Меню

Общественное здоровье вак журнал

Общественное здоровье вак журнал

Научно-практический журнал «Общественное здоровье и здравоохранение»

Научно-практический журнал «Общественное здоровье и здравоохранение» («Public Health and Health Care») является регулярным печатным изда­нием, выходит 4 раза в год. Публикует научные ста­тьи по про­блемам здоровья населения, организации здравоохранения, развития системы медицинского обра­зования. медицинского страхования, науки (см. разделы). В журнале публикуются аналитические статьи, отражающие передовой опыт и результаты деятельности ведущих организаторов здравоохранения, наиболее значительные материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам общественного здоровья и здравоохранения, сообщения о юбилярах. С 2005 года журнал входит в список ведущих рецензируемых журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации результатов докторских и кандидатских диссертационных исследований.
С опубликованными статьями можно ознакомиться на сайте Научной Электронной Библиотеки — elibrary.ru.

Основные правила направления статей для публикации в журнале «Общественное здоровье и здравоохранение»

В редакцию отправляются:

1. сопроводительное письмо

2. сведения об авторах (полные фамилия, имя, отчество; ученая степень; звание; должность; полный юридический адрес места работы) на русском и английском языках

3. материалы статьи в двух экземплярах

4. копия документа об оплате

5. CD-диск с электронной версией рукописи

Оплата

Оплата издательских расходов за публикацию в порядке очереди в течение года составляет 8200 рублей.

Плата с аспирантов (единственный автор, гражданин РФ) за публикацию статьи не взимается. Обязательное представление справки об обучении в аспирантуре, заверенной руководителем учреждения. Оригинал справки с печатью учреждения высылается по почте по адресу: 420012, г. Казань, а/я 192, редакции журнала «Общественное здоровье и здравоохранение».

В случае отклонения статьи оплаченная сумма возвращается. Возврат денежных средств осуществляется на имя плательщика в банк, из которого пришел платеж.

Требования к сопроводительному письму

Сопроводительное письмо к научной статье оформляется на бланке учреждения, где выполнялась работа, за подписью руководителя учреждения.

Если сопроводительное письмо оформляется не на бланке учреждения и не подписывается руководителем учреждения, то оно должно быть обязательно подписано всеми авторами научной статьи.

Источник

Общественное здоровье вак журнал

Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» — научно-практический рецензируемый журнал, рассчитанный на руководителей и работников органов и учреждений здравоохранения, практических врачей, научных работников.

Основан в 1957 г. Учредителем журнала является ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора. Периодичность — 1 раз в 2 месяца.

В журнале публикуются научные и практические материалы о развитии здравоохранения. Большое внимание уделяется вопросам демографии, социальной гигиены.

Журнал представляет данные о состоянии здоровья отдельных категорий населения, санитарной и эпидемиологической обстановке в различных регионах России, публикует материалы о влиянии факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье населения, профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и улучшение демографической ситуации. Журнал размещает информацию о деятельности системы здравоохранения, о законодательных и нормативных актах, касающихся совершенствования работы органов и учреждений здравоохранения. Публикует статьи об опыте и новых направлениях работы территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Журнал принимает статьи по следующим группам специальностей:

14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

14.02.00 Профилактическая медицина

14.02.01 Гигиена (медицинские науки)

14.02.02 Эпидемиология (медицинские науки)

14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение (медицинские науки)

14.02.04 Медицина труда (медицинские науки)

Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» представлен в следующих международных базах данных и информационно-справочных изданиях: Scopuc, International Aerospace Abstracts, Ulrich’s International Periodicals Directory, OCLC Russian Academy of Sciences Bibliographies, Russian Science Citation Index (на платформе Web of Science).

Текущий выпуск

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Введение. Надёжной научной базы прогнозирования и предупреждения пандемий пока нет. Во многих странах выражено публичное недовольство недостаточно оперативными и эффективными действиями властей по предупреждению распространения СOVID-19.

Целью исследования является постановка значимой на мировом уровне проблемы комплексности и эффективности мер оперативной защиты здоровья и жизни населения от СOVID-19, при иных эпидемиях и пандемиях.

Материал и методы. Применены системный подход и международная методология анализа политик. Автором предложена структуризация экстренных мер и субъектов анализа социально-психических факторов эпидемий и пандемий, позволяющая определить систему количественных показателей и проводить мониторинг ситуации.

Результаты. К числу актуальных направлений следует отнести применение ограничительных мер не только на международные, но и на внутренние авиаперелёты; ограничение увеличения плотности населения крупных городов с ориентацией на нормативы «социальной изоляции»; более действенную экологическую защиту, снижающую риски передачи инфекций от животных к людям; снижение заражений людей внутрибольничными инфекциями.

Обсуждение. В период эпидемий и пандемий необходимо принимать не только экстренные, но и предупредительные меры на основе глубокого изучения причинно-следственных связей, в частности рисков повтора в результате увеличения транспортных потоков, урбанизации, интенсификации сельского хозяйства, ухудшения экологической обстановки.

Заключение. Автором предлагается существенно перестроить аналитическую и иные функции оперативной защиты здоровья и жизни населения во время эпидемий и пандемий.

Введение. Работа посвящена изучению естественного движения населения в Республике Башкортостан (РБ) на региональном и муниципальных уровнях.

Цель исследования – оценка факторов, влияющих на естественное движение населения РБ.

Материал и методы. Информационной базой служили официальные статистические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан: сборники «Демографические процессы в Республике Башкортостан», «Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан»; данные Росстата – сборники «Регионы России. Социально-экономические показатели». Рассматривались данные, состоящие из наблюдений по сельским муниципальным образованиям 54 муниципальных районов и 21 городам (городские округа и городские поселения) РБ, прослеженные в динамике за 16 лет (2002–2017 гг.). Муниципальные образования были разбиты на 5 групп с применением кластерного анализа на основе показателей естественного прироста. Для изучения влияния медико-демографических, социально-инфраструктурных, социально-экономических факторов на показатели естественного движения населения применяли многофакторный регрессионный анализ. В связи с панельным характером данных использовали модели с фиксированными индивидуальными и временными эффектами.

Результаты. В изучаемых группах муниципальных образований, сформированных с применением кластерного анализа, значимость отдельных факторов в плане их влияния на результативный показатель существенно отличается, что обусловливает необходимость учёта этой пространственной гетерогенности при разработке мер социально-экономической политики. Построенные нами регрессионные модели с фиксированными эффектами по панельным данным подтвердили наличие связи между коэффициентом естественного прироста населения со среднедушевыми денежными доходами, общим коэффициентом браков, разводов, долей женщин фертильного возраста, безработицей, долей населения старше трудоспособного возраста.

Заключение. Анализ полученных результатов и сопоставление их с данными литературы позволяют определить приоритеты социально-экономической, демографической политики на региональном уровне.

Введение. Положительный многолетний системный опыт разработки и функционирования информационных технологий в здравоохранении должен найти применение в современных информационных системах.

Цель исследования: обосновать принципы повышения эффективности использования и создания информационных ресурсов в здравоохранении и медицине на основе предшествующего опыта.

Материал и методы. Использованы методология системного подхода, методы системного, графического и статистического анализа, методы экспертных оценок, эмпирического моделирования, эпидемиологический, социально-гигиенический методы. Решены задачи выявления основных проблем информатизации, оценки и анализа подходов к созданию информационных систем, в том числе межведомственных.

Результаты. Выявлены основные проблемы информатизации на современном этапе, обоснованы принципы повышения эффективности использования и создания информационных ресурсов в здравоохранении и медицине. Проведен анализ ранее применяемых принципов и методических подходов к созданию информационных систем. Обозначены пути развития и принципы повышения эффективности использования информационных ресурсов, в частности, за счет глубокого анализа и моделирования информации из многолетних баз данных.

Обсуждение. Функционирование системы «Охрана здоровья» позволяет повысить эффективность, достоверность и полноту использования информации о заболеваемости, инвалидности и смертности населения, состоянии среды обитания. Тот факт, что система является межведомственной, позволяет улучшить методы оценки, анализа и контроля качества медицинской помощи и экологической безопасности населения.

Заключение. Результаты исследования подчеркивают необходимость применения и развития аналогичных подходов на современном этапе информатизации в системе охраны здоровья.

Цель исследования – изучение соответствия перечня лекарственных препаратов (ЛП) для лечения злокачественных новообразований в территориальных программах государственных гарантий (ТПГГ) перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в субъектах РФ и практики закупок ЛП за счёт средств регионального льготного обеспечения (РЛО).

Материал и методы. Проанализированы ТППГ, в которых сопоставлены перечни ЛП для лечения пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями, для РЛО с перечнем ЖНВЛП. Проведена оценка закупки ЛП в 2019 г. и отдельно первых полугодий 2019 и 2020 гг. и сравнение их с действующими перечнями РЛО во всех субъектах РФ.

Результаты. Только 14% субъектов РФ в 2019 г. и 20% в 2020 г. удовлетворяли требованиям программы государственных гарантий. Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ, составило 73 международных непатентованных наименований в 2019 г. и 100 – в 2020 г. Количество субъектов с полным перечнем ЛП составляло от 7% до 33%. В 2020 г. количество субъектов РФ с полным перечнем ЛП в ТПГГ не изменилось.

Обсуждение. Сокращение ЛП из перечня ЖНВЛП, закупаемых за счёт средств РЛО, уменьшает количество возможных схем лечения и ограничивает возможности онкологов по оказанию помощи в амбулаторных условиях.

Заключение. Большинство субъектов РФ в нарушении требований Программы государственных гарантий не гармонизируют перечни ЛП в ТПГГ с перечнем ЖНВЛП. Практика закупок ЛП из перечня ТПГГ свидетельствует об отсутствии финансовых механизмов обеспечения ЛП пациентов на амбулаторном этапе лечения.

Введение. Клинические исследования (КИ) являются фундаментом современной доказательной медицины. Однако на территории России многие аспекты их проведения остаются неизученными. Не ясно, какие факторы влияют на принятие решения российскими пациентами об участии в КИ, что определяет их личное отношение к проводимой работе.

Цель работы – анализ восприятия КИ пациентами.

Материал и методы. Основным методом исследования являлось анкетирование. Изучено 488 анонимных, добровольных опросов пациентов из стационаров Томска.

Результаты. Более половины респондентов слышали о КИ, при этом основным источником информации служили средства массовой информации. Опрошенные адекватно оценивают важность проведения КИ для развития медицины и помощи обществу. По мнению большинства респондентов, основной целью КИ является определение эффективности и безопасности лекарственных средств, своё участие они расценивают как возможность внести вклад в развитие науки. Анкетирование продемонстрировало необходимость и важность всех пунктов информированного согласия.

Заключение. Настоящее исследование выявило низкую заинтересованность российского общества в участии в КИ за исключением случаев собственной выгоды. Основная польза, по мнению пациентов-участников, заключается в получении альтернативного лечения неизлечимой болезни, а также в возможности наблюдения своего состояния высококвалифицированным врачом. В то же время главный негативный фактор был связан с возможностью нанесения риска собственному здоровью. Важную роль в принятии решения о вовлеченности пациентов в КИ играет именно поведение врача-исследователя, умение донести до пациента достоверную информацию для адекватной оценки пациентом пользы и возможных рисков. Результаты настоящей работы позволят адаптировать процесс организации КИ к потребностям пациентов и особенностям российского общества.

ОБЗОРЫ

Введение. Планирование и осуществление финансирования в системе здравоохранения в целом и при оказании онкологической помощи в частности являются предметом пристального внимания медицинского сообщества. Остаются не полностью решёнными вопросы практической значимости и стандартизации методов оценки затрат в онкологии.

Цель – обзор источников литературы и анализ способов оценки прямых затрат на медицинскую помощь онкологическим больным.

Методы. В работе применена методология целевого и смыслового поиска источников литературы с использованием баз PubMed, Cochrane, E-library (РИНЦ).

Результаты и обсуждение. Идентифицированы основные методы подсчёта затрат: 1) оценки, основанные на анализе заболеваемости; 2) оценки, основанные на анализе распространённости; 3) «чистый» и общий подходы; 4) фазовый подход; 5) оценка затрат с использованием цензурированных данных. Оценку затрат на основании заболеваемости проводят относительно момента установления диагноза. Затраты, обусловленные распространённостью, представляют собой затраты на больных с диагнозом «рак» в течение фиксированного календарного периода времени. «Чистые» затраты могут быть подсчитаны путем вычитания средних затрат среди неонкологических больных из общих средних затрат на лечение среди сопоставимых по клинико-демографическим характеристикам онкологических пациентов. Общие затраты определяются как суммарные затраты на пациента с онкологическим диагнозом независимо от непосредственной связи затрат с этим диагнозом. Фазовый анализ является вариантом оценок, проведённых на основании данных о заболеваемости, и заключается в выделении периодов с момента постановки диагноза, когда затраты значительно изменяются. Оценка затрат с использованием цензурированных данных включает применение методов математического моделирования. На практике распространены комбинированные подходы.

Выводы. Наличие комбинированных статистических и математических методов делает возможным проведение разносторонних экономических оценок затрат.

Ожирение и избыточная масса тела являются серьёзной проблемой в современном мире. Большинство исследований, клинических рекомендаций и обзоров представляют ожирение как негативный прогностический фактор сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Однако появляется всё больше доказательств того, что повышенный индекс массы тела тем не менее может являться прогностически благоприятным фактором для ряда заболеваний. Особенно много таких работ, касающихся заболеваний, для которых повышенная масса тела является наиболее значимым фактором риска. В литературе такое явление получило название «парадокс ожирения». Несмотря на то, что многие исследования показывают достоверность парадокса ожирения, нет определённых патогенетических механизмов, которые могли бы подтвердить это явление, да и сами исследования оставляют больше вопросов, чем ответов. Данный обзор посвящён их разбору при следующих нозологиях: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет 2-го типа.

Целью данной работы является выявление проблем уже существующих исследований и поиск способов объяснения парадокса ожирения. Подбор литературы осуществлялся по базам данных PubМed. Для оценки проблематики современных исследований были проанализированы клинические исследования, для поиска причин данного парадокса – обзоры литературы. Единственным заболеванием, при котором парадокс ожирения получил свое подтверждение, и удалось найти возможные патогенетические механизмы его развития, является хроническая сердечная недостаточность.

МЕДИЦИНА И ПРАВО

Введение. Межведомственное взаимодействие организаций, осуществляющих профилактику неинфекционных заболеваний среди детей, основывается на нормах права. Законодатель исчерпывающе установил обязанности организаций в вопросах сохранения здоровья обучающихся. Однако на практике возникают противоречия при разделении функций между образованием и здравоохранением в части ответственности за мероприятия и нормативные процедуры по охране здоровья школьников. Речь идет об отсутствии понимания распределённой ответственности, действенных механизмов коммуникации, норм аудита профилактики неинфекционных заболеваний и формирования грамотности в вопросах здоровья.

Цель – оценка согласованности ключевых документов по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний среди обучающихся, в том числе формирования здорового образа жизни, и влияния возникающих в практике коллизий на ситуацию детской заболеваемости и отношение родителей к системе профилактики.

Материал и методы. Проведены анализ федеральных законов, приказов отраслевых министерств, региональных нормативных документов, сведений о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних по данным статистических форм № 030-ПО/о-12 за 2017 г. и № 030-ПО/о-17 за 2018 г. по одному округу Москвы; опрос родителей (n = 1320).

Результаты. Установлено, что содержательная проработанность норм по охране здоровья учащихся в образовательных организациях и нормативная обоюдная ответственность школ и медицинских учреждений не подкреплены действенными механизмами реализации как на федеральном, так и на региональном уровне. В вопросах профилактики неинфекционных заболеваний отсутствуют нормы контроля. Как следствие рассогласованности в системе профилактики фиксируется рост детской заболеваемости, неудовлетворенность родителями складывающейся ситуацией. В сравнении с образованием сфера здравоохранения демонстрирует наибольший разрыв между представлением/ожиданием родителей и положительной оценкой реальной помощи.

Заключение. Необходимо на уровне региональных программ с учётом специфики территорий разрабатывать механизмы реализации норм федерального законодательства.

Введение. Реализация актуального подхода к решению проблемы охраны здоровья населения путём взаимодействия заинтересованных секторов государства и общества в значительной степени носит фрагментарный и декларативный характер, его содержание недостаточно научно обосновано и не нашло должного отражения в законодательных актах.

Цель исследования – научное обоснование и формулирование предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан.

Материал и методы. Проведён анализ научной литературы, действующего федерального и регионального законодательства в части регламентации форм и методов охраны здоровья граждан. На модели субъекта Российской Федерации (Саратовской области) исследованы реализация социально-экономических возможностей в медико-социальных программах; здоровьесберегающая деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти, Межведомственных координационных советов, управления Роспотребнадзора, центра медицинской профилактики; состояние здоровья и образ жизни населения; организация профилактики в 92 медицинских организациях; результаты анонимного анкетирования более 10 тыс. человек (населения, руководителей здравоохранения, экспертов). Полученные материалы использованы для обоснования предложений по изменению законодательства, регулирующего охрану здоровья граждан.

Результаты. Разработана и апробирована технология межсекторального взаимодействия по охране здоровья населения, которая базируется на целенаправленном воздействии установленных 23 заинтересованных секторов как на детерминанты здоровья (их определено 37), так и на 38 простых и сложных информативных векторов автоматизированной оценки успешности здоровьесберегающей деятельности, а также других результатах исследования. Содержание технологии позволило сформулировать предложения по изменению законодательства в сфере охраны здоровья граждан, в частности её дефиниции, принципов, организации, оценки и контроля.

Вывод. Результаты исследования дали возможность научно обосновать объективную необходимость внесения изменений в действующее законодательство в сфере охраны здоровья граждан и сформулировать предложения по его совершенствованию.

ДИСКУССИЯ

Развитие клинического мышления и совершенствование медицинской помощи во многом зависят от отношения врачей и общества к врачебным ошибкам. Взвешенное, рациональное отношение к врачебным ошибкам возможно при понимании основных аспектов проблемы ошибок в медицине. В статье представлены два важных аспекта проблемы ошибок – их вероятность и, в определённом смысле, обыденность, а также роль взаимоотношений в коллективе в формировании объективного отношения коллег к ошибкам. В статье приводятся аргументы в пользу того, что правильные действия врача не означают, что они абсолютно безошибочны.

Перечисляются факторы, определяющие сложность медицины. Рассматривается вопрос реальной и неоднозначной эффективности медицины. Раскрывается тезис о том, что развитие доказательной медицины – это свидетельство относительности знаний в медицине. Приведены основные варианты взаимоотношений врачей в коллективе. Указана роль коллегиальности в совершенствовании профессионального опыта и качества медицинской помощи. Показано, что отсутствие объективных критериев виновности или невиновности врача при ошибке усугубляет проблему ошибок.

Подчёркивается порочность приравнивания всех ошибок к проступку, односторонность такого подхода в профилактике ошибок. Традиционное негативное отношение к врачам, допустившим ошибку, приводит в итоге к сокрытию ошибок, снижению количества и качества анализа ошибок, стагнации в развитии клинического мышления, росту количества ошибок и, соответственно, законодательному ужесточению ответственности за ошибки.

Введение. Медицина, в отличие от большинства других наук, пока не выработала единого непротиворечивого и одинаково понимаемого всеми медиками-профессионалами медицинского лексикона, что затрудняет как научно-образовательную деятельность медиков, так и их клиническую работу и взаимодействие.

Цель: рассмотреть применение русского языка как государственного в медицине и здравоохранении.

Материал и методы. Проведён анализ литературных источников, включая нормативные документы, законы и подзаконные акты, а также научные публикации по проблеме. Опрошены 75 врачей, включая опытных специалистов и начинающих медиков, на предмет практики и проблем применения медицинской терминологии в их профессиональной деятельности и корпоративном общении.

Результаты. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» специально не оговаривает использование русского литературного языка в профессиональной научной устной и письменной речи. Определённые сложности неизбежно возникают в гражданской и социальной жизни при составлении и чтении медицинских инструкций, рекламы медицинских товаров и услуг, договоров медицинского страхования. Проведённые нами опросы медицинских работников подтверждают реальность и остроту данной проблемы. Отсутствие нормативных словарей профессионального медицинского русского подъязыка затрудняет профессиональную деятельность медиков и преподавателей медицины; отрицательно сказывается на их общении между собой и с пациентами/студентами, снижая эффективность клинической и научно-образовательной медицинской деятельности.

Выводы. Отсутствие нормативных справочных изданий, устанавливающих на государственном уровне единые требования к профессиональному медицинскому подъязыку, затрудняет медицинскую практику, снижает эффективность медицинских научных исследований и сказывается на качестве медицинского образования. Подготовка таких изданий должна послужить приведению российской медицинской терминологии в соответствие с современной мировой медицинской лексикой и унифицировать толкования понятий медиками разных специальностей, поколений и школ.

Источник

Читайте также:  Как получить возмещение по осаго за вред здоровью

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector