Функции ЦОЗ НИИОЗММ ДЗМ
Руководитель Городского центра ОЗ
Центр общественного здоровья и медицинской профилактики города Москвы выполняет следующие функции:
- разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни (далее – укрепление общественного здоровья);
- разработка и реализация в соответствии с компетенцией региональных программ укрепления общественного здоровья, содержащих мероприятия по формированию здорового образа жизни;
- участие в разработке и мониторинге реализации муниципальных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья в соответствии с компетенцией;
- организация в соответствии с компетенцией межведомственного взаимодействия на региональном, муниципальном уровне по вопросам общественного здоровья;
- мониторинг и анализ грамотности населения по вопросам общественного здоровья, включая оценку информированности относительно риска неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровне, а также оценка мотивированности населения к ведению здорового образа жизни в соответствии с компетенцией;
- проведение социологических исследований по вопросам общественного здоровья;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на повышение ответственности работодателей за здоровье работников, через систему экономических и иных стимулов, а также рекомендаций по разработке корпоративных программ по укреплению здоровья;
- выявление и тиражирование лучших муниципальных программ общественного здоровья;
- разработка и реализация мероприятий в соответствии с компетенцией, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи, в городе Москве;
- подготовка предложений по созданию на региональном и муниципальном уровнях условий, обеспечивающих возможность ведения здорового образа жизни, систематического занятия физической культурой и спортом;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (общественного здоровья);
- разработка и проведение коммуникационных кампаний в соответствии с компетенцией, направленных на повышение ответственности граждан за свое здоровье, осознание ценности человеческой жизни и здоровья, формирование культуры здоровья в различных возрастных и социальных группах;
- разработка проектов нормативных правовых актов города Москвы, направленных на повышение защищенности граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, а также сокращения бремени заболеваний и социальных последствий, связанных с потреблением (распитием) алкогольной продукции;
- разработка, реализация и оценка эффективности региональных программ в соответствии с компетенцией по популяризации рационального питания, ликвидации микронутриентной недостаточности, прежде всего дефицита йода, увеличению потребления овощей и фруктов, пищевых волокон, рыбы и морепродуктов, снижению избыточного потребления гражданами соли, сахара, насыщенных жиров;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер в соответствии с компетенцией по повышению доступности медицинской помощи при табачной зависимости и алкоголизме;
- разработка программ в соответствии с компетенцией, направленных на повышение числа лиц, контролирующих артериальное давление, в целях профилактики осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе с использованием медицинских изделий с функцией дистанционной передачи данных;
- организация и проведение мероприятий в соответствии с компетенцией по повышению уровня знаний медицинских работников, сотрудников образовательных организаций, организаций культуры, организаций физической культуры и спорта, средств массовой информации, иных организаций по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;
- подготовка в соответствии с компетенцией и тиражирование информационных материалов для взрослого населения по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний, формирования здорового образа жизни, а также по правилам оказания первой помощи при жизнеугрожающих заболеваниях и состояниях;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам общественного здоровья;
- организация и участие в соответствии с компетенцией в проведении массовых мероприятий, акций, круглых столов, научно-практических конференций по вопросам укрепления общественного здоровья;
- ведение медицинской документации в соответствии с компетенцией;
- представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с компетенцией;
- участие в проведении прикладных и фундаментальных научных исследований в области общественного здоровья;
- взаимодействие с некоммерческими организациями, включая волонтерские организации, в целях реализации региональных, муниципальных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья.
Новости Центра
Онлайн-сессия НИИОЗММ ДЗМ на Европейской неделе общественного здоровья: видеоитоги
19 мая в рамках Европейской недели общественного здоровья (EUPHW) на цифровой платформе НИИОЗММ ДЗМ состоялась онлайн-сессия, посвященная влиянию пандемии COVID-19 на укрепление общественного здоровья в мегаполисах, в частности, в Москве
Пандемия и здравоохранение: опыт Москвы представлен на Европейской неделе общественного здоровья
НИИОЗММ ДЗМ провел онлайн-сессию в рамках EUPHW, посвященную влиянию пандемии COVID-19 на укрепление общественного здоровья в мегаполисах
Сотрудники НИИОЗММ ДЗМ приняли участие в заседании круглого стола «Здоровье для всех в XXI столетии»
Мероприятие прошло в рамках Европейской недели общественного здоровья
Источник
Основные функции управления в здравоохранении
Управление является очень многогранным и системным видом человеческой деятельности, что и определяет наличие в нем многих функций.
Основными функциями управления в здравоохранении являются:
• контроль и учет.
Эти функции в совокупности составляют управленческий цикл и определяют конкретные задачи руководителя, специалиста на всех этапах выработки, принятия и реализации управленческого решения.
Некоторые из этих функций (организация, координация, мотивация, контроль и учет) мы разберем в этой лекции. Другие (прогнозирование, планирование, маркетинг, стандартизация) станут предметом рассмотрения на других лекциях.
Организация.Термин «организация» имеет в управлении двоякий смысл. С одной стороны, это некий субъект права, юридическое лицо, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей. С другой стороны, «организация» как функция управления — это процесс по формированию структуры организации, обеспечению ее деятельности финансовыми, материально-техническими, трудовыми, информационными и другими ресурсами, созданию оптимальных социально-психологических условий, правовой базы, т. е. созданию необходимых условий для достижения поставленных целей. Основной показатель высокой организации управления — ее быстрая реакция на изменение окружающей среды, особая чувствительность к достижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.
Управленческая деятельность человека во многом зависит от ее организационных начал. Самое взвешенное управленческое решение останется всего лишь пожеланием, если не будет организовано его исполнение. В общем плане задачу организации управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода системы (объекта) управления из имеющегося состояния в желаемое. Таким образом, главной задачей организации управления является определение способов и механизмов достижения, с наименьшими затратами и в минимальные сроки, запланированных в процессе реализации управленческого решения результатов.
Координация— функция управления, которая обеспечивает согласованность действий всех участников процесса управления, согласование локальных целей и задач с глобальной целью, в результате чего достигается бесперебойность и непрерывность в реализации управленческого решения.
Таким образом, основная задача координации в управлении здравоохранением — это достижение согласованности в работе всех звеньев системы или отдельных организаций здравоохранения путем установления коммуникаций между ними. Различают три аспекта коммуникации: технический, семантический и прагматический. Технический аспект определяет способы передачи информации (бумажные, электронные носители информации, аудио- и видеозаписи и др.); семантический аспект коммуникации отражает факт передачи и приема информации, включая ее понимание пользователем; прагматический — учитывает влияние этой информации на дальнейший процесс реализации управленческого решения. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между объектами и субъектами управления (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях), осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство организационно-методических подходов в реализации всех функций управления.
Мотивация— комплекс мер по стимулированию деятельности индивида или коллектива, направленный на достижение в процессе управления индивидуальных или общих для организации целей. При всей простоте и ясности этого определения теория и практика мотивации непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум времени, физических и духовных сил, делать ее качественно, очень сложны и многообразны.
Существует множество теорий, являющихся базовыми для формирования мотивации в коллективах. Приведем некоторые из этих теорий:
• теория человеческих отношений;
• теория человеческих ресурсов.
При этом ни одну их них нельзя считать универсальной. Скорее, синтез и сочетание отдельных элементов каждой из них позволяет учитывать многообразную палитру характерологических особенностей работающих в коллективе.
Классическая теория.Труд большинству работников не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, сколько они зарабатывают. При этом главная задача руководителя — разложить задачи на более легкоусвояемые, простые и повторяющиеся операции, обеспечить строгий контроль за работой подчиненных.
Теория человеческих отношений.Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть максимально интегрированными в трудовую деятельность и признанными. Это является для них, в процессе побуждения и мотивации труда, более важным, чем деньги. В такой ситуации руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенного личного контроля в процессе трудовой деятельности. Факт обмена информацией и вовлечение подчиненных в процесс выработки управленческих решений позволяет руководителю удовлетворить основные потребности коллег по взаимодействию и в чувстве собственной значимости.
Теория человеческих ресурсов.Труд большинству работников приносит удовлетворение. Большинство из них способны к самостоятельности, творчеству, ответственности, личному контролю, а также возможности реализовать себя на более высокой ступеньке должностной лестницы, чем та, которую они занимают. В таких случаях главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности. Он должен способствовать максимальному вовлечению своих подчиненных в решение важнейших проблем организации, системы здравоохранения в целом, постоянно расширяя их самостоятельность и самоконтроль.
Если руководитель не знает потребностей своих подчиненных, то его попытка обеспечить мотивацию деятельности а priori обречена на провал. При этом важно знать, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетания, причем приоритеты потребностей могут меняться, что убедительно обосновал в своей концепции определения иерархических уровней потребностей человека известный американский психолог А. Маслоу
Контроль иучет. Процесс управления протекает в условиях постоянно меняющейся ситуации и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются ли в корректировке управленческие решения? На эти и другие вопросы дает ответ система контроля как одна из важнейших функций управления. Эффективно организованный контроль ориентирован, прежде всего, на решение стратегических задач, на конечные результаты работы.
Современная теория управления выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласными объективным.С другой стороны, контроль, если говорить о его психологических аспектах, не должен только выполнять карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к работнику, инструментом мотивации его трудовой деятельности. И, наконец, контроль должен быть экономически целесообразным.
Контроль — важнейший элемент процесса управления. Ни одну из функций управления (планирование, нормирование, организацию, стандартизацию, мотивацию) нельзя рассматривать в отрыве от контроля. В теории и практике управления действует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль.Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил и процедур. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Человеческие ресурсы. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа деловых качеств, профессиональных знаний и навыков для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных кадров. Для этого разрабатываются образовательные стандарты и квалификационные характеристики.
Материальные ресурсы. Контроль осуществляется путем сопоставления фактических характеристик лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, продуктов лечебного питания и др. с установленными стандартами.
Финансовые ресурсы. Методика организации и проведения финансового контроля рассмотрена в лекции по финансированию.
Текущий контроль.Как следует из названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе процесса управления в здравоохранении. Чаще всего его объектом является медицинский персонал, а также результаты оказания различных видов медицинской помощи. Налаженная система текущего контроля, обсуждение возникающих проблем позволяют исключить значительные отклонения в качестве оказываемой населению медицинской помощи. Текущий контроль, как правило, не проводится одновременно с выполнением самой работы. Скорее, он базируется на сопоставлении полученных фактических результатов с установленными стандартами после оказания тех или иных видов медицинской помощи или услуг. Для осуществления текущего контроля субъекту управления необходима обратная связь с управляемым объектом. Система обратной связи позволяет руководителю органа управления или организации здравоохранения вовремя выявлять непредвиденные проблемы или отклонения от заданных стандартов или ожидаемых результатов, внося своевременные коррективы и обеспечивая, таким образом, решение постав ленных задач и достижение намеченных целей. Одной из эффективных форм текущего контроля в управлении системой здравоохранения на федеральном уровне или уровне субъекта РФ является система мониторинга территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Заключительный контроль.Хотя заключительный контроль осуществляется после реализации управленческого решения, когда, казалось бы, поздно, чтобы отреагировать на появившуюся проблему, тем не менее он имеет две существенно важные функции: одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководителю информацию, необходимую для процесса управления, в случае если аналогичные управленческие решения предполагается реализовать в будущем. Сравнивая фактически полученные и ожидаемые результаты, руководитель имеет возможность оценить, насколько реалистичны были разработанные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникающих проблемах и сформулировать новые решения, чтобы разрешить эти проблемы в будущем.
Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководитель органа управления или организации здравоохранения связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то очевидно, что фактически достигнутые результаты надо измерять точно и объективно.
7. Виды управленческих решений
Управленческое решение— это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определении цели действий и содержащий программу достижения цели.
Это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического и медико-социального обоснования и выбора единственного из множества вариантов решения для достижения поставленной цели.
Управленческое решение принимается полномочным руководителем (лицом, ответственным за принятие управленческого решения) в пределах предоставленных ему полномочий, с учетом действующего законодательства. Управленческие решения классифицируются по различным признакам:
• по времени реализации решения (стратегические, тактические, оперативные, рутинные);
• по степени участия коллектива, отдельных специалистов (индивидуальные, коллегиальные);
• по содержанию управленческого процесса (медико-организационные, административно-хозяйственные, санитарно-профилактические и др.);
• учитывающие стиль и характерологические особенности руководителя (интуитивные, основанные на суждениях, уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные и др.).
Остановимся подробнее на решениях, учитывающих стиль управления и характерологические особенности руководителя. Практика показывает, что именно эти обстоятельства (характеристики) зачастую оказывают решающее значение в принятии того или иного решения, а следовательно, во многом определяют его последствия.
Интуитивные решения.При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правильный, не следуя какой-либо логике.
Здесь присутствует своего рода озарение. Несмотря на то что с опытом интуиция обостряется, руководитель, который ориентируется только на нее, становится заложником случайностей, с разными, во всевозможных ситуациях, шансами на правильный выбор. Однако в совершенно незнакомой, экстремальной ситуации, требующей принятия оперативных решений, интуиция может оказаться верным и единственным средством выхода из создавшегося положения.
Решения, основанные на суждениях.Во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что, на первый взгляд, в них слабо просматривается логика. В основе их лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Используя этот опыт, с поправкой на текущие обстоятельства, руководитель выбирает тот вариант решения, который принес наибольший результат в аналогичной ситуации в прошлом. В стабильно работающих системах и организациях, когда ситуации имеют тенденцию к частым повторениям, принятие решений на основе суждений, безусловно, полезно и является основой для выработки запрограммированных решений. В то же время слабость этого подхода состоит в том, что суждения нельзя соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стереотипно стремится действовать преимущественно в направлениях хорошо ему известных, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в другие области, упуская, таким образом, дополнительные возможности.
Уравновешенные решения— принимают руководители, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Как правило, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения— принимаются эмоционально, без должного обоснования и проверки, что называется «с наскока». Эти решения часто оказываются недостаточно верными и результативными.
Инертные решения— становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях отсутствуют современность, оригинальность, новаторство.
Рискованные решения— связаны с принятой руководителем ответственностью за реализацию разработанного управленческого решения без полной уверенности (гарантии) в положительном конечном результате. Такие решения оправданы, когда руководитель обладает специальными качествами: инициативностью, смелостью, большой компетентностью — и принимает решение на основе глубокого анализа ситуации. При этом он не упускает возможности оценить степень риска принимаемого решения с помощью специальных методов математической статистики и теории вероятностей.
Осторожные решения— характеризуются тщательностью оценки руководителем всех альтернативных вариантов решения, очень критичным подходом к делу, исключением какого бы то ни было риска. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник