ребенок захочет выполнить и выполнит задание продуктивно.
- «Цепочка», звенья которой — дети. Объясняем, что цепочка не должна порваться, а для этого надо внимательно слушать соседа.
1-й ребенок называет существительное. 2-й ребенок повторяет это же слово и добавляет свое, по цепочке. Таким образом, можно придумать предложение и даже рассказ. Дом. Дом стоит. Большой дом стоит. Большой красивый дом стоит. Большой красивый дом стоит на улице.
- «Перепутанные слова». Речь идет о деформированном предложении. Слова пишем на бумажных полосках, деталях конструктора, на бумажках, скрученных в трубочку (что особенно вызывает положительные эмоции). Ученики прочитывают отдельные слова Мама, куклу, Оле, подарила и составляют предложения.
Детям с ОВЗ нравиться получать послания, письма, записки. Как было сказано выше, этот момент активно используется нами в работе. Ребенок читает инструкцию и выполняет задание. Важно привлекать других детей для проверки правильности выполнения.
Отличный материал предлагается в книге О. А. Ишимовой, С.И. Сабельниковой «Я читаю и понимаю»
- «Верно-неверно» . Ребенку нужно прочитать предложение и ответить верно оно или нет. А также ответить почему?
У квадрата три стороны.
Вдруг я проснулся. Почему? Потому что….
Лена приготовила пряжу и спицы. Зачем? Затем….
- Прочитай сначала вопросы, а затем предложение. Найди вопрос к предложению
Что делал Миша? Кто раскрыл Мишину тетрадь? Что было написано в Мишиной тетради?
Мама раскрыла Мишину тетрадь по русскому языку .
- Бывает-не бывает . Листочки на деревьях распускаются зимой.
Понимание текста в целом
Интересные упражнения, предлагаются в книге И. В. Мальцевой «Читаю и понимаю текст». А также С.А Сущевской «Тексты с дырками», «Тексты с хвостами, «Шиворот навыворот» и « Тексты с прятками», Б.Д. Корсунской «Читаю сам».
Упражнения на понимание и осмысление всего текста
Мы активно используем тексты И. В. Мальцевой с занимательными заданиями на осмысление.
1.Предлагаем ребенку прочитать рассказ и раскрасить все овощи, которые поливала Катя, или соединить подарки так, как дарил их Дед Мороз. Ребенок выбирает из избыточного количества картинок нужную и раскрашивает.
Подобные задания возможно составить к любому другому тексту.
2. Следующий вариант задания, рассмотреть 2 картинки. Прочить текст и раскрасить ту картинку, которая соответствует тексту.
3. Прочить рассказ и выбрать нужные слова по смыслу. Обвести их. То есть ребенок имеет возможность обводить слова по специальной пунктирной линии. Увлекательное занятие стимулирует ребенка к чтению.
4. Иллюстрирование смысла текста (РАС, НОДА)
Очень часто ребенку (особенно с НОДА, РАС, УО) легче нарисовать картинку по прослушанному тексту, чем выразить свои мысли словесно.
В данной ситуации работаем с картинками, сериями картинок, придумываем продолжение. Особенно сложно детям с ОВЗ дается составление вопросов.
5. И, конечно, нельзя не отметить известные всем тексты с дырками, с хвостами, «шиворот навыворот», с прятками.
«Дырки» — это пропущенные слова, а «хвосты» — незавершенные предложения, которые ребенок должен закончить по смыслу. В текстах «шиворот-навыворот» перепутались отдельные слова, а в текстах с «прятками» — целые предложения. И теперь детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее.
6. Еще один интересный прием работы с текстом — это чтение с помощью «Решетки», которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Дети, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.
7. Хорошие результаты приносит использование в коррекционной работе с детьми с ОВЗ использовать квест-технологии, которая содержит в себе захватывающий сюжет и помогает поддержать активность ребенка на протяжении всего периода выполнения задания и, конечно же, является мощным средством работы над смысловым компонентом. Квесты могут проходить в классной комнате, в школе на переменках, на улице, и только под контролем взрослых. Квесты могут быть частью занятия, урока, а могут быть видом домашнего задания. Так или иначе ребенок должен прочитать, понять почитанное и выполнить задание.
Варианты сюжетов для квеста:
«Тайное письмо». Письмо может быть написано разными способами. Например, написать восковой свечой, мелком или сделать вдавленную надпись на мягкой поверхности. И чтобы его прочесть надо закрасить надпись карандашом.
«Кроссворд». В столбце, которого откроется искомое слово-предмет, если дети отгадают весь кроссворд.
«Лабиринт». Для того чтобы найти, прочитать и выполнить задание, надо пройти через ряд препятствий.
«Пазл». Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.
«Слово, зашифрованное значками». Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Задача учащихся — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.
8. И последнее, важно отметить, что по требованию ФГОС, мы, коррекционные специалисты, должны реализовывать такое направление, как «Жизненные компетенции». Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для самостоятельного функционирования.
Поэтому важно научить детей быть коммуникабельными, обращаться за помощью, воспитывать хорошие привычки, давать оценку своему поведению и другому человеку. Во время чтения это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся ( вданном случае хорошо использовать тексты нравственно — этического характера для осмысления поступков и поведения)
Таким образом, можно сделать следующие выводы: у детей с ОВЗ процесс чтения вызывает значительные трудности. Особенные сложности связаны со смысловой стороной чтения. Мы, коррекционные специалисты, призваны создать для такого ребенка условия, в которых у него появилась бы мотивация, заинтересованность. Нам приходится интерпретировать виды и методы работы, использовать разные методики, методом проб и ошибок подбирать и создавать новые приемы, дополнять традиционные. Работа над смысловой стороной чтения является одной из важнейших задач как в работе специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), так и учителя начальных классов. Поэтому результативность возможна только при комплексном воздействии на весь спектр речевых и психических нарушений.
- КашкаровА.П.Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону., 2014.
- Ковалёва Л.Е. Под сенью муз. «Просвещение». М., 1978.
- Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999
- Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995
- Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997
- Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995
- Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000
- Пособие «Приёмы логопедической работы по коррекции дислексии» логопедов Красносельского района, 2005
- Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002
- Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005
- Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками ЗПР» С-Пб, 2004
Источник