Физкультура для детей с ОВЗ
Значение и особенности АФК
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.
В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
многообразие упражнений и условий их выполнения
разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)
разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние
развитие речи (подвижные игры с речетативами)
развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)
развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Рекомендации по преподаванию физкультуры
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.
Рассмотрим два метода.
«Эволюционный метод двигательной реабилитации».(автор Н.Н Ефименко)
Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или » 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.
в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками
в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). «Ползанье по-пластунски»→ «Ползанье на нижних четвереньках»→ «Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.
Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.
Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.
Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:
перед изучением нового материала для закрепления разученных движений
после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.
Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:
проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
бег с перепрыгиванием препятствий
ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов
бег с ведением мяча
передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
бег змейкой между предетами
ходьба с перешагиванием предметов
передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам
акробатические кувырки вперед и назад
бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
лазанье по канату
бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)
В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.
Противопоказания к АФК
Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания
Нарушения спинального кровообращения
Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки
Осложненный сахарный диабет
Остеохондроз позвоночника с осложнениями
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.
Источник
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическое пособие предназначено для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с остеохондрозом. Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.posobie_po_fk_dlya_obuch-sya_s_ovz.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Нижневартовский политехнический колледж»
кафедра физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Составитель: преподаватель кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Л.Р. Самигуллина
Рассмотрено на заседании кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности,
протокол № 1 от «09» сентября 2016г.
заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Рекомендовано к печати Методическим советом, протокол № _____ от «____» ________ г.
- Пояснительная записка 4 стр.
- Комплекс ЛФК при остеохондрозе позвоночника 5 стр.
- Список использованной литературы 8 стр.
- Пояснительная записка
Методическое пособие предназначено для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с остеохондрозом. Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ОВЗ.
Здоровый образ жизни: роскошь или необходимость?
Современная жизнь сопровождается серьезными изменениями в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей — основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны.
Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровье созидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором .
В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая культура , диктующая необходимость совершенствования физического воспитания и обучения учащихся на основе современных научных разработок в области педагогики, психологии, физиологии и физической культуры.
Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая культура, культура физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, образование, спорт. Как уникальный предмет учебного плана физическая культура должна быть нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре и спорту следует помнить о реализации принципа природосообразности, обоснованного Я.А.Каменским в его «Великой дидактике», суть которого заключается в наиболее полном развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и педагогики.
Сегодня лишь на 10 — 12% удовлетворяется заложенная природой потребность людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных причин снижения резервов здоровья и социальной дееспособности граждан нашего общества.
2. Комплекс ЛФК при остеохондрозе позвоночника
В случае остеохондроза лечебная гимнастика оказывает положительное действие на весь позвоночник, она способна его укрепить и в дополнение к пройдённому лечению может отодвинуть на задний план даже медикаментозное лечение. Это специально подобранный комплекс гимнастических упражнений, разработанный для консервативного лечения и профилактики данного заболевания. Дело в том, что в основе прогрессирования такого заболевания как остеохондроз лежат процессы старения и разрушения межпозвоночных дисков, нарушение в них кровообращения, а причиной этого является гиподинамия.
Главным принципом ЛФК при остеохондрозе является устранение болей, восстановление подвижности позвоночника при помощи специально подобранных упражнений. В результате позвонки начинают выполнять свои главные функции, поддерживают позвоночник, смягчают вибрацию от ходьбы и препятствуют травматизации позвоночника. До 80% больных остеохондрозом избавились от болей после прохождения лечения именно с помощью курса лечебной гимнастики. Очень важно чтобы нагрузки, которые испытывает позвоночник во время ЛФК, были физиологическими по своей силе, интенсивности и направленности не приводил к перенапряжению мышц и позвонков, излишнему их напряжению или другим травмам. Из-за того, что остеохондроз делится по своей локализации на грудной, поясничный и шейный, то и упражнения подбираются специфические для каждого отдела позвоночника. Только в целях профилактики нужно при выполнении лечебно-гимнастических упражнений прорабатывать весь позвоночник, уделяя большее внимание проблемной части без излишнего напряжения, и конечно под контролем опытного инструктора, хотя бы на первых этапах. Только когда больной осваивает базовый комплекс упражнений и методику их выполнения, а также технику безопасности, то инструктор может разрешить продолжать заниматься лечебной физкультурой в домашних условиях.
Поэтому, перед тем как приступать к выполнению упражнений, следует ознакомиться с правилами их проведения и ограничения:
- Лечебная физкультура при остеохондрозе не должна проводиться в период обострения заболевания, при интенсивном болевом синдроме.
- Не должна вызывать дискомфорта или усиления болей.
- Комплекс ЛФК на растяжку и напряжение мышц спины должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
- Выполняется лечебная гимнастика без резких движений, плавно. Нужно стараться держать правильную осанку.
- И даже при переходе на домашнее выполнение лечебно — профилактического комплекса упражнений при остеохондрозе все равно стоит периодически наблюдаться у врача для того, чтобы оценить и при необходимости скорректировать комплекс.
Специальный комплекс упражнений для шейного отдела
1. Необходимо встать ровно и расставить ноги на ширине плеч. Медленно наклонять голову в одну сторону задержаться так на несколько секунд, напрягая мышцы шеи, как будто сопротивляясь постороннему воздействию. Можно создавать сопротивление рукой, надавливая на боковую сторону головы. Затем медленно вернуться в исходное положение и повторить наклон в другую сторону. Выполнять по 15 раз для каждой стороны.
- Из предыдущего исходного положения плавно наклонить голову вперед, задержаться так на 10 секунд, напрягая мышцы шеи или надавливая на лоб рукой. Медленно запрокинуть голову назад также преодолевая сопротивление руки. Вернуться в исходное положение и сделать по 15 повторов.
- Из исходной позиции следует поворачивать голову в стороны, стараясь коснуться подбородком плеча.
- Можно подбородком делать движения, напоминающее написание чисел от нуля до десяти. Такие упражнения можно делать в перерывах между работой для того чтобы снять напряжение с мышц шеи и спины.
- Из положения лежа на ровной и твердой поверхности следует приподнимать голову, задерживать ее на 10 секунд над поверхностью, опуститься и отдохнуть 5 секунд. Повторять от семи до 10 раз.
- Из положения лежа на боку необходимо приподнимать голову так, чтобы она была параллельна поверхности, зафиксироваться в таком положении на 10 секунд и отдохнуть 5 секунд. Повторять от семи до 10 раз.
Инструкторы ЛФК не рекомендуют совершать круговых движений головой, так как это сильно травмирует позвоночник и может вызвать симптомы головокружения и тошноту.
ЛФК для лечения остеохондроза грудного отдела
- Встать прямо и расставить ноги на ширине плеч. Плавно сгорбиться и при этом тянуть подбородок к животу, а плечи друг к другу. Зафиксироваться в таком положении на 10 секунд, а потом медленно разогнуться свести лопатки вместе, осторожно запрокинуть голову и постоять так в течение 10 секунд. Сделать 10 повторов.
- Делать круговые движения плечами по 10 раз назад и вперед.
- Поочередно поднимать плечи как можно выше, потом приподнимать их вместе, задержаться в крайнем верхнем положении на пять или десять секунд и расслабиться. Все упражнения делаются по 10 повторов.
- Делать наклоны в сторону, пытаясь дотянуться рукой до колена. Задержаться в таком положении на несколько секунд и сделать наклон в другую сторону. Повторять по 10 раз в обе стороны.
- Положить кулаки обеих рук под лопатки. Насколько возможно прогнуть спину, при этом надавливая кулаками на нее. Немного постоять в таком положении и постепенно наклоняться вперед, обхватывая себя руками и сутулясь. Сделать 10 повторов.
Лечебная физкультура при остеохондрозе поясничного отдела
- Встать прямо, положить руки пояс, ноги расставить на ширину плеч. Медленно наклониться вперед, стараясь не сгибать спину. Выпрямляться и наклоняться назад насколько позволяет позвоночник.
- Из исходного положения как в предыдущем упражнении делать по 10 наклонов в разные стороны, стараясь максимально сгибать спину.
- Из положения стоя на четвереньках с прямой спиной необходимо пройтись руками в сторону настолько, чтобы спина изогнулась. Постоять так 10 секунд и расслабиться. Тоже сделать в другую сторону. Для каждой стороны сделать по 10 повторений.
- Лечь на кровать или на пол. Напрягая мышцы брюшного пресса вжимать спину в пол. Замереть на 10 секунд и расслабиться.
- Лежа на спине согнуть ноги в коленях. Потянуться локтем руки к колену противоположной ноги, затем другим локтем к противоположной ноге. Сделать по 10 раз для каждой стороны.
- Можно вытянуть руки за голову и как можно сильнее растянуть спину. Удерживаться в таком положении 10 секунд.
Лечебная гимнастика не приемлет резких движений в пояснице, это только дополнительно травмирует ее. После выполнения всех упражнений необходим отдых в расслабленной позе. Комплекс лечебных упражнений при остеохондрозе довольно легко выполняется и занимает примерно 15 минут в день. Только никогда не стоит забывать о том, что лечебная физкультура должна подвергаться контролю со стороны врача — специалиста.
Лечебная физкультура при остеохондрозе — это комплекс упражнений, которые выполняются на специальных аппаратах (механотерапия), лечение движением (кинезотерапия), лечебное плавание, терренкур (специальные прогулки пешком по определенному маршруту), трудотерапия. Комплексы ЛФК можно разделить на два основных вида (условно). В первую группу входят изометрические упражнения, задачей которых является преодоление сопротивления мышцами, которое создается искусственно. Их задача — укрепление боковых, передних и задних мышц позвоночника. Вторая группа представлена упражнениями с нагрузками на позвоночник. Можно изменять амплитуду движений, нагрузку, исходное положение. Это помогает укреплять связки, суставы, предотвращать развитие остеохондроза.
ЛФК при остеохондрозе включает в себя и занятия обычным спортом, особенно если человек до этого активно тренировался. Приветствуется велосипед, плавание и пешие прогулки. Запрещены борьба и тяжелая атлетика, а вопрос об игровых видах спорта будет решаться только совместно с лечащим врачом.
3.Список использованной литературы
1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248 с.
2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2012.-176
3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2013.
4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2012.
Источник