Общественное здоровье как фактор социального потенциала
Дата публикации: 09.10.2014 2014-10-09
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Бариева, А. А. Общественное здоровье как фактор социального потенциала / А. А. Бариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 559-560. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12912/ (дата обращения: 08.06.2021).
Проблема раскрытия содержания понятия “социальный потенциал”, анализа структуры, уровней, субъективных факторов и объективных условий его развития в отечественной науке имеет свою, давнюю историю. Отечественные традиции связаны, прежде всего, с рассмотрением социального потенциала как особого рода диалектической «тотальности» — целостной, многоуровневой и многокомпонентной системы и, соответственно, признанием сложности, комплексного характера рассматриваемой проблемы. Проблеме социального потенциала изначально присущ существенно междисциплинарный, интертеоретический характер, выражающийся в том, что она находится на “стыке” разных обществоведческих дисциплин, прежде всего, таких как социология и экономика [1, с.36].
Поэтому принимаемая в отечественной литературе стратегия — методология исследования — состоит в первоначальной формулировке предельно общих, социально-философских, позиций для того, чтобы исследовать проблему с максимальной полнотой и ничего из поля зрения исследователя не упустить — в особенности сложные и часто неявные связи и отношения между различными уровнями и компонентами социального потенциала. Затем, после уточнения концептуальных основ, по мере перехода к более специальным, конкретным областям используемый понятийный аппарат может постепенно конкретизироваться, нисходя до уровня эмпирических понятий. Именно такой подход, т.н. «восхождение от абстрактного к конкретному», когда «конкретное потому конкретно, что является единством многих определений» (Г.В. Ф. Гегель), позволяет в максимальной степени учесть междисциплинарный характер рассматриваемой проблемы и не растерять связей и отношений между факторами и предметными областями исследуемого объекта.
В соответствии с отечественной традицией, в основу теоретико-социологического анализа категории «cоциальный потенциал» должен быть положен деятельностный подход [3, с. 472]. Последний активно разрабатывался не только в отечественной, но также и в зарубежной социологической теории. Об этом свидетельствует как определение исходной категории «социальное действие» Максом Вебером, так и развитие такой влиятельной парадигмы западной социологии ХХ века как «структурный функционализм» Т. Парсонса и Р. Мертона с его «теорией социального действия».
Как в отечественной литературе, так и за рубежом деятельностный подход исходит из придания социально-философской категории «деятельность» статуса «объяснительного принципа», т. е. придания ей структурно развернутого выражения через категории «цель», «средство» и «результат». Согласно деятельностному подходу, в целостности, «тотальности», образованной тесной связью между сущностью и явлением, цель «пронизывает» собой каждый элемент, данный нам в настоящий момент. Цель не отделена от средств, которые она структурирует, поскольку и она, со своей стороны, постоянно структурируется ими. Как на уровне деятельности-объекта, так и на уровне познавательного субъекта цель и средства ее достижения образуют единство, неразрывную тотальность, структурированную по отношению к множественному субъекту.
Хорошо известно, что активность человека выполняет две основные, и во многих отношениях альтернативные, функции. А именно:
1) преобразуя мир, она служит средством удовлетворения основных потребностей человека;
2) она же является средством выражения самой личности. Поэтому первую из указанных функций выполняет деятельность, а вторую — само поведение человека, понимаемое в узком смысле этого слова. Для рассматриваемого нами деятельностного подхода характерно рассмотрение деятельности и поведения не как отдельных актов, а в качестве двух дополнительных аспектов, «моментов» единой социальной активности человека. Последняя поэтому не может быть выявлена как некоторая активность «в себе», но лишь «через» деятельность и поведение
Соответственно, согласно «деятельностной» картине социальной реальности, человеческое сознание производно как от человеческой деятельности, так и от социальных взаимосвязей, возникающих в ее результате.
Кроме деятельностного, для выявления структуры социального потенциала необходимо применять также и системный подход. Применение системного подхода исходит из утверждения, согласно которому компоненты социального потенциала, как факторы социальной активности, должны образовывать систему, т. е. некоторую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих ее элементов. Более того, именно системный подход требует рассматривать социальный потенциал как сложную — многоуровневую и многокомпонентную — систему.
Поэтому социальный потенциал региона обычно трактуется, в рамках отечественной традиции, как система элементов, непосредственно определяющих социальную активность населения данного региона и детерминирующих возможности получения его населением социально-значимых результатов в основных сферах социума — трудовой, социально-политической и духовной.
Те или иные факторы социальной активности обычно относят к компонентам социального потенциала — в зависимости от того, приводит ли их воздействие на социальную активность к получению социально-значимого результата, или нет. В силу того, что последний носит конкретно-исторический характер, сам социальный потенциал также может и должен изменяться от одной эпохи к другой.
Выделить факторы, оказывающие доминирующее воздействие на социальный потенциал, в общем случае, раз и навсегда, однозначным и бесспорным образом нельзя. Но деятельностный подход с его акцентом на решающей роли субъективной человеческой практической деятельности свидетельствует о том, что выделение этих доминирующих факторов конкретно — исторично и зависит от практических проблем, в решении которых задействован исследователь.
В конечном счете, рассматриваемый через призму деятельностного подхода, социальный потенциал — это интегральная характеристика нереализованных (пока еще) разнообразных возможностей изменений социальной действительности. В силу того, что активность человека проявляется в двух основных аспектах — деятельности и поведении — обычно в отечественной литературе выделяют, по меньшей мере, два элемента социального потенциала. Первый из них относится к деятельности, а второй — к поведению.
Первый элемент социального потенциала описывает факторы и условия социальной активности, находящие свое выражение в деятельности, а второй — факторы активности, связанной с поведением человека. Поэтому первая часть социального потенциала описывает объективно существующую данность, которая уже обнаружена как реализующаяся в деятельности, как совокупность человеческих способностей, которая уже имеется в наличии.
При этом вторая часть характеризует те человеческие способности, которых еще нет, но которые с весьма большой долей вероятности могут появиться [2, с. 20].
Первую часть принято называть наличным социальным потенциалом, а вторую — перспективным. Все части социального потенциала, как факторы социальной активности, образуют определенные подсистемы, т. е. составляют некоторые целостности, свойства которых не сводятся к свойствам образующих их элементов.
Социальная активность охватывает все основные сферы социального бытия — труд, общественно-политическую деятельность и духовное производство. Поэтому, в зависимости от сферы реализации социальной активности, социальные потенциалы подразделяются на три идеальных типа — трудовой, общественно-политический и духовный. Это означает, что в «чистом» виде эти потенциалы существуют лишь в абстракции. В реальности, «на самом деле», в реальном социальном потенциале все они присутствуют лишь как его «моменты» и могут быть отнесены к тому или иному идеальному типу лишь, в конечном счете, к тому моменту, который является в данной ситуации преобладающим.
Социальный потенциал является характеристикой возможностей социальных ресурсов в удовлетворении определенных общественных потребностей. Например, необходимо различать понятия «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы»: трудовые ресурсы — носители трудового потенциала. Трудовой потенциал — это характеристика возможностей трудовых ресурсов в удовлетворении общественных потребностей.
Аналогично, в контексте социального потенциала общественное здоровье приобретает черты «потенциала здоровья». Поэтому в этом контексте необходимо различать понятия «потенциал здоровья» и «ресурсы здоровья», которые являются носителями потенциала здоровья. Потенциал здоровья — это характеристика возможностей членов данного социума удовлетворять свои потребности в сохранении и приумножении физического и духовного здоровья. Потенциал здоровья — это характеристика возможностей удовлетворения естественных человеческих потребностей в здоровье и в достижении соответствующего качества здорового образа жизни. Последний характеризуется прежде всего стилем человеческого поведения и такими его компонентами как ценности, нормы и образцы поведения.
1. Кушбоков А. К. Социальные проблемы формирования трудового потенциала предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дисс. канд. социол. наук.- Спб.,1993.
2. Нугаев М. А., Нугаев Р. М. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования // Научные труды ИСЭПН АНТ, том 1. — Казань, 1995.
3. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Изд-во института социологии РАН, 1998. — С. 472–495.
Источник
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ
Согласно биопсихосоциальной концепции, человек — существо биологическое, психологическое и социальное. Его биологические функции неразрывно связаны с внешними социальными процессами. Социальные условия определяют развитие, формирование и функционирование человека как личности, могут способствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.
К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:
— экономические (жизненный уровень населения, переход от
одной экономической структуры к другой);
— политические (приоритеты государственной политики, из
менения в структуре системы управления, международные отно
шения);
-демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населении региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);
— научно-технические (изменения в степени сложности и про
дуктивности производственных процессов, связанные с этим пе
ремены в уровне профессиональной подготовки кадров, в харак
тере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);
-образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.
В самом определении категории «здоровье» заложена социальная составляющая. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни.
Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и социальном плане жизнь. Качество жизни определяется восприятием
индивидом своей позиции в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которой он живет, а также отношением общества к целям, ожиданиям, стандартам и заботам каждого индивида. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жизни служат:
— физическое и психическое функционирование, материальная жизнь (доход, жилье и т.д.);
— социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на будущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);
-уровень независимости, окружающая среда. К факторам, существенным образом оказывающим влияние на качество жизни и здоровье, могут быть отнесены:
1) появление в рамках данного общества новых запросов в области технологий, требующих от индивида новых умений и навыков;
2) воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие мировоззрению, свойственному индивиду в силу его воспитания и образования;
3) экологическая обстановка среды жизнеобитания, условия
труда, которые сказываются как на индивиде, так и на его потомстве;
4) влияние вертикальной социальной динамики, активно пропагандируемой и поощряемой социумом;
5) миграция и связанное с ней ослабление влияния традиционной системы поддержки со стороны семьи;
6) возрастание частоты и роли межличностных, межэтнических и межконфессиональных контактов;
7) различные факторы международного характера (экономические, экологические, угроза миру и личной безопасности, терроризм и др.).
Все эти факторы оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены.
Мощным стрессогенным воздействием обладают следующие жизненные события: потеря близких людей; физическое или психическое насилие; собственное тяжелое, инвалидизирующее заболевание или угрожающее жизни заболевание близких; угроза потери работы и собственно безработица; производственные и семейные конфликты; природные и техногенные катастрофы.
Не все люди одинаково реагируют на стресс или другой патогенный для здоровья фактор. Выделяют категории лиц, у которых риск развития заболевания в силу биологических, психологиче-
ских или социальных причин повышен по сравнению с большинством других людей. К биологическим факторам риска для здоровья человека относят избыточную массу тела, гиподинамию, нерациональное питание, психическое или физическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение и т.д. К группам повышенного риска для здоровья относятся следующие социальные категории населения:
— лица, пережившие смерть близкого .человека, разрушение
семьи;
— дети из неблагополучных семей, отверженные родителями;
— жертвы физического, психического или сексуального насилия;
— родственники людей, имеющих тяжелое хроническое сома
тическое или психическое заболевание;
— бездомные, безработные, очень бедные;
— лица, находящиеся в учреждениях закрытого типа (интерна
тах, тюрьмах и т.д.).
Эти лица нуждаются в особом внимании со стороны специалистов медико-социальных служб и в профилактических мерах по предупреждению нарушений здоровья.
Для оценки здоровья нации пользуются понятием «общественное здоровье». Общественное здоровье характеризуется уровнем здоровья популяции, распространенностью в ней заболеваний, особенно социальных (инфекционных, психических, алкоголизма и наркомании, умственной неполноценности), суицидов. Одним из показателей общественного здоровья служит нетрудоспособность (временная и постоянная, т.е. инвалидность): Демографические показатели — ожидаемая средняя продолжительность жизни, структура смертности, младенческая смертность, естественный прирост и другие — также характеризуют состояние общественного здоровья.
Многочисленными научными исследованиями по программе ВОЗ было установлено, что состояние общественного здоровья на 50 % определяется образом жизни, на 20 % — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и на 10 % — уровнем развития здравоохранения.
Отношение к здоровью в обществе определяется исторически и сложившимися культурными стереотипами. Например, в настоящее время в США формируется почти культовое отношение к здоровью: ведется активная борьба с курением, пропагандируются физическое воспитание, занятия спортом, рациональное сбалансированное питание. При оформлении медицинской страховки обязательно учитывается соответствие веса тела возрасту и росту. Это дало свои положительные результаты. Так, число долгожителей за последние годы увеличилось на 800 %, резко уменьшилась заболеваемость болезнями сердечно-сосудистой системы.
В России в сложившейся социально-экономической ситуации у материально хорошо обеспеченных людей возможностей заботиться о своем здоровье гораздо больше, чем у других слоев населения. Как показывает статистика, средняя российская семья тратит на медицинские нужды 16 % своего дохода, а состоятельные лица — только 11 %. Богатые люди имеют больше возможностей заниматься физической культурой, активно отдыхать, хорошо питаться, а при нарушениях здоровья — получить необходимую ди-агностико-лечебную помощь. Задача государства — повысить благосостояние населения и обеспечить возможность для большинства граждан заботиться о своем здоровье.
Здоровье населения относится к наиболее значимым социальным ценностям как для отдельного индивида, так и для всего общества и государства.
Отношение государства к здоровью нации определяется проводимой социальной политикой. Ее показателями могут служить экологическая обстановка, соблюдение международных стандартов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве, соблюдение законодательства в отношении здоровья граждан, доступность и качество медицинской и социально-реабилитационной помощи.
В России на стационарную помощь приходится от 60 до 80% расходов на здравоохранение. Между тем исследования показали, что 30—50% пациентов могли бы лечиться в амбулаторной сети. В системе социальной защиты населения на 1 января 2003 г. функционировало 1354 стационарных учреждения, которые располагали 200,9 тыс. мест, в том числе для психохроников — на 13100 мест, для умственно отсталых — на 31200, для лиц с физическими дефектами — на 900, реабилитационных центров — на 3700 мест. Число специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в структуре внестационарных форм социального обслуживания составило 1524.
Основная тенденция в реформировании медицинской и социально-медицинской помощи заключается в сокращении стационарных коек и развитии сети внебольничных учреждений, учреждений социально-медицинской и реабилитационной помощи. Другим приоритетом становятся профилактика заболеваний, предупреждение инвалидизации и поддержание здорового образа жизни.
Изучением состояния здоровья населения занимается наука эпидемиология. Эпидемиология пользуется понятиями, определяющими количественные критерии здоровья или, вернее, нездоровья. Основные из них — заболеваемость, болезненность и инвалидность. Количественные показатели состояния и динамики здоровья населения изучаются и отражаются медицинской статистикой. На основании официальных статистических данных, получаемых в виде от-
четов различных государственных учреждений, результатов социологических исследований, проводится анализ состояния общественного здоровья и строится краткосрочный и долгосрочный прогноз.
Заболеваемость отражает число новых случаев болезни, возникающих в определенной социальной группе или у населения в целом за единицу времени, чаще всего — за год. Показатель заболеваемости выражается числом таких случаев на 100, 1000 (более приемлемо), 10 тыс. или 100 тыс. населения. Структура заболеваемости определяется экстенсивными показателями, указывающими, какую долю составляет одно заболевание или группа заболеваний в их общем числе, принятом за 100. Уровень заболеваемости и ее структура различны в разных возрастно-половых, профессиональных и других группах населения.
Болезненность, или распространенность заболевания, — это число больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в*впре-деленной популяции в данное время. Как и показатель заболеваемости, показатель болезненности рассчитывается на 100, 1000, 10 тыс., 100 тыс. населения. Иногда используется процентное исчисление. Чем больше среди населения индивидов с показателями здоровья, близкими к норме, тем лучше параметры популяци-онного здоровья.
Один из важных показателей состояния здоровья населения — инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистическими данными об общем числе инвалидов среди населения и числе больных с впервые в данном году установленной инвалидностью (первичной инвалидностью). Первичная инвалидность дает представление о динамике выхода на инвалидность. Большое значение имеет изучение причин инвалидности. По уровню и структуре причин инвалидности выявляют потребность населения в различных видах медицинской помощи, определяют размеры общественной и государственной помощи, льгот в труде, материального обеспечения.
Статистика инвалидности находится в ведении органов социального обеспечения и составляется на основе заключений и отчетов бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Масштаб инвалидности зависит от множества факторов:
— состояния здоровья нации (в том числе состояния генофонда);
— повышенного травматизма (бытового, транспортного, про
изводственного) и неадекватного выхода из последствий травм;
— несвоевременного биологического постарения населения;
— развития системы здравоохранения;
-социально-экономического развития, влияющего на качество
— состояния экологии, исторического фона;
— роста социальной агрессивности общества, политических при
чин, в частности участия страны в войнах и военных конфликтах.
С точки зрения статистики инвалидом считается человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в бюро МСЭ или в лечебных учреждениях силовых министерств.
Статистический показатель инвалидности зависит не только от здоровья нации и многих социальных факторов, но и от методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. Например, на динамику инвалидности влияют конъ-юнктурно-мотивационные факторы: расширение льготного обеспечения для инвалидов способствует увеличению обращаемости граждан в бюро МСЭ с целью установления группы инвалидности. Социально-экономические изменения, такие, как рост безработицы, падение уровня жизни, миграционные процессы, стимулируют рост потребности населения в дополнительной социальной защите, которую дает статус инвалида.
Поэтому статистические данные не отражают истинной картины состояния здоровья и инвалидизации населения и не позволяют дать точную аналитическую оценку динамики инвалидности. В то же время, несмотря на неизбежные погрешности в статистической отчетности, эпидемиологические и статистические данные могут служить основой для определения государственной политики в развитии системы охраны здоровья, которая должна включать не только компоненты медицинской службы, но и все виды социальной помощи.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.В чем заключается психобиосоциальная сущность человека?
2. Дайте определение понятиям «здоровье индивидуальное» и «здоровье общественное».
3. Дайте определение основным категориям здоровья и их показателям (заболеваемости, болезненности, инвалидности).
Литература
1. Авдеева Н. Н., Ашмарин И. К, Степенова Г. Б. Здоровье как ценность и
предмет научного знания // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 68 — 75.
2. Какорина Е. П. Здоровье — основная жизненная ценность // Мир
психологии. — 2000. — № 1. — С. 75 — 82.
3. Матрос Л. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. — Новосибирск, 1992.
4. Методологические и социальные проблемы медицины / Под ред.
Е.П.Михайловой. — М., 1993.
5. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 12 — 31.
6. Сидоров П. И. Система социальной защиты общественного здоровья //
Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы: Материалы российско-шведского семинара. Москва, 3 — 6 марта 1991 г. — М., 1992.
7. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. — М., 1990.
8. Хохлов Л. К., Турлаев В. Г., Мельников В. Ф. Некоторые современные
социокультуральные влияния и психическое здоровье населения // Но
вости медицины и фармации. — 1994. — № 4. — С. 40 — 43.
9. Щепин О. П., Каткова И.П., Чичерин Л. П. и др. Концептуальные и
методические подходы к организации медико-социальной помощи на
селению // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. — М., 1993.
10. Юдин Б. Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. —
2000. — № 1. —С. 54—68.
Источник