Меню

Общественное здоровье методы изучения заболеваемости

Рефераты по медицине
Заболеваемость населения. Виды и методы изучения

ЛЕКЦИЯ. Заболеваемость населения. Виды и методы изучения.

Заболеваемость — один из показателей здоровья населения.

Основные показатели здоровья населения:

Сведения о здоровье населения позволяют определить:

2.обосновать оздоровительные мероприятия

3.оценить эффективность внедренных мероприятий

4.для оперативного руководства деятельностью учреждений здравоохранения

5.для текущего и перспективного планирования кадров

6. для совершенствования структуры службы здравоохранения в целом и отдельных учреждений

Изучение заболеваемости проводится по общепринятой схеме статистических исследований и строгой последовательности этапов.

1. сбор информации

2.группировка и сводка материалов их шифровка

4.анализ материалов и их оформление (выводы рекомендации).

При изучении заболеваемости в связи с состоянием окружающей среды необходимо направленное изучение факторов среды и углубленный анализ заболеваемости.

Источники информации о заболеваемости:

1. медицинские сведения об обращаемости за медицинской помощью

2.данные мед. осмотров

3.материалы по данным причин смерти

Обращаемость за мед. помощью — это абсолютное число больных впервые в календарном году обратившихся в лечебно-профилактические учреждения по поводу заболевания. Все первичные и повторные обращения характеризует посещаемость.

1.Первичная или собственно заболеваемость

2.Распространенность или болезненность

3.Частота заболеваний выявленных при медосмотрах или патологическая пораженность.

Первичная заболеваемость — это число впервые в жизни диагностированных заболеваний в течении 1 года.Учитываются все острые заболевания и впервые в жизни установленные хронические заболевания по первому обращению в лечебное учреждение (рецидивы хронической патологии возникающие в течении года не учитываются).

Болезненность или распространенность заболеваний — это совокупность всех острых и всех хронических заболеваний зарегистрированных в данном календарном году. Болезненность всегда выше уровня собственно заболеваемости. Показатель заболеваемости в отличии от болезненности свидетельствует о динамичных процессах происходящих в здоровье населения и является более предпочтительным для выявления причинных связей.

Показатель болезненности дает представление как о новых случаях заболевания так и о диагностируемых ранее случаях но с обострением которых население обратилось в данном календарном году.

Патологическая пораженность — совокупность всех заболеваний и патологических состояний выявленных при комплексных медосмотрах. Этот показатель дает представление о контингенте больных зарегистрированных на определенную дату. В основном выделяется хроническая патология и в большинстве случаев этого заболевания с которым население не обращалось в лечебно-профилактические учреждения.

1.Заболеваемость по данным первичной обращаемости которая включает в себя общую заболеваемость инфекционную заболеваемость госпитальную заболеваемость с временной утратой трудоспособности важнейшие не эпидемические заболевания (туберкулез сифилис).

2. Заболеваемость по данным медосмотров и диспансерного наблюдения.

3. Заболеваемость по данным причин смерти (данные берутся в ЗАГСе документы — свидетельства о смерти).

Если необходимо изучить заболеваемость госпитализированную сотрудников академии данные берутся в архиве (документ — карта выбывшего из стационара).

Если необходимо изучить заболеваемость с временной утратой трудоспособности надо взять листок нетрудоспособности который храниться в бухгалтерии).

Для изучения общей заболеваемости берется медицинская карта и стат. талон.

Для изучения заболеваемости туберкулезом сифилисом гонореей берется документ о важнейшем неэпидемическом заболевании.

Каждый вид заболеваемости имеет учетную и отчетную форму. Инфекционная госпитальная важнейшая неэпидемическая заболеваемость заболеваемость с временной утратой трудоспособности являются составляющими общей заболеваемости. Изучение только одного из перечисленных видов является лишь частью сведений общей заболеваемости.

Требования к раздельному изучению этих видов заболеваемости объясняется определенными причинами.

1.инфекционная заболеваемость — требует быстрого проведения противоэпидемических мероприятий

2. госпитальная заболеваемость — сведения о ней используются для планирования коечного фонда

3. заболеваемость с временной утратой трудоспособности — определяет экономические затраты

4. важнейшая неэпидемическая заболеваемость — дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.

Для оценки заболеваемости населения используются коэффициенты рассчитанные как отношение числа заболеваний к численности групп населения и пересчитанные на стандарт (на 100 1000 10000 человек). Эти коэффициенты позволяют оценить вероятность риск появления каких-либо заболеваний у населения.

Для получения ориентировочных представлений о заболеваемости населения предусматривается расчет общих коэффициентов (экстенсивный интенсивный).

Для выявления причинно-следственных связей необходимы специальные коэффициенты то есть с учетом пола возраста профессии и т.д.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ.

Сплошной — приемлем для оперативных целей. Выборочный — используется для выявления зависимости между заболеваемостью и факторами окружающей Среды. Выборочный метод использовался в годы переписи населения. Примером его может служить изучение заболеваемости на отдельный территориях. Выбор метода изучения заболеваемости населения на отдельной территории или отдельных его групп определяется целью и задачами исследования. Ориентировочные сведения об уровнях, структуре и динамики заболеваемости можно получить из отчетов лечебно-профилактических учреждений и отчетов центрального управления, использующих сплошной метод.

Выявление закономерностей, заболеваемости, связей возможно только при выборочном методе путем выкопировки паспортных и медицинских данных из первичных учетных документов на статкарту.

При оценке уровня, структуры и динамики заболеваемости населения и отдельных его групп рекомендуется проводить сравнение с показателями по Российской Федерации, города, района, области.

Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу заболевания.

Основные учетные документы для изучения общей заболеваемости это: мед карта и стат талон уточненного диагноза.

Общая заболеваемость рассчитывается на 1000, 10000 населения. В структуре общей заболеваемости в России первое место занимают болезни органов дыхания, на втором месте болезни нервной системы и органов чувств, на третьем месте- органов кровообращения. В СПб: 1 место — около половины всех случаев заболеваемости составляют болезни органов дыхания, 2 место — травмы и отравления, 3 место — инфекционные и паразитарные болезни, 4 место — болезни кожи и подкожной клетчатки, 5 место — болезни нервной системы и органов чувств.

Читайте также:  Как спросить про здоровье учителя

Анализ структуры общей заболеваемости по возрастным категориям (среди детей, подростков, взрослых) в Спб:

взрослые — более 38,5%.

Среди детей (0 -14) лет в структуре общей заболеваемости второе место занимают инфекционные заболевания, доля которых составляет 9,7%. У подростков и взрослого населения в Спб на 2 месте травмы и отравления (17% и 25%). Уровень общей заболеваемости среди всего населения Спб составляет в среднем около 50% на 1000 ( 0 — 14 — 1430% , 15-18 лет — 896,9% , взрослые — 455,7% ). Наиболее высокий уровень отмечается в Куйбышевском, Василеостровском, Калининском районах, а самый низкий в Зеленогорском и Петродворцовом районах.

Заболеваемость инфекционными болезнями изучается путем учета каждого случая инфекционной болезни или подозрения на инфекционное заболевание, на которое выдается учетный документ — экстренное извещение об инфекционном заболевании. Экстренное извещение направляется в течение 12 ч в центр госсанэпиднадзора и регестрируется в журнале инфекционных заболеваний. На основе записей в этом журнале составляется отчет о движении инфекционных заболеваний за каждый месяц, квартал, полугодие, год.

Единицей наблюдения при изучении инфекционной заболеваемости является случай инфекционной заболеваемости. Рассчитывается на 10000, 100000 человек. Изучение инфекционной заболеваемости включает выявление источника заражения, анализ сезонности, анализ эффективности противоэпидемических мероприятий. В РФ самая высокая заболеваемость приходится на группу ОРВИ, которые в структуре общей инфекционной заболеваемости составляет 87%. Заболеваемость гриппом на 100000 населения составляет 3721, острая инфекция верхних дыхательных путей 20. В последние годы используется вакцинация рекомендованная ВОЗ для массовой профилактики. Высокий уровень ОКИ. За последние годы более 1млн 100 тыс переболело дизентерией, брюшными тифами, сальмонелезом. Около 60% дети до 14 лет. Неблагоприятные районы по дизентерии: Корелия, Коми, Архангельская, Костромская, Пензеская области. Расчет уровня заболеваемости гепатитом, в том числе гепатитом В и С. Наблюдается нормализация обстановки по холере, в том числе и завозной. Заболеваемость корью увеличилась в 4 раза, коклюшем на 63%. Дифтерия имеет эпидемический характер в ряде регионов. В целом заболеваемость дифтерией увеличилась в 4 раза. Наиболее высокий уровень заболеваемости в СПб (более чем в 5 раз больше, чем по России).

Важнейшие неэпидемические заболевания: туберкулез, венерические заболевания, психические заболевания, микозы, злокачественные новообразования, сердечно-сосудистые заболевания.

Учетный документ — извещение о важнейших неэпидемических заболеваниях.

Единицей наблюдения — при этих заболеваниях является больной человек. Учет заболеваемости ведется в диспансерах.

Заболеваемость туберкулезом в России увеличилась на 25%, среди детей на 18%. Наибольший уровень заболеваемости отмечается в Коми, Дагестане, Волгоградской области, Москве. Такое положение связано с большой эмиграцией населения, со снижением качества питания, со снижением количества больных открытой формой туберкулеза.

Заболеваемость сифилисом в России увеличилась в 2,6 раза, гонореей на 37,4%. Увеличилась заболеваемость венерическими заболеваниями детей и подростков. Это происходит из-за негативных социальных явлений в обществе, отсутствии работы по нравственному воспитанию детей и подростков.

Заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности.

Единицей наблюдения является каждый случай временной нетрудоспособности.

Учетный документ — листок нетрудоспособности (имеет не только медико-статистическое, но и юридическое финансовое значение).

Перерасчет на 100 работающих.

1.Структура заболеваемости в случае.

2. Структура заболеваемости в календарных днях.

3. Число случаев на 100 работающих.

4.Число календарных дней на 100 работающих.

5. Средняя длительность одного случая заболевания.

Средний уровень по России:

80-120 случаев на 100 работающих

800-1200 календарных дней на 100 работающих.

Снижение заболеваемости в настоящее время. Отчетный документ — форма 16 ВН.

В последнее время для углубленной методики применяется методика углубленного анализа (не всех, а проработавших в учреждении не менее 1 года). Изучают все 5 показателей, но с учетом стажа, пола, профстажа и определяют группы риска.

Хирург 8 и более лет рабочего стажа, хирургическая сестра 1-3 года рабочего стажа.

При углубленном изучении групп риска:

1. Часто болеющие: 4 раза и более этиологически связанными заболеваниями и 6 раз и более этиологически не связанными заболеваниями.

2. Длительно болеющие: в календарном году 40 дней и более этиологически связанными и 60 дней и более этиологически не связанными заболеваниями.

3. Часто длительно болеющие: 4 раза и более в календарном году и 40 дней и более этилогически связанными заболеваниями, 6 раз и более и 60 дней и более этиологически не связанными заболеваниями.

При углубленном изучении вычисляется индекс здоровья — это процент лиц не разу не болевших в этом году ( в норме 50-60%). На всех производствах— карта полицевого учета. Центры оценки здоровья. Шифровка заболеваемости по этиологической форме 16 ВН.

10 Международный пересмотр классификации заболеваний — 21 класс заболеваний.В шифровке:

1. Сначала острые заболевания.

2. Предпочтение инфекционных над неинфекционными заболеваниями.

3. Предпочтение более тяжелым заболеваниям (дифтерия, корь).

4. Предпочтение случаев насильственной смерти перед ненасильственной.

Источник

Методы изучения общественного здоровья

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РБ

«Салаватский медицинский колледж»

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ

по учебной дисциплине

ОП. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение»

отделения «Сестринское дело»

Подготовила преподаватель дисциплины

«Общественное здоровье и здравоохранение»:

Г.

Содержание

Лекция № 1 Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»…………………………………….
Лекция № 2 Здоровье населения как экономическая категория…………………….
Лекция № 3 Заболеваемость населения………………………………………………….
Лекция № 4 Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению…………………………………………………………………….
Лекция № 5 Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям……………………………………………………………………….
Лекция № 6 Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению…………………………………………………………………….
Лекция № 7 Основы экономики здравоохранения………………………………………
Лекция № 8 Рыночные отношения в здравоохранении…………………………………
Лекция № 9 Медицинское страхование…………………………………………………..
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….
Читайте также:  Приказ минздрава россии по определению тяжести вреда здоровью

ЛЕКЦИЯ № 1

Введение

Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

План лекции:

1. Структура и содержание дисциплины.

2. История развития науки.

3. Цели и задачи дисциплины.

4. Методы изучения общественного здоровья.

5. Значение дисциплины в формирования компетенций у медицинских сестер.

За последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:

1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

2. расширены источники финансирования здравоохранения;

3. внедрено медицинское страхование;

4. проведена модернизация здравоохранения;

5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

6. разработана «Концепция развития здравоохранения до 2020 года».

В условиях реформирования в системе здравоохранения повышаются требования и к медицинским сестрам в части их готовности работать в условиях конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, Вам необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению. Без знания и понимания этих вопросов невозможно освоить целый ряд компетенций и стать конкурентоспособным специалистом.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Дисциплина, «Общественное здоровье и здравоохранение» к изучению которой приступаем и призвана дать ВАМ знания и умения необходимые медицинскому работнику для работы в сфере общественного здоровья по всем перечисленным вопросам.

Курс дисциплины состоит из 9 лекций и 9 практических занятий.

Курс дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заканчивается экзаменом.

Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучаетзакономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки

Первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена») считается период от эпохи Возрождения до 1850 г. В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.

Задачи науки:

1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

6. правовое регулирование здравоохранения;

7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

· Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

· Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

· Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

· Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Читайте также:  Здоровье человека это результат прежде всего развития медицины

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.

Методы изучения общественного здоровья

Для науки общественное здоровье и здравоохранение особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д.

Темами таких исследований могут быть:

· оценка состояния здоровья различных категорий граждан;

· анализ факторов влияющих на развитие того или иного заболевания;

· оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи;

· исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности;

· оценка эффективности существующей системы здравоохранения;

· разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.

Для проведения таких исследований Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.

1. Статистический метод позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения.

2. Метод экспертных оценок позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

3. Исторический метод – это описательный метод. Строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории.

4. Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5. Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.

6. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования.

Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально – гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.

7. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализпредставляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.

В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей – качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Если речь идет о социальной обусловленности здоровья, то подразумевается первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска.

В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие показатели:

1. Демографические показатели.

4. Физическое развитие.

Методику вычисления показателей общественного здоровья мы с Вами будем изучать на практических занятиях.

Таким образом, общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.

Изучение этой дисциплины позволит вам освоить целый ряд общих и специальных компетенций, необходимых для эффективной работы в системе здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что изучает как наука «Общественное здоровье и здравоохранение»?

2. Какие цели и задачи науки «Общественное здоровье и здравоохранение»?

3. Какие методы исследования используются для изучения общественного здоровья?

4. Какие показатели используют при изучении общественного здоровья населения?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 1 к практическому занятию № 1

Рекомендуемая литература:

§ Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

Источник

Adblock
detector