Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
- Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
- Создать условия для работы педагогов в команде.
- Создать предпосылки для формирования в школе единого инклюзивного образовательного пространства.
Используемое оборудование: Презентация, видеоролики, мультимедийная установка, наушники, колонки, жетоны для рассадки, методические материалы для упражнений.
Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. (Л.С. Выготский)
Ход семинара
Просмотр социального ролика “Люди так не делятся”.
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом.
Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Для этого мы предлагаем вам поделиться на 4 группы, согласно тех жетонов, которые вы получили при входе (Приложение 4):
- Нарушения речевого развития
- Нарушения слуха
- Нарушения зрения
- Нарушения аутистического спектра
Каждой группе выдается ватман, с таблицей:
Вид нарушения_________________________ | |||
Характерные особенности детей с данным видом нарушений | Проблемы, которые могут возникнуть у педагога? | Что он может предпринять сам, по решению этих проблем? | К кому и за какой помощью он может обратиться? |
Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут.
По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.
Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).
Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.
Тыква-чудо — в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.
Укроп на огороде —
Как зонтик под дождем.
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
- Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?
Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема” (Приложение 1).
Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями слуха).
Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур (Приложение 2). Остальные становятся художниками. Задача ведущего — объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Какие затруднения испытывали?
Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз” (Приложение 1).
Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с нарушениями зрения).
Упражнение “Поездка в Токио” (Приложение 3).
В токийских поездах людно и шумно, к тому же большинство туристов не знают японского языка. Как же японскому проводнику рассадить туристов по местам? Половина игроков будет играть за японцев, а половина за туристов. Задача японцев, используя только 7 японских слов и 3 интернациональных взмаха руками, как можно быстрее объяснить туристам задание. А задача туристов всё быстро понять и выполнить. Инструкция к упражнению в приложении 2.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Что вам помогло добиться результата?
Просмотр видеоролика “Что видит слепой” (Приложение 1).
Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с нарушениями аутистического спектра)
Упражнение. Ведущему надеваются наушники (громкий шум города). Просят показать простые эмоциональные состояния (“мне страшно”, “хочу пить”, “хочу погулять”, “удивление”).
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?
Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста” (Приложение 1).
Подведение общих итогов:
Продолжите фразы:
- Я сегодня вспомнила .
- Меня порадовало .
- Мне было трудно .
В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
— Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя”.
Литература.
- Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 224 с.
- Глотова И.П. Развитие речи учащихся с отклонением в развитии.- //Справочник замдиректора школы, 2008, №5, с.42.
- Груздева Л.А. Учебно–методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями.- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.
- Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001. – 190с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.
Источник
Семинар-практикум для педагогов «Дети с ОВЗ»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Славгород Алтайского края
Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа дошкольников
Учитель-логопед: Чекменева Л.Д.
Педагог-психолог: Федулова С.В.
Тема: Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа дошкольников
Цель: познакомить с системой работы с детьми с ОВЗ
— дать понятие: «Дети с ОВЗ»;
— познакомить с классификацией детей с ОВЗ;
— разработать алгоритм действий;
— познакомить с соответствующей документацией;
— оказать помощь в решении проблем при работе с детьми с ОВЗ.
Оборудование: цветные ромашки, флажки, чистые листы бумаги, маркеры, магнитные доски, магниты, алгоритм описания детей с ОВЗ, карточки «Рефлексия»; презентация.
I . Организационный этап
На двери приклеены разноцветные ромашки. Перед входом в зал, педагоги выбирают и отрывают понравившийся лепесток и берут его с собой. Затем рассаживаются в свободном порядке.
Сообщение темы занятия. На слайдах кроссворд, отгадав который, педагоги называют тему семинара « Дети с ОВЗ –
неоднородная по составу группа дошкольников».
II . Информационный этап
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вначале высказывают предположения педагоги, а затем ведущие дают определение детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие любые утраты психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ:
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
Приоритетные направления модернизации образования — формирование в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
Практическое упражнение «Новенький в группе детского сада».
Воспитатели вытягивают из мешочка детей, среди которых есть как здоровые, так и дети с ОВЗ (дети с нарушением развития аутистического спектра , слабовидящий, слабослышащий, ребенок с нарушением речи, гиперактивный ребенок). Далее воспитателя просят рассказать свои ощущения, мысли, свои дальнейшие действия при поступлении в группу нового ребенка.
Классификация и описание детей с ОВЗ.
Все педагоги разделяются на четыре группы, по выбранному цвету лепестка и занимают столы соответствующего цвета.
1. Дети с нарушением речи (логопаты) — .
2. Дети с нарушением развития аутистического спектра — .
3. Слабовидящие дети (слепые, слабовидящие) — .
4. Дети с задержкой психического развития — .
Каждая группа должна описать свою группу детей с ОВЗ по предложенному алгоритму.
Алгоритм для описания детей с ОВЗ:
Возраст определения отклонения.
Особенности поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальное развитие ребенка.
Особенности речевого развития.
Эмоционально-волевая сфера ребенка.
Прогноз развития (может ли дефект полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка).
При желании другие группы могут помогать и дополнять рассказы о детях. Затем педагог-психолог и логопед дополняют и дают полное описание каждой группе детей.
Дети с нарушением речи (логопаты) .
Это дети, имеющие отклонения в развитии речи. С каждым годом таких детей становится все больше. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Изначально интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Прогноз результата коррекционной работы благоприятный.
Дети с нарушением развития аутистического спектра .
Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».
Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).
Нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в установлении контактов и общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. Ограничены когнитивные возможности, прежде всего трудности переключения с одного действия на другое. Для детей важна длительность и постоянство контактов с воспитателем. Наблюдается отставание в развитии речи. Отсутствие мимики и жестов. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей). Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
Слабовидящие дети (слепые, слабовидящие) .
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложной структурой зрительных нарушений. 92% слабовидящих и 88% слепых детей имеют врожденный характер. При нарушении заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность таких детей, что приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Поэтому у некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения. Должна быть хорошо развита мелкая моторика, т. к. рука является важным органом восприятия. Запоминают медленно, но информация сохраняется длительное время. Часто для них характерна эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. В возрасте 4-5 лет начинают понимать и переживать свой дефект, что осложняет отношения со сверстниками. Зависимы от взрослых. Свойственен страх перед неизвестным, неизведанным пространством.
Дети с задержкой психического развития.
Для них характерно временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). В настоящее время встречается все чаще. Интеллектуальное развитие происходит замедленно, с отставанием от нормы. Выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Неспособны к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладают игровые интересы и игровая мотивация, недоразвитие произвольных видов деятельности. Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Речь детей с ЗПР формируется с некоторой долей отставания от возрастной нормы. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Темп работоспособности низкий. Для одних характерна излишняя импульсивность, возбудимость, агрессивность, раздражительность, для других медлительность, скованность, заторможенность. Часто подвергаются насмешкам других детей. Они хорошо воспринимают помощь взрослых.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями) , другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий) . Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети с ОВЗ в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
III . Практический этап
Практическое задание – каждой группе нужно разработать алгоритм действий при поступлении в группу ребенка с ОВЗ.
Варианты групп каждая группа пишет и вывешивает на доске свой алгоритм. Затем педагог-психолог и учитель-логопед выводят общий алгоритм действий.
Алгоритм действий при поступлении в группу ребенка с ОВЗ.
1. Знакомство с родителями, беседа о ребенке.
2. Изучение медицинской карты (имеется ли справка – подтверждение).
3. Заключение ПМПК, ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) от ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия) — комплексный сбор данных о ребенке с ОВЗ.
4. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК.
5. Ознакомление заведующего ОО с документацией о ребенке.
6. Рассмотрение ребенка на ПМПк – составление всесторонней характеристики по сферам развития — с согласия родителей (законных представителей).
7. Ведение воспитателем Дневника наблюдения.
8. Составление ИОМ. ИОМ составляется только по запросу родителей (законных представителей). Если родители отказываются от прохождения ПМПК или от ИОМ, то ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
9. Реализация ИОМ.
10. Промежуточная и итоговая диагностика развития ребенка.
6. Практическое упражнение – решение педагогических ситуаций.
Дети старшей группы занимаются лепкой. Нужно изготовить жар-птицу. Леша (слабовидящий ребенок) с трудом справляется с поставленной задачей. Работа получается не очень аккуратной и правильной, хуже, чем у других детей. Леша видит это, расстраивается и начинает плакать.
— Как поступить педагогу?
Решение: неудачи детей не всегда связаны с отсутствием желания заниматься, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ребенок хоть немного поверит в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности ребенка.
Дима ходит в подготовительную группу. Интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы. На занятиях не проявляет интереса, старается быстрее убежать играть в машинки. Не реагирует на просьбы и замечания воспитателя. К детям часто проявляет агрессию. Родители на все замечания и предложения воспитателя не реагировали. В конце учебного года воспитатель, написав характеристику, отправил ребенка на городскую ПМПК. Пройдя всех специалистов, выслушав решение комиссии о необходимости отдавать Диму в школу коррекционного вида, мама пришла в детский сад, устроила скандал, и отказалась отдавать ребенка в такую школу, обвинив во всем воспитателя и весь детский сад.
— регулярно вести дневник наблюдений, выносить вопрос на консилиум; приглашение родителей на консилиум;
— ни воспитатель, ни специалисты не имеют право отправлять ребенка на какие-либо комиссии без согласия родителей (законных представителей). И даже если родители дали согласие и прошли ПМПК, то нужно помнить, что решение ПМПК носит рекомендательный характер и это законное право родителей согласиться или передумать.
В среднюю группу поступил ребенок с нарушением развития аутистического спектра. На первом собрании воспитатель рассказал всем родителям об этом, озвучив особенности его поведения. Родители стали вспоминать и рассказывать, что их дети также стали показывать подобные действия дома, и возмущаться, что «такой» ребенок посещает их группу.
Решение: воспитатель не должен распространяться об отклонениях в развитии и каких-либо болезнях детей. Если же родители сами расспрашивают или выражают какое-либо недовольство, компетентно объяснить родителям сложившуюся ситуацию и правильное поведение в ней как детей, так и родителей. Воспитатель должен заниматься со всеми детьми, находить индивидуальный подход. В случае, если есть заключение ПМПК или другой медицинский документ, подтверждающий, что ребенок относится к детям с ОВЗ, составляется ИОМ в соответствии с которым и ведется работа.
В старшую группу поступил слабослышащий ребенок. Родители очень беспокоятся и заботятся о нем. Каждый день они рассказывают воспитателю о том, какой болезненный и бедный их ребенок, и что к нему нужно особо бережное и заботливое отношение. У ребенка совершенно не сформированы культурно-гигиенические и социальные навыки (не умеет сам одеваться и раздеваться, держать ложку, одевать и застегивать одежду и обувь). Дети начинают смеяться над ним и называть «малышом». Ребенок не хочет идти в детский сад.
Решение: воспитателю необходимо корректно поговорить с родителями о сложившейся ситуации. А также самому действовать в группе.
1. Необходимо сформировать навыки, которые помогут развить у
2.Сформированный навык ребенок должен уметь переносить на другие места и ситуации – обобщение навыка.
3.Вначале ребенка обучаем навыкам готовности заниматься (смотреть на воспитателя, выполнять простейшие команды, оставаться на стуле, имитировать основные действия), а затем переходим к заданиям по развитию речи и познавательных способностей.
4.Начинать надо с 2-5 заданий и постепенно увеличивать их количество, по мере того, как ребенок будет проявлять больше терпения и усидчивости.
5.Подбирать задания в соответствии с интересами ребенка
Педагогов просят заполнить и сдать анкеты.
Подведите итог своей работы на семинаре:
2.Разобралась в _____________________________
3. Остались вопросы (укажите, какие)_________
Источник