Меню

Обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ

Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ иностранным языкам имеет свою специфику. Часто даже родной язык у детей с особенностями развития вызывает трудности при обучении. Как же научить иностранному языку детей с ОВЗ? Предусмотрен ли иностранный язык, как один из основных предметов в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы?

Учителя при обучении особенных детей сталкиваются с рядом проблем: нарушения развития речи, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Нередко у детей с ОВЗ наблюдается повышенная возбудимость, трудности коммуникации, чрезмерная двигательная активность, низкий темп деятельности и т. д.

Несмотря на данные трудности, дети с ОВЗ проявляют интерес к изучению иностранного языка. Им интересно изучение другой культуры. Если в классе есть обучающийся с ОВЗ, то задачей школы становится создание индивидуализированной благоприятной среды, использование эффективных образовательных технологий, создающих ситуацию успеха у ребенка. Знание основ иностранного языка дает детям возможность социализироваться, стать более самостоятельными в общении со сверстниками, расширить кругозор. Создание «безбарьерной» образовательной среды при обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов.

Информацию о специфике примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ можно найти в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (www.fgosreestr.ru),

Различные варианты примерных адаптированных программ предполагают в обязательной части учебного плана определенное количество часов на изучение предмета учебного предмета «Иностранный язык».

Например, примерные программы для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра по варианту 1 предполагают, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения данных АООП НОО составляет 4 года. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

Таким образом, количество часов иностранного языка для детей с ОВЗ, которые учатся по вариантам 5.1, 7.1, 6.1, 8.1 стандартно и составляет 2 часа в неделю.

Когда обучающиеся приносят заключение ПМПК, в котором прописан 2 вариант адаптированной программы, например, 5.2, 6.2,7.2, 8.2, то в обязательной части учебного плана количество часов на изучение иностранного языка может быть сокращено.

Рассмотрим вариант примерной адаптированной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности. В учебном плане внеурочной деятельности возможно предусмотреть занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: «История и культура родного края» и др.), для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: факультатив «Иностранный язык» для обучающихся на I отделении и др. за счет введения в направления внеурочной деятельности).

На II отделении урок иностранного языка предусмотрен со 2 класса 1 раз в неделю.

Учебный предмет «Иностранный язык» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. При изучении иностранного языка дети должны научиться:

  • работать с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и т. п.);
  • овладеть разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
  • овладеть общеречевыми коммуникативными умениями, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку;
  • уметь самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Читайте также:  Права людей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) также предусмотрен иностранный язык в обязательной части учебного плана, но начиная с 3 класса. Предполагается, что у обучающихся с РАС в результате изучения иностранного языка будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 1 час в неделю. Специфика обучения иностранному языку детей с РАС заключается в максимальной индивидуализации процесса обучения, активного включения ребенка в урок.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нередко встречаются в массовой школе и успешно проходят обучение по адаптированным программам. По сравнению с Примерным учебным планом АООП начального общего образования обучающихся с НОДА, в классах для детей с НОДА и ЗПР предлагается ввести только 1 час иностранного языка, т. к. двигательные нарушения разной степени выраженности и задержка психического развития, осложненные дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями зрения и/или слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык может изучаться в игровой форме, как развивающий языковые возможности обучающихся. Решение об изучении учебного предмета «Иностранный язык» принимается образовательной организацией исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. В случае исключения данного предмета из учебного плана, освободившийся час может быть добавлен на изучение какого-либо предмета из обязательной части учебного плана. При наличии запросов участников образовательных отношений и отсутствии указанного предмета в учебном плане образовательная организация предоставляет обучающимся возможность изучать иностранный язык факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Изучать иностранный язык дети с НОДА начинают со 2 класса.

Изучение учебного предмета «Иностранный язык» детьми с задержкой психического развития начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. В процессе обучения иностранному языку дети с задержкой психического развития в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.

Таким образом, изучение иностранного языка неотъемлемая часть обучения детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит непростая задача обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательный процесс.

Источник

Обучение детей с ОВЗ иностранному языку

Мищененко Анна Петровна , преподаватель английского языка
республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский

В статье рассматриваются особенности детей с ОВЗ начальная школа, предлагаются приемы практической работы игровой материал, который можно использовать на уроке иностранного языка в школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Преподаватель английского языка

МБОУ СОШ №1, п. Тульский

Мищененко Анна Петровна

Обучения детей с ОВЗ иностранному языку.

Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья актуально в наши дни потому, что сегодня важно дать ребенку не столько большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.

Каждый ребенок имеет право на образование, и дети с ОВЗ не исключение. С введением ФГОС дети с ОВЗ могут обучаться в любом классе обычной общеобразовательной школы, такие дети есть, конечно, и у нас в районе. Таким детям свойственны общие специфические особенности, для них характерны:

Читайте также:  Польза вишни для здоровья варенье

— нарушения речевого развития, проблемы коммуникативной сферы

— расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения

— нарушение внимания, снижение работоспособности

— чрезмерная двигательная активность

— неспособность к целенаправленному организованному поведению

— ограниченный лексический запас, низкий уровень общих сведений и представлений об окружающем мире.

Таких детей много, к томе же у них есть и нарушения речи, в следствие которых, даже родной язык вызывает затруднения, не говоря уже об иностранном языке.

Как учить таких детей английскому языку?

На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах.

Многие учителя считает, что знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Благодаря этому реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

При двух часах иностранного языка в неделю очень сложно развить языковую компетенцию обучающихся, умения аудирования, говорения, чтения, совершенствовать письменную речь, а также воспитать творческую, социально-активную личность , владеющею иностранным языком.

Поэтому главной целью обучения английскому языку является не практическое владение языком, а общее развитие детей. На первое место поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи.

При изучении английского языка дети с ОВЗ испытывают определенные трудности:

— замедленно происходит усвоение лексического материала,

— синтаксических конструкций и затруднено восприятие грамматических категорий, и их применение на практике.

В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. В лексический минимум можно не включать малоупотребительные слова, а лучше расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок с особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо, или выразить свое отношение к происходящему. На дом лучше давать не новые упражнения, а отработанные на уроке.

В начале урока важно дать ребенку так называемую карточку настроения

( карточка – бланк с изображениями смайликов), что бы объективно оценить настроение и готовность ребенка к уроку, а по завершению его, отметить его эмоциональное состояние после работы на уроке. Это важно для дальнейшего планирования посильной нагрузки для таких детей.

Работая с такими детьми, участие их в игре повышает интерес к английскому языку, у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, преодолевая психологический барьер – страх. Все учащиеся, даже самые слабые принимают участия в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание происходит непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность, снимают накопленную усталость.

Приведу лишь несколько примеров таких игровых приемов:

Иногда я применяю знакомые для детей игры. Разучивая, к примеру, названия фруктов и овощей, мы играем в игру «Съедобное, несъедобное»;

«Работая над темой «Цвета» провожу игру «Светофор». Учитель называет цвет, например blue, а учащиеся должны взять в руки любой предмет этого цвета или показать на себе одежду этого цвета;

В процессе изучения цифр, играем в игру «Bingo». Дети по очереди называют цифры, пытаясь угадать загаданное ранее цифру учителем ( потом ребенком)например в пределах 10-20. В процессе отгадывания говорим ( Yes/ No, More\ Less). Также можно поиграть в другую игру: учитель называет цифру на английском – five, а ребята должны сделать любое действие (присесть, кивнуть головой, топнуть ногой) такое количество раз, сколько обозначает эта цифра – пять;

Читайте также:  Что такое ребенок 2 группа здоровья

Для закрепления алфавита применяю игру «АВС». Учащимся выдается картинка с буквой, и они должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы- соседи, предлагается назвать буквы алфавита, при этом по договоренности не называть одну или несколько букв и т.д.

Для закрепления глаголов, активно использую игру «What can I do?» Ведущий показывает движение, кто догадался должен на английском назвать слово, обозначающее это движение (прыгать, лететь). Далее можно усложнить игру и предложить построить предложение с этим словом, например: I can swim. I can`t fly.

Игра на внимания «ON—UNDER» нравится ребятам, так как можно отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет предлог на английском языке (in under on by), при этом при этом при помощи рук показывает наглядно эти предлоги, а называет другие. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят.

Для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Father Frost». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

Эти игры можно использовать как физ. минутки.

Для закрепления цифр, а также синтаксических конструкций можно поиграть в игру «What`s the time Mr. Cat? » Дети (the mice) встают за линией (a house) на одном конце класса. Водящий (Mr.Cat) становятся на другом конце класса спиной к другим детям.

Дети хором задают водящему вопрос What’s the time, Mr.Cat? Водящий отвечает, называя любое число от 1 до 10, например: It’s two o’clock. Дети подходят к водящему на то количество шагов, сколько часов он назвал в ответе, и считают вслух: One, two. Так продолжается до тех пор, пока водящий на вопрос What’s the time, Mr.Cat? ответит: It’s dinner time! Тогда водящий поворачивается лицом к другим детям и догоняет их. Пойманный участник становится водящим.

Игра «Паровозик» , помогает закрепит лексику и грамматику на любом этапе обучения. Детям раздаются карточки со словами , вспомогательными глаголами, отрицательной частичкой (not), а также карточки с вопросительным знаком, точкой( эти карточки для детей с ОВЗ).Учитель называет предложение , а дети карточки- слова которых необходимы для построения этого предложения выстраиваются в цепочку- паровозик перед классом. Тем самым переведя это предложение на англ. язык. В этом задании обязательно участвует ребенок с ОВЗ, ведь так важно поставить точку в предложении или вопрос, важно учителю подчеркнуть важность « миссии» таких детей, причем они будут участвовать в этой игре больше всех.

Применение игровых приемов помогает достигнуть следующих результатов:

— дети запоминают материал во время самой работы ,

— они учатся общаться между собой,

— деятельность ребенка должна быть успешной — это залог положительного отношения к учебному процессу, и, разумеется, успех в творчестве виден сразу и наглядно, и этот результат ребенка воодушевляет, формируя положительное отношение к моему предмету.

— одновременно творческая работа положительно сказывается на развитии их мыслительной деятельности,

— учитывая проблемы с долгосрочной памятью, детям всегда необходим наглядный материал.

Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только как средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.

1. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания.- Ярославль: Академия развития, 2011.-288 с.

2. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.

3. Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка [Электронный ресурс].-

Источник

Adblock
detector