Сборник ситуационных и расчетных учебных задач на тему: «Общественное здоровье и здравоохранение»
БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СИТУАЦИОННЫХ И РАСЧЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ:
«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
по специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Рассмотрено на ЦМК Рассмотрен на заседании
общепрофессиональных дисциплин методического совета
«13» октября 2014г. «30» октября 2014г.
Протокол №2 Председатель _________
АВТОР: преподаватель первой
РЕЦЕНЗЕНТЫ: заместитель директора по
областной медицинский колледж»
Настоящий сборник содержит 27 учебных задач, которые имитируют проблемы, возникающие в профессиональной деятельности средних медицинских работников. Задания направлены на самостоятельное определение путей решения.
Представленные задачи студентам рекомендуется использовать на учебных занятиях целесообразно и во время внеаудиторной самостоятельной работы.
Ситуационные задачи ………………………………………. 6
Изменения, связанные с состоянием здоровья населения и системой здравоохранения, требуют постоянного совершенствования методики преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для среднего медицинского персонала с целью последующего использования полученных ими знаний в практической работе.
Это определяет актуальность написания сборника, которое предоставляет возможность студентам овладеть методикой расчета и анализа статистических показателей при решении ситуационных задач.
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие студенту осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных дисциплин.
Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи преподаватель и студент преследуют разные цели: для студента – найти решение, соответствующее данной ситуации; для преподавателя – определить уровень освоения студентом способа деятельности и осознание его сущности.
Решение учебных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение учебных задач направлено на достижение межпредметных связей.
В силу своей межпредметности, интегративности учебные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда студенты, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Учебные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации студентов к познавательной и профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт – третьего поколения делает образование практикоориентированным и нацеливает студентов на овладение отдельными видами профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело».
Современный медицинский работник среднего звена должен быть специалистом, обладающим высоким уровнем профессиональных компетенций, творческим мышлением, должен уметь быть самостоятельным, видеть профессиональные проблемы, ставить для себя задачи и самостоятельно решать их.
Настоящее пособие рекомендуется использовать для самостоятельной работы студентам в аудиторное и внеаудиторное время для формирования профессиональных и общих компетенций при освоении содержания ПМ – 06 организационно-аналитическая деятельность для специальности «Лечебное дело» и учебной дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» для специальности «Сестринское дело».
Ситуационная задача №1.
В одном из районов города несколько лет работает крупное предприятие химической промышленности, выбросы которого загрязняют атмосферный воздух сернистым газом, парами серной кислоты и спирта. Для изучения влияния загрязнения воздуха на здоровье населения в исследуемом районе было обследовано 120 детей младшего школьного возраста. Из общего числа исследуемых тонзиллит диагностирован у 60 детей, конъюктивит обнаружен у 38, кариес – у 50, кожными болезнями страдали 12 человек. В контрольном районе обследовано 134 ребенка того же возраста, из них тонзиллитом страдали 16 человек, конъюктивитом – 8, кариесом – 12, кожные болезни не выявлены.
1. Вычислите интенсивные и экстенсивные коэффициенты заболеваемости детей младшего школьного возраста тонзиллитом, конъюктивитом, кариесом зубов и кожными болезнями, проживающими в районе с загрязнением воздушного бассейна и в контрольном районе.
Ситуационная задача №2.
В лечебно-профилактических учреждениях города за отчетный период было зарегистрировано 400 000 первичных обращений населения, в том числе по поводу болезней органов дыхания – 130 000; травм, отравлений и других последствий внешних причин – 65 000; болезней нервной системы – 25 000. среднегодовая численность населения в отчетном году составила 600 000 человек.
1. На основании представленных абсолютных данных рассчитайте относительные показатели.
2. Укажите, к какому виду относительных величин они относятся.
3. Назовите 4 вида относительных величин и раскройте их сущность.
Источник
Организация здравоохранения и общественное здоровье. Ситуационные задачи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Здравоохранение – это сфера деятельности государства, которая организует и обеспечивает охрану здоровья населения на различных уровнях.
Актуальность проблем в области общественного здоровья и здравоохранения
Общественное здоровье — это раздел медицинской науки и практики, который изучает влияние социальных факторов на здоровье населения.
В современных условиях в медицине особенную актуальность приобретает подготовка конкурентоспособных и высококвалифицированных врачей, которые умеют организовать здравоохранение и эффективно решать профессиональные задачи сохранения здоровья людей. Для решения данной тенденции создаются государственные стратегии развития, национальные программы и инновационные проекты развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Для того, чтобы правильно организовать здравоохранение и сохранить общественное здоровье, необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу непрерывного образования и самообразования врачей. В свою очередь, внедрение в медицинскую практику порядков, стандартов и правил обусловливает необходимость выработки актуальных учебных планов и программ дополнительного образования для медиков.
По сути, каждый врач – организатор, должен систематически получать новые знания, приобретать умения и отрабатывать навыки, которые оптимизируют результаты управленческих решений в области здравоохранения на микро- и макро-институциональных уровнях развития данной системы.
Оригинальным пунктом в обучении в области организации здравоохранения является решение ситуационных задач, которые могут помочь разобраться в спорных вопросах, касающихся защиты прав и свобод граждан в области общественного здоровья. Подобных задач существует достаточно много и все они оптимальны по содержанию и наглядно иллюстрируют те или иные аспекты организации здравоохранения и общественного здоровья.
Примеры ситуационных задач
Можно привести следующие примеры ситуационных задач и вопросов, которые прилагаются к ним (ситуации имеют абстрактный характер, но связаны с реальными практическими случаями):
Задача 1. Гражданин Б., неработающий инвалид 2 группы, 20.04.2016 обратился к участковому терапевту в поликлинику, чтобы получить рецепт на лекарственный препарат, необходимый для поддерживающей терапии при гипертонической болезни. В течении нескольких лет гражданин Б., получал препарат Валсартан, поскольку препараты родственной фармакологической группы вызывают у него аллергический кашель. Участковый терапевт отказал в выписке рецепта, мотивируя собственные действия тем, что этот препарат больше не входит в перечень жизненно необходимых лекарств в данный момент времени.
- Оправданы ли действия участкового врача? Каким образом он должен был поступить?
- Какими должны быть дальнейшие действия пациента?
Задача 2. Гр. К., 65 лет обратилась по записи на прием к участковому терапевту. В истории ее болезни указаны такие диагнозы: остеопороз, гипертония, частичная локальная дисфункция сосудов. Все диагнозы подтверждаются выписками в течение 20 лет. Пациентка ведет здоровый образ жизни, не курит и питается рационально, но ее физическая активность на низком уровне. Из объективных показателей, характеризующих состояние гражданки, можно отметить: АД – 133/ 79 мм. рт. ст., ОХС – 7,8 ммоль /л, глюкоза — 4,6 ммоль/л. Уровень сердечно – сосудистого риска составляет 3 %. Также у данной женщины наблюдается ожирение 2 степени.
- Какой должна быть организационная тактика ведения этой пациентки (укажите все элементы)?
- Какие элементы лечения могут применяться в отношении пациентки?
Задача 3. При лицензировании медицинской организации, которая осуществляет деятельность по профилю «Ортопедическая стоматология» было установлено, что врач стоматолог-ортопед имеет профессиональную переподготовку и сертификат специалиста только по специальности «терапевтическая стоматология». Лицензирующий орган в выдачи лицензии этому учреждению отказал. Главный врач учреждения не согласен с подобным решением. Аргументом является тот факт, что он длительное время оказывает услуги по ортопедической стоматологии, а жалоб со стороны пациентов никогда не получал.
- Правомерно ли поступил лицензирующий орган?
- Какими должны быть действия лицензирующего органа?
- Какие законодательные акты должны быть применены в данном случае?
Задача 4. В Архангельской области в Минздрав обратился сын гражданина М., 1939 года рождения, имеющего инвалидность 2 группы c установленным диагнозом, шизофрения. Он написал жалобу на отказ в направлении его отца в стационар по профилю общего заболевания. В диагнозе гр. М. указаны следующие сведения: энцефалопатия, артериальная гипертензия, тугоухость. По телефону сын гр. М., уточнил, что на момент написания жалобы его отец находился на принудительном лечении в психиатрической больнице.
- Есть ли показания для госпитализации гражданина в стационар по соматическому заболеванию?
- Каким образом должно быть организовано медицинское обслуживание данного пациента?
- Каким должно быть реагирование на полученную жалобу?
Задача 5. Гр. Т. обратился в стоматологическую поликлинику для лечения зубов по полису ОМС. На одном из этапов лечения пациент получил рекомендацию от врача лечить зуб с разрушенной коронкой в платном кабинете. После этого гражданин обратился с претензией о возврате денежных средств (был произведен наличный расчет). Гражданин приложил копии договора и чека.
- Правомерны ли требования пациента о возврате денежных средств?
Решение подобных ситуационных задач позволяет приобрести необходимые навыки ориентации в конфликтных, происходящих в области здравоохранения и общественного здоровья. Кроме того, это может помочь студентам – будущим специалистам приобрести необходимы уровень грамотности в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья, тех отраслях, которые являются важнейшими социальными сферами.
Источник
озз задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАНИЕ Определить объем изучаемой совокупности, вид совокупности (генеральная, выборочная),
единицу наблюдения, качественные и количественные учетные признаки, факторный и результативные признаки. Представить макет групповой таблицы.
Изучалось действие пассивного курения на проходимость дыхательных путей у некурящих (работающих в помещении, где не курят – 200 чел., работающих в накуренном помещении – 200 чел.), активных курильщиков (выкуривающих 20 и более сигарет в день – 200 чел., выкуривающих 10-20 сигарет в день – 200 чел., выкуривающих менее 10 сигарет в день – 200 чел.). Для характеристики состояния дыхательных путей взяли один из показателей функции внешнего дыхания – максимальную объемную скорость середины выдоха, которую измеряли во время профилактического осмотра сотрудников завода шестерен. Уменьшение этого показателя – признак нарушения проходимости дыхательных путей.
• объем совокупности – выборка большая (n = 1000);
• вид исследования по объему – несплошное;
• вид статистической совокупности — выборочная;
• единица наблюдения – сотрудник завода шестерен;
• количественные учетные признаки:
— число выкуренных сигарет (количество сигарет);
• качественные учетные признаки:
— активное или пассивное курение;
— нарушение проходимости дыхательных путей;
— активное или пассивное курение;
— уменьшение максимальной объемной скорости середины выдоха;
— нарушение проходимости дыхательных путей.
Таблица 1. – Результаты нарушения проходимости дыхательных путей у активных курильщиков завода шестерен в отчетном году
Источник
задачник озиз
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
К А Ф Е Д Р А О Б Щ Е С Т В Е Н Н О Г О З Д О Р О В Ь Я И З Д Р А В О О Х Р А Н Е Н И Я
Задачи к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
К А Ф Е Д Р А О Б Щ Е С Т В Е Н Н О Г О З Д О Р О В Ь Я И З Д Р А В О О Х Р А Н Е Н И Я
Задачи к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению
(издание четвертое, переработанное и дополненное)
Под редакцией академика РАМН, профессора Ю.П. Лисицына, чл.-корр. РАМН, профессора Н.В. Полуниной, профессора Нестеренко Е.И.
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебно-методического пособия для студентов медицинских вузов по специальностям лечебное дело (040100), педиатрия (040200) и клиническая психология (022700)
Задания к практическим занятиям разработаны кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Российского государственного медицинского университета
Лисицын Ю.П. Полунина Н.В., Полунин В.С., Нестеренко Е.И., Ашанина Н.М., Савельева Е.Н., Хмель А.А., Толченова Е.А., Аксельрод С.В., Борисенко В.В., Трифонова Н.Ю., Смирнова Л.В.
Задачи к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению / Под редакцией академика РАМН, профессора Ю.П. Лисицына, чл.-корр. РАМН, профессора Н.В. Полуниной, профессора Нестеренко Е.И. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – с.
В учебно-методическом пособии представлены современные методы медицинской статистики, а также основные методологические подходы к анализу деятельности медицинских учреждений.
Книга содержит типовые задания, образцы их выполнения, варианты индивидуальных заданий и контрольные вопросы к каждой теме.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебных, педиатрических, клинико-психологических факультетов медицинских вузов. Оно может быть полезным врачам-интернам, клиническим ординаторам, аспирантам медицинских вузов.
Источник