Меню

Общественное здоровье здравоохранение практикум медик

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение «Расчет показателей инвалидности»

специалист в области арт-терапии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Тема: «РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ »

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

к методической разработке практического занятия по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение по теме « Расчет и анализ показателей инвалидности ».

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования умений, профессиональных и общих компетенций по данной теме.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01. Сестринское дело базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

— рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья;

— вести утвержденную медицинскую документацию

В ходе занятия используются элементы личностно-ориентированной, здоровьесберегающей технологии.

Методическая разработка состоит из Пояснительной записки, Учебно-методического плана занятия, Хронологической карты занятия, Приложений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Расчет и анализ показателей инвалидности

Место проведения: кабинет организации профессиональной деятельности, экономики и управления в здравоохранении.

Продолжительность проведения занятия: 90 минут.

Мотивация темы : Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала, и дает возможность понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса.

1.Образовательная: обеспечить условия для формирования умений рассчитывать и анализировать показатели инвалидности; вести утвержденную медицинскую документацию.

2.Воспитательная: обеспечение условий по формированию организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их выполнения и качества (ОК 2); организовать ситуации, способствующие работе в коллективе и команде, эффективному общению с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

3.Развивающая: с одействие развитию умений о существлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен уметь:

— рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья;

— вести утвержденную медицинскую документацию

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, 0К 5, ОК 7,ОК 6,ОК 8, ОК 10,ОК 13,

ПК 2.3,ПК 2.6, ПК 3.3.

ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение

ОП.05. Гигиена и экология человека

ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

МДК.01.02. Основы профилактики

МДК.02.02. Основы реабилитации

Внутридисциплинарная интеграция: Расчет и анализ показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений

Методическое обеспечение занятия: методическая разработка для преподавателя, дидактические материалы. Презентация. Электронное пособие. Методическая разработка для внеаудиторной работы.

Техническое оснащение : проектор, компьютер.

Домашнее задание/ Самостоятельная работа: Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум.- М., 2012. Решение задач модуля 3. Заполнение медицинской документации. Работа с сайтом Moodle .

1. Гадаборшев М.И. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. – Москва : ИНФРА-М, 2013.

2. Дьяченко, В.Г. Управление качеством медицинской помощи : учеб. /В.Г. Дьяченко, Л.В. Солохина, С.В. Дьяченко. – Хабаровск : Изд-во ДВГМУ, 2013.

3. Лекции по организации и экономике здравоохранения. – Тюмень ; Екатеринбург : Уральский рабочий, 2014.

4. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. /Ю.П. Лисицын,

Г.Э. Улумбекова. –Москва :ГЭОТАР-Медиа, 2015.

5. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. / В.А. Медик,

В.К. Юрьев.– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

6. Мохов, А.А. Основы медицинского права Российской Федерации : учеб. пособие. –

М. : Проспект, 2015.

7. Общественное здоровье и здравоохранение: системные технологии

управления: учеб. пособие / [В.Н. Юдаев и др.] ; под ред. В.Н. Юдаева. – М.: Маска, 2014.

8. Сабанов, В.И. Организация и управление деятельностью больницы:учеб. пособие /

В.И. Сабанов, Т.С. Дьяченко, В.В. Иваненко. – Волгоград : ВолгГМУ, 2014.

1. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru

2. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int.ru

3. Официальный сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Нормативные документы в области медицины и фармацевтики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webapteka.ru

Хронологическая карта занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории к занятию; контроль формы одежды

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать мыслительную деятельность студентов; показать значимость темы для будущей профессии

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет тему, цели и план занятия. Формирование рабочих подгрупп.

Контроль исходного уровня знаний (Приложение 1)

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у студентов знания. Выявить необходимость корректировки знаний и умений

— проверка домашнего задания (задачи модуля 1)

— результаты работы с сайтом Moodle

Методические указания к проведению самостоятельной работы ОК 2 (Приложение 2)

Цель: создать мотивацию для самостоятельной работы

Читайте также:  Детские товары здоровье безопасность

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 4; ОК 6; ОК 7; ПК 2.3,ПК 2.6, ПК 3.3. (Приложение 3)

Цель: научить студентов применять полученные знания на практике. Выработать умение самостоятельно осмысливать обсуждаемую проблему, делать выводы и обобщения, логически рассуждать, принимать решения

Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий, направленных на формирование умений и развитие способностей применять теоретические знания в практической деятельности.

Индивидуально – групповая методика обучения.

Самостоятельная работа студентов (по вариантам):

1. Расчет показателей инвалидности

2. Заполнение медицинской документации

реализация ОК 13 (Приложение 4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Презентация выполненных заданий

Цель: оценить знание студентами обсуждаемой проблемы, уровень сформированности умений логически рассуждать, анализировать, принимать решения

Вовлечение студентов в обсуждение выполненных заданий.

Цель: оценить активность каждого студента. Выявить степень достижения целей занятий

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Задание на дом ОК 8

Цель: создать мотивацию на самоподготовку к следующему занятию; объяснить объем и способы выполнения домашнего задания, разъяснить критерии успешного выполнения заданий

Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум.- М., 2012. Решение задач модуля 3 (задача 2,3) Заполнение медицинской документации. Работа с сайтом Moodle .

Контроль исходного уровня знаний

(проверка домашнего задания)

Текст задания: Решите ситуационные задачи, используя знания о показателях общественного здоровья для проведения профилактических мероприятий, участия в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, для оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Задача 2 (Модуль № 1 учебника)

Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 178 340 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше — 67 770, в возрасте от 0 до 14 лет — 27 640. Число женщин в возрасте 15—49 лет — 43 870.

В изучаемом году родились живыми 1985, в предыдущем — 2020 детей. Умерли 2245 жителей, из них 460 человек погибли от внешних причин, из которых 57 погибли от транспортных несчаст­ ных случаев, 95 — от случайных отравлений алкоголем, 63 — от преднамеренных самоповреждений, 79 — от нападений и 166 — от других внешних причин. За период беременности умерла 1 женщи­ на, и в течение 42 дней после прекращения беременности умерла 1 родильница. В возрасте до 1 года умерли 23 ребенка. В этом же году родились мертвыми 9 новорожденных, в первые 168 ч жизни
умерли 12 детей. Рассчитайте и проанализируйте медико-демографические показатели.

Вариант 3 (Модуль №1 учебника)

Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 1 670 160 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше — 584 530, в возрасте от 0 до 14 лет — 225 460. Число женщин в возрасте 15—49 лет — 440 250.

В изучаемом году родились живыми 13 360, в предыдущем — 12 700 детей. Умерли 35 240 жителей, из них 3875 человек умерли от злокачественных новообразований (ЗН), из которых 1630 умерли от ЗН органов пищеварения, 825 — от ЗН органов дыхания и грудной клетки, 510 — от ЗН молочной железы у женщин и 910 — от дру­ гих локализаций ЗН. За период беременности умерли 2 женщины, во время родов погибла 1 роженица. В возрасте до 1 года умерло 125 детей. В этом же году родились мертвыми 75 новорожденных, в первые 168 ч жизни умерли 40 детей. Рассчитайте и проанализируйте медико-демографические показатели.

Определена точно методика расчета показателей общественного здоровья- да/нет

Произведены точно расчеты не менее 10-ти медико-демографических показателей– да/нет

Проанализированы верно показатели общественного здоровья населения –да/нет

Приведены необходимые аргументы для анализа показателей общественного здоровья населения – да/нет.

Оценка «отлично» проставляется при 4-х верных ответах.

Оценка «хорошо» при 3-х верных ответах.

Оценка «удовлетворительно» при 2-х верных ответах.

Оценка «неудовлетворительно» при отсутствии верных ответов.

Возрастной тип населения

от 0 до 14 л: 27640 х 100 = 15,4%

50 лет и старше 67770 х 100 = 38%

Так как удельный вес лиц 50 лет и старше (38,0%) превышает удельный вес лиц в возрасте от 0 до 14 лет (15,4%), следовательно, тип развития населения данного субъекта РФ — регрессивный

2. 1) общий коэффициент рождаемости: 1985 х 1000 = 11,1% случая

2) специальный коэффициент рождаемости 1985 х 1000 = 45,2% случаев

3) общий коэффициент смертности: 2245 х 1000 = 12,5% случая

— удельный вес умерших (погибших) от внешних причин

Структура смертности от внешних причин:

— удельный вес умерших от транспортных несчастных случаев:

— удельный вес погибших от случайных отравлений алкоголем:

— удельный вес погибших от преднамеренных самоповреждений:

— удельный вес погибших от нападений: 79 х 100 = 17,2%

— удельный вес погибших от других внешних причин: 166 х 100 = 36%

4. Коэффициент материнской смертности: 2 х 100000 = 100,8 случая

Читайте также:  Чем вредит здоровью донорство

5. Коэффициент младенческой смертности:

— обычный способ: 23 х 1000 = 11,6 случая

23 х 1000 = 23 х 1000 = 23 х 1000 = 11,5 случаев на

2 х 1985 + 1 х 2020 1323 + 673 1996 1000 родившихся

6. Коэффициент перинатальной смертности:

(9 + 12) х 1000 = 21 х 1000 = 10,5 случая

7. Коэффициент мертворождаемости:

9 х 1000 = 9000 = 4,5 случая

8. Общий коэффициент естественного прироста населения:

Общий коэффициент рождаемости 11,1% соответствует низкому уровню.

Общий коэффициент смертности 12,5% соответствует среднему уровню смертности.

Удельный вес в структуре общей смертности (20,4%) занимают случаи смерти от внешних причин, что соответствует и даже немного выше среднестатистических данных.

Структура смертности от внешних причин: первое ранговое место – от случайных отравлений алкоголем; второе – от нападений; третье – от преднамеренных самоповреждений.

Коэффициент младенческой смертности 11,6% соответствует среднему уровню.

Коэффициенты перинатальной смертности (10,5%) и мертворождаемости (4,5%) выше рекомендуемых значений. Демографическая ситуация региона неблагополучная

Возрастной тип населения

от 0 до 14 л: 225460 х 100 = 13,5%

50 лет и старше 584530 х 100 = 35%

Тип развития населения — регрессивный

1) общий коэффициент рождаемости: 13360 х 1000 = 8 случаев

2) специальный коэффициент

рождаемости 13360 х 1000 = 30,3 случаев

3) общий коэффициент смертности: 35240 х 1000 = 21,1 случая

— удельный вес умерших от злокачественных новообразований (ЗН):

Структура смертности от ЗН:

— удельный вес умерших от ЗН органов пищеварения:

1630 х 100 = 42,0%

— удельный вес умерших от ЗН органов дыхания и грудной клетки:

— удельный вес умерших от ЗН молочной железы у женщин,:

— удельный вес умерших от других локализаций ЗН:

4. Коэффициент материнской смертности: 3 х 100000 = 22,5 случая

5. Коэффициент младенческой смертности:

— обычный способ: 125 х 1000 = 9,4 случая

125 х 1000 = 125 х 1000 = 125000 = 9,5 случая

2 х 13360 + 1 х 12700 8907 + 4233 13140

6. Коэффициент перинатальной смертности:

(75 + 40) х 1000 = 115 х 1000 = 8,5 случаев

13360 + 75 13435

7. Коэффициент мертворождаемости:

75 х 1000 = 75000 = 5,6 случая

13360 + 75 13435

8. Общий коэффициент естественного прироста населения:

8 – 21,1 = — 13,1 случая

Уровень смертности = 21,1 – очень высокий

Уровень рождаемости = 8 — очень низкий

Методические указания к проведению самостоятельной работы

Ознакомьтесь с критериями оценки первого задания.

Определена точно методика расчета показателей общественного здоровья- да/нет

Произведены точно расчеты не менее 5-ти показателей инвалидности– да/нет

Проанализированы верно показатели общественного здоровья населения –да/нет

Приведены необходимые аргументы для анализа показателей общественного здоровья населения – да/нет.

Ознакомьтесь с критериями оценки второго задания.

Установлены правильно источники нормативных требований по заполнению утвержденной медицинской документации- да/нет

Заполнены правильно учетно\отчетные медицинские документы в соответствии с нормативными требованиями-да/нет

Соблюдены требования к форме и содержанию документа– да/нет

Презентация выполненных заданий

Самостоятельная работа студентов

У 2 Р ассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения.

З 2 Знать показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа

З 4 Основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения

З 7 Знать принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Контекст: Виды профессиональной деятельности: проведение профилактических мероприятий, участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Решите ситуационные задачи, используя знания о показателях общественного здоровья для проведения профилактических мероприятий, участия в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, для оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Численность трудоспособного населения некоторого субъекта РФ — 407 670 человек. В течение изучаемого года были впервые при­ знаны инвалидами 3920 человек. Из общего числа инвалидов инва лидами по поводу болезней системы кровообращения признаны 1710 человек; болезней костно-мышечной системы — 670; злокачествен­ ных новообразований — 580; прочих болезней — 960. Рассчитайте и проанализируйте показатели инвалидности.

Численность трудоспособного населения некоторого субъекта РФ — 1 612 860 человек. В течение изучаемого года были впервые признаны инвалидами 15 190 человек. Из них инвалидами по поводу болезней системы кровообращения признаны 7440 человек, послед ствий травм — 3190, злокачественных новообразований — 2735, про чих болезней — 1825. Рассчитайте и проанализируйте показатели инвалидности.

Определена точно методика расчета показателей общественного здоровья- да/нет

Произведены точно расчеты не менее 5-ти показателей инвалидности– да/нет

Проанализированы верно показатели общественного здоровья населения –да/нет

Приведены необходимые аргументы для анализа показателей общественного здоровья населения – да/нет.

Оценка «отлично» проставляется при 4-х верных ответах.

Оценка «хорошо» при 3-х верных ответах.

Оценка «удовлетворительно» при 2-х верных ответах.

Оценка «неудовлетворительно» при отсутствии верных ответов.

Сравнивая полученные результаты со среднестатистическими уровнями показателей, установлено, что рассчитанный показатель первичной инвалидности (96 на 10 000 трудоспособного населения) соответствует приведенному уровню. Структура первичной инвалид­ ности имеет некоторые отличия от сложившейся структуры: второе ранговое место занимают болезни костно-мышечной системы — 17,1%, третье — злокачественные новообразования — 14,8%.

Читайте также:  Говорит что это вредит здоровью

Первичная инвалидность: 15190 х 10000 = 94 случая на 10000

1612860 населения трудоспособного

Структура первичной инвалидности по заболеваниям:

— удельный вес инвалидов по поводу болезней системы кровообращения:

7440 х 100 = 48,9%

— удельный вес инвалидов по поводу травм: 3190 х 100 = 21%

— удельный вес инвалидов по поводу злокачественных новообразований:

— удельный вес инвалидов по поводу прочих болезней:

Сравнивая результаты со среднестатистическими уровнями показателей, установлено, что рассчитанный показатель первичной инвалидности (94 на 10000) соответствует приведенному уровню.

Структура первичной инвалидности имеет некоторые отличия от сложившейся структуры: второе место ранговое занимают болезни по поводу травм — 21%; третье – злокачественные новообразования — 18%; четвертое – прочие болезни — 18%.

Задание 2 (по одному варианту)

Текст задания ( унифицированное задание): заполните медицинскую документацию, используя исходные данные, применяя нормативные требования при составлении утвержденной медицинской документации

16 марта 2009 г. поликлиника центральной районной больницы (ЦРБ) впервые

направила на медико-социальную экспертизу не являющегося инвалидом гражданина

Афанасьева Сергея Степановича, родившегося 4 января 1964 г., проживающего в г. Чудово, ул. Железнодорожная, д. 16 кв. 49. Работает машинистом тепловоза в локомотивном депо станции Чудово, находящегося по адресу: ул. Рабочая, 40. Стаж работы по данной специальности – 15 лет. На основании представленных исходных данных заполните паспортную часть «Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь (учетная форма № 088/у-06)».

27 февраля 2009 г. городская поликлиника № 3 впервые напра­ вила на медико-социальную экспертизу не являющегося инвалидом гражданина Никифорова Анатолия Петровича, родившегося 16 марта 1958 г., проживающего в г. Архангельске, ул. Морская, д. 26, кв. 59. Работает слесарем-сантехником в ЖЭУ № 28, находящимся по адресу: ул. Северная, д. 1. Стаж работы по данной специальности 28 лет . На основании представленных исходных данных заполните паспортную часть «Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь (учетная форма № 088/у-06)».

12 декабря 2009 г. городская поликлиника № 2 впервые напра­ вила на медико-социальную экспертизу не являющуюся инвали­ дом гражданку Петровскую Наталью Петровну, родившуюся 24 мая 1953 г., проживающую в г. Мурманске, ул. Русская, д. 12, кв. 152. Работает бухгалтером в Сбербанке России, находящемся по адресу: ул. Новомосковская, д. 5. Стаж работы по данной специальности 32 года. На основании представленных исходных данных заполните паспортную часть «Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь (учетная форма № 088/у-06)».

17 ноября 2009 г. городская поликлиника № 5 повторно напра­ вила на медико-социальную экспертизу инвалида II группы нерабо­ тающую Сомову Ирину Владимировну, родившуюся 12 марта 1946 г., проживающую в г. Сыктывкаре, ул. Новая, д. 2, кв. 12 . На основании представленных исходных данных заполните паспортную часть «Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь (учетная форма № 088/у-06)».

Установлены правильно источники нормативных требований по заполнению утвержденной медицинской документации- да/нет

Заполнены правильно учетно\отчетные медицинские документы в соответствии с нормативными требованиями-да/нет

Соблюдены требования к форме и содержанию документа– да/нет

Оценка «отлично» проставляется при 3-х верных ответах

Оценка «хорошо» при 2-х верных ответах

Оценка «удовлетворительно» при 1-ом верном ответе

Оценка «неудовлетворительно» при отсутствии верных ответов

Порядок заполнения паспортной части «Направления на медико — социальную экспертизу»

В строке «Дата выдачи» — указывается дата выдачи «Направления на медико — социальную экспертизу» (далее «Направление») лицу, направляемому на МСЭ или его законному представителю.

В строке 1 — «Фамилия, имя, отчество» направляемого указываются полностью.

В строке 2 — «Дата рождения» указываются день, месяц и год рождения, «Пол» — сокращенно, «м» или «ж».

В строке 3 — «Адрес больного» — указывается место проживания (на основании прописки в паспорте).

В строке 4 — «Инвалид _____ группы» — указывается группа инвалидности на основании имеющейся у инвалида справки учреждения МСЭ об установленной группе инвалидности, или прочерк, если больной направляется впервые.

В строке 5 — «Место работы» — указывается название организации, в которой направляемый работает на момент заполнения «Направления». Если гражданин не работает, об этом делается соответствующая запись.

В строке 6 — «Адрес места работы» — указывается адрес организации, в которой работает направляемый на день открытия листка нетрудоспособности.

В строке 7 — «Профессия» — указывается та профессия, которая получена путем специального образования (инженер, педагог, техник — строитель) либо та, в которой имеется наиболее продолжительный стаж работы и (или) наиболее высокая квалификация (например: слесарь — ремонтник V разряда и др.).

В строке 8 — «Должность» — следует указать ту, на которой больной был занят на день открытия ему листка нетрудоспособности.

В строке 9 — «Под наблюдением лечебно — профилактического учреждения с. » указывается дата первичного заполнения амбулаторной карты больного в лечебно — профилактическом учреждении.

Источник

Adblock
detector